Przyszłość prometeizmu zależy od Moskwy
Будущее прометеизма зависит от Москвы
«Польская политика, заключающаяся в том, чтобы придавать значение отношениям с иными, нежели Россия, странами бывшей советской империи, наверняка, не найдёт параллелей в политике Ватикана», - говорит Анджей Новак в беседе с Филипом Мемхесом.
Филип Мемхес:
- Сохраняет ли прометеизм сегодня свою актуальность?
Анджей Новак:
- Актуальным остаётся факт, что на политической карте на восток от Польши существуют страны – иные, нежели Россия. Это было очень важно для идеи прометеизма. И польское государство может принимать этот факт или абстрагироваться от него. Если принимает его во внимание, если пытается поддерживать активную восточную политику, опирающуюся на отношения не только с Россией, но также и с Украиной, кавказскими странами или, простирая своё внимание дальше, странами Средней Азии, то тогда можно сказать, что наследие прометейской политики актуализируется. Значительная часть политической элиты этих государств видит проблему национальной безопасности и возможных угроз, связанных с растущим доминированием России, так же, как существенная часть общественного мнения в Польше.
Филип Мемхес:
- Но разве это не меняется? Я спрашиваю хотя бы контексте «антипрометейского» геополитического поворота, который совершил Киев после того, как президентом стал Виктор Янукович?
Анджей Новак:
- Следует обратить внимание не то, что в 20-е годы прошло века, когда прометеизм зарождался, шансов на реализацию этой идеи было несравненно меньше, чем в данный момент. Политические круги, правившие на территориях, к которым относились прометейские концепции, были значительно менее симпатичны и гораздо сильнее тех, которые там правят сейчас. Это были попросту тоталитарные власти Советского Союза. Поэтому сегодня возможности проведения «прометейскеой» политики несравненно больше. Но тут речь идёт не о возможностях, а о целесообразности. Потому что ведь смысл прометеизму придавало чувство угрозы со стороны чудовищной тоталитарной империи. Сегодня ситуация несколько иная. Та империя продолжает существовать как определённая концепция. Есть концепция, к которой обращаются нынешние власти Российской Федерации. Они применяют методы достаточно неприятные, как во внутренней, так и во внешней политике. Но до методов Ленина или Сталина им далеко. И потому фактор, который когда-то действовал на прометейскую концепцию мобилизующе, сегодня уже так не мобилизует.
Филип Мемхес:
- Какой же из этого следует вывод?
Анджей Новак:
- Если Россия будет модернизироваться и всё симпатичнее выглядеть изнутри – речь необязательно идёт о демократии, скорее, об элементах свободы слова, СМИ, а прежде всего о благосостоянии – если в России будут жить лучше, чем в соседних странах, зависящих или впадающих в зависимость от неё, наконец, если Россия будет магнитом также в области культуры, то прометейская идея имеет мало шансов на реализацию. Малым будет ощущение её смысла в странах, которым она адресована, абстрагируясь от того, что думают её сторонники в Польше или где бы то ни было. Так что важна не только актуальная политическая конъюнктура на Украине, в Грузии или Азербайджане. Ключевыми остаются отношения этих государств с Россией, которая до сих пор представляет опасность геополитическую, но не – как бывало в прошлом – экзистенциальную.
Филип Мемхес:
- Во время понтификата Иоанна Павла II прометейские концепции находили точки соприкосновения с восточной политикой Ватикана. Между тем при понтификате Бенедикта XVI восточная политика Апостольской Столицы возвращается чуть ли не во времена Священного Союза – страны между Германией и Россией составляют исключительно элемент огромной геополитической мозаики, приоритетом в которой является улучшение отношений с Россией и Русской Церковью.
Анджей Новак:
- Я согласен с тем, что большие перемены несёт с собой сейчас новая восточная политика Ватикана. Это происходит не столько за счёт стран бывшего СССР, сколько за счёт Польши. Особенно огорчают меня жесты, имевшие место в последнее время. Речь идёт о демонстративном отсутствии представителя Ватикана на похоронах президента Качиньского или намерении послать представителя низкого ранга на торжества беатификации ксёндза Ежи Попелушко. Римская Курия демонстративно пренебрегает Польшей, я не утверждаю, что это делает сам папа. В этом контексте позитивные жесты в сторону Москвы, в последние годы совершаемые уже самим Бенедиктом XVII, по контрасту бросаются в глаза как некая новость. Польская политика, заключающаяся в том, чтобы придавать значение отношениям с другими, нежели Россия, странам бывшей советской империи явно не находит параллелей в политике Ватикана. Но как это уже много раз в истории бывало, не всегда политика Апостольской Столицы является наилучшим дорожным указателем для политики Польши. Я говорю это как историк, будучи в то же время римским католиком. Я оцениваю только политику, а её проводят люди, которые именно в этой области не всегда просвещены Святым Духом.
Анджей Новак – историк, публицист, советолог, профессор Ягеллонского Университета, главный редактор журнала «Arcana».