http://longwalkplus.blog.onet.pl/

Экспедиция Якутск – Калькутта 2010
Часть 13

15 сентября 2010 года
Пророческие видения Равича


500 км по Китаю уже позади. Мы движемся по направлению к Голмуду, где граница с Тибетом. Ветер всё время в лицо, это было адски тяжело. Вдобавок мы боролись с пылью от ведущихся повсюду дорожных работ и окрестных песков.

Пустыня Гоби на китайской стороне совершенно иная, чем в Монголии, главным образом, по уровню её освоенности. Это поразительно, но тут есть города, часто большие. Дорожная инфраструктура гораздо лучше. В нашем распоряжении только автострады, собственно говоря, трудно найти какие-то боковые дороги поменьше. Но, к счастью, достаточно широкие обочины дают нам возможность пользоваться ими. Очень зрелищно то, как китайцы используют пустыню для производства энергии – тут сотни, если не тысячи ветряков. На дорогах видно, что постоянно везут части для строительства следующих. Мы также видели множество солнечных батарей. Так что пустыня – не мёртвое место, но источник возобновляемой энергии. Благодаря агротехнике удалось также превратить часть её в возделываемые поля. Здесь выращивают кукурузу, но также и дыни, о которых мы недавно писали. Может, у Равича были пророческие видения?

На дорогах большое движение, практически круглосуточно, по всем направлениям едут вереницы автомобилей, легковых и фур. Этого не было в Монголии вообще. У нас множество встреч с китайцами. Все останавливаются и хотят сфотографироваться с нами. Это потому, что здесь не бывает туристов с Запада. В эти регионы приезжают туристы из Китая и Японии. Английский язык здесь почти неизвестен, так что общаемся мы в основном языком жестов. И в ресторане, и на улице мы изъясняемся жестами.

В ресторане меню всегда на китайском, так что мы заказываем еду втёмную, а потом с любопытством ждём, что же нам принесут. Из интересных блюд мы один раз получили суп, состоящий из кипятка, свернувшегося яйца и нескольких ложек сахара, а в другой раз – булки со вкусом рыбы. Так что питание у нас весьма разнообразное. В гастрономии Сибирь, Монголия и Китай – это совершенно разные миры. Здесь кухня богатая, придаётся большое значение приготовлению, повара не жалеют приправ. Много фруктов и овощей. Это великолепное разнообразие после вечной в Монголии баранины с луком. Вдобавок каждый приём пищи – это церемония, в то время как в Монголии это просто утоление голода. У нас проявился сейчас эффект Jojo, потому что мы вознаградили себе три месяца очень плохого питания. Следует признать, что мы сейчас ужасно объедаемся.

По сравнению с ранее пройденными территориями большая разница состоит ещё и в том, что нас ещё никто не пригласил к себе домой. Наверняка, это вызвано тем, что до сих пор на нашем пути не было больших городов, либо мы их объезжаем, а в большом городе контакты между людьми совершенно иные. Кроме того с китайцами трудно объясниться. В маленьких деревушках контакт более непосредственный. Только один раз владелец придорожного ресторана, около заправочной станции, позволил нам переночевать в здании ресторана.

С другой стороны, с тех пор, как мы находимся в Китае, мы ни разу не спали в палатке. Здесь очень тепло. Дождей не бывает, каждую ночь мы спим под открытым небом, обычно около дороги, например, под виадуком или в каком-нибудь тоннеле. Сегодня мы ночуем около стройки. В нескольких метрах от нас стоят дорожные машины, какие-то экскаваторы, краны и другое оборудование. Собственно говоря, вся автострада, по которой мы движемся, - это огромная строительная площадка, впрочем, как и большинство этих западных провинций.

В Китае работа кипит, собственно, повсюду. Мы недавно проезжали мимо знаменитой Китайской Стены, а точнее, её начала. Там была прекрасно сохранившаяся крепость, которая является достопримечательностью, привлекающей множество туристов. А около Дунхуанг, то есть города, из которого мы сегодня выехали, есть необыкновенные пещеры. Они называются Магао, и с VII-VIII века в них существовали буддийские храмы. Там сохранились в очень хорошем состоянии наскальные рисунки и множество интересных экспонатов, например первая в мире печатная книга, относящаяся к X веку. Всё размещается в музеях, высеченных в скалах, которые окружены пустыней. Кроме того в Гансу, то есть в провинции, где мы сейчас находимся, размещается китайский космодром.

Скорее всего, это наш последний день в пустыне. Впереди – перевал высотой 1000 метров над уровнем моря, а за ним уже раскинулась историческая территория Тибета. Мы расстаёмся с пустыней. Дунхуанг – последняя пустынная остановка на нашей трассе, ворота в Тибет. Когда-то его называли городом песков, поскольку вокруг него раскинулись огромные дюны, которые достигали, говорят, 1700 метров в высоту. Через эти территории проходил в прошлом Шёлковый Путь.

В конце мы хотим подчеркнуть, что здесь очень безопасно. У нас не было никаких проблем. Мы только один раз прокололи шину, так что снаряжение зарекомендовало себя отлично. Нас ждёт Тибет, то есть большая высота, где у нас могут появиться серьёзные проблемы. Мы попытаемся справиться с этим за неделю.


http://ursa-tm.ru