Продолжение приключения поляков в Сибири.
http://longwalkplus.blog.onet.pl/

01 czerwca 2010
Przez tajgę do Olekminska

01 июня 2010
Через тайгу до Олекминска

Мы миновали Бестях и впереди у нас Кытыл-Дюра. Примерно через неделю мы будем в Олекминске, до которого нам осталось около 400 км. Мы движемся по тайге пешком, на машинах и плывём по реке. Результат не слишком впечатляющий, но это самый утомительный и медленный этап путешествия. Лена разлилась, дороги залиты, и речные суда ещё не ходят. Мы принуждены рассчитывать на доброжелательность местного населения. Мы преодолели 200 км и находимся в Синске.

В этом регионе теоретически легче всего двигаться по реке зимой, она замерзает и становится естественным трактом, летом по ней можно плыть. Первая встреча с Леной была впечатляющей. Как раз трескались льды, начинался ледоход, и возникали гигантские торосы, которые производили гигантский треск, грохот, шум, как во время бури, по звуку похожий на стрельбу из винтовок. Это длилось дни и ночи. Теперь ситуация в долине Лены меняется, река отступает, и на огромном пространстве остаются ледяные глыбы величиной с баскетбольное поле и высотой в несколько или полтора десятка метров.

До Синска мы продвигались тремя способами: едем автостопом, плывём на лодках и путешествуем пешком. Обычно мы движемся на расстоянии примерно километра от реки. Наиболее трудным оказался отрезок, который мы прошли пешком через горы над долиной Лены. Несмотря на то, что мы шли по хребту, мы брели по колено в грязи. В течение четырёх часов нам удалось преодолеть около 10 км. И это вовсе неплохой результат, примерно такое же расстояние мы проехали на машине, и старому уазику-вездеходу понадобился на это час. Теперь мы стараемся путешествовать по реке, используя разные подворачивающиеся оказии.

Насколько Якутск - город зажиточный, настолько страшно бедна провинция. Деревушки как в XIX веке. Местные частично живут тем, что удаётся добыть охотой или рыбалкой. Как они говорят, «что добудем в тайге, то и будет». Время остановилось. В то же время, должно быть, существует какая-то программа развития для этого региона, поскольку то, что бросается в глаза, - это школьные здания. Новенькие, ещё пахнущие краской, очень хорошо оборудованные, в том числе и компьютерной техникой, и часто с доступом к Интернету, они стоят среди старых, разваливающихся избушек.

С того самого момента, как мы вышли из Якутска, мы поминутно встречаемся с чьей-то помощью и гостеприимством. Это регион, в котором иностранцев не бывает и абсолютно нет никаких туристов. Для местных мы такая же диковинка, как они для нас. Уже в Покровске, первой местности за Якутском, мы встретили персонаж, живьём взятый из фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Это был пожилой сумасшедший учёный-геолог, занятый созданием вечного двигателя. Нетипичной была и встреча с речным патрулём и солдатами ОМОНа. Они пришли в такой восторг от нашей экспедиции, что накормили нас, отдали часть своего провианта, а вдобавок решили познакомить с действием наилучшего российского экспортного товара. От стрельбы из «калашникова» у нас до сих пор шум в ушах.

Один вечер мы провели вместе с якутами, приняв участие в танцах у костра, во время которых мы, топая по земле, пробуждали Духа Земли. Кроме того, охранная грамота, выданная властями Республики Саха, открывает двери, особенно местной администрации. До такой степени, что нам часто обеспечивают ночлег, пропитание, а также встречи с местными старейшинами.

Впечатлений очень много, а что больше всего поражает, это отношение к полякам. Якуты питают к полякам глубокое почтение. Когда мы говорим, что мы из Польши, мы встречаемся с самым горячим приёмом. Это связано с исследованиями Сибири польскими путешественниками. Книга Вацлава Серошевского здесь имеется в каждой, даже самой маленькой библиотеке, а также во многих частных домах. Серошевский, заключённый в Варшавскую Цитадель член тайных национально-освободительных обществ, был сослан в Сибирь за участие в бунте узников. Увлечённый Якутией, он занялся изучением народов, живущих на этих землях. Его книга «Двенадцать лет в краю якутов» - это первая научная работа на эту тему. За то, что он открыл миру и сохранил для потомков культуру якутов, он был освобождён, благодаря поддержке Географического Общества, из ссылки и получил право пребывания на территории Царства Польского.

И в конце небольшое наблюдение. У местных мужчин не хватает зубов, особенно передних. Это связано с образом жизни и погодными условиями. Зимой, находясь в тайге, они пьют горячий чай. При температуре минус 60 градус, а такая здесь – обычное дело, кипяток, который они пьют, приводит к тому, что замёрзшие зубы трескаются и выпадают.
http://ursa-tm.ru