80269,7768700,Marciniak__Teraz_mozna_stawiac_zadan ia_ws__prawdy.html
Marciniak: Teraz można stawiać żądania ws. prawdy o Katyniu
Марциняк: Теперь можно предъявлять требования в деле правды о Катыни
После катастрофы президентского самолёта под Смоленском российские власти оказались в драматической ситуации, польская сторона может предъявлять требования в деле правды о Катыни, - считает политолог, член Польско-Российской Группы по Трудным Вопросам, профессор Влодзимеж Марциняк.

Катынь, 1943 год
- В каком-то смысле мы беспомощны перед катастрофой, событием, смысл которого мы не до конца понимаем. Мы не понимаем значения этого послания. (…) Правда об этой катастрофе будет открываться постепенно пока что мы знаем, что находимся в каком-то трагическом моменте, стоим на распутье и, не обладая полным знанием о реальности, должны принимать решения, в каком направлении нам идти, - так Марциняк оценивает современную ситуацию в Польше.
По его мнению, после катастрофы не только поляки в растерянности, но также и у российской стороны есть проблемы. Как он заметил, «российские власти в последние дни драматически борются, хотят спасти свою репутацию в стране и за границей».
Следует отделять поведение властей от симпатии простых россиян
Марциняк подчеркнул, что следует старательно отделить поведение, дружественные жесты российских властей, российских СМИ от тёплых чувств простых россиян после катастрофы под Смоленском.
- В такой системе, как в России, позиция простых граждан слабо влияет или вовсе не влияет на политику, - пояснил он.
По его мнению, симпатия простых россиян по отношению к Польше всегда была.
- Она сейчас просто проявилась, нашла возможность этого проявления, и это великолепно, но между сочувствием людей и политикой нет непосредственной связи, - сказал политолог.
«Российские власти оказались в драматической ситуации»
- Также жесты со стороны российских властей после катастрофы, безумно дружественные нам, но следует понимать, что российские власти оказались в драматической ситуации. Они делают всё, чтобы отвести от себя какие-либо подозрения. Они панически боятся, что в мире сформируется образ России как страны, в которой можно покупать газ и нефть, но лучше туда не ездить и не иметь с нею ничего общего. Такие сигналы уже есть: выводятся из лётной практики самолёты Ту-154. Русские на голову встанут, чтобы предотвратить это, - считает Марциняк.
По его мнению, «если российские власти решились на такой отчаянный шаг, что позволили показ на общедоступном телеканале фильма «Катынь», который ранее был фактически фильмом запрещённым, хотя формально никогда запрета не было. Это показывает, перед каким вызовом они встали».
- Давайте не будем питать иллюзий. Они сделали это не из любви к Польше, но с хладнокровной расчётливостью. Им пришлось это сделать, потому что у них нож на горле, - подчеркнул он.
Как сказал политолог, в субботу, уже через несколько часов после катастрофы самолёта, российские сайты в интернете заполнились рассуждениями, была это катастрофа или теракт?
- Первые комментарии на сайтах молодёжных кремлёвских организаций, то есть молодёжных отделов при администрации президента, были такие, что «насколько подло обвинять ФСБ (Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации)». Они немедленно приступили к обороне. Они знали, какая проблема в этот момент для них наиважнейшая. Именно так и следует понимать действия российских властей, - отметил он.
По мнению Марциняка, русскому, который знает систему изнутри, интуитивно напрашивается ассоциация: если в центре событий находится Владимир Путин, то спецслужбы имеют с этим что-то общее.
- Поэтому, - сказал он, - власти сейчас должны сделать всё, чтобы отвести от себя подозрения. Ни у кого в мире, кроме русских, не возникает таких подозрения. Действия российских властей направлены, прежде всего, на российское общественное мнение.
«Сейчас они должны пойти на уступки»
Политолог считает, что в нынешней ситуации, «из расчёта и чувства угрозы собственной безопасности российские власти, а, по крайней мере, два человека, правящих Россией: премьер Владимир Путин и Дмитрий Медведев - могут пойти на уступки Польше».
- В такой момент можно многого добиться, если этого потребовать. Они сейчас должны пойти на уступки, - сказал он.
По его мнению, в контексте катастрофы польская сторона в данный момент может потребовать правды о Катыни.
- Это значит: открыть судебный процесс, аннулировать решение 2004 года о прекращении следствия и снять гриф секретности, Россия должна изменить свою позицию в Европейском Трибунале Прав Человека, - сказал он. – Это постулаты, с которыми президент Лех Качиньский ехал в Катынь. Следует повторить их, - подчеркнул он.
На вопрос, кто сегодня в Польше мог бы это сделать, ответил:
- Это и есть самый драматический момент. Кажется, никто.