Источник: информационное агентство «РИА "Новости"»
Опубликовано: 06.06.2006, 15:46
Ульяновский авиационный завод "Авиастар-СП"
возобновил серийное производство рамповых воздушных судов большой грузоподъемности - последней модификации Ан-124 "Руслан". Производственные мощности завода позволят выпускать до 50 самолетов в год.
Последние десять лет в авиагрузовом бизнесе наблюдается устойчивый рост объема перевозок в среднем порядка тринадцати процентов год. Сегодня он со-ставляет свыше 125 тыс. т. По экспертным оценкам ежегодный объем перевозок может достигнуть к 2020 г. 350-400 тыс. т. груза или $1-1,5 млрд в стоимостном выражении. Особую роль в этом призваны сыграть самые тяжелые и грузоподъемные серийные самолеты в мире российско-украинские Ан-124-100 "Руслан". Именно этот самолет победил в недавнем конкурсе американский С-17 и будет перевозить войска НАТО. Контракт по программе SALIS (Strategic Airlift Interim Solution) был заключен в январе 2006 г. и предусматривает лизинг шести "Русланов" на протяжении трех лет с возможной пролангацией до 2012 г. Две машины уже сейчас находятся в Германии на аэродроме постоянного базирования Лейпциг-Галле, еще четыре - в резерве в России и на Украине. Сумма годового лизинга составляет $220 млн.
В октябре прошлого года исполнилось ровно 20 лет, как в воздух поднялся первый, сошедший со стапелей авиационного завода в Ульяновске серийный Ан-124. Согласно тогдашним планам там предполагалось построить 60 "Русланов" и еще 36 на авиазаводе в Киеве. Из-за распада СССР этот план удалось выполнить только наполовину.
Эксплуатация Ан-124 в военно-транспортной авиации (ВТА) началась в 1987 г., хотя официально он был принят на вооружении в начале 1991 г. С конца 80-х гг. военные "Русланы" стали привлекаться к грузовым перевозкам в интересах гражданских заказчиков.
Высокая эффективность одного из самых грузоподъемных в мире транспортников показала необходимость разработки и сертификации его специализированной гражданской модификации. Ею и стал Ан-124-100, поднявшийся в первый полет в июне 1991 г. Четыре таких машины были изготовлены в Киеве и три в Ульяновске, а в 1994 и 1995 г. соответственно их серийное производство прекратилось. Правда, позднее по типу Ан-124-100 было переоборудовано 15 ранее выпущенных военно-транспортных Ан-124. Кроме того, недавно из оставшегося задела были достроены три "Руслана" в Ульяновске и один в Киеве, заложенные еще в середине 90-х гг. При этом последний "киевлянин", несмотря на ранее заключенный контракт с компанией правительства Москвы "Атлант - Союз", ушел за границу - его приобрели Объединенные Арабские Эмираты. До этого единственным зарубежным эксплуатантом "Русланов" была ливийская грузовая авиакомпания, получившая в 2001-2002 гг. два Ан-124-100 опять же с Украины.
Сегодня перевозки грузов, особенно уникальных и негабаритных, на Ан-124-100 выделились в отдельный сегмент мирового рынка, успешно контролируемый российскими и украинскими компаниями. Рост объема перевозок требовал постройки новых воздушных судов и вопрос о возобновлении их производства в Ульяновске обсуждался не один год. Однако только недавно удалось приступить к практической реализации этой идеи.
Принят и подписан соответствующими ведомствами и организациями России и Украины перечень первоочередных мер по возобновлению производства. Подготовлены бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта, готовится само производство. Финансирование планируется из нескольких источников, включая собственные средства участников проекта и правительственные кредитные гарантии. Правительство России оказывает стартовую финансовую поддержку, возврат средств по которой будет осуществляться по мере продажи произведенных самолетов.
Ульяновская авиакомпания "Волга-Днепр" и воронежская "Полет" заключили предварительное соглашение с ульяновским авиационным заводом "Авиастар-СП" о поставке десяти самолетов - по пять для каждой компании. Начало поставок запланировано на 2008 г. А вообще потребности этих российских компаний оцениваются в 15 и 5-8 самолетов соответственно. Некоторое количество самолетов, возможно, приобретут украинские "Антоновские авиалинии" и московский "Атлант-Союз". 4-10 "Русланов" могут понадобиться Объединенным арабским эмиратам. В самолетах подобного типа нуждаются НАТО и Европейский Союз. Поставка им Ан-124 возможна как на условиях аренды и лизинга, так и прямых закупок. Тем более, что компания "Волга-Днепр" уже создала в Европе базу для технического обслуживания Ан-124.
Объектом возобновленного серийного производства должен стать модернизированный Ан-124-100М-150, то есть грузоподъемностью до 150 т, с усовершенствованным оборудованием и уменьшенным с шести до четырех человек составом экипажа.
Как известно "Русланы" (а также единственный Ан-225 "Мрiя") оснащались турбовентиляторными двигателями Д-18Т тягой 23430 кг. Современная версия этого двигателя - Д-18Т серии 3. Ею укомплектованы все коммерческие самолеты Ан-124-100 и могут оснащаться новые модифицированные машины, производство которых возобновляется в Ульяновске. Но для более полного использования возможностей Ан-124-100М-150 с увеличенной грузоподъемностью украинские двигателестроители предлагают новую версию двигателя - Д-18Т серии 4, отличающуюся повышенной тягой и реализацией ряда мероприятий в соответствии с ужесточившимися требованиями ИКАО. В результате конструкторско-технологических доработок удалось существенно повысить эксплуатационные характеристики двигателя, его надежность, экономичность и долговечность.
По мнению председателя Совета директоров ЗАО "Авиастар-СП" Алексея Исайкина, возглавившего программу возрождения серийного выпуска Ан-124, восстановление производства "Руслана" должно привести к оживлению в российском самолетостроении и в значительной степени повлиять на сохранение за Россией и Украиной ведущих позиций на мировом рынке грузовых авиаперевозок.
Со ссылкой на РИА НОВОСТИ
http://www.aviaport.ru/digest/2006/06/06/105907.html