Rafał A. Ziemkiewicz
W uścisku Putina
Рафал Земкевич
В объятиях Путина
Всё лучше видно, с каждой очередной сенсацией и утечкой информации, что объятия, в которые Владимир Путин заключил Дональда Туска на месте смоленской катастрофы, были не столько братским жестом, сколько борцовским нельсоном.
И что, не потребовав вовремя международного расследования, Туск совершил, кажется, самую большую ошибку в своей карьере. Прежде всего, конечно, потому, что в отношениях с Кремлём решение каждого нашего дела при помощи международных сил – в наших интересах, и это должно быть железным принципом нашей дипломатии. Но также если смотреть только на его личные и партийные политические интересы, Туск совершил ошибку непростительную.
Потому что оставление расследования исключительно в руках у русских означает, что именно Путин назначит победителя в президентских выборах. Потому что ключевым для их результата будет именно прогресс в расследовании. Если оно будет продолжать ползти еле-еле, не будут соблюдаться очередные сроки передачи доказательств, будут умножаться утечки, впоследствии опровергаемые, о пятых или шестых голосах или телах в кабине пилотов, возмущение поляков сосредоточится на кандидате ГП и просто сметёт его. Конечно, хозяева расследования могут играть и наоборот, например, подбрасывая аргументы сторонникам версии о вине покойного президента. Но совершенно не очевидно, что они так и поступят; вопрос риторический: когда Кремлю легче манипулировать Польшей – когда один центр власти или когда два, смертельно враждующие? Значит, если они не утопят Коморовского окончательно, то, наверняка, потребуют за это какую-то цену. Какую – этого мы никогда не узнаем, даже если она будет принята и заплачена.
Давайте не будем питать иллюзий, что всегда известным своей безжалостной твёрдостью московским дипломатам совесть не позволит воспользоваться столь выгодной ситуацией. И слабое утешение, что они обводили вокруг пальца и не таких игроков, как наши парнишки с дворовой спортплощадки.