http://kresy24.pl/pr...review_id/3981/

Marlena Mistrzak
Moskale w Brukseli

Марлена Мистшак
Москали в Брюсселе

Россия не входит в Евросоюз и долго ещё не будет входить. А между тем на каждым шагу в Брюсселе можно наткнуться на защитников её интересов. Польские депутаты, те, что из ПиС, и те, что из ГП, в один голос говорят о чрезвычайном влиянии Москвы и совместно пытаются блокировать его.


Русские в Брюсселе любят организовывать мероприятия, о которых польские политики говорят – «подозрительные». Рассылают приглашения куда только можно, рассчитывая на то, что кто-нибудь слабо ориентирующийся придёт, чтобы дать своё имя и лицо.
- Совсем недавно в Брюсселе происходила встреча, посвящённая отношениям Евросоюз – Россия. Я остолбенел, когда увидел, что согласно программе должен быть одним из выступающих. Секретарша даже не подтверждала моего присутствия. Мероприятие организовал Лукойл, - говорит Рышард Чарнецкий, евродепутат от ПиС.
Его коллега по партии, Павел Коваль, подтверждает чрезвычайно частое присутствие в европейском высшем свете сотрудников российского посольства.
- Я убежден, что это именно «русские агенты влияния» пытались блокировать выступление президента Грузии на форуме Европейского Парламента во время кавказского кризиса, - вспоминает Адам Белян (ПиС).
В кулуарах Европарламента шепчут о прямо-таки сильном влиянии российской агентуры.
О российском влиянии в Брюсселе говорит также бывший руководитель комиссии иностранных дел Европарламента Яцек Сарыуш-Вольский (ГП). Он признаётся, что с ним пытались вести переговоры официальные представители российского лобби.
- В парламенте российские интересы лоббируют представители Газпрома. Когда я руководил комиссией, то несколько раз принимал у себя его представителей с Дмитрием Медведевым во главе (тогда он был в наблюдательном совете Газпрома), - вспоминает Сарыуш-Вольский.

Официальное лоббирование – это одно, а пророссийские склонности самих евродепутатов – совсем другое. Ктем, кто говорит голосом России, относят некоторых итальянцев (близкие отношения Путина и Берлускони – ни для кого не тайна), болгарских коммунистов, а также немцев. Если русофильство социалистов из SPD никого не удивляет (бывший канцлер Герхард Шредер руководил советом директоров в контролируемом русскими консорциуме Nord Stream), то пророссийские симпатии представителей CDU уже не столь понятны. Наибольшую активность проявляет депутат Эльмар Брок. Недавно его позиция вызвала такое сильное раздражение главного защитника Европы от русских, литовца Витаутаса Ландсбергиса, что он прямо пригрозил выходом из Европейской Народной Партии, в которой состоит вместе с Броком.

Когда в Европарламенте голосовали за рапорт Мартина Либицкого (ПиС) об экологической угрозе, связанной со строительством газопровода на дне Балтики, перед пленарным залом собралось невиданное число журналистов. Почти всем входящим в зал, в том числе и Сарыушу-Вольскому, они задавали один вопрос: «Are you a represantative of Gazprom?» (Вы представляете Газпром?). Сам Либицкий вспоминает о визитах, которые наносили ему высокопоставленные представители Газпрома. Изменить позицию якобы убеждал его также Дариуш Шимчиха, в прошлом министр канцелярии Александра Квасьневского. Сегодня Шимчиха отрицает это:
- Пан Либицкий должен как следует припомнить ситуации, в которых мы с ним встречались. Я никогда не представлял перед ним никакую организацию. Фирма, с которой я сотрудничаю, никогда не имела никаких связей с Газпромом, - уверяет он в разговоре с журналистом «Впрост». Однако не раскрывает того, о чём он говорил с Либицким.

И точно так же, когда в комиссии петиций Европарламента обсуждали рапорт, во многих депутатах (британских, немецких, итальянских и даже литовских) взыграли российские симпатии. Британский евродепутат Диана Уэллис, итальянец Сальваторе Татарелла, а также Эльмар Брок завалили комиссию почти сотней поправок, пытаясь изменить текст рапорта.
- Нет никакого сомнения в том, что они играли на стороне русских. Они делали всё, чтобы лишить смысла подчёркнутые в рапорте экологические проблемы, - рассказывает Рышард Чарнецкий. – Брок приводил смешные аргументы. Он утверждал, например, что строительство газопровода на дне Балтики принесёт значительно меньше экологического вреда, нежели размещение его среди прекрасных мазурских пейзажей. Но это же абсурд, потому что альтернативой были не Мазуры. Метод, которым Брок пытался убедить комиссию, это чистейшая демагогия, - сказал Либицкий в интервью «Впрост». – И несмотря ни на что, им не удалось – рапорт был принят почти без изменений.

Успехом поляков было также создание Евронеста – парламентского сообщества стран Восточного Партнёрства и Европарламента, отцом-основателем которого был Яцек Сарыуш-Вольский. Но и в этом случае не обошлось без скандала.
- В ходе очередной встречи, когда обсуждались правовые рамки Евронеста, его председатель, болгарин Кристиан Вигенин, представил готовый документ. Совершенно не тот, за который мы проголосовали ранее. Там появился пункт, предусматривающий присутствие российских наблюдателей на заседаниях Евронеста, - вспоминает Чарнецкий.
Если бы такой вариант устава был бы принят, Евронест стал бы не инструментом ЕС-овской политики, но – по словам Чарнецкого – цветочком на русском тулупе. У принимающих участие в его заседаниях депутатов из Азербайджана, Армении, Украины, Молдавии, Белоруссии или Грузии это могло бы вызвать, по меньшей мере, неуверенность, а то и страх. Протесты поляков принесли результаты, и вскоре был возвращён первоначальный вариант документа. Прежде, чем председателем был назначен Вигенин, кандидатом на этот пост был Евгений Кирилов (глава болгарской делегации в Европарламенте). Однако оказалось, что он - бывший сотрудник российского КГБ.

В Европарламенте есть и такие депутаты, которые открыто признаются в русофильстве. К ним относится хотя бы представительница русского меньшинства в Латвии Татьяна Жданока. Жданока, по происхождению русская, работала в комиссии парламентского сотрудничества ЕС с Молдавией, которую Россия всё ещё считает своей зоной влияния. Она активна также и в Евронесте – организации, которой русские очень интересуются. Связан с русскими и немецкий социалист Кнут Флекенштейн, издавна близкий к газовой отрасли. Флекенштейн в этом созыве стал председателем делегации ЕС – Россия.
- Работает он в ней так вяло, что это больше похоже на итальянскую забастовку. В его резюме я нашёл информацию, что ещё в 70-е годы в качестве представителя одной из немецких нефтяных фирм он был частым гостем в СССР, - замечает член делегации Марек Мигальский (ПиС).
По этим причинам польские евродепутаты сделали всё, чтобы человек, известный своими связями с русскими, не руководил ЕС-овской организацией, отвечающей за отношения с Москвой. Мигальский плечом к плечу со Славомиром Нитрасом (ГП) расспрашивали его о его связях с русскими. Флекенштейн, однако, отвечал неясно и уклончиво. Нитрас вспоминает также о том, что когда на форуме делегации встал вопрос о поддержке кандидатуры «Мемориала» (российская организация, защищающая права человека, в которой действуют, например, Сергей Ковалёв и Людмила Алексеева) на премию Европарламента им. Сахарова, это вызвало резкий протест со стороны Флекенштейна. Мигальский настаивает на отставке Флекенштейна, но из-за сложности отношений между фракциями, это будет совсем непросто.

Когда Польша входила в структуры ЕС, Яцек Сарыуш-Вольский подытожил отношения Европы с Россией и постсоветскими странами так: «Russia first». Сегодня он не хочет возвращаться к тем словам, хотя и считает, что в этой области многое ещё надо сделать.
- В самом лоббировании, даже русском, нет ничего плохого. При условии, что удастся создать что-то в противовес ему, - подводит итоги Павел Коваль.
И похоже, что если в Брюсселе этого не сделают поляки, то никто за них не сделает.
www.ursa-tm.ru