Тимошенко пообещала всему миру сделать из Украины рай для инвесторов, для чего, в первую очередь, обязалась провести детенизацию экономики, снизить коррупцию, внедрить прозрачные тендерные процедуры и такие же прозрачные приватизационные конкурсы.
На международной арене нам обещали получение четких евроинтеграционных перспектив, углубление стратегического партнерства с РФ и энергетическую независимость.
Вместо этого мы получили:
• Глубочайший спад экономики. В 2009 г. страна стала одним из лидеров в мире по падению реального ВВП – «минус» 15,9% (3 кв. 2009 г./3 кв. 2008 г.; прогноз падения по итогам года – 13-14%); промышленного производства – «минус» 26,4% (за 10 мес. 2009 г.; прогноз падения по итогам года - 21-22%). Вместо строительного прорыва имеем длительную рецессию в этой отрасли: объем строительных работ в 2008 г. сократился на 15,8%, за 10 месяцев 2009 г. – на 51,5%.По самым оптимистическим подсчетам нам понадобиться еще три года, чтобы выйти на докризисный уровень производства.
• Ценовую и валютную дестабилизацию. В 2008-2009 гг. Украина - лидер в Европе и СНГ по росту потребительских цен – 22,3% в 2008 г., 13,6% в ноябре 2009 г. м/м (прогноз на конец года – 13%). Снижение курса национальной валюты по отношению к доллару составило более 40% с начала кризиса в сентябре 2008 г. и стало одним из наиболее глубоких в мире. Доходы и сбережения простых украинцев девальвировали вслед за обесцениванием гривны.
• Полный развал бюджетной политики. Реальный дефицит бюджета–2009 составит 12-14% ВВП. Номинальные доходы бюджета-2009 по итогам 11 месяцев 2009 г. сократились на 1/3 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Не финансируются защищенные статьи бюджета. По данным Секретариата Президента, из расходов по 19 бюджетным статьям, которые отнесены к защищенным, полностью финансируются только две. Например, по итогам 9 месяцев 2009 г. расходы на поддержание взрывопожарной безопасности армейских складов профинансированы на 87%.
Сорван бюджетный процесс: конец года, а подготовка и рассмотрение проекта бюджета-2010, за который отвечают правительство и коалиция, находится практически на нулевой стадии.
• Государственный долг накапливается как снежный ком. По прогнозам самого правительства, к концу 2009 г. госдолг вырастет до 44,5% ВВП. Для сравнения: уровень госдолга в конце 2007 г составлял 12,5% ВВП. Т.е. за два года своей работы правительство Тимошенко умудрилось увеличить совокупный госдолг почти в 4 раза. По состоянию на 1 ноября 2009 г., на каждого украинца приходилось уже почти 800 долл. государственного долга. Рост госдолга привел к урезанию финансирования расходов бюджета на медицину, образование, социальную защиту, экономические реформы. По оценкам СП, в следующем году на обслуживание и выплату госдолга будет потрачено 56 млрд. грн., т.е. почти каждая пятая бюджетная гривна. Для сравнения: все расходы правительства на экономическую деятельность, в т.ч. на реализацию антикризисных мероприятий, в поданном проекте бюджета-2010 составили 44 млрд. Спрашивается, за счет чего правительство собирается отдавать долги в будущем? Рост госдолга приобретает бесконтрольный характер. Похоже, это не сильно волнует правительство Тимошенко, которое даже и не думает разработать стратегию управления госдолгом.
• Беспрецедентный рост теневой экономики и коррупции. В первой половине 2009 г. в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. доля теневой экономики только по официальным оценкам увеличилась с 28% ВВП до 36%-40% ВВП, а по экспертным – превышает 50% ВВП. Это максимальный уровень тенизации экономики с 2001 г. Украина скатилась в международном рейтинге коррупции Transparency International с 118 места в 2007 г. на 146 место в 2009 г., т.е. на уровень таких стран, как Зимбабве. Украина при действующей коалиции и правительстве уже два года живет без закона о государственных закупках. По данным СП, в 2008 г.- первой половине 2009 г. четверть всех госзакупок прошла по неконкурентной непрозрачной процедуре закупки у одного участника по личному распоряжению Тимошенко – Александра Турчинова. Не удивительно, что сумма «откатов» в этой сфере оценивается Счетной палатой в 40 млрд. грн. или 20% всего объема госзакупок. Госзакупки образца 2008-2009 гг. – это мегакоррупционная схема, аналогов которой еще не было в истории современной Украины.
• Потерю доверия инвесторов по всему миру и сворачивание инвестиционной деятельности. Рост коррупции, потеря контроля над макроэкономической ситуацией, отсутствие реформ отпугивают последних инвесторов. Вместо инвестиционного прорыва имеем падение инвестиций в основной капитал на 43,7% по итогам 9 месяцев 2009 г. Прямые иностранные инвестиции за аналогичный период снизились в 2,3 раза. О каких иностранных инвесторах может идти речь, если правительству Тимошенко не доверяет даже кредитор в последней инстанции – МВФ, который отказывается предоставлять очередной транш стабилизационного кредита до завершения президентской кампании? Как могут доверять инвесторы правительству Тимошенко, если оно, попирая закон, не отдает уже в течение 2,5 месяцев залог по приватизации скандального ОПЗ участникам конкурса? Закономерно, что за годы правительства Тимошенко Украина резко ухудшила позиции в инвестиционных рейтингах:
o в рейтинге легкости ведения бизнеса МБ: 118 место в 2007 г., 141 место в 2010 г.;
o по индексу экономической свободы Heritage Foundation: 125 место в 2007 г., 152 место в 2009 г.;
o по индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ: 73 место в 2007 г., 82 место в 2009 г.
• Полный провал на международной арене, включая магистральные направления – ЕС и Россия. За годы правительства Тимошенко европейские чиновники окончательно разочаровались в Украине как надежном партнере.
«Чувствую глубокую фрустрацию к Украине в связи с тем, как ее лидеры управляли страной после «помаранчевой» революции 2004 года» (Хавьер Солана, 17 сент. 2009 г.). Недавние инициативы ЕС (например, программа «Восточное партнерство» в рамках Политики добрососедства ЕС) показывают, что ЕС не рассматривает Украину в ближайшем будущем как потенциального кандидата, не будет предоставлять Украине особых условий по сравнению с другими странами СНГ и не готов дать четкую перспективу членства в ЕС. Украина и ЕС так и не подписали Соглашения об ассоциации, как это было обещано в 2008 г., и вряд ли подпишут в 2009 г.
Отношения стратегического партнерства с Россией ухудшились и находятся на грани срыва. Нарастает нестабильность в торгово-экономических отношениях. Доля РФ в экспорте украинских товаров сократилась с 27,6% в 2007 г. до 20,7% по итогам 9 мес. 2009 г. Вместо обещанного перевода газовых отношений исключительно в бизнес-плоскость имеем еще большую политизацию газовых поставок и ухудшение энергетической безопасности Украины. С согласия Тимошенко Украина получила крайне невыгодные газовые контракты: одну из наиболее высоких цен на газ в Европе (базовая ставка 450 долл. выше только в Румынии), заниженную на 50% ставку транзита, ассиметричные условия в части уплаты штрафов. Провал на международной арене закономерен – чего еще можно ожидать от правительства, в котором больше полугода не было министра иностранных дел.
Тимошенко обещала бизнесу создание благоприятного, стабильного, конкурентного бизнес-климата, принятие Налогового кодекса, ликвидацию НДС, поддержку малого и среднего бизнеса, в т.ч. через сохранение упрощенной системы налогообложения, упрощение процедур входа и выхода из бизнеса, снижение ставок по кредитам до европейского уровня.
Вместо этого бизнес получил:
• Ручное управление экономикой. За два года работы правительство Тимошенко приняло 52 постановления, регулирующих экономическую активность, против 4-х у В. Януковича в 2006-2007 гг. Судя по тому, что Украина только ухудшила свои позиции в инвестиционных рейтингах, пользы от таких инициатив правительства ноль - один вред. Это псевдоактивность в решении проблем предпринимателей. Правительство действует уже по накатанной схеме: вначале создает проблему, а потом с ней борется.
• Постоянно изменяющееся налоговое законодательство. Работа по налоговой реформе свернута. Налоговый кодекс не принят. Частота внесения изменений в налоговое законодательство в 2008-2009 гг. по сравнению с 2006-2007 гг. увеличилась в 6 раз. При Тимошенко получила широкое распространение практика внесения изменений в налоговые законы постановлениями КМУ – например, в части запрета переноса убытков от валютных операций, принудительной выплаты дивидендов, повышения отчислений в ПФ для единоналожников и т.д. Такие инициативы носят ярко выраженный антипредпринимательский характер и являются антизаконными.
• Постоянно изменяющееся законодательство по хозяйственным проверкам. Не лучше обстоят дела в сфере хозяйственных проверок, где частота внесения изменений в законодательную базу увеличилась в 4 раза. Эффект от такой активности Тимошенко – отрицательный. Показателен пример постановления КМУ № 502, ограничивающее проведение плановых и внеплановых проверок в сфере хоздеятельности на период до 31 декабря 2010 г. По оценкам самого Госкомпредпринимательства, количество проверок бизнеса после издания постановления почти не изменилось. Некоторые органы даже увеличили количество плановых проверок.
• Изъятие оборотных средств. Задолженность по НДС за время работы правительства Тимошенко выросла в 2,2 раза (до 18,5 млрд. грн.), авансовые переплаты по налогам и сборам – в 2,9 раза (до 11,3 млрд. грн.).
• Наезды на малый бизнес, попытки ограничить сферу применения упрощенной системы налогообложения. Правительство борется с малыми предпринимателями как классом. В начале 2009 г. оно запретило упрощенцам быть плательщиками НДС (предпринимателям удалось отстоять свои права.). В мае 2009 г. Кабинет Министров согласно постановлению № 366 обязал предпринимателей-упрощенцев увеличить страховые взносы в Пенсионный фонд (отменено судом). В начале февраля 2009 г. в разгар кризиса Госкомпредпринимательства выступил с инициативой увеличить максимальную ставку единого налога с 200 до 500 грн. (благодаря ПР эта инициатива не прошла). С подачи Кабмина в начале 2009 г. были приняты изменения относительно резкого и непродуманного увеличения транспортного сбора с владельцев транспортных средств, которые вызвали шквал негодования по всей стране. Сейчас у многих на слуху тема отмены рыночного сбора для рыночных торговцев.
Отмена рыночного сбора ≠ снижению налогового давления. Налоговое давление на рыночных торговцев может даже вырасти за счет того, что на сумму превышения торговцами годового оборота 119 тыс. грн. предлагается начислять 15% ставку подоходного налога. Потери малого бизнеса от безрассудной политики нынешнего правительства огромны. Только за первый квартал 2009 г. 156 тысяч субъектов хозяйствования, работающих на едином налоге, приостановили свою хозяйственную деятельность, 100 тыс. предпринимателей вышли из фиксированной системы налогообложения.
• Реальные ставки по кредитам достигают 30%. Правительство само провоцирует банки держать высокими ставки по кредитным ресурсам и не кредитовать предпринимателей, предлагая ставки по ОВГЗ под 30%.
Тимошенко обещала простым украинцам прорыв в улучшении качества их жизни:
• рост зарплат (для некоторых профессиональных категорий, как, например, металлурги, - в 3-9 р.);
• коренной пересмотр системы социального обеспечения для безусловного поддержания социальных стандартов, гарантированных Конституцией;
• стабилизацию солидарной пенсионной системы и пенсионную реформу;
• высококачественную медицину и образование;
• улучшение качества коммунальных услуг;
• перевод армии на контрактную основу;
• выплату за 2 года задолженности по вкладам в бывшем Сбербанке СССР.
Вместо этого население получило:
• Рост задолженности по выплате зарплаты и снижение реальных зарплат. Растет задолженность по выплате зарплаты, которая увеличилась с начала 2009 г. на 40%. Темпы роста реальной заработной платы по итогам 10 мес. 2009 г. составили «минус» 10,4%. И дело здесь не только в кризисе. Бюджетом-2009 правительство Тимошенко заморозило оклад работника первого разряда, используемый для определения остальных должностных окладов в бюджетной сфере и некоторых отраслях экономики, на уровне 545 грн., а не, как положено по закону, на уровне минимальной зарплаты. Это привело к тому, что, например, учителя в школах не дополучали в среднем около 20% заработной платы. Еще более 22% учителей недополучали за счет заниженного уровня минимальной зарплаты, который был повышен только в ноябре 2009 г. под давлением ПР с 650 до 744 грн. И, очевидно, продолжают недополучать, так как правительство, отказываясь выполнять закон о повышении социальных стандартов, пока не обеспечило финансирование пересмотра заработных плат в бюджетных учреждениях.
• Снижение социальных выплат:
o два года у власти Тимошенко привели к беспрецедентному росту бедности в Украине с 27% до 35%;
o показатель прожиточного минимума не менялся в Украине с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г., тогда как инфляция за это время составила более 14%;
o 778 грн. – такова сегодня официальная черта бедности. Это черта, за которой автоматически оказались сегодня все те, кто получает замороженную Тимошенко минимальную пенсию и заработную плату. Рост прожиточного минимума согласно закону о повышении социальных стандартов до 701 грн. с 1 ноября 2008 г. даже не догоняет этой вопиющей цифры. Отказ выполнять закон о соцстандартах = украденные части пенсий и зарплат у наиболее бедных.
• Увеличение разрыва в уровне жизни между Украиной и Европой. Разрыв в среднемесячной зарплате в евро между Украиной и ЕС увеличился с 11,4 р. в 2008 г. до 15,4 р. в первой половине 2009 г. Средняя зарплата по итогам первой половины 2009 г. составляла в Украине 170 евро, в ЕС – 2622 евро в месяц.
• Пенсионный фонд трещит по швам. Непокрытый дефицит ПФ в 2009 г. составит 3% ВВП в сравнении с 0,5% ВВП в 2008 г. и бездефицитном бюджете ПФ в 2007 г. Пенсионная реформа – введение обязательного накопительного страхования – провалена.
• Не финансируются социальные бюджетные программы. За январь – октябрь 2009 г. не потрачено ни одной копейки: на централизованные меры по лечению сахарного диабета; приобретение (строительство) жилья для слепых инвалидов и инвалидов глухих; создание единой системы сбора и учета взносов на общеобязательное государственное социальное страхование и последующее формирование системы накопительного пенсионного обеспечения; информатизации и компьютеризации профессионально-технических и высших учебных заведений, а также их обеспечения современными техническими средствами обучения; государственного льготного долгосрочного кредитования на получение образования и т.д. Не осуществлялась в полном объеме финансовая поддержка общественных организаций инвалидов (67% от плана на январь - октябрь 2009 г.), разработка новых видов протезно-ортопедических изделий и обслуживания инвалидов в стационарах при протезных предприятиях (67%), санаторное лечение больных туберкулезом (76,1%), санаторное лечение ветеранов войны (80,1%).
