Христос узнал их мысли, и "сказал им: что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам". Для большего убеждения их Он предложил ощупать Его, говоря, что "дух не имеет плоти и костей, как видите у Меня. Сказав это, Он показал им руки и ноги. Но они от сильной радости еще не верили и дивились" (Лк. 24:38–41).
Это было очень благодетельно для учеников, что они не сразу поверили воскресению Христа. Уж слишком резок был переход от субботней бездонной печали и скорби к неизглаголанной радости, к веселию воскресения Христова, от субботнего холодного мертвящего отчаяния к теплоте воскресшей надежды, веры и любви. При подобных обстоятельствах нередко случалось, что у людей расстраивалось здоровье, повреждались умственные способности, а некоторые даже совсем и умирали. Чтобы не случилось этого и с учениками, можно сказать, сама природа сделала так, что они от радости не сразу поверили, что Христос воскрес, когда Он и явился к ним.
Чтобы окончательно убедить учеников, что это Он Сам, Христос спросил, нет ли у них какой пищи. Они дали ему печеной рыбы и сотового меда. И взяв, пред ними, ел. И сказал им от Писания, что так надлежало пострадать Ему и войти в славу Свою. И тогда отверз им ум к разумению Писаний. Так рассказывает евангелист Лука (гл. 26). А евангелист Иоанн Богослов добавляет еще, что Христос: "... Сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:21-23).
Когда таким образом ученики совершенно убедились в действительности воскресения Христова, и получили Духа Святого, радости их не было границ. Они не знали, что делать от наполнившего их души неописуемого блаженства. Они поздравляли друг друга, обнимали, целовали, плакали, но уже не от печали, а от радости и веселия. Для них теперь стало ясно, яснее солнца, что Иисус действительно есть Мессия-Христос, что они не обманулись в Нем, что Он спасет народ израильский и все человечество. В первый день недели Христос не только Сам воскрес, но и воскресил Своих учеников, Своих последователей, воскресил их души воскресил их веру, надежду и любовь. Теперь уже никто не может поколебать их веры во Христа, никто не может отнять у них радости воскресения Христова, о чем Он так ясно и определенно предсказывал им перед Своими страданиями. "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете(в пятницу и в субботу), а мир (Мои и ваши враги) возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (в первый день недели)... Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу (когда воскресну) вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день (в воскресение) вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца (в тот день) во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершена" (Ин. 16:20, 22–24).
Видите, Христос сказал, что в тот день, когда Он воскреснет, учеников охватит неописуемая радость, и в этот день молитва их будет особенно доходна к Богу, почему они должны посвящать его молитве.
Апостолы, без сомнения, это делали. Совершали в этот день молитвы, говорили проповеди от пророчества, которые они уже разумели, то есть отправляли богослужение.
Но Христос сказал, что они должны и впредь повторять это в день воскресный. Он еще раз повторил им об этом дне: "В тот день, – сказал Он, – будете просить во имя Мое" (Ин. 16:26). Не сказал Христос, что в те дни, а: " в тот день" будете просить Бога, и Он услышит вашу молитву, исполнит вашу просьбу. Сперва сказал, что в тот день попросите Бога, а потом сказал, что в тот день будете просить, давая ясно понять, что тот день, в который Он воскреснет и явится им, будет повторяться, должна повторяться и их молитва к Богу.
Господь неоднократно отличал этот день, воскресение, и потом, о чем скажем немного погодя.
А теперь посмотрим, что делалось в этот день у врагов Христовых. Еще на рассвете этого первого дня недели прибежали к Анне и Каиафе воины перепуганные и трясущиеся, и рассказали им о том, что они видели и слышали, что явился ангел с неба, отвалил камень от гроба Иисуса и сказал пришедшим мироносицам, что Христос воскрес. На первосвященников иудейских это произвело потрясающее впечатление, они совершенно обалдели и не знали, что делать. Субботнее торжество их и радость сменилось неописуемой давящей душу тоской и печалью.
Вся их вера, правильнее сказать, все безверие их рухнуло. Анна и Каиафа, как ревностные саддукеи, не веровали ни в существование ангелов и душ человеческих, ни в воскресение мертвых. И вдруг оказывается, что все это есть. Ангелы существуют, воскресение тоже налицо. И это свидетельствуют сами очевидцы – воины. Лучше бы они не ставили их к гробу Христа: не было бы свидетелей явления ангелов и воскресения.
