-
Ярослав Качиньский
Сикорский проиграл Белоруссию
Пора протрезветь от пустых мечтаний и понять, наконец, что используемая против Лукашенко «палка» была в действительности оливковой ветвью, а предлагаемая ему «морковка» оказалась гнилой петрушкой (польское выражение «палка и морковка» соответствует русскому «кнут и пряник» - прим. перев.), - пишет председатель Права и Справедливости.

Участие польской дипломатии в последних выборах в Белоруссии закончилось катастрофой – считает Ярослав Качиньский.
На снимке – демонстрация противников Александра Лукашенко в Минске, 21 января 2011 года.
С перспективы нескольких недель, которые миновали после фальсифицированных Александром Лукашенко выборов в Белоруссии, жестокого подавления оппозиционных протестов и волны репрессий, которая продолжается до сих, уже ясно видно, что польская восточная политика потерпела на этом направлении драматическое поражение.
Участие польской дипломатии в последних выборах в Белоруссии закончилось катастрофой, поскольку оно опиралось на непрофессиональную, принимавшую желаемое за действительное, а не реальную оценку ситуации в этой стране. Самый популярный до этих пор лидер белорусской оппозиции, демократ Александр Милинкевич, отказался от участия в выборах, когда стало ясно, что он не получит поддержки Евросоюза, который не хотел раздражать Россию, воспринимающую Милинкевича как политика «слишком прозападного».
Взамен польская дипломатия – вместе с немецкой – открыто поддерживала политически слабого, считающегося пророссийским кандидата, которого ни в коем случае не могло поддержать основное большинство белорусской оппозиции, борющейся за независимость. Польский МИД рассчитывал на какое-то чудо во время выборов? Как оценить по существу уровень аналитики, на которой основывала свои действия польская дипломатия? Существовала ли российская поддержка этих действий, а если так, то почему она закончилась в день выборов?
Успехи Москвы, поражение Варшавы
Россия самым явным образом в очередной раз обыграла министра Сикорского… и весь Евросоюз, склонив их вывести из выборов имевшего серьёзные шансы на хороший результат Милинкевича и бросив на поле боя с проигравшим, побитым и арестованным Владимиром Некляевым. Москва достигла всех своих целей: вывела из выборов прозападного, опасного для неё кандидата, договорилась с Лукашенко, увеличив его зависимость от себя, и оттолкнула Белоруссию от Европы.
Польша проиграла. Но даже из своего поражения польская дипломатия не способна сделать выводов. Потому что всё указывает, к сожалению, на то, что МИД намерен и дальше брести в тот же тупик и вместо того, чтобы вести переговоры со всем спектром белорусской оппозиции, хочет навязывать только одну, уже проигравшую группировку, не имеющую после выборов никакой политической и организационной базы.
Действия Министерства Иностранных Дел по отношению к Белоруссии после 19 декабря на самом деле являются действиями чисто пиаровскими, рассчитанными на польское общественное мнение.
Попытка МИД-а решением сверху учредить «бюро польской оппозиции» в Варшаве была проведена без каких-либо консультаций как с этой оппозицией, так и с польскими неправительственными организациями, действующими на Востоке. Почему польский МИД в течение нескольких лет воспринимает эти организации как назойливых просителей, а не как реальных партнёров, которые часто способны точнее оценить и эффективнее действовать на Востоке, нежели чиновники? Почему не использует их знания и контакты, почему не консультируется с ними при разработке своей стратегии, предпочитая упорно навязывать свои неэффективные сценарии и при этом ведя себя, как слон в посудной лавке?
Трудно представить лучшее доказательство того, что столь громко когда-то провозглашаемый Гражданской Платформой лозунг «гражданского общества» является для этой партии всего лишь пропагандистской ширмой для самовольного, наглого самоуправства чиновников.
Ещё одной пиаровской осечкой в исполнении МИД-а стала громко разрекламированная в СМИ «отмена Польшей платы за визы» для белорусов, чтобы «приблизить их к Европе». На практике оказалось, что эта отмена платы касается исключительно виз для участников культурных мероприятий в Речи Посполитей, которые должны иметь приглашения в Польшу, то есть на самом деле – лишь для малочисленной группы белорусской элиты, которая и так до сих пор могла без проблем приезжать в нашу страну.
