http://wyborcza.pl/1,76842,7408347,I...doskonaly.html

Wacław Radziwinowicz
Ideolog doskonały

Вацлав Радзивинович
Идеальный идеолог

Многие россияне верят в свою империю, в то, что она должна защищаться от нашествия враждебного Запада, что она может и обязана вернуться в свои недавние границы. А гарантом этого является Владимир Путин.


Он любит изображать крутого парня. Здесь во время охоты, 15 августа 2007 года в сибирской республике Туве.

- Вам, за границей, кажется, что наше государство такое сильное, бронированное, вооружённое и централизованное. А это только видимость. Царь у нас один, но маленьких царьков множество, и каждый сам устанавливает свой закон, - говорила мне Анна Политковская, застреленная в 2006 году журналистка «Новой Газеты», в самолёте, летящем из кавказского Нальчика в Москву.

Прежде, чем мы взлетели, произошёл скандал. Когда в аэропорту объявили, что нам следует пройти в самолёт, ко мне подошли двое вооружённых солдат спецназа. Они приказали мне идти с ними в отделение.

- Документы у меня в порядке. И не думайте, что я дам вам денег, - накричал я на них при других пассажирах. Застигнутые врасплох сопротивлением, а может, и устыдившись, они вежливо попросили паспорт и, даже не взглянув на него, объявили, что я могу вместе с другими идти в самолёт.

Уже на борту я объяснил Политковской, что за те несколько дней, которые я провёл на Кавказе, меня то и дело останавливали спецназовцы, омоновцы, собровцы, обычные солдаты. Потому что в регионе якобы происходит антитеррористическая операция, и они ловят бандитов.

Это только ширма.

Они не ловили, а просто зарабатывали, нагло вымогая деньги. В сущности, небольшие – каждый патруль по 50 рублей (около 5 злотых). Я платил, потому что иначе никуда бы не успел. Эти, в аэропорту, наверняка, хотели больше, потому что могли прижать меня. Они удерживали бы меня достаточно долго, чтобы самолёт улетел без меня, и мне пришлось бы покупать новый билет.

- В Нальчике, действительно, жарко. В городе, в горах – вооружённое подполье, стреляют, похищают людей. Власть с этим не справляется, потому что её представители на всех уровнях – от постового до министра – за взятки готовы оказать бандитам любую услугу. Террористы, которые напали на театр на московской Дубровке, приехали в столицу с настоящими паспортами, которые заказали и купили в Самаре. В Беслан до зубов вооружённая банда приехала под эскортом милицейской машины, - перечисляла Политковская, добавив, - Наша пропаганда хвалит Путина за то, что он выстроил «жёсткую вертикаль власти», чётко действующий государственный аппарат. А это всего лишь ширма, за которой сотрудники этого аппарата устроили себе «кормушки» (более или менее легальные источники дополнительных доходов). Нет у нас никакой «вертикали власти», порядка. Есть неразбериха. В головах, прежде всего.

Горох с капустой

В России много говорится о поисках «национальной идеи», которая показала бы, куда и почему идёт страна, общество. Ничего удивительного. Ещё 20 лет тому назад всё было ясно. Империя исполняла миссию осчастливливания человечества путём строительства самого прогрессивного из всех общественных строев. Многие её граждане верили, что так оно и есть. Сейчас – после, как здесь говорят, «безумного десятилетия 90-х годов» - страна заново ищет свой путь.

Сам Путин тоже ищет. Каждый год в Рождественский сочельник он отправляется в паломничество в какой-нибудь из известных старых монастырей. Очень серьёзный, о чём-то разговаривает с монахами. Приходит на вечернюю службу. В эти паломничества он всегда ездит один.

Это несколько странно, потому что как раз в сочельник у его жены день рождения. Даже когда Людмиле исполнялось 50 лет, Путин поехал к средневековым святыням на север. К истокам.

Несколько лет тому назад он ещё более углублялся в прошлое. Погружённый в свои размышления, он посещал места, где археологи открыли следы праплемён, которые первыми заселили Русь.