Не зная как выйти из создавшегося положения, Анна и Каиафа поспешили созвать совещание, на которое не пригласили фарисеев, веровавших в существование душ и ангелов и в воскресение, а пригласили только старейшин, таких же безверующих саддукеев, как и они сами. Посоветовавшись, они решили подкупить воинов, чтобы те говорили, что: когда они ночью спали, ученики Христовы пришли и украли Его тело. Не обратили даже внимание на то, что это лжесвидетельство противоречит само себе. Ибо, если воины действительно спали, то как же они видели, что ученики Христовы пришли и украли тело Христа? Если же видели, что украли и даже – кто именно, то значит они не спали. Тогда как же они допустили это похищение? Но враги Христа так растерялись от вести о Его воскресении, что потеряли всякое здравое соображение. Горе, отчаяние, мысли о том, что вся работа их рушилась, что Христос действительно был Мессия, что Он воскрес, не давала им покоя, мучила, терзала их. Беспредельное отчаяние, что нельзя поправить разрушенного их дела, нельзя учеников убедить, что Христос не воскрес, что эта весть распространится, и масса иудеев, особенно из фарисеев, уверуют во Христа, не давала им покоя. Роли теперь переменились: Иудеи, враги Христа, тоскуют и горюют, а ученики радуются и веселятся.
День воскресения Христова стал днем торжества учеников Его над своими противниками, днем торжества света над тьмой, правды над ложью, днем победы добра над злом, днем торжества рая над адом, жизни над смертью, днем победы Бога над диаволом и всеми врагами Его.
День воскресный сталь предметом ненависти для врагов Христа и предметом благоговения и любви для последователей Его.
Апостолы Христовы продолжали радоваться и ликовать, рассказывали всем о том, что Христос воскрес, и что они сами видели Его воскресшего. Но апостол Фома отнесся к этому с недоверием, как видно, что человек тот был положительный и требовал осязательных доказательств.
Он сказал видевшим Христа апостолам, что не достаточно того, что они видели и слышали Его. Надо было еще и ощупать, чтобы без сомнения убедиться, что это Он, Христос воскресший, пока не ощупаю ран, полученных Им на кресте. Понятно, что Фома заронил зерно неверия и в души видевших воскресшего Христа апостолов. "А в самом деле может быть мы и ошиблись", – могли думать они.
Чем дальше, тем плевел сомнения рос больше. Прошел понедельник, Христос не явился. Проходит вторник, среда, пятница, а Он все не является. Пришла суббота – нет Христа. А может быть в самом деле, то был не Христос, а дух или привидение. Тут им невольно вспомнилась прошлая суббота, полная ужасных нестерпимых переживаний.
Разочарование и печаль охватило их души, хотя и не с такой силой, как в прошлую субботу.
Наступил первый день недели. Ученики Христовы собрались вместе, и конечно вспоминали о событии прошлого первого дня недели, как им явился воскресший Христос, что каждый из них тогда думал и чувствовал. Воспоминания были живые, сладостные. У них, без сомнения, явилась надежда, что наверное и в этот день Христос явится к ним. И надежда их оправдалась.
Как и в прошлое воскресение, Христос вдруг стал среди них и сказал: "Мир вам". Потом обратившись к Фоме, предложил ему ощупать Себя.
Фома в радости воскликнул: "Ты Господь и Бог мой". Надо полагать, что ощупали Его и остальные ученики чтобы не оставалось тени сомнения, что явившийся им есть действительно воскресший Иисус Христос. Апостол Иоанн Богослов, в первом своем послании прямо говорит как бы от лица всех апостолов: "О том, что мы видели, что руки наши осязали, о Слове жизни" (Ин. 1:1).
Когда ученики Христа бесповоротно убедились в действительности Его воскресения, радость прошлого воскресного дня повторилась для них с удвоенной силой. Они уже второй раз воскресли душой. Теперь уже никто и ничто не могло разубедить их в том, в чем они убедились осязательно. Ни ангелы, ни люди, ни начала, ни власти, ни глубина, ни высота, ни настоящее, ни будущее, ни муки, ни смерть, и ничто другое не могло поколебать их веры в воскресшего Христа, разлучить их от любви воскресшего Бога и воскресившего их и все человечество.
