Нападение на трубу
Варшава, 1999

Трубопровод Ямал-Европа – один из крупнейших в мире. По двум трубам диаметром 140 см должно пойти через Польшу в Германию гигантское количество газа, достаточное, чтобы обогреть половину Европы. Часть этого газа мы должны будем купить. Детали договора, заключённого 25 августа 1993 года между правительствами Польши и России и подписанного вице-премьером Хенриком Горишевским, долго оставались неизвестны общественному мнению. Их обнародование вызвало скандал. Независимые эксперты назвали этот документ «преступным сговором людей, принимающих участие в газовых сделках с Россией». А строительство российско-немецкой газтрубы на территории Польши - «транзитной аферой века».



Блокада газопровода

Долгое время единственным человеком, который боролся со строительством транзитного газопровода с сибирского полуострова Ямал до Западной Европы, был Витольд Михаловский – инженер, мирового класса специалист в области строительства трубопроводов дальнего действия. Один из немногих в Польше специалистов, которые точно знают, «в чём тут дело». Впоследствии одинокую кампанию Михаловского поддержали крестьяне, через поля которых проходит трубопровод, «Самооборона» Анджея Леппера и Свободный Профсоюз «Август 80». Объединение «Мы в Европе» потребовало пересмотреть вассальный контракт. Протест вопиющего в пустыне поддержали немногие учёные, экономисты и парламентарии, для которых благо государства – высшая ценность, важнее, чем личная карьера и требования специфической политкорректности, которой уже несколько лет терроризируют в Польше политический истеблишмент. В конце концов, проблему заметили даже пресса, радио и телевидение, долгое время в вопросе транзитного трубопровода страдавшие странной глухотой.

- Когда говорят о связях Леппера с посткоммунистами или Институтом Шиллера и Россией, следует помнить о роли, которую сыграла «Самооборона» в блокировании строительства транзитного газопровода, - говорит Михаловский. – Это важнейшая инвестиция России конца XX века, от которой зависит львиная доля её доходов на ближайшие десятилетия. Для меня участие в этом деле было наилучшей проверкой порядочности Леппера.

Swoj czeławiek

Отрезок газопровода, идущий через Польшу, строит российско-польская фирма Europolgaz S.A. Согласно международному договору, 50% фирмы принадлежать должно было российскому газовому гиганту Газпром, остальные 50% - Польскому Нефтегазовому Предприятию (PGNiG). Как легко заметить, эта договорённость гарантировала равенство обеих сторон сделки – ни один из совладельцев не имел преимущества при голосовании. Однако была использована хитрость, которая этот элементарный принцип равенства интересов нарушила: в компанию вошёл третий партнёр, фирма Gaz-Trading, которая получила 4% в Европолгазе. Хорошо известную роль так называемой «стрелки весов» в этой комбинации играет фирма Бартимпекс, принадлежащая польскому бизнесмену Александру Гудзоватому, занимающему первое место в списке самых богатых поляков.

Можно лишь догадываться, почему русские возложили такую ответственность – и дали такие невероятные возможности – на рядового польского предпринимателя. Видимо, он как следует заслужил их доверие. Однако это не имеет никакого значения перед лицом того факта, что договор фирмы противоречит польскому закону. Согласно Энергетическому Праву участие польского государства в стратегической инвестиции этого типа должно превышать 50%.

Коридор до Крулевца

Строительство газопровода имеет и своё измерение, связанное с национальной безопасностью Польши. Дело в том, что контракт предусматривает «строительство газопровода от Калининградской области Российской Федерации до территории Республики Белоруссии через территорию Речи Посполитей Польской». Газ нужен для обогревания самой крупной в мире группировки сухопутных войск, обладающей ядерным оружием. Газопровод не будет польской собственностью – это, в сущности, будет экстерриториальный коридор, в защите которого Россия будет заинтересована, как в защите своих жизненно важных интересов. Это самым откровенным образом нарушает нормы безопасности НАТО. Не будем забывать, чем кончилось дело гданьского коридора в 1939 году.

Ситуация имеет также и весьма серьёзный геополитический уровень.

- Через пару недель после введения в строй серьёзные эксперты решат, что надо закрыть на ремонт две нитки газопровода, идущие через Украину, - предсказывает Михаловский. – Это поставит Украину на колени, поскольку 80% энергии она получает от газовых электростанций. А для Польши сохранение существования независимой Украины – может, даже важнее, чем вхождение в НАТО.