Ни о какой массовой открытости для белорусов вообще и речи нет. А об организации так называемого малого приграничного движения с Белоруссией, с чем МИД носился годами, даже и вспоминать не стоит. Также и провозглашённая сразу после выборов МИД-ом «быстрая помощь» демократическим силам в Белоруссии заблудилась где-то в бюрократических лабиринтах этого министерства.
Не известно также пока, каким образом польские власти намерены наказать людей, ответственных за жестокие репрессии в Белоруссии. МИД, правда, уверяет, что создаст «чёрный список» белорусских функционеров, которые должны получить запрет на въезд в Речь Посполиту, однако, не известно, ни сколько человек, ни кто конкретно окажется в этом списке, и не сведётся ли он опять к символическим санкциям по отношению к нескольким десяткам представителей режима.
Санкции должны быть болезненными
Нет простого рецепта быстрой демократизации Белоруссии, так же, как нет простого рецепта принудить Александра Лукашенко уважать права польского меньшинства в этой стране. Такой «волшебной палочки», которая способна превратить жестокого диктатора в евродемократа, ни у кого, конечно, нет.
Но какова бы ни была принятая тактика, три вещи возможны и абсолютно необходимы: во-первых, реальный, а не просто отвечающий пожеланиям диагноз и оценка ситуации, во-вторых, последовательная политика по отношению к режиму, которая должна исходить из этого диагноза, и, в-третьих, простая порядочность. Если мы предполагаем, что диктатор склонен к уступкам только перед лицом политических и экономических санкций – а 16-летний опыт политики по отношению к Белоруссии указывает, что, похоже, так оно и есть – то давайте использовать санкции, которые будут для него действительно болезненными. Если же мы предполагаем, что мы как Евросоюз способны склонить его к уступкам при помощи экономического сотрудничества, то давайте предложим ему такие условия, которые будут для него действительно привлекательнымм.
К сожалению, в прошлом ЕС использовал против Лукашенко санкции, которые режим реально не чувствовал – запрет въезда в ЕС для 40 функционеров режима был, в лучшем случае, символическим жестом. Чтобы визовые санкции были чувствительными, они должны охватить также местный репрессивный аппарат, то есть судей, прокуроров, сотрудников КГБ.
Столь же неэффективной «санкцией» было в прошлом то, что Евросоюз отозвал торговые преференции для Белоруссии. Потому что ущерб в размере 200-300 миллионов долларов не в состоянии поставить под угрозу даже такую слабую экономику, как белорусская.
Такой эффект – причём почти немедленный – наверняка принесло бы полное торговое эмбарго со стороны ЕС. Принимая во внимание, что половина белорусского экспорта в данный момент попадает на рынок Евросоюза, Лукашенко пришлось бы отступить перед таким натиском, если он хотел бы избежать краха собственной экономики и вызванных этим социальных волнений. Следует заметить, что именно такую политику санкций – не столько торговых, сколько энергетических - много лет использует по отношению к Лукашенко Россия, эффективно реализуя, таким образом, свои интересы в Белоруссии: поглощая тамошнюю энергетику, укрепляя своё военное присутствие, навязывая свои таможенные правила, а вскоре – возможно, и свою валюту.
Провал Восточного Партнёрства
К сожалению, сегодняшний Евросоюз не способен предпринять столь же решительные действия. Более того, из неэффективности имевших место до сих пор – поскольку фиктивных – санкций многие политики в ЕС и в Польше сделали ошибочный вывод, что санкции вообще неэффективны. Но как же можно это оценить, если на самом деле реальных санкций по отношению к Лукашенко никогда не было?
Аргумент об отказе от санкций был бы допустим при условии, что взамен Евросоюз мог бы предложить Лукашенко такой уровень экономического и кредитного сотрудничества, который был бы в состоянии сравниться с экономической зависимостью Белоруссии от России. Потому что очевидно, что какое-либо сближение с Западом означало бы для Минска – раньше или позже – неизбежную экономическую месть со стороны Москвы.
