Украинские монопольные уникумы
Западные монополии времен дикого капитализма ставили себе простую цель – захват рынка для получения максимальной прибыли. Но подобный холодный расчет не соответствует нашей традиции. Украинский монопольный рынок больше характеризует знаменитое выражение: «як не з’їм, то понадкушую». Причем «кусают», не пережевывая, одни, а несварение случается совсем у других людей. Наиболее наглядно «светлое» украинское будущее показали наши монополисты-транспортники. Но, учитывая нынешнюю массовую скупку облэнерго, даже страшно подумать, что произойдет, когда их «развитие» дойдет до этапа, на котором оказались нынешние транспортные монополисты.
Сравнивать «Укрзализныцю» с тем же «АэроСвитом», на первый взгляд, неправильно. В первом случае мы имеем государственное предприятие, которое просто обречено на монополию. В авиаперевозках же (теоретически) могут конкурировать компании со всего мира. И, тем не менее, проблемы на земле и в воздухе у украинских пассажиров начались приблизительно в одно и то же время, когда Украина двигалась к Евро-2012.
Самое резкое «покращення» накрыло железную дорогу. Подробно рассказывать про «Хюндаи» смысла нет, корейским производителям и без того икается с тех пор, как они имели неосторожность заключить контракт с украинцами. Конечно, корейцы хорошо заработали на контракте (если откат не оказался слишком высок). Но превращение слова «Хюндай» в ругательное и имиджевые потери компании тоже имеют свою цену, и немалую. Однако давайте посмотрим на развитие ситуации со стороны рядового потребителя.
Этап первый: взамен привычной, работающей как часы схемы, монопольный владелец «рельсы» объявляет, что решил сделать «хорошо», поэтому билет теперь будет стоить в два раза дороже, зато ехать вы будете в два раза быстрее. Кроме того, зачем ехать ночью и спать в поезде, если вам лучше ехать сидя и днем? Аргументы, что лучше быть в столице свежим и утром, а не уставшим от сидения и днем (или поздно вечером), при этом никого не интересуют. В конце концов, кто лучше знает, как вы на самом деле хотите ехать, опытный профессионал или вы со своим дилетантским подходом?
Этап второй: вместо «фирменного», удобного внутри экспресса вы получаете красивый снаружи и не столь удобный внутри трамвай. Простите, «Хюндай». Обещанный беспроводной интернет и прочие нововведения пока не работают. Старые удовольствия типа чая в стеