http://www.rp.pl/artykul/9133,537242-Magierowski--Dobra-decyzja-w-sprawie-Zakajewa.html
Marek Magierowski
Dobra decyzja w sprawie Zakajewa
Марек Магеровский
Хорошее решение по делу Закаева
Всё закончилось быстро и счастливо, но дело Ахмеда Закаева было серьёзным дипломатическим тестом – не только для польского правосудия, но также и для Дональда Туска.
Теперь мы можем ожидать нескольких неприятных слов со стороны Кремля, но следует радоваться тому, что проблема была разрешена способом, не возбуждающим никаких юридических возражений. А прежде всего – не вызывающим сомнений политического свойства.
Потепление отношений с Москвой было приоритетом внешней политики кабинета Туска задолго до 10 апреля. Сначала визит главы польского правительства в Москву, потом знаменитая беседа с премьером России на набережной в Сопоте, наконец, торжественные мероприятия с участием Путина в Катыни, а также жесты и слова сочувствия, которые мы услышали после катастрофы президентского Туполева – все эти события могли свидетельствовать о новом этапе в отношениях извечных врагов.
Однако разница между позицией Варшавы и Москвы была принципиальной: насколько русские, с чёткостью, достойной шахматного гроссмейстера, «играли» Польшей в рамках геостратегического проекта сближения с Европой, настолько премьер Туск, а также министр Сикорский и президент Коморовский производили иногда впечатление людей, одурманенных идеей примирения. Вдруг трубопровод Nord Stream перестал быть проблемой, мы вдруг услышали, что месторождения сланцевого газа могут привести нас к экологической катастрофе, мы также узнали, что зависимость от поставок газа с Востока продлится ещё 30 лет. Президент Коморовский дал предлог СМИ, чтобы они писали о конце союза Польши и Грузии, а правительство с опозданием реагировало на упущения Москвы в смоленском расследовании. Все начали ходить вокруг русского медведя на цыпочках.
Поэтому после прибытия в Польшу Ахмеда Закаева появились комментарии, что отказ выдать его совсем не так очевиден. В четверг Дональд Туск сделал важное заявление, что Москва не может в этом вопросе рассчитывать на особое расположение. Суд разделил его мнение, сославшись на законы Евросоюза, касающиеся статуса беженцев. Напомним: это тот самый Евросоюз, перед которым последнее время заискивает Россия. В очередной раз оказывается, что нас ещё отличают определённые нормы.