К сожалению, предложение в виде Восточного Партнёрства, незаслуженно расхваленное, оказалось в случае с Белоруссией осечкой. Даже бывший директор совхоза в состоянии подсчитать, что финансовое предложение в рамках партнёрства не в состоянии решить хотя бы малой части экономических проблем Белоруссии, хоть в какой-то степени сделать её независимой от России или ощутимо модернизировать рассыпающуюся инфраструктуру страны.
Между тем европейские политики, включая и министра Сикорского, до сих пор, кажется, рассматривают свою, главным образом, бюрократическую инициативу Восточного партнёрства как прямо-таки неслыханное цивилизационное благодеяние, искушению которого диктатор будет не в состоянии противиться. Пора протрезветь от этих пустых мечтаний и понять, наконец, что используемая в прошлом по отношению к Лукашенко «палка» была в действительности оливковой ветвью, а предлагаемая ему «морковка» оказалась гнилой петрушкой.
План демократизации
Правительство ПиС реально оценило ситуацию в Белоруссии и не питало иллюзий относительно возможности «демократизации Лукашенко». В противоположность правительству ГП мы не ожидали, что диктатор, исключительная цель которого – как можно дольше удерживать власть и передать её своему сыну, согласится на политическую либерализацию, в результате которой он мог бы эту власть утратить. Наша политика была также достаточно консервативна и – прежде всего – честна и прозрачна для белорусских демократических сил.
Такой добросовестной оценки, последовательности и честности не оказалось в политике Радослава Сикорского по отношению к Белоруссии после 2007 года. Некритичному стремлению польского правительства к укреплению бюрократических отношений с белорусской администрацией при одновременно болезненном охлаждении контактов с демократическими кругами сопутствовало угасание начатых нами конкретных действий, поддерживавших построение гражданского общества в Белоруссии.
Напомню, что именно наше правительство – с декабря 2005 по ноябрь 2007 года – начало четыре крупнейших программы по демократизации Белоруссии: телеканал Белсат, Радио «Аргумент», стипендиальную программу им. Калиновского для белорусских студентов, отчисленных из высших учебных заведений за политическую деятельность, а также программу финансовой помощи жертвам политических репрессий в Белоруссии. Правда, в период правления ГП программы эти продолжали существовать, но их финансирование систематически уменьшалось. Не было также создано ни одной новой программы этого типа, если не считать уже упомянутого, шумно провозглашённого Восточного Партнёрства, которое, однако, быстро оказалось виртуально-бюрократической инициативой с практически нулевым влиянием на реальную действительность.
Между тем благодаря программе им. Калиновского в Польше учится более 300 белорусских студентов. Вне всякого сомнения, это наилучшая польская инвестиция в демократию в Белоруссии, в то же время это и – в долгосрочной перспективе – создание дружественной Польше будущей белорусской элиты. Поэтому в ужас приводит безответственное выдвижение министром Сикорским идеи заменить эту программу, частично или в целом – это ещё не решено – программой направления белорусских студентов в Западную Европу, например, в рамках программы «Erasmus». Кроме несомненного ущерба для интересов Польши министр Сикорский, кажется, не замечает, что официальное участие в стипендиальной программе высших учебных заведений белорусского режима открывает путь на Запад только детям белорусской номенклатуры, автоматически закрывая её достойнейшим и активнейшим представителям гражданской молодёжи.
В свою очередь созданное в 2006 году Белорусское Радио «Аргумент», охватывающее вещанием на волнах FM целых 10% жителей Белоруссии, каждый год борется с проблемами, происходящими от нестабильного финансирования из МИД-а и систематических уменьшений дотаций. Точно также приходится бороться за выживание и телеканалу «Белсат», которому угрожают очередные урезания бюджета. Тот факт, что это единственное независимое СМИ массового масштаба воздействия в Белоруссии и что после его утраты возможность информировать граждан этой страны исчезнет почти полностью, кажется, не производит на чиновников министра Сикорского никакого впечатления.
Закрывающаяся граница
Публичные контакты польских и европейских политиков с белорусским режимом также серьёзно поколебали веру демократических кругов в Белоруссии в честную поддержку со стороны Польши. В большой степени был уничтожен годами накапливавшийся капитал доверия этих кругов к нашей стране. Чтобы убедиться в этом, достаточно было в последние годы заглянуть на какой-нибудь независимый белорусский форум в интернете или поговорить с белорусскими демократическими политиками.