Этот великий радостный день, как рай, прекрасный, как само небо, день воскресения Христа, ученики никогда не могли забыть, тем более, что Господь продолжал отмечать его Своим всеблагим промыслом о своей Церкви, или о христианстве. Так, Он в день воскресный дал откровение своему ученику Иоанну Богослову о будущих судьбах Церкви. Этот апостол в начале апокалипсиса пишет: "Я был в духе в день воскресный" (Откр., 1:10), и получил откровение от Бога, обо всем, что будет до окончания мира.
14. Разумеется, апостолы всегда помнили этот день, первый день недели, день спасительный для них, так резко и благодетельно отмеченный самим Богом, – помнили день воскресный, чтобы святить его. Шесть дней они работали и делали всякие дела свои. А день воскресный они посвящали на служение Господу Богу своему. Они не проводили его в лености и праздности и нечего неделании, а творили добрые дела, посвящали этот день делам милосердия и благотворения, молитве и богослужению. Так, апостол Павел в первом послании к коринфянам пишет: "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1 Кор. 16:1–2).
Адвентист сказал: "Апостол Павел не пишет, что воскресный день следует праздновать. А о сборе, если и сказал, то так, чтобы делали это в домах, а не в церквах".
– Но, зато, он ясно дает понять, что это есть день, который надо посвящать благотворительности и, конечно, совершению других добрых дел. Аэто и есть праздничный день, день покоя, о котором самХристос сказал, чтов этот день надо творить добро, а не зло (Лк. 6:9).
А почему сказал апостол, что на дела благотворения должно откладывать, кто сколько может, дома, а не в церкви, – это очень понятно. Ведь эти сборы шли не на местные нужды, а на бедных, живших в Иерусалиме.
Почему, спрашивается, апостол Павел установил, чтобы откладывали из своих средств на дела благотворения не в понедельник, и не в четверг, и не в субботу, а именно – в воскресение. Конечно, потому, что тогда суббота была последним рабочим днем недели, а воскресение – днем праздничным. Это станет очень понятным, если мы примем во внимание, что как теперь, так и в прежние и, разумеется, в апостольские времена, каждый человек обыкновенно распределяет свой заработок или доход не в начале, а в конце рабочей недели, на что и сколько истратить: сколько на покупку к празднику, сколько оставить про запас и сколько отложить на дела благотворения. Евреи это делают в пятницу, а христиане – в субботу. Делая распоряжение, чтобы христиане "по состоянию", то есть по подведении итога недельного прихода и расхода, – в воскресение отлагали бы на дела милосердия, апостол Павел дает ясно разуметь, что тогда рабочая неделя кончалась бы в субботу, а воскресение было бы днем благотворительности и других добрых дел, – значит – днем праздничным.
– Это – косвенное доказательство, что при апостолах праздновали воскресение, – возразил адвентисть. А вот вы укажите в Священном Писании, где прямо было бы сказано об этом. Только тогда вы будете правы.
– Извольте, – ответил я. – В деяниях апостольских читаем: "В первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба [13], Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовать с ними, и продолжил слово до полуночи" (Деян. 20:7)
Тут прямо сказано, что в первый день недели, или в воскресение, ученики, то есть христиане, собирались для преломления хлеба. Под преломлением хлеба разумеется причащение тела и крови Христовой, или литургия. А вы, вообще сектанты, под преломлением хлеба разумеете вкушение обыкновенного хлеба и вина, только для воспоминания о страданиях Христа и о спасении Им рода человеческого.
На это разногласие в данном случае не имеет никакого значения. Для нас важно то, что под преломлением хлеба разумеете и вы и мы: особое молитвенное собрание, иначе сказать, особое богослужение, священнодействие или литургию, обедню. Из памятников христианской древности, начинающихся почти с самых апостолов, видно, что тогда литургия, или, если угодно, собрание для преломления хлеба, сопровождалось (или совершалось) довольно длинными молитвами, чтением Священного Писания и проповедью.
Подобное совершалось и в разсматриваемом случае, когда ученики собрались с апостолом Павлом для преломления хлеба в первый день недели, или в воскресение. Если они совершали в этоть день священнодействие, или богослужение, преломление хлеба, то это значит, что они праздновали его.
Совершение богоугодных дел милосердия, богослужебные собрания в воскресный день, – да это же и есть празднование. В этом вся суть христианских праздников, а не в лености, лежании и безделье.
