К разработке проекта нового линейного корабля советские конструкторы приступили в начале 30-х годов. Дело продвигалось туго: приоритеты в то время отдавались подводным лодкам и катерам. Только после резкой смены морской доктрины и принятия программы создания “Большого океанского флота” работа ускорилась. В августе 1936 года после анализа различных вариантов было утверждено техзадание на проектирование линкоров типа “А” (проект 23) и “Б” (проект 25). От последнего вскоре отказались в пользу тяжелого крейсера проекта 69, зато тип “А” постепенно вылился в бронированного левиафана, оставлявшего далеко позади всех своих зарубежных собратьев. Сталин, питавший слабость к кораблям-гигантам, повелел создать самые большие и самые мощные в мире линкоры. Разумеется, конструкторы не могли ослушаться.
Прежде всего решили не ограничивать водоизмещение. СССР не был связан никакими международными соглашениями, и поэтому уже в техническом проекте стандартное водоизмещение было 58 500 т. Вес брони при этом, даже без учета вращающихся частей башен, достигал 24 тыс. т (41% от водоизмещения). Броневой пояс толщиной 375 мм (в районе носовых башен — 420 мм) крепился снаружи с наклоном в 5°. Особое внимание уделялось горизонтальной защите. Броневых палуб было три: 25-мм верхняя, 155-мм главная и 50-мм противоосколочная. Противоторпедная защита на протяжении от 64-го до 153-го шпангоутов выполнялась по системе Пульезе (ее ширина на миделе до последней 12-мм продольной переборки равнялась 8,15м), в оконечностях применялась защита американского типа.
Артиллерийское вооружение линкора проекта 23 включало в себя девять 406-мм орудий Б-37 с длиной ствола в 50 калибров, разработанных заводом “Баррикады”. Советская пушка могла стрелять 1105-кг снарядами на дальность 45,6 км. По своим характеристикам она превосходила все зарубежные орудия этого класса, за исключением разве что 18-дюймовых “Ямато”. Впрочем, последние, имея снаряды большего веса, уступали Б-37 по дальности стрельбы и скорострельности.
Главная энергетическая установка— три турбозубчатых агрегата мощностью по 67 тыс. л.с. были закуплены у швейцарской фирмы “Броун Бовери”. Предполагалось, что они обеспечат кораблю скорость 28 узлов и дальность плавания 14-узловым ходом свыше 5500 миль. Экипаж должен был состоять из 1664 человек.
Первоначально планировалось построить 15 линкоров проекта 23: 6 — для Тихоокеанского флота, 4 — для Балтийского, 3 — для Черноморского и 2 — для Северного. Реализовать столь фантастическую программу отечественная промышленность не могла. В итоге решили ограничиться четырьмя кораблями, да и то строительство одного из них почти сразу же прекратили.
Головной линкор — “Советский Союз” — был заложен на ленинградском Балтийском заводе 15 июля 1938 года. За ним последовали “Советская Украина” (г.Николаев), “Советская Белоруссия” и “Советская Россия” (г.Молотовск, ныне Северодвинск). Несмотря на мобилизацию всех сил, строительство отставало от графика. К 22 июня 1941 года наибольшую степень готовности имели первые два корабля — 20% и 18% соответственно. В октябре 1940 года успешно завершились испытания опытного 406-мм орудия. До начала войны завод “Баррикады” успел изготовить 12 стволов морских суперпушек.
Нападение гитлеровской Германии перечеркнуло планы создания “Большого флота”. Постановлением правительства СССР от 10 июля 1941 года строительство линкоров прекратили. Позже броневые плиты “Советского Союза” использовали при сооружении дотов под Ленинградом, там же вело огонь по врагу и опытное орудие Б-37. “Советскую Украину” захватили немцы, однако применения гигантскому корпусу они не нашли.
После войны обсуждался вопрос о достройке линкоров по одному из усовершенствованных проектов, но в конце концов их разобрали на металл, причем головной “Советский Союз” в 1949 году даже спустили на воду, правда, лишь для того, чтобы освободить стапель. Полученные из Швейцарии турбины поначалу хотели установить на крейсерах проекта 68-бис, затем от этого отказались — требовалось слишком много переделок
Это сугубо советский проект, таких монстров в годы Первой мировой войны даже в проектах небыло. "Советский Союз" должен был стать аналогом японского суперлинкора "Ямато".