При неясных обстоятельствах из приоритетов польской заграничной помощи Белоруссии чиновники министра Сикорского в 2009 году вычеркнули пункт «права человека», а в 2010 году – «гражданское общество». Зато ввели такие «важные» пункты, как «ветеринарное» и «фитосанитарное сотрудничество» и даже «сотрудничество пожарной охраны». Почему? Причин этих вредительских действий министр не хочет объяснить даже на форуме Комиссии Иностранных Дел.
На начавшийся в 2008 году вредный пересмотр польской политики по отношению к Белоруссии неоднократно обращали внимание сами белорусы – не только политики оппозиции, но и рядовые граждане. Для них граница с Польшей становилась всё менее дружелюбной и всё более закрытой – длинные очереди за дорогими визами, неприязненное отношение в консульствах и на пограничных пунктах.
В прошлом ЕС использовал против Белоруссии санкции, которые не были реально чувствительными для режима, - запрет въезда в ЕС 40 функционерам режима был, в лучшем случае, жестом символическим.
В то же самое время польские власти демонстрировали прямо-таки безоговорочную открытость в контактах с белорусской государственной администрацией на всех уровнях. Одним из возмутительных примеров можно считать прокурорское сотрудничество, в рамках которого белорусской стороне были переданные данные на полтора десятка тысяч граждан этой страны, получающих НДС за товары, купленные в Польше. Дело было бы очевидным, если бы речь шла о демократической стране, но, передавая эти данные диктатуре, польская сторона подвергла многие тысячи человек риску шантажа со стороны КГБ. Вскоре после этого появилась информация о том, что этих людей вызывали в КГБ и пытались принудить к сотрудничеству.
Горькую усмешку вызывает тот факт, что это сотрудничество должно было касаться также получения белорусскими спецслужбами сведений о польской администрации, а также о пограничных службах. Факты тесного сотрудничества польского Агентства Внутренней Безопасности с белорусским КГБ признавали даже представители этого ведомства.
Польское меньшинство без помощи
Чашу горечи в связи с политикой Радослава Сикорского по отношению к Белоруссии переполнило его поражение в области защиты прав польского меньшинства в этой стране. Это во время его правления отказалась от руководства Союзом Поляков в Белоруссии Анджелика Борыс, которая кроме заверений министра перед телекамерами о «поддержке» не могла получить от Польши достаточной помощи. Польский МИД не в состоянии был эффективно противодействовать ни уничтожению режимом Лукашенко фирмы «Polonica», финансировавшей польскую просветительскую деятельность в Белоруссии, ни беззаконному отнятию у поляков Польского Дома в Ивенце, ни непрестанным репрессиям против отдельных членов СПБ.
Вместо этого осенью 2008 года польский МИД попытался принудить независимый Союз Поляков в Белоруссии объединиться с руководимым КГБ режимным союзом, что фактически означало бы ликвидацию какого-либо независимого представительства польского меньшинства. Идея эта была глубоко аморальной, поскольку пытались таким образом принудить уйти ведущих деятелей СПБ. Она также идеально совпадала с ожиданиями белорусских спецслужб. Ничего удивительного, если автором этой идеи, ещё в середине 2007 года, был тогдашний посол Белоруссии в Речи Посполитей Павел Латушка.
Мы это предложение решительно отвергли, а вот Радослоав Сикорский был готов провести его в жизнь как успех польского МИД-а. Лишь публикация на эту тему в «Жечьпосполитей» и волна возмущения в Польше помешала реализации этого вредного для поляков в Белоруссии сценария.
Не секрет, что нынешняя политика МИД-а направлена на раскол СПБ на меньшие организации и избирательную поддержку их из Польши. Активистов союза дипломаты уговаривают регистрировать отдельные организации. А ведь единство – это сегодня главная сила СПБ. Когда её не станет, отдельные мелкие и одинокие организации будут абсолютно отданы на милость и немилость КГБ. Трудно даже оценить, являются ли такие действия польской дипломатии следствием невежества и непрофессионализма или же попыткой «ликвидировать проблему польского меньшинства в Белоруссии», … ликвидировав сам СПБ!