Ни о чем так настойчиво не говорят святые апостолы, как о воскресении Христа. Это видно и из Деяний, и из Посланий апостольских. Апостол Павел о чудесах и об учении Иисуса Христа не говорит почти ничего, но о воскресении Его он твердит почти в каждом послании, да еще по несколько раз. И говорит об этом, как о корне и фундаменте нашего спасения, возбуждая христиан постоянно помнить его, благоговейно почитать его и с любовью праздновать. Ибо без веры в воскресение Христа христианство и существовать не может. Так он и говорит: "А если Христос не воскрес, то проповедь наша ( христианской веры) тщетна; тщетна и вера ваша ( христианская)... вы еще во грехах ваших" (1 Кор. 15:14, 15).
"... Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" (Рим. 10:9)
Как же можно не почитать празднованием такого величайшего события, как воскресение Христа, без чего не может существовать и сама христианская вера и не можеть быть спасение для людей. Это не то, что почивание Божие от дел Своих, в память чего было установлено празднование субботы. Без этого, даже без веры в шестидневное сотворение мира, христианство существовать может.
Многие держатся того учения, что мир творился в продолжении миллионов лет, и остаются христианами. Но без веры в воскресение Христово невозможно быть христианином.
Поэтому-то, все христиане, начиная от самих апостолов, празднуют воскресение. Его праздновали даже те христиане из евреев, которые праздновали субботу и соблюдали все прочие постановления Моисеева закона, о чем я уже говорил несколько раньше.
Заключение
Сделаем теперь заключение всему сказаному нами и вами.
В пользу празднования субботы и против празднования воскресения с вашей стороны было сказано, что от времен апостольских до Константина Великаго все христиане праздновали субботу. Но доказать этого вы не могли. Вы говорили, что царь Константин издал указ, предписывавший праздновать воскресение. Только тогда христиане стали праздновать этот день.
С нашей стороны было доказано, что и до того все христиане праздновали воскресение, и что сам указ обязан своим происхождением празднованию христианами этого дня. Он издан был как правительственный акт, для государственных учреждений, для внесения христианского еженедельного праздника в число государственных праздников.
Еще вы уверяли, что папа римский отменил празднование субботы и установил праздновать воскресение. Но не могли доказать даже и того, какой именно папа это сделал и когда.
Тогда вы сослались на Ветхий Завет, требующий ираздновать субботу. Но мы показали, что это не убедительно для нас, христиан, так как такие же постановления были и относительно прочих законов иудейских, как обрезание, жертвоприношение и прочее.
Из Нового Завета вы привели в пользу празднования субботы четыре свидетельства:
Первое: что "для народа Божия остается еще субботство" – Нами было доказано, что под народом Божиим здесь разумеется народ еврейский, для которого и после входа в землю обетованную, оставалось еще субботство – Христос, истинный покой, или суббота, в которую они должны войти, и в которую входим мы, верующие во Христа.
Второе ваше свидетельство в пользу субботы, это изречение Спасителя, чтобы ученики Его молились, дабы не случилось бегство их зимою или в субботу.
Нами было доказано, что этим Христос не запрещал спасаться бегством от смертельной опасности. А сказано это было потому, что в субботу ворота Иерусалима запирались, и никого не выпускали из города. И если бы время бегства из него случилось в субботу, то все находившиеся в нем, последователи Христа не могли бы уйти из него и неминуемо погибли бы.
Об остальных двух ваших доводах в пользу субботы не стоит даже и говорить. До того они слабы и ничтожны, и ничего не говорят в пользу празднования субботы в Новом Завете. Это – что мироносицы до воскресения Христова в субботу остались в покое. А другое, что закон Моисеев читается в еврейских синагогах каждую субботу. Еще вы приводили из пророка. Исаии, что на новой земле, из месяца в месяц и из субботы в субботу будет происходить поклонение Господу. Но нами было доказано, что это нельзя понимать буквально, и что вы сами не исполняете его, так как не празднуете новомесячий.
А это значить то, что люди будут постоянно обращаться к Богу с молитвою. Нами также было доказано, что вы, требуя от всех празднования субботы и угрожая в противном случае всеми апокалипсическими казнями, сами, однако, не исполняете всех повелений Божиих о субботе: Вы не убиваете людей, работающих в субботу, преступая таким образом заповедь самого Бога, требующего убивать, нарушающих субботы. Значит вы сами не верите тому, что проповедуете, не исполняете того, чему учите.