Элемент национального предательства

- Договор, заключённый с Россией, стал учебником для строителей наших трубопроводов, как не следует заключать контракты на их строительство, - заявляет Михаловский. – Он попросту содержит в себе элементы национального предательства.

6 июня 1997 года в Воеводскую Прокуратуру в Варшаве поступило уведомление о преступлении, связанном со строительством газопровода. Его подписали профессор доктор наук Польской Академии Наук Влодзимеж Боярский – автор концепции комплексной газификации Польши, председатель крестьянской «Самообороны» Анджей Леппер, а также Даниэль Поджицкий, руководитель профсоюза «Август 80». Важнейшим из предъявленных обвинений является «опаснейшее несоблюдение интересов Государственной Казны при согласовании и заключении договоров на строительство идущего через польские территории транзитного газопровода Ямал-Европа»
По мнению подателей заявления, договорённости, заключённые с Россией, абсолютно дисквалифицируются отказом польской стороны от получения оплаты за транзит газа, идущего в Германию. Государственная Казна потеряет вследствие этого около 1 миллиарда долларов ежегодно! Кроме того, фирмы, участвующие в строительстве газопровода, который не будет собственностью нашей страны, получили освобождение от таможенных выплат и налогов порядка сотен миллионов долларов. А также они не пользуются трубами, произведёнными польской промышленностью.

Группа депутатов направила в Верховную Контрольную Палату требование изучить пакет газовых договорённостей. Реакция ВКП оказалась курьёзной: после многих месяцев размышлений, в декабре 1998 года ВКП попросила послов отозвать требование! Об этом престранном факте не написала ни одна из центральных газет, об этом промолчало радио, не заметило телевидение.

Российский газ против польского угля

Эксперты, участвовавшие в Общепольском Дискуссионном Форуме, посвящённом будущему угледобывающей промышленности, который состоялся в феврале 1998 года в Катовицах, предостерегали перед катастрофическими последствиями газового контракта для польской горнодобывающей промышленности.

Доктор Габриэль Краус представил причины мнимого дефицита угольной промышленности. Все программы, направленные на улучшение ситуации в горнодобывающей промышленности, - это реализация стратегии, навязываемой Польше Евросоюзом и Всемирным Банком. Глубокий дефицит польской горнодобывающей промышленности является следствием того, что все правительства – одно за другим – манипулировали налоговой системой и ценами. Между тем наша горнодобывающая промышленность – отрасль рентабельная и высоко конкурентная по отношению к горнодобывающей промышленности Запада. Стоимость добычи тонны угля в Германии в пять раз выше, чем в Польше.

По мнению профессора Мирослава Даковского, секретная договорённость польского правительства с российским Газпромом - это смертельный удар, нанесённый польской горнодобывающей промышленности. Доктор Янина Краус, вице-председатель комиссии Сейма по экономическим вопросам, проиллюстрировала свои рассуждения простым подсчётом: каждый миллиард кубических метров природного газа, поступающего из России, - это 1,7 миллионов тонн каменного угля, которые не добудут польские шахты. Это просто-напросто означает закрытие всё новых и новых шахт и вышвыривание шахтёров на улицу.

Экономическое преступление

Все эти аспекты «транзитной аферы века», как окрестили контракт на поставку российского газа в Польшу, освещает в прессе и в своих книгах Витольд Михаловский. Презентация последней из них, под названием «Нападение на трубу», прошла 16 декабря 1998 года в резиденции Союза Польских Литераторов в Варшаве. Ничего удивительного, что дискуссия, в основном, была посвящена проблеме национальной безопасности Польши.

На угрозу новой вассализации Польши Россией указал Богдан Урбановский, председатель Союза Польских Литераторов и автор знаменитой «Красной мессы», показывающей коллаборацию интеллектуальной элиты в деле порабощения собственного народа, происходившего в интересах России.