Неэффективность польского МИД-а в области защиты поляков в Белоруссии всё больше придаёт смелости тамошним спецслужбам. Последним проявлением этого было недавнее избиение в ходе допроса КГБ-шниками председателя Главного Совета СПБ Андрея Почобута, а затем обыск в его доме и приговор его к штрафу. Следует подчеркнуть, что в период правления ПиС – несмотря на различные нападки на активистов польского меньшинства – белорусские спецслужбы никогда не доходили до применения по отношению к ним физического насилия.
Правда, ни нам, ни ГП не удалось добиться легализации СПБ белорусскими властями, но мы, по крайней мере, достигли состояния некоего перемирия со стороны белорусской администрации. Это перемирие во время правления министра Сикорского было совершенно нарушено белорусской стороной при фактически пассивной позиции польской дипломатии и правительства.
Проявление слабости
Причина этого – ведение Радославом Сикорским политики имиджевой вместо политики реальной. Когда в 2007 году глава Бюро Национальной Безопасности покойный Владислав Стасяк встретился на границе с главой белорусского Совета Безопасности Виктором Шейманом, удалось договориться с белорусской стороной о конкретных постановлениях. Насколько же эта встреча не похожа на рукопожатия в свете телекамер с белорусским министром Сергеем Мартыновым и Александром Лукашенко в исполнении министра Сикорского. Рукопожатия, после которых – добавим – репрессии против поляков в Белоруссии начались буквально на следующий день.
Меду тем, ничто так не эффективно в дипломатии, как последовательно применяемый принцип взаимности. В то время как односторонние жесты доброй воли любой диктатурой или тоталитарным режимом воспринимаются только как слабость партнёра и вместо смягчения своей позиции склоняют – совсем наоборот – к обострению репрессий. Господин министр Сикорский явно забыл об этом.
Образ паралича польской дипломатической службы дополняет ситуация с выдачей польскими консульствами нашим соотечественникам в Белоруссии Карты Поляка – напомним – в период правления Права и Справедливости. В данный момент записаться на встречу с консулом по вопросу Карты или, вообще, дозвониться до консульства граничит почти что с чудом. Из-за долгих сроков ожидания многие разочаровываются и отказываются от получения Карты, а некоторые наши соотечественники, к сожалению, не дожили до этой минуты. Это печальное свидетельство отношения к собственному меньшинству, которое мы сами себе – как страна - выдали. Также и на международной арене – потому что государство, которое не в состоянии защитить права своих меньшинств, никогда не будет пользоваться уважением.
Поражения разного калибра
Правительство ГП пыталось достичь быстрого успеха, улучшая отношения с властями Белоруссии даже за счёт польского меньшинства, отказа от реальной поддержки демократических сил в этой стране и закрывания глаз на нарушение прав человека. Трудно припомнить хотя бы одно официальное выступление министра Сикорского в то время, посвящённое защите этих прав. Даже когда беззаконно арестованный оппозиционер Николай Аутухович после 90-дневной голодовки находился на грани смерти, официальная Варшава молчала. По мнению МИД-а, это, несомненно, было выражением так называемой Realpolitik, однако, кроме согласия белорусской стороны на крупные частные инвестиции Янка Кульчика в Гродненской области, позитивных результатов этой «Realpolitik» что-то не видно. В противоположность длинному списку поражений, которых в этот период хватало с избытком.
Вне всякого сомнения, одна из важнейших задач польской внешней политики – это участие в построении будущего Восточной Европы. Политика по отношению к Белоруссии имеет в данном случае ключевое значение для нашей страны. К сожалению, вследствие вышеописанных упущений, ошибочных оценок, бюрократической инерции, медлительности, самовольных действий и пренебрежения к неправительственным силам, ложно понятой политкорректности, а также подчинения государственных интересов собственному имиджу мы понесли на этом направлении серьёзные политические потери, которые нам придётся навёрстывать годами. Чем быстрее мы начнём, тем лучше.
Rzeczpospolita
Jarosław Kaczyński
Sikorski przegrał Białoruś
http://ursa-tm.ru
Don't you cover and shall you not be covered (с)

-
Сказали спасибо Таллерова :
-
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума