Ну как же! Местничеством это называлось. То есть такой порядок, при котором распределение должностей в последнюю очередь зависело от личных качеств, а в первую - от заслуг предков. "Местничать" - любимое занятие бояр вплоть до Софьи (недооценённой, как мне кажется, русской правительницы) - именно она (а не "великий реформатор") смогла положить конец этому явлению, чем немало будущему реформатору помогла.
... но вообще-то я не только про местничество. Разрядные книги - вообще увлекательнейшее чтиво и образец, как ни странно, законности, прав и свобод, как бы это не звучало странным в отношении "сатрапской Московии". Подданные, что очень интересно, имели возможность высказывать в письменном виде довольно наглые (не по форме, разумеется) претензии к царю. Так мол и так, царь-батюшка, надёжа и опора, я за твоё величество кровь мешками проливал (хотя чаще сеунчу - благую весть - доставил), а ни хрена от твоего величества пожалован не был. Изволь, государь, исправить досадное положение дел.
И практически всегда помета "Выписать", за чем следует сыск, в результате которого появляется детальнейшее описание подвигов героя, а также выписки "на пример", как были в прошлом пожалованы аналогичные заслуги, где-то пять-шесть детальнейшим образом расписанных примеров царских пожалований. Своего рода прецедентное право, с одной замечательной особенностью: царь-батюшка иногда жаловал, но помечал: не в пример прочим. То есть данный конкретный случай прецедентом в дальнейшем быть не мог.



) закопался как раз в документы времен "изначального Саратова" (середина XVI-XVII века). Охренительно увлекательное чтение. В Разрядной книге расписано все - кто из князей-бояр на каком выезде с царем был и кто за каким столом на пиру сидел. Судились бояре друг с другом по вопросу "кто над кем начальник" - постоянно, и всё "в дело подшивалось".
Ответить с цитированием