Мнение: Закройте шлюзы
Сегодня, 11:02
Корреспондент.net

Фото предоставлено автором
Мы сломали плотину, которая защищала нынешнее поколение от потоков грязи. Теперь культурные помои обрушиваются на молодежь бурной рекой, пишет российский журналист Родион Тунинский в своей колонке, которую публикует в свежем номере журнал Корреспондент.Все свое детство я провел за кулисами Большого театра (мой отец проработал там более 35 лет). Наизусть знал весь репертуар того времени. Даже учился в хореографическом училище, но по стопам отца не пошел - преподаватели не рассмотрели большого таланта. Однако любовь к театру осталась. Помню в редкие дни, когда отец приезжал с гастролей, мы сев завтракать всей семьей, участвовали в домашних викторинах на волне Маяка, единственной в то время радиостанции периодически передававшей классическую музыку. Папа делал звук потише, и мы с братом должны были угадать автора и название произведения. Чаще всего попадание было стопроцентное.
В Большом театре тогда, впрочем, как и сейчас, постоянный аншлаг. Балетная труппа - сплошь мировые звезды. В том числе из Киева. Приехав работать в Украину, я с нетерпением ждал встречи с Национальным театром оперы и балета. Но наша профессия неблагодарна и времени за все эти три года так и не нашлось. И вот буквально накануне я все-таки осуществил свою мечту. Раздираемый между футболом и балетом, я сделал выбор в пользу последнего. Желание увидеть театр, в здании которого стреляли в Столыпина, услышать музыку Бизе, а главное похвалиться перед отцом, что я был на балете, победило. Среди зрителей - иностранный легион. Украинская и русская речь в партере и на балконе - редкость. Искусство танца не прельщает современную молодежь.
Прельщает иное. Буквально в ста метрах от театра - казино и ночной клуб. Дорогие авто ждут своих дорого одетых хозяев. Ярко накрашенные дамы устало покуривают кальян. Вот где сила, брат, подумал я. И я понимаю, почему туда, а не в театр. Там все просто, проще даже, чем у Эллочки-людоедки. Темы разговоров, согласно возможностям лексикона. Сегодня в почете иные ценности. Не золото и не рубины, а лишь бижутерия, называемая тусней. Если книга, то фэнтези или комиксы, если интернет, значит домашнее видео с обязательным элементом насилия.
Забирая ребенка из школы, я стал свидетелем яркой сцены. Молодые ребята 14-15 лет сняли трусы и онанировали. С гоготом и репликами. А стоящая рядом с ними девушка все это снимала на телефон. Для размещения на сайте. Не стесняясь школьной площадки и проходящих людей. Интересно как к ним пришла эта идея? Кто первый начал? Дюма в Трех мушкетерах или Жорж Санд в Консуэло? Кто снизил порог вседозволенного и пустил в нашу жизнь такую распущенность нравов. В десятом классе мы тайком бегали к общей знакомой, чтобы смотреть Эммануэль, и потом боялись говорить об этом вслух, стесняясь своей аморальности и греховности. Что наша Эммануэль в сравнении с сегодняшними сайтами, где 12-летние дети участвуют в оргиях взрослых, где за растление малолетних дают минимальный срок, а педофилия считается хорошим вкусом.
Мы уже не смотрим в окна, радуясь весне, мы все внутри компьютера. Ролевые игры с насилием - вот наша настоящая жизнь. Один мой приятель накупил себе гоночных игр и играл в них сутками. А затем свое мастерство на экране монитора полностью спроецировал в жизни. Он был абсолютно уверен, что водит машину лучше всех. Как же, ведь компьютер давал ему бонус за бонусом. Дорвавшись до руля настоящей машины, он залихватски давил на газ, забывая о тормозе. В итоге разбился сам, забрав с собой жизнь пешехода. Сегодняшнее поколение не знает цену жизни и цену дружбы. Они уверены, как и в компьютерных играх, у них будет много жизней и много попыток.
Конечно, сравнивать мое поколение и поколение нынешнее, дело неблагодарное. "А вот в наше время", сколько раз молодым парнем я слышал это в свой адрес, когда вместо пластинок Муслима Магомаева, ставил Кино и Алису, и все-таки… У нас было больше культуры, что ли. Культуры вокруг. Да, именно вокруг. Наверное, сегодня сместились ориентиры. Вот, казалось бы, самый простой пример. Несколько месяцев назад, сидя на трибунах стадиона имени Лобановского, я слушал кричалки фанатов московского Спартака и киевского
Динамо. И те, и другие не болели за свои команды, они оскорбляли друг друга в тех выражениях, которые еще десять лет назад можно было услышать, исключительно в местах не столь отдаленных. Абсолютно точно - так мы не болели. Поддержать любимую команду - это с удовольствием, поругать судью и отправить его на мыло. Шутки ниже пояса и даже ниже паха (шутки именно о том, что ниже пояса и ниже паха) - это визитная карточка сегодня. Вопрос в том, где брать сегодня ту самую культуру?
Ведь именно мы - тот самый фильтр, через который и должна отсеиваться все чернота и шелуха, огромным потоком идущая на наших детей. Но мы не фильтруем, нам некогда. Гораздо легче и дешевле пустить в эфир второсортный фильм или низкобюджетный сериал. Автор сегодня пишет не для своего зрителя, он пишет так, чтобы в первую очередь продать. А продается и пошлость. И если Чарли Чаплин смеялся над банановой кожурой, то сегодня смеются только там, где есть унижение и издевательство. Однако вчерашнее недовоспитание – бумеранг.
Оно уже возвращается к нам массовыми убийствами в американских школах и немецких колледжах. Ребенок не может до нас достучаться и ему остается лишь одно - достреляться до нас… И надо признать, бьет это оружие наповал. Конечно, у нас, в странах бывшего СССР, ситуация немного лучше. Особенно, как это ни странно, в глубинках. Там, где нет соблазна. Где нет больших денег и больших рекламных площадей. Мы должны помнить, что наши дети - всего лишь отражение. Отражение нас.