Воть все, что приведено вами в пользу празднования субботы и против празднования воскресения, и на что и указывается в ваших адвентистских сочинениях по этим вопросам.
С нашей же стороны против празднования христианами субботы указано, что:
1) Еще в Ветхом Завете Господь Бог терпеть не мог субботы, если в них творились злые дела, из чего явствует, что суббота не такой уже священный и спасительный предметь, каким представляете его вы, уверяя, что все христианство погибнет, если не станет праздновать этот, в известных Богу случаях, нестерпимый Богу, день.
2) Ученики Спасителя нарушали субботу, срывая колосья и растирая их руками; Христос оправдал их.
3) Он сказал, что не человек ддя субботы, а суббота для человека, чем явно разрешил каждому нарушать ее по своему усмотрению.
4) О Себе же Самом Он прямо заявил, что "Сын человеческий (Христос) есть господин и над субботой", а потому может поступать с нею, как Ему угодно, как мы поступаем с тем, над чем мы являемся хозяевами.
5) Как полноправный Господин или Хозяин над субботой, Иисус Христос действительно отменил ее, приказав исцеленному Им расслабленному носить по городу ношу в виде постели, что очень строго было воспрещено самим Богом в Ветхом Завете.
6) Святой апостол Павел признал субботу тенью, то есть пустым местом, предметом несоответствующим, ни на что негодным и безполезным.
7) Седьмой день недели, суббота, день покоя Божия, перестал быть таковым после того, как Он в этот день душой сходил во ад и освобождал из его темниц души умерших и потом водворил их в раю.
8) Для последователей Христа, когда Он лежал в гробу, суббота была днем печали и скорби, днем ужаса и отчаяния, днем слез и рыданий, днем не покоя, а крайнего беспокойства и нестерпимых душевных страданий.
9) Для врагов же Христовых, суббота эта была днем неизрекаемого наслаждения, днем бешеной радости и умопомрачительного ликования и торжества, что убили Христа, предали Его самой позорной смерти, распяли на кресте и притом между двумя самыми негодными и вредными людьми, между разбойниками, как будто Он был их атаманом.
10) После всего этого суббота стала символом торжества лжи над правдой, зла над добром, символом победы смерти над жизнью, ада над раем, символом издевательства над Богом Его врагов.
Вот почему мы, христиане, НЕ ДОЛЖНЫ ПРАЗДНОВАТЬ И НЕ ПРАЗДНУЕМ СУББОТУ или седьмого дня недели.
А первый день недели или воскресение мы празднуем и должны праздновать воть почему:
1)В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос. И воскресением Своим даровал жизнь миру и спас род человеческий. Почему день сей называется воскресением.
2) В это воскресение Христос явился мироносицам, одиннадцати ученикам и другим Своим последователям, и они убедились в действительности Его воскресения из мертвых.
3) В воскресение Христос уполномочил Своих учеников на проповедь евангелия всему миру, сказав: "Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас".
4) В воскресение Господь даровал Своим ученикам Духа Святого, и власть вязать и решать грехи людей как написано: "дунул, и сказал: приимите Духа Святаго. кому простите грехи простятся, а на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:23).
5) Убедившись в действительности воскресения Христова, и получив Духа Святого, власть вязать и решать грехи, и полномочие на проповедь Евангелия, ученики в этот день в воскресение, исполнились неизглаголанной радости и веселия. И радости этой никто уже не мог отнять у них, как предсказал Спаситель. Суботнее рыдание превратилось в воскресное ликование.
6) Христос предсказал еще, что в тоть день, в день воскресный, ученики Его будут просить у Бога во имя Его. И о чем ни попросять, Бог услышит их и исполнить их просьбу, из чего ясно, что воскресение должно посвящать молитве, такь как в этот день молитва особенно доходна Богу.
7) У врагов же Христовых в это воскресение была необыкновенная тревога и безпокойство, их объяла неописуемая печаль и тоска, когда они узнали от воинов, что Христос воскрес. Их субботнее веселие обратилось в сетование, радость – в рыдание, торжество – в стыд.