Смысл русского бытия в древнейшей его, дохристианской ипостаси ищет не только он. Среди офицеров спецслужб популярна мистическая теория «мёртвой воды», фундаментальных тайн человечества, которые с начала времён охраняет борющийся с мировым злом русский народ. Согласно этой «науке», чистую правду можно найти только в доисторических источниках, свободных от чуждых влияний, в том числе и от христианства.

В Кремле при Путине введён церемониал царских времён: мундиры, муштра. Царедворцы, столь ловкие, как кинорежиссёр Никита Михалков, обращались к нему: «Ваше Высочество».

Сам Путин говорит, что тот, кому не жаль Советского Союза, «не имеет сердца», а падение коммунистической империи он назвал «величайшей трагедией столетия». А когда в день памяти жертв политических репрессий он приехал на московский полигон Бутово, то был очень тронут рассказами о судьбах десятков тысяч ни в чём неповинных людей, расстрелянных здесь сотрудниками НКВД в годы сталинских чисток. Тихо, скорее самому себе, нежели собеседникам, он повторял:
- Почему? За что их так?

Найти ответы на эти вопросы в России нелегко. Здесь по телевизору часто показывают советские фильмы, в которых плохие белые воюют против хороших большевиков под трёхцветным знаменем, нынешним официальным государственным флагом. Сталин на этом телевидении бывает умным эффективным менеджером. В то же время близкая к Кремлю церковь прославляет тысячи его жертв. В книжных магазинах одни полки трещат под книгами, воспевающими большевистские порядки, а другие – под книгами, разоблачающими сталинские преступления.

Такова сегодняшняя российская идеология элиты, которая совмещает в себе всё: аристократические и большевистские традиции, атеизм и религию, большевиков и их жертвы.

- Полная мешанина. Вы, поляки, называете нечто подобное: «горох с капустой», а мы – смута, - объясняет писатель Виктор Шендерович.

Либеральная империя

Общий знаменатель для Сталина и его жертв, возведённых Церковью в сан Новомучеников, государства под трёхцветным флагом белых и армии того же государства, марширующей под большевистским красным знаменем с серпом и молотом, возвращённого Путиным сталинского гимна, а в нём хранящего «наше святое государство» Бога, который заменил воспевавшихся ранее под ту же мелодию Ленина и Сталина, мог быть только один – империя. Потому что империю строили и цари, и их палачи, и церковь.

Россия начала, как здесь говорят, «вставать с колен», как только президент Борис Ельцин, сделав Путина премьером, указал на него как на своего преемника. Энергичный глава правительства тут же покорил сердца своих соотечественников обещанием, что будет «мочить в сортире» террористов.

Это очень грубая фраза. В «сортире», то есть в туалете, «мочат», то есть приканчивают в тюремных камерах тех, кто восстановил против себя тюремное сообщество. По данным социологов, каждый четвёртый мужчина в России сидел, если не в тюрьме, то хотя бы недолго в КПЗ. Так что этот язык в России знают и любят.

Полюбили Путина за то, что сразу после того, как Ельцин передал ему свой кабинет в Кремле, в новогоднюю ночь – несмотря на риск и ужасную погоду – он полетел к солдатам, сражающимся в Чечне. Так поступает правитель воюющей империи.

Хотя в Чечне шла война, сначала «встающая с колен» империя была скорее вегетарианской. Это Путин после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне первым позвонил президенту Джорджу Бушу, чтобы заверить его в своём сочувствии и поддержке.

Потом Россия очень помогла американцам в войне в Афганистане, поддержав поставками техники воюющий против талибов афганский Северный Союз.

Известный реформатор эпохи Ельцина Анатолий Чубайс объявил, что началась эпоха «либеральной империи». Не такой, которая захватывает чужие земли и посылает канонерки к побережьям соседей. А такой, которая заботится о том, чтобы отечественные предприниматели делали выгодный бизнес где только удастся, получали прибыли, захватывали рынки, брали под свой контроль иностранные фирмы.

Упадок Византии

«Либеральную империю» в начале 2005 года сменила теория «суверенной демократии», родившаяся из страхов крепости, осаждённой «цветными» революциями у ближайших соседей.

Конец 2003 и весь 2004 год были для Путина самым тяжёлым периодом его правления. Общественное мнение было возмущено сперва арестом Михаила Ходорковского, главы нефтяной компании «Юкос». Мир узнал, что этот олигарх пал жертвой показательной расправы, потому что осмелился стать открытым политическим противником президента.

Потом была революция роз, которая вывела Грузию из орбиты России. Потом страшная трагедия в школе в Беслане, на которую напали чеченские komando (а я не знаю, как это перевести, очень аккуратно сказано, по сути дела – «бойцы диверсионного отряда», не террористы, даже не боевики, - прим. перев.).

И, наконец, личное поражение Путина на Украине. Перед президентскими выборами он приехал туда помочь пророссийскому кандидату, Виктору Януковичу, в борьбе с прозападным Виктором Ющенко. Он послал в Киев самых лучших своих фокусников от политики. Обеспечил им великолепный пресс-центр в Украинском Доме, неподалёку от киевского Майдана. И когда началась оранжевая революция, посланцы Москвы в панике, под прикрытием темноты, удирали оттуда.

Архимандрит Тихон, духовник семьи Путина, а по профессии кинорежиссёр, после этих событий снял фильм «Смерть империи. Византийский урок», много раз показанный по государственному телевидению. Это наиболее выразительный манифест «суверенной демократии».

Тихон рассказывает о Византии, процветающей империи, опоре закона, православия, цивилизации. Державу разрушают варвары из Брюсселя и Парижа. Их интриги приводят к тому, что империя во имя современности и прав человека отказывается от призыва в армию. Потом в провинции начинаются одна за другой революции Первая начинается с того, что переодетый варвар опрокидывает на рынке корзину с мандаринами. Империя, поддавшаяся губительному влиянию, гибнет.

Византия духовника Путина – это лишь метафора. Предостережение перед теми, кто с лозунгами демократии на устах с Майдана хотел бы перенестись на Красную площадь, а за спинами толпы лишить Россию её суверенитета и наложить лапу на её природные богатства.

Поэтому Россия не может поддаваться отравляющим иллюзиям об универсальной демократии и должны построить «суверенную демократию», сама решая, что ей подходит, а что нет.

Не так образно, как Тихон, но убедительно высказал обязательные для империи принципы Владислав Сурков, заместитель главы администрации Кремля, отвечающий за внутреннюю политику:
- Это полные полки в магазинах, а тот, кто нас обидит, трёх дней не проживёт.

Цена стабильности

В осаждённой крепости наиболее ожесточённо преследуют и искореняют пятую колонну. Из парламента исчезла реальная оппозиция. Жители уже не выбирают своих губернаторов. Их назначает Кремль, а формально утверждают региональные органы самоуправления, подчинённые кремлёвской партии «Единая Россия».

В Москве выходят независимые и резко критикующие власть газеты, работают несколько независимых радиостанций. Но это маргинальные явления. Абсолютное большинство россиян узнаёт о мире и жизни страны только то, что рассказывают им центральные телеканалы, тщательно контролируемые государством. Ничто не угрожает подчинённой центру «жёсткой вертикали власти».

Только Россия всё ещё разделяет с отсталыми странами Африки высокие места в списке наиболее коррумпированных стран мира. Как уверяют и местные, и международные эксперты, коррупция поглощает примерно столько же денег, сколько поступает в бюджет страны.

Многих россиян такая ситуация устраивает. Они верят в свою империю, в то, что она должна защищаться от нашествия враждебного Запада, что она может и должна вернуться в свои недавние границы. И радуются, что телевизор не показывает им споров политиков, не рассказывает каждый вечер об аферах.

Они ценят стабильность. И её гаранта. И хотят, чтобы Путин – премьером ли, президентом или на каком-либо другом посту – как можно дольше оставался «лидером нации».
http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/t...page__st__1800