С ноября 2012-го по январь 2013 года в России заявлено, начато или запущено 45 частных инвестпроектов на 10,5 млрд долларов. Серьезные инвестиции и мощная активность зафиксированы в государственном оборонно-промышленном комплексе. Возможно, именно этому сегменту машиностроения суждено стать отправной точкой нового технологического витка развития российской несырьевой промышленности
В последние несколько лет с высоких трибун много говорили о том, что новым приоритетом государственной политики наряду с социальными вопросами становится возрождение оборонно-промышленного комплекса и восстановление боеготовности вооруженных сил. Приоритетность данного вопроса вроде бы подтверждается быстрым увеличением бюджетных ассигнований на закупку вооружений и военной техники, зачастую в ущерб развитию других сфер жизни и экономики. Поскольку оборонка и госзакупки вооружений — сферы крайне закрытые и непубличные, могло показаться, что туда деньги либо не пошли и там ничего не происходит, либо средства дошли, но были «потрачены крайне неэффективно». В общем, широкой общественности, не связанной с этими сферами, каких-то обнадеживающих движений там заметно не было.
До последнего времени мы также оставались в рядах скептиков, поскольку за три года исследования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики не обнаружили ни одного по-настоящему значимого и интересного или хотя бы просто крупного проекта в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Напомним, что за это время нам удалось собрать внушительную базу из 750 инвестиционных проектов на сумму свыше 250 млрд долларов. Но только сейчас инвестиционное оживление в экономике дошло и до ОПК. Подчеркнем, что в силу информационной закрытости отрасли и строгости методики отбора проектов мы не можем быть твердо уверены, что в ОПК вообще ничего не строилось в последние три года. Мы говорим лишь о том, что инвестпроекты из этой отрасли впервые попали в поле нашего зрения, причем в весомом количестве — четыре штуки на 3,1 млрд долларов. Для российского машиностроения — огромные деньги. И это дает нам основание надеяться, что отрасль выйдет из того состояния анабиоза, в котором она пребывала последние двадцать лет. Подкрепляет нашу надежду понимание, что государство решило вложиться в сектор серьезно. Средства туда идут двумя путями.
Первый путь — через гособоронзаказ. Объявлено, что в соответствии с Государственной программой вооружений на 2011–2020 годы расходы на закупку вооружений и военной техники составят более 19 трлн рублей. То есть почти по 2 трлн рублей ежегодно! Это колоссальная цифра, в которую при первом осмыслении даже сложно поверить. К примеру, по данным Центра анализа стратегий и технологий, 20 крупнейших российских компаний продали продукции военного назначения в 2010 году на 542 млрд рублей (около половины пошло на экспорт). Не до конца понятно, как наша промышленность сможет произвести продукцию в таком пока непостижимом объеме.
Второй поток средств пойдет целевым образом под ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года», в основном на модернизацию основных фондов промышленности. Всего это около 3 трлн рублей, или примерно по 300 млрд рублей инвестиций в год в обновление фондов и строительство новых заводов по всей стране. Для сравнения приведем свежие росстатовские данные. Инвестиции в основной капитал (важная ремарка: без учета деятельности субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в обрабатывающую промышленность в 2012 году составили 1,4 трлн рублей.
Из них в виды деятельности, которые уверенно можно ассоциировать с машиностроением, пошло 248 млрд рублей; а здесь только в предприятия ОПК — до 300 млрд рублей в год
Электроэнергетика
Эта отрасль — лидер нашего исследования, на нее приходится девять проектов на впечатляющую сумму 14,77 млрд долларов (45% от общего объема инвестиций в проекты, попавшие в данный обзор). И снова это преимущество обеспечено гигантскими стройками госкорпорации «Росатом», вернее, ее «внучки» — концерна «Росэнергоатом».
Строительство энергоблока на атомной электростанции, не говоря уже о строительстве самой АЭС в чистом поле, пожалуй, самый капиталоемкий вид проекта в реальной экономике после прокладки многокилометровых трасс трубопроводов через полстраны. На возведение типового блока на площадке действующей АЭС в России тратится порядка 3 млрд долларов, а на строительство нового блока на новой же площадке — 3,5 млрд. Поэтому каждый раз, когда к нам в ежеквартальную подборку инвестиционных проектов попадает энергоблок АЭС, электроэнергетика моментально становится лидером по объему привлеченных инвестиций. Но, похоже, мы наконец-то собрали полную коллекцию строящихся в России АЭС. Сейчас ведется строительство трех новых АЭС по два энергоблока каждая, а также четырех энергоблоков на уже действующих АЭС (совокупный объем инвестиций составляет 31,2 млрд долларов; см. таблицу 3). Последними наше собрание пополнили проекты в Калининградской и Ростовской областях. Совокупная стоимость строительства четырех энергоблоков на Балтийской и Ростовской АЭС составляет 12,87 млрд долларов.
Балтийская АЭС — это совершенно новая атомная электростанция, ее строительство было начато в 2011 году в северной части Калининградской области на границе с Литвой, в 120 км от Калининграда. Там планируется построить два энергоблока общей мощностью 2,3 ГВт и запустить их в 2016 и 2018 годах. По задумке руководства «Росатома», благодаря Балтийской АЭС Калининградская область превратится из энергодефицитного региона в профицитный, излишки электроэнергии будут экспортироваться в страны Прибалтики( с учетом закрытия АЭС в Литве-

), Польшу, Германию и Швецию. Таким образом, в регионе-анклаве появится новая мощная отрасль специализации.
Машиностроение
Обычно машиностроительные объекты — заводы, цехи, новые линии — не отличаются высокой удельной капиталоемкостью. За три года исследования нам удалось обнаружить более 70 машиностроительных проектов, их средняя удельная стоимость составила 140 млн долларов. В этот раз на 10 проектов приходится 4,15 млрд долларов, при этом семь из них существенно дороже 140 млн.
Особняком стоят два гигантских инвестпроекта концерна ПВО «Алмаз-Антей» — в Нижнем Новгороде и Кирове в 2012 году начато строительство крупных секретных заводов по производству наземных средств ПВО и ракетного вооружения для них. По неофициальным данным, в каждый завод вложено около 40 млрд рублей (более 1,3 млрд долларов) — больше, чем потратили на строительство своих автосборочных производств (крупнейших в России за последние годы) в Калужской области немецкая Volkswagen или СП французской PSA Peugeot Citroën и японской Mitsubishi. Ввод в строй ракетных заводов запланирован на 2015 год. На них будут выпускать гиперзвуковые ракеты 77Н6-Н и 77Н6-Н1 для новейших комплексов противоракетной обороны С-400 «Триумф» и С-500 «Прометей». Выпуск этих ракет сверхактуален для России, так как зенитно-ракетный комплекс С-400 до сих пор использует старые ракеты 48Н6 и 9М96, а комплекс С-500 только создается.
Пока «Алмаз-Антей» строит заводы в условиях полной секретности, Объединенная двигателестроительная компания (ОДК) открыто и публично запустила под Санкт-Петербургом новый конструкторско-производственный комплекс стоимостью более 200 млн долларов. «Реализация проекта позволит обеспечить независимость российского вертолетостроения от зарубежных производителей двигателей, что соответствует государственной стратегии импортозамещения», — пояснил «Эксперту» основной мотив строительства нового производства гендиректор ОДК Владислав Масалов. К 2015 году на новом заводе, совмещенном с КБ, планируется выпускать до 500 двигателей ВК-2500 и ТВ3-117 для вертолетов марок «Миль» и «Камов», что полностью обеспечит «Вертолеты России» двигателями. Сейчас вертолетные двигатели производятся на украинском предприятии «Мотор Сич» в городе Запорожье.
Оборонно-промышленный комплекс — традиционная вотчина государства в любой стране мира, поэтому неудивительно, что инвестиционную активность здесь стали проявлять именно отечественные государственные компании «Алмаз-Антей», ОДК, ИСС.
Другое дело гражданское машиностроение. Здесь можно говорить не только и не столько даже о российском частном бизнесе, сколько об успехах компаний с участием иностранного капитала. Без иностранцев не обойтись целой группе подотраслей, в которых мы существенно отстаем в технологическом плане. В некоторых сегментах машиностроения появляются перспективные совместные предприятия с участием крупных иностранных промышленных компаний. Им нужен наш рынок, нам нужны их технологии. Строите завод с приемлемым и растущим уровнем локализации — получаете большой рынок. Эта простая формула отлично сработала в автопроме, начинает она работать и в других, не столь крупных и лакомых, сегментах индустрии.
Чего только стоит пример немецкого гиганта Siemens. Компания «Уральские локомотивы», СП Siemens и группы «Синара» Дмитрия Пумпянского, возводит в Верхней Пышме под Екатеринбургом завод по производству электропоездов стоимостью 300 млн долларов. Они будут использоваться в том числе как аэроэкспрессы (связывать между собой аэропорт и город). Строительство ведется под контракт с РЖД на 1200 вагонов электропоездов «Ласточка» на платформе Desiro RUS общей стоимостью 2,1 млрд евро. Такова была цена прихода немцев в российское железнодорожное машиностроение. Кроме того, «Уральские локомотивы» разработали на базе «Ласточки» городской экспресс, электропоезда для пригородных и региональных пассажирских перевозок в надежде на то, что РЖД продолжит замену парка пригородных электричек и им удастся отщипнуть кусок от рынка, контролируемого Демиховским машиностроительным заводом (входит в Трансмашхолдинг).
Еще один проект Siemens собирается реализовать под Санкт-Петербургом. Компания «Сименс технологии газовых турбин» (65% — у Siemens, 35% — у «Силовых машин» Алексея Мордашова) построит совершенно новый завод по производству газовых турбин большой мощности (166 и 292 МВт). В строительство будет вложена внушительная сумма — 366 млн долларов. Газовые турбины большой мощности — давняя пустующая лакуна российского энергомашиностроительного рынка. Теперь она наконец-то будет заполнена произведенной в России продукцией, хоть и по немецкой технологии.
Также в Санкт-Петербурге, ожесточенно конкурирующем за звание российского Детройта с Калугой и Тольятти, началось строительство второй очереди автосборочного завода Nissan Group. Благодаря новой линии стоимостью 223 млн долларов мощность завода вырастет с 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей и по этому показателю Nissan вплотную приблизится к одному из лидеров российского авторынка американской корпорации Ford.
Химпром и нефтепереработка
Обычно химики и нефтепереработчики впечатляют большими объемами вложений и количеством проектов. Не стал исключением и этот обзор: девять проектов на 2,76 млрд долларов (и один весьма крупный).
В Татарстане началось строительство комплекса тяжелых остатков стоимостью 1,835 млрд долларов на нижнекамском НПЗ «ТАИФ-НК». Ежегодно комплекс будет перерабатывать 2,7 млн тонн гудрона — это тяжелый остаток переработки нефти с установки ЭЛОУ-АВТ завода «ТАИФ-НК». Подобные комплексы в России редкость из-за дороговизны. Гораздо актуальнее, по мнению собственников НПЗ, не менее дорогие гидрокрекинговые установки по производству качественного дизельного топлива и еще более дорогие установки каталитического крекинга, риформинга и алкилирования для выпуска высокооктановых марок бензина. Однако без переработки гудрона российские НПЗ не достигнут уровня современных западных стандартов по показателям глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов.
Стройматериалы
Промышленность строительных материалов в связке со строительством всегда является лакмусовой бумажкой регионального развития, да и развития экономики в целом. Рост числа производств цемента, кирпича, сухих строительных смесей, теплоизоляции и т. п. свидетельствует об оптимистичном настрое бизнеса и его уверенности в спросе на продукцию со стороны строительного сектора. А бурное строительство жилья, дорог, заводов и других объектов как раз и есть инвестиционное развитие страны или региона.
Самая капиталоемкая подотрасль промышленности строительных материалов — цементная. Тем более удивителен произошедший в ней бум инвестиций в последние годы.
За последние три года было введено в эксплуатацию порядка десяти новых цементных заводов и линий совокупной мощностью около 20 млн тонн цемента. Для сравнения: в 2012 году было произведено 61,5 млн тонн цемента при потреблении 65,2 млн тонн (рост по отношению к 2011 году — 13,2%). На этом фоне объем новых введенных мощностей действительно впечатляет. Цементная промышленность — один из самых ярких примеров отраслей, где модернизация производства идет быстрыми темпами уже несколько лет, поэтому важно понять, что запустило этот процесс.
По нашему мнению, в модернизационную фазу развития отрасль вошла в середине 2008 года, когда цементный рынок оказался сильно перегретым по линии спроса, а по линии предложения ограниченным благодаря действиям регионального монополиста «Евроцемент групп», что и вызвало бешеный рост цен. В итоге многие российские и зарубежные предприниматели оказались готовы инвестировать в строительство новых мощностей. При цене цемента первой половины 2008-го любой проект окупался за два-три года — это невероятно малый срок для такой капиталоемкой отрасли. В общем, строительство новых заводов и линий тогда начали многие, и кризис приостановил, но не уничтожил процесс обновления цементной промышленности, результатом которого и являются пять цементных заводов и линий, запущенных в прошлом и позапрошлом годах.
Наконец-то свой первый новый завод стоимостью 567 млн долларов и мощностью 3 млн тонн на площадке «Подгоренского цементника» в Воронежской области построил лидер рынка «Евроцемент групп». Запуск завода призван восстановить пошатнувшееся положение абсолютного доминирования «Евроцемент групп» в Центральной России. Однако это вряд ли удастся — не так давно «Мордовцемент», «Базэлцемент», Holcim и HeidelbergCement запустили здесь новые заводы и линии. Но, возможно, еще не все потеряно — ведь «Евроцемент групп» заявил о планах по созданию новой технологической линии стоимостью 400 млн долларов и мощностью 1,3 млн тонн на «Невьянском цементнике» в Свердловской области.
Еще две цементные линии строит и запускает «Новоросцемент» Льва Кветного в своей вотчине, Краснодарском крае. Их совокупная стоимость — почти 1 млрд долларов, а мощность — 4,5 млн тонн. Так что дефицита цемента в западной части Северного Кавказа скоро точно не будет.