http://bezwodkiniera...lon24.pl/145774,dlaczego-boje-sie-rosji
Cezary Krysztopa
Dlaczego boję się Rosji?
Цезарий Крыштопа
Почему я боюсь Россию?
Вчера на этом блоге наш русский друг Ersh Piterskij призвал меня не бояться России. Минутой позже довольно забавно (прости, Ersh, не могу себе отказать

) прозвучало его объяснение причин, по которым, по его мнению, Россия организовала маневры прямо рядом с нашей границей по сценарию – реакция на польскую провокацию. Так вот, по мнению Ерша, это должно было послужить отпугиванию попыток интервенции, таких, какие имели место в Югославии. ОК, я понимаю, но если это должно было служить запугиванию, то предполагает запугивание нас, правда? Так что не следует удивляться, что мы боимся
Потому ли я боюсь России? В каком то смысле да, но настоящие причины, ясное дело, значительно глубже. Касаются ли они истории? Это вопрос чрезвычайно существенный и не до конца улаженный, но всё-таки не самый важный. Касается ли это экспорта энергоносителей, который выходит за рамки бизнеса? Это вопрос ещё более существенный, но тоже не фундаментальный. По сути, мой страх перед Россией состоит из трёх главных принципиальных факторов, и важны они только потому, что существуют одновременно.
1. Потенциал России.
Россия – страна огромная, можно сказать, вызывающая ужас одними своими размерами, изобильная природными богатствами и всё ещё достаточно многонаселённая, чтобы нас шапками закидать. Это страна, потенциально имеющая перед собой великое будущее. Следует ли из самого этого факта какая-то угроза? Только потенциально.
2. Близость России.
Россия, эта огромная страна, прямо у нас за стеной. Это довольно естественно, что меньшая страна опасается доминирования бОльшей, тем более, что история как нельзя основательнее эти страхи подтверждает. Следует ли из этого факта какая-то непосредственная угроза? Тоже только потенциально.
Вышеуказанные черты, свойственные России, не должны являться проблемой, поскольку ни Россия не виновата, что она большая, ни сегодняшние русские не ответственны полностью за то, что делали с нами их отцы. Поэтому самым главным для объяснения этого нашего страха является третья причина.
3. Отсутствие доказательств существования демократии в России.
Мне кажется, что я доказал (хотя он скорее позволит снять с себя кожу, чем признает это

) блогеру Весёлому Ромеку, что нет серьёзных доказательств существования демократии в России. Там, конечно, существуют разные политические группировки. Одни более важные, другие менее, как везде, есть выборы, организации. Однако никогда со времени свержения коммунизма власть там не переходила к оппозиции, что является фундаментальным доказательством существования демократии. Власть, в большинстве своём сосредоточенная в президентском центре, всегда передаётся назначенному обладателем власти «дофину». Так было в случае с Путиным, так произошло и в случае с Медведевым (похвальное исключение составляет Ельцин, который, однако, находился в совершенно специфической ситуации). Значит ли то, что я пишу, что я считаю возможным поучать русских, какую политическую систему они должны иметь в своей стране? Конечно, нет. С другой стороны, я исхожу из того, что, хотя демократия идеальной системой не является, однако, до сих пор ничего лучшего не придумали. Любая «монокультура» раньше или позже приведёт к извращениям, которые являются отражением просто человеческих пороков её руководителей. Поэтому я не полностью доверяю предсказуемости действий государства, относительно демократической природы которого я сомневаюсь.
Так, как я написал в самом начале, три вышеизложенные причины следует рассматривать одновременно. Если бы Россия была значительно меньше, наш страх, несомненно, не выходил бы за рамки соседской осторожности. Если бы Россия была дальше, она, наверняка, беспокоила бы нас не больше, чем Китай. Если бы мы доверяли её демократической природе, мы, несомненно, чувствовали бы к ней уважение, но верили бы в её здравый ум вместо того, чтобы рассчитывать на те или иные черты отдельных личностей. Конечно, имеют значение и комплексы по обе стороны. У нас комплекс меньшей страны, который чувствует необходимость демонстрации большому соседу своей отдельности, а вы своего рода комплекс неполноценности, вследствие которого вы принимаете слишком близко к сердцу то, что о вас думают другие (хотя бы ваш список вопросов, вы спрашивали, главным образом и в разных формах, о том, что мы о вас думаем

). Сегодня мы находимся, в каком-то смысле, в ситуации зайца, который живёт рядом с медведем и пару раз уже получил от него по зубам. Мы видим, что медведь вместо того, чтобы учиться разводить кроликов, тратит деньги, которые случайно нашёл в берлоге, на водку. В принципе, он знает, что если станет взывать к рассудку медведя, то либо снова получит по зубам, либо, по крайней мере, услышит совершенно правильное «На свои пью!». Гон также знает, что когда у медведя водка кончится, тот снова придёт дать ему по зубам.
Зато я в вас, русские друзья, вижу потенциал. Я буду видеть, даже если вы будете плевать в меня и осыпать ругательствами

) Но это вовсе не значит, что я собираюсь вас перетянуть на какую-то, более или менее нашу, сторону. Ничего подобного, это невозможно. Я подозреваю, что наши народы долго ещё не будут союзниками по той простой причине, что нам особенно и нечего друг другу предложить. Что, однако, не значит, что мы должны быть смертельными врагами. То, что это важно нашим политическим элитам, поскольку им легче нами манипулировать, указывая нам дежурных врагов, не значит, что мы должны на это соглашаться. Так же, как я уважаю блогеров Салона за то, что они, хотя часто и ошибаются в своих рассуждениях, но всё-таки рассуждают самостоятельно, так и вы рассуждаете, выходя за пределы Системы. Внимание, Система может в какой-то момент начать бояться вас, это будет сигнал, что и вы должны бояться. А может, и мы?