А почему Вы думаете, что Церковь, получившая в итоге из этих же школьников/студентов "воинствующих безбожников" - уверенно и непременно наступит на те же самые грабли?У нас, знаете ли, и Церковь нынче малость не та, без обер-прокурора над Синодом, и государство - как бы другое, и, что самое интересное, другие времена и другие люди... в том числе и в Церкви!
![]()
Если бы свои "услуги" государству предлагали люди вроде Диомида иже с ним - можно было бы говорить о "православии из-под палки" всерьез. Я, знаете ли, хоть и верующий, и православный, но как-то не горю желанием ходить к Богу строем. Поскольку считаю это глубоко неправильным. Что интересно - и очень многие мои знакомые, и православные, и даже священники - считают точно так же. Не фанатеют насчет того, что "если ты не православный - значит, ты не русский" (хотя и такая точка зрения тоже есть, чего уж... но не она в нынешнее время побеждает и укрепляется в Церкви, и избрание Кирилла - отнюдь не лишнее тому подтверждение), а скорее наоборот, считают, что "много званных, но мало избранных". Человек не может считаться верующим и православным только потому, что пришел/загнали в церковь и получил/выдали справку об этом событии - это должно быть сознательное, именно осознанное "движение души". "Агитировать" за такое движение - не только можно, но и нужно. Но выбор человек должен сделать сам.
В нашей Саратовской епархии уже был, к сожалению, печальный опыт "формализма" в церковных делах. После покойного владыки Пимена, который "поднимал" местную церковь в конце 80-х - начале 90-х и при котором в храмы пришло очень много молодых (и не очень) образованных людей - епархию возглавил человек (называть не буду, Господь ему уже судья...), при котором отношение к людям стало именно формальным. Очень во многом. Все было "по букве" Закона Божия (дореволюционного издания), но в итоге молодежь (причем именно что "духовно беспокойная", неравнодушная) пошла к католикам (у которых "индивидуальный подход" и приходская работа очень нехило поставлены, есть чему поучиться, да и денег на миссионерство не жалеют...) и в самые различные секты - от "богородичников" до сатанистов. И когда я напрямую спросил секретаря епархии (он же - преподаватель сектоведения в местной семинарии, мы с ним и с местной "милицией нравов" по этой теме малость работали - точнее, пытались...
): "Ну хорошо, сейчас у нас бабульки церковь наполняют, но молодежь-то уходит - что будет, когда бабульки вымрут?!" - он спокойно ответил: "Будут другие бабульки..." Вот такой спокойный расчет - мол, никуда не денемся, Русь как была, так и будет вечно Православной, все равно "по традции" на Пасху куличи потащат освящать и свечки ставить не в костел.
Ан оказалось - и в костел тоже. И не в один. И не только туда. В городе появился мормонский "молельный дом", проходил региональный съезд "Свидетелей Иеговы", муниты по центральным улицам буквально стаями прогуливались, всякие "церкви" и "христианские клубы" от западных протестантов чувствовали себя как дома.
Пока не пришел достаточно молодой и энергичный епископ Лонгин. Кстати, "ставленник" именно Кирилла.Одно из первых его дел на новом посту - начал выступать с лекциями в вузах города. И не только сам - того же Кураева пригласил: при всей неоднозначности - человек как лектор, как проповедник весьма талантливый и хорошо приспосабливающийся к аудитории и "текущему моменту". В городе начала реально работать (а не числится при семинарии) православная молодежная организация. Появился свой антисектантский "кружок", занявшийся реальным делом - от надписей на заборах
до пикетирования строительства второго (!) мормонского "молельного дома" в центре города и подачи встречных судебных исков против сект, которые обвиняли Церковь в "неполиткорректности"...
В общем, ситуация поменялась достаточно значительно и в лучшую сторону.
Причем не "официозным", а исключительно миссионерским путем. Поскольку умные люди в Церкви прекрасно понимают, что Русь нынче все-таки не "автоматически" православная, и "сама по себе" такой не станет - скорее уж перестанет быть. И государственное "давление" будет скорее во вред - прежде всего самой же Церкви. Надо вести "внутреннюю" миссионерскую работу, работать в России не хуже, чем в других странах, где людей приходится убеждать пойти именно в православный храм.
Между прочим, необходимость миссионерской деятельности внутри России - это первая проблема, на которую обратил внимание Кирилл в своей речи после интронизации, первое, чем он занялся как Патриарх.![]()