Витольд Михаловский напомнил, что Россия развязала кровавую войну в Чечне, защищая свои экономические интересы. Потому что через территорию Чечни проходит стратегически важный нефтепровод, соединяющий богатые месторождения на Каспийском море с черноморскими портами. Его диаметр идентичен диаметру строящегося сейчас транзитного газопровода через Польшу. Независимость Чечни имела для России неприятные последствия – она была равнозначна передаче этого трубопровода в руки чеченцев. Между тем за два месяца до развязывания войны в Чечне Россия подписала «контракт века» на поставки нефти с каспийского шельфа в черноморские порты. Западные инвестиции должны составить почти 8 миллиардов долларов, ожидающиеся прибыли западных пайщиков – 34 миллиарда долларов. Такие деньги стоят любой войны.

Кремль считает, что ни один трубопровод в зоне его экономических и политических интересов не должен обходить стороной российскую территорию, каковой всё ещё считается Чечня. Стоит в связи с этим привести слова генерала А. Лебедя, касающиеся отложенного до 2001 года статуса Чечни:
- Теперь встала проблема, в каком направлении пойдёт нефтепровод. Если труба пойдёт через Чечню на Новороссийск, то Чечня никогда от нас не уйдёт. Она будет привязана к трубе на всю оставшуюся жизнь. Даже если и попытается когда-нибудь вести себя не так, как следует, её сразу же отчитают много государств, причём очень сурово.

Аналогия с транзитным российско-немецким газопроводом через Польшу напрашивается сама собой.

Влодзимеж Вовчук, журналист и знаток проблем России, раскрыл причины удивительного отсутствия интереса польской прессы к вопросу «газтрубы». Он рассказал о поездке в Сибирь, которую Европолгаз недавно организовал для «элиты» польской журналистики. Икра, водка и русские красавицы, предоставленные им где-то у полярного круга, были платой за доброжелательное молчание или ещё более доброжелательные репортажи на тему трубопровода.

- Существует экономическое преступление, преступление эксплуатации, истребляющее народ, общество, ослабляющее его жизненные силы, - констатировал Кшиштоф Конколевский, писатель и журналист, специализирующийся на раскрытии величайших секретов и страшнейших преступлений ПНР. – Сталин велел платить за уголь ниже себестоимости, а шахтёрам, часто бывших политическими узниками, выплёвывать лёгкие. Экономические вопросы – это основа геополитики и геостратегии. Марксисты в Варшавском Университете даже и не думают – до сего дня – ввести эти предметы в программу обучения.

Цена польской земли

19 мая 1997 года союз «Самооборона» направил в Генеральную Прокуратуру уведомление о совершённом Европолгазом преступлении, состоящем в нарушении прав собственности крестьян, по земле которых должны пройти огромная труба. Не ожидая решения суда, почти полторы тысячи крестьян, объединённых в «Самообороне» и обществе «Мы в Европе», заблокировали строительные работы на трассе газопровода. Страсти постепенно достигли температуры кипения. Пострадавшие владельцы земли были решительно настроены парализовать все строительные работы.

На всей трассе газопровода Европолгаз заключил с владельцами земли договоры, на основании которых были выплачены компенсации за временное занятие участков, хозяйственные убытки и повреждение почвы. Но совершенно упущены были три следующих фактора, имеющих влияние на размер компенсации: ограничение права собственности, ограничение имущественного права, а также угрозы, связанные со строительством и функционированием газопровода.

- Плевать нам на другие страны, - сказал Анджей Леппер. – Это Польша, мы ценим польскую землю и подсчитали, сколько надо заплатить. На всём уже построенном отрезке газопровода, который я осмотрел, вопреки постановлениям, почва пострадала. На всей трассе можно констатировать, что вдоль трубопроводов собирается и застаивается вода, потому что выемка грунта под газопровод повреждает мелиоративную систему.

При тщательном рассмотрении оказалось, что многие договоры были заключены с лицами, не имевшими на это права. По мнению юристов, их можно оспорить абсолютно все – поскольку одна из сторон действовала злонамеренно.

Адвокаты, нанятые Европолгазом, пригрозили упрямым крестьянам отчуждением участков. Самооборона, однако, указала, что строительство газопровода не охвачено реестром правительственных заказов, это лишает местную администрацию права на отчуждение. Кроме того – правительственные заказы должны покрываться из государственного бюджета. Даже если транзитный трубопровод там окажется, надо будет создать банковский резерв соответствующих размеров – а это нереально.