8) Воскресение стало после этого днем торжества правды над ложью, добра – над злом, днем победы света над тьмой, жизни – над смертью, Бога – над диаволом и другими врагами Его. Этот день явился действительно днем покоя Божия от всех дел Его, совершенных для спасения человечества новозаветной субботой, заменившей ветхозаветную, в которую Господь трудился, освобождая души людей из адских темниц.
9)Поэтому Господь и продолжал отмечать воскресный день особыми проявлениями Своего промысла. В следующее же воскресение Он опять явился ученикам Своим и осязательно уверил Фому и всех учеников, что Он действительно воскрес из мертвых. В этот день и Фома и остальные ученики убежденно признали Его своим Господом Богом.
10) В день воскресный Бог дал откровение Своему возлюбленному ученику, Иоанну Богослову, о будущих судьбах церкви и всего мира.
11) Ученики Христовы поэтому помнили день воскресный, и посвящали его на служение Богу, на дела милосердия и благотворения, откладывая из своих средств каждый по своему состоянию на бедных, даже живущих далеко от них.
12) Они, конечно, посвящали воскресение и молитве, общественнымиь собраниям для преломления хлеба, или для богослужения.
13) Апостолы ни о чем так настойчиво не проповедывали, как о воскресении Христа. А Павел прямо говорит, что без веры в воскресение Христа и вера христианская существовать не может, почему, разумеется, верующие во Христа должны помнить и торжествовать празднованием этого величайшего и спасительного события.
14) Поэтому-то все христиане, начиная с самых апостолов и до наших дней, празднуют воскресение, а не другой какой день.
15) Воскресение, первый день недели, сделался днем, в который Бог успокоился действительно от всех дел Своих, какие Он сотворил. В продолжение шести дней Он творил видимый мир, а в седьмой день, в субботу, творил спасение рода человеческого, изводя из ада души людей, заключенных в нем. И только в восьмой день (он же и первый) Бог почил от всех дел своих, воскрес из мертвых. Даровал Он в этот день покой умершим и живым. Воскресение, первый день (он же и восьмой), стал днем действительного покоя Бога и людей – новозаветной субботой.
16) Воскресение Христово есть залог будущего воскресения всех умерших: Если Христос воскрес, то воскреснут и все умершие. Празднуя воскресение Христово, мы укрепляем веру и в будущее всеобщее воскресение, после которого наступит вечный воскресный день, вечное веселие, вечный праздник, вечный покой, вечная суббота, прообразом которой является теперешняя новозаветная суббота – воскресение, узаконенное самым воскресением Иисуса Христа, взамен ветхозаветной субботы, Им отмененной.
Вот почему мы, современные христиане, празднуем воскресение не только еженедельно, но и с особенной торжественостью, ежегодно, в самый день Христова воскресения на святую Пасху, приветствуя друг друга с лобзанием; "Христос воскресе", "Воистину воскресе".
Да воскреснеть Богь и разбегутся враги Его, и враги Светлого Христова воскресения, и поклонники мрачной ветхозаветной субботы, стоившей столько ужасных страданий Его ученикам.
Из всего вышеизложенного ясно, что на нашей стороне, на стороне празднующих не субботу, а воскресение, находится весь христианский современный мир, все христиане, жившие от дней апостольских до нашего времени; на нашей стороне все святые угодники Божии: мученики, священномученики, святители, преподобные и прочее. На нашей стороне находятся святые апостолы во главе с апостолом Павлом, признавшим субботу тенью, вещью несуществующей для христиан; на нашей стороне Сам Господь Иисус Христос, нарушивший субботу. и повелевший нарушать ее, и таким образом, отменивший ее, как ее полноправный Господин.
Кто же находится на стороне наших противников, адвентистов, празднующих не воскресение, а субботу?
А вот кто: весь современный еврейский мир, – караимы и талмудисты; все евреи жившие от времен Христа до наших дней; и еще какая-нибудь ничтожная кучка еретиков; на их стороне все враги Христовы, гнавшие Его за нарушение им субботы, и во главе их сам диавол, наущавший их на это злое дело, и наконец добившийся – таки, что Его действительно убили посредством распятия на кресте.
Дорогой читатель! Дорогие слушатели! А вы с кем хотите находиться после смерти, после страшного суда, в жизни будущего века, в жизни вечной, безконечной.
Подумайте об этом и ответьте по совести себе и другим.
Харбин, 31.01. 1930