Люттвак: Вырастут только новые мусульманские диктатуры
- Ислам делает невозможным введение демократического порядка в Северной Африке, - утверждает Эдвард Н. Люттвак, политолог, в беседе с Агатоном Козиньским. – Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке ясна: там есть только религия, - добавляет учёный.
- По Северной Африке и Ближнему Востоку разлилась волна протестов. Можно ли сравнить её с осенью 1989 года в Центральной Европе? Могут ли Тунис, Египет, Иордания и их соседи стать демократическими странами?
- Пока что от Марокко до Индии нет ни одной демократической страны. Все арабские страны, а также Иран – это государства, управляемые диктаторами. Иногда о Ливане говорят как о демократической стране, но это неправда – это религиозное государство, в котором торжествуют недемократические принципы. Ведь в этой стране даже не проведена перепись населения. Все государства в этом регионе – это без исключения мусульманские государства. Да, когда-то они пыталась ввести у себя демократические принципы. Мусульманские интеллектуалы читали Аристотеля и экспериментировали с демократией по образцу античных Афин. Но на переломе VIII-IX веков они начали отходить от демократии, через какое-то время она была вообще запрещена.
А в особенности её главный принцип, утверждающий, что решения принимают граждане. Вместо неё вступили в силу правила ислама, которые утверждают, что закон был установлен Аллахом, поэтому изменять его нельзя. Это отрицание демократии. Ведь если бы в демократических выборах выбирался парламент, то потом он мог бы, например, легализовать гомосексуальные союзы – а это, в свою очередь, противоречит исламу, Аллах этого не одобряет. По этой причине демократия не привилась во всём исламском мире. Например, в Индонезии демократия исключила из общественной жизни радикальных мусульман – поэтому мусульмане вообще отвергли общественную жизнь и на Суматре создали собственный анклав, который стал, собственно говоря, отдельным государством внутри Индонезии. Малайзия – страна демократическая только по названию. Примеры, впрочем, можно ещё долго приводить.
- Вы забыли упомянуть Турцию. Это исламская страна, которая в то же время всё ближе к демократическим нормам.
- Да, я забыл упомянуть Турцию. Не только я, но все должны забыть об этой стране. Потому что с каждым днём в этом государстве всё меньше демократии. Там демократия появилась в том момент, когда в 1923 году к власти пришёл Кемаль Ататюрк, который начал с корнем вырывать ислам из общественной жизни страны. Этот процесс длился вплоть до тех пор, когда к власти в Турции в 2003 году пришла исламская Партия Справедливости и Прогресса. Ведь эта религиозная группировка вводит антидемократические правила одно за другим. Только на прошлой неделе турецкий парламент принял закон, затрудняющий продажу алкоголя.
Это регулирование, естественно, было продиктовано мусульманским правом. Разрушение демократического порядка в этом государстве происходит постепенно – но проводится весьма последовательно, ежедневно. Турция была демократической страной до тех пор, пока ею правили люди, которые старались искоренить ислам. Когда власть перешла к мусульманской партии, начался обратный процесс.
- Вы подчёркиваете, что демократии в арабском, или шире – исламском – мире нет. Между тем прошлогодний опрос Pew Research Center показал, что 69 процентов египтян считают, что это наилучший возможный строй. Так же считают 81 процент ливанцев и 76 процентов турок.
- Раз уж вы приводите такие данные, то я задам вопрос: представляете ли вы себе ситуацию, в которой парламент в исламской стране принимает постановление, разрешающее мусульманам принимать крещение? Или легализует гомосексуализм? Впрочем, вы не обязаны отвечать – повсеместно известно, что ответ на эти и подобные им вопросы один – нет. Да, сейчас египтяне протестуют на улицах Каира и требуют демократии. Но для них демократия означает одно: уход Мубарака. Введение новой системы означало бы, что старая отброшена - а ведь суть беспорядков именно в этом.
Но вопрос, как далеко они готовы пойти при введении демократии. Готовы ли они принять, что при этом строе каждый человек имеет право делать, что ему хочется? Будут ли уважаться индивидуальные права каждого? Потому что без этого нельзя создать настоящее демократическое государство. Это ведёт лишь к правлению толпы – а это хуже, чем диктатура. Принципы ясны: сначала надо начать уважать права личности, а потом можно ввести демократию. Если кто-то попытается действовать наоборот, то ему может быть очень плохо.
- Вы подчёркиваете, что в арабских странах религия важнее, чем политическая система…
- Минуточку, я ничего не подчёркиваю. Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке ясна: там есть только религия. Если бы ислам внезапно исчез оттуда, остался бы только песок. Религия может быть – или не быть – важным элементом жизни для вас. В арабском мире она доминирует абсолютно надо всем.
Polska Times
Luttwak: Wyrosną tylko nowe dyktatury muzułmańskie