Впору вводить новый термин в психиатрию, в тот ее раздел, где изучают массовые помешательства. Дабы найти уже благозвучную замену емкому (но, увы, не академичному) словечку «жопоголизм».
Ильф и Петров еще в 20-е годы прошлого столетия гениально отобразили носителя данного синдрома – слесаря-интеллигента, кустаря-одиночку с мотором Виктора Михайловича Полесова. Помните: «Запасы иронии, накопленные Виктором Михайловичем за десять лет революции, были неистощимы…». Полесов у Ильфа и Петрова – это «кипучий лентяй», взирающий с насмешливым неверием и надменным скепсисом на любую работу чужих рук, особенно работу государства.
«Синдром Полесова» - явление глубоко русское. Мало где еще встретишь столь самозабвенное национальное самоедство. Странно, что до сих пор оно остается вне поля зрения психологии. Хотя сейчас самое благодатное время для изучения оного синдрома. При всей этой россыпи мега-строек – от Усть-Луги на западе до Восточного космодрома, от Сабетты на севере до Сочи на юге – жопоголиков Полесовых по стране развелось видимо-невидимо. На любой вкус и цвет: от легкой придури до закостенелого отрицания реальности.
Это время Полесовых.
Задумают, скажем, просто к примеру, во Владивостоке построить мост – первая реакция: «П...деть – не мешки ворочать! До дела у них ни за что не дойдет».
Начали строить - «Не достроят! Жопорукие наши строители все раскурочат, а деньги разворуют»
Построили – «Да зачем вообще нам этот мост? Лучше бы пенсии повысили».
И его не волнует, что он… кхм… это самое… был несколько неправ в своих ранних прогнозам. Он уже об этом забыл. Зато окружает его теперь ореол вдумчивой и возвышенной личности, обо всем судящей по-своему. Что придает ему значимости и величия не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Вот идет он по набережной, на фоне того самого моста – и на него оборачиваются, показывают пальцем: «Смотрите, вот человек со свободными и независимыми взглядами. У него всегда есть свое, отличающееся от всех, мнение»…
Что уж там. Русский народ любит своих Полесовых, признает их авторитетами, доверяет мнению оных. Хотя по правде ежели разобраться, объективно посмотреть на дело ежели, то вовсе не величие духа лежит в основе извечного полесовского скепсиса, а – говоря по-научному - дремучее посконное мудозвонство, вкупе с приобретенным безудержным долбоебизмом.