Гнезно встало на дыбы

Польская пресса много месяцев «не замечала» главного конфликта в стране. В конце концов, занервничал Европолгаз, которому простои на строительстве обходились ежедневно в огромные суммы. Из Москвы на специальном самолёте прилетели представители российской стороны, которые выразили неудовольствие темпом работ.
Глава Газпрома, Рэм (то есть Революция-Энгельс-Маркс) Вяхирев пригрозил дать по зубам каждому, кто будет мешать России в её бизнесе.

Анджей Леппер принял вызов и пригласил Революцию-Энгельса-Маркса на ринг. Для такого, как Леппер, это большое удовольствие – выбить Революции коричневый от махорки зуб.

- Дадим друг другу по зубам и посмотрим, кто кому выбьет, - публично заявил он.

9 июля 1998 года произошла встреча Анджея Леппера и группы экспертов, представителями которых являются Анджей Губала, бывший судья Верховного Суда, а также адвокат Рышард Парульский, с представителями министерства сельского хозяйства. Самооборона бросила правительственной стороне обвинение в том, что вследствие ошибок, допущенных при переговорах с Россией о газовом контракте, Польша теряет 1,7 миллиардов долларов ежегодно. Денег столь необходимых, если правительство не может найти никаких средств на помощь пострадавшим от наводнения.

29 июля 1998 года крестьяне провели пикет перед штаб-квартирами Европолгаза и Польского Нефтегазового Предприятия. Юристы, представляющие интересы российско-польской компании, начали переговоры с представителями протестующих. В то же самое время, однако, из канцелярии познаньского адвоката З. Стандара к некоторым крестьянам поступили документы с требованием заплатить немалые суммы компенсаций за расторгнутые договоры с Европолгазом. Крестьян запугивали, что для покрытия претензий компании будут конфискованы их хозяйства.

14 августа этого года в Управлении гмины Гнезно прошла встреча возмущённых крестьян, которые блокировали работы на строительстве газопровода, с представителями местной администрации. Глава Управления гмины пообещал, что после окончания хлебоуборочных работ он организует непосредственную встречу с компетентными представителями Европолгаза, которые уже высказались о возможной выплате новых компенсаций. Таким образом, используя по отношению к одним крестьянам методы запугивания, а перед другими открывая перспективу материальной выгоды, инвестор трубопровода постепенно раскалывал «фронт отказа».

Начали стрелять в людей

Самые драматические события на строительстве газопровода разыгрались в марте прошлого года в районе Липно. Пресса назвала их «битвой под Влоцлавеком».

Семья Сковроньских из Вычалкова (район Липно), состоящая из шести человек, более года блокировала проходящее по их полям строительство, требуя от Газпрома заключить с ними честный договор. 16 марта отряд полиции в составе 30 человек начал действовать.

Полицию, насланную Вяхиревым, семья Сковроньских встретила косами, прилаженными стоймя, и вилами. Трактор, блокирующий въезд на поле, был бронирован снегоочистителем.

Один из младших братьев Сковроньских предпринял на тракторе атаку на полицейский кордон.
- В этой ситуации было применено гладкоствольное оружие (резиновые пули), из которого произведено восемь выстрелов в нижние части тела в направлении людей, державших косы и вилы, - отрапортовала Москве влоцлавская полиция. – При виде убегающих полицейских водитель направил трактор в их сторону. В связи с угрозой жизни полицейских были произведены два предупредительных выстрела из служебного оружия боевыми патронами, которые не возымели никакого действия.

В этой ситуации полицейские обстреляли кабину трактора. Пули попали Ярославу Сковроньскому в шею и в грудную клетку. Полицейские нашли его в ближайшей лачуге и отвезли в больницу, а затем под арест.

За решётку попали также и остальные сыновья Сковроньских – Анджей, Дариуш и Цезарий. Дома оставили только их больного раком отца Казимира и частично парализованную мать.

- Они напали на нас, потому что мы защищали свою землю, - утверждает Казимир Сковроньский.

Европолгаз возобновил прерванное строительство. Стройку стерегут вооружённые огнестрельным оружием охранники. Вот только неизвестно, это бывшие СБ-шники или, может, уже десантники из российского спецназа.


Моя ссылка

SKOK NA RURĘ

Warszawa, 1999
http://ursa-tm.ru