Экспедиция Якутск – Калькутта 2010
Часть 14
22 сентября 2010
Сколько угля требуется китайской части в Тибете?
У нас позади неделя, полная приключений. В Китае мы уже проехали более 1000 километров. А вообще на велосипедах, включая и Монголию, почти 2000 километров. До Лхасы осталось около 1100 километров. У нас это должно занять около 14 дней.
В данный момент мы въезжаем на тибетское плоскогорье. Последнюю неделю мы путешествовали по провинции Цинхай. Исторически это была территория Тибета, достаточно гористая и местами пустынная. Самую большую трудность представляло преодоление перевала между горами Алтын-таг и Цилянь Шань. Нам пришлось взбираться на высоту около 2600 метров, причём 1500 метров мы преодолели в течение одного дня. Большинство территории Цинхай – это одна большая строительная площадка. Тут также создаётся новая автострада, но мы можем двигаться только по щебёночным дорогам, то есть в песке и в пыли, а вдобавок постоянно объезжая бульдозеры и другую дорожно-строительную технику.
У нас также были первые приключения с высотой. На уровне 3000 метров появляются проблемы с кислородом. Труднее дышать и хуже спится. К счастью, к этому можно привыкнуть. Впереди у нас восхождение на высоту 4800 метров, а из плана экспедиции следует, что со временем мы доберёмся даже до 5000 метров над уровнем моря. Такая высота может быть смертельно опасной, а высотная болезнь проявляется на ней в гораздо более серьёзной форме. Мозг получает слишком мало кислорода – и это может кончиться трагически. Так что мы должны очень внимательно следить за тем, не появляются ли симптомы высотной болезни, и ожидать акклиматизации. Сейчас высота для нас – главный вызов.
В пустынной Цайдамской котловине мы попали в песчаную бурю. Это очень странное явление – мелкий песок проникает буквально всюду. Предотвратить это невозможно. Нам удалось спрятаться на заправочной станции, которая ещё строится. Там мы провели ночь и переждали бурю.
Нас застала врасплох опасность, которую представляют пастушеские собаки, иногда очень агрессивные. Один раз на нас напали две таких скотины. К счастью, мы были на спуске, так что нам удалось от них сбежать, хотя даже на скорости 40 км в час мы не могли оторваться от них достаточно далеко. Их удалось отогнать только камнями.
Пережили мы и экстремальные температуры. На перевале ночью был мороз, а при въезде в пустыню на термометре было 52 градуса! В такую жару кажется, что кожу обжигает открытым пламенем. Сейчас мы ожидаем, скорее, низких температур, даже до 20 градусов ниже нуля. Похоже, погода нас баловать не будет. На высотах, которые ожидают нас, каждое усилие даётся труднее. Каждый день мы чувствуем себя истощёнными, но идём вперёд.
На спусках удаётся разогнаться даже до 70 километров в час, зато на подъёмах мы не в состоянии ехать быстрее, чем 4 километра в час, почти толкая велосипеды.
Мы продолжаем необычайно интересовать всех китайцев, а теперь и тибетцев, которые на этих территориях не имели контактов с белыми людьми. Разговор по-английски всё ещё невозможен, так что мы общаемся довольно смешно. Мы пользуемся языком жестов, иногда рисуем и показываем на картинках. Тут весьма оживлённое автомобильное движение, и водители тоже часто приветствуют нас, сигналя нам. Иногда они останавливаются, чтобы сфотографироваться с нами. Сегодня бригада рабочих фотографировалась с нами мобильными телефонами. Люди очень симпатичные, часто приглашают нас к себе и при этом угощают вкусными блюдами.
Однако следует признать, что большинство населения этого региона живёт в городах. Посёлков очень немного. Это поразительно, что в стране с более чем миллиардным населением можно иногда проехать сто, сто пятьдесят километров и не увидеть ни одного человека. Кроме городов мы проезжаем через огромные безлюдные пространства. Может быть, поэтому так болеют за нас водители встречных грузовиков?
Самая большая проблема на этом отрезке трассы – отсутствие воды. Тут нет ни рек, ни других источников воды, и очень трудно найти её. У нас, к счастью, большой запас питья, без которого было бы очень опасно, потому что нам грозило бы обезвоживание.
Мы очень рады, что скоро все эти пустыни окажутся позади. За последние недели пустынная атмосфера нам ужасно надоело. Постоянная пыль привела к тому, что непрестанно кашляем и задыхаемся.
Сегодня мы миновали военный пост, охраняющий въезд на эту территорию. Тут странная ситуация, потому что не совсем понятно, как иностранцы могут передвигаться по этой территории. Теоретически существуют разрешения, но с другой стороны, индивидуальные путешественники не имеют шансов получить их. В принципе, и речи быть не может о свободном проезде, но с другой стороны – все это делают.
На днях мы вступим вглубь исторической территории Тибета. Об этом, в частности, свидетельствует огромное количество армии, полиции и разных военизированных служб. Масштаб явления иллюстрирует последнее из наших дорожных приключений. Так вот, несколько дней тому назад мимо нас проезжал бесконечный караван военных грузовиков. В них не было никакой техники или солдат. Мы насчитали около трёхсот штук. Потом оказалось, что они ехали за снабжением для части. Потом тот же караван возвращался нагруженный углём. Посмотрим, что будет дальше. Какое счастье, что во времена Глиньского здесь не было китайцев. Путь к свободе оказался бы тогда гораздо труднее, а может быть, и вовсе неосуществим.