• Крах системы здравоохранения:
o ухудшается ситуация в борьбе с эпидемиями туберкулеза. Украина входит в топ–пять стран по уровню заболеваемости туберкулезом. На Украину с населением в 46,143 млн. человек (по состоянию на 1 января 2009 г.) приходится 11% всех зарегистрированных случаев туберкулеза в европейском регионе ВОЗ. При этом на 2010 г. по отдельной бюджетной программе расходы на преодоление эпидемии ВИЧ/СПИДа и туберкулеза не запланированы. В 2009 г. на аналогичные расходы было предусмотрено 12,5 млн. грн. По оценкам экспертов, потребность в финансировании на сегодняшний день составляет как минимум от 500 до 600 млн. грн.;
o растет число заболеваний СПИДом. Количество новых официально зарегистрированных за январь – август 2009 г. случаев ВИЧ-инфекции на 5,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общенациональной программе обеспечения профилактики ВИЧ-инфекции, лечения, ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДОМ на 2009-2013 гг., которая принята Верховной Радой как закон, на 2009 г. предусмотрено 511 млн. грн., а бюджетом 2009 г. запланированы расходы только на треть от запланированных - в объеме 179 млн. При этом в апреле 2009 г. по вине чиновников Тимошенко Украина не подала заявку на участие в получении гранта на борьбу со СПИДом в рамках девятого раунда Глобального фонда;
o сохраняется низкая продолжительность жизни, особенно взрослого мужского населения. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчины при рождении составляет в Украине всего 59 лет, что сравнимо с показателями беднейших стран мира.
• Нарастают проблемы в образовании. Зарплата в образовании составляет 85% от средней по экономике. Зарплата не только низкая, но еще и не выплачивается. Если в среднем по экономике задолженность с начала января – 140%, то по системе образования – 202%. Госпрограммы в образовании НЕ выполняются:
o не финансируется программа информатизации общеобразовательных, ПТУ и вузов и компьютеризация учебных учреждений. За 10 месяцев не выделено ни копейки!
o Финансирование информатизации учебных заведений составило 0% от плана;
o финансирование строительства и ремонта общежитий составило 30% от плана»;
o финансовая поддержка развития инфраструктуры в научной деятельности недополучила треть ассигнований;
o выплаты по реструктуризации задолженности по зарплатам, предусмотренным ст. 57 ЗУ об образовании, составили 60% от плана на год или 240 вместо 403 млн. грн.
Не выполнен целый ряд громких обещаний:
o повысить размер стипендии до уровня не менее прожиточного минимума. Сейчас стипендия - 600 грн., не индексировалась с начала 2009 г. при инфляции 10%. Минобразование вообще выносило законопроект снять стипендии и оставить только у инвалидов сирот и отличников;
o усовершенствовать систему поступления в вузы по результатам независимого внешнего тестирования. Внедряемая правительством схема поступлений не была проработана с учетом пожеланий вузов и их участием. Был нарушен механизм отбора лучших кадров вузовской системой. Проблема льготников и набора контингента с низким уровнем подготовки встала перед вузами.
• Полная выплата вкладов Сбербанка СССР за 2 года провалена. За 2 года работы правительства Тимошенко выплачено 5% от суммы замороженных вкладов.
• Переход на контрактную армию не выполнен. Срочный призыв в армию не отменен.
• Разваленное ЖКХ и необходимость резко повышать тарифы. Износ в ЖКХ достигает критических отметок – аварии в Днепропетровске, Евпатории и т.д. Сохраняется высокая энергозатратность. Причина – неправильная тарифная политика и сокращение инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Правительство Тимошенко ничего не сделало для: 1) планомерного выравнивания тарифов для населения и одновременного повышения адресности коммунальных субсидий – теперь украинцев ждет резкий рост тарифов с 1 кв. 2010 г., а новая система субсидий так и не заработала; 2) повышения энергоэффективности коммунального сектора – например, анонсированные 0,5 млрд. грн. на реструктуризацию предприятий ТКЕ в 2009г. превратились с подачи правительства в 90 млн. грн., растянутых в 2010–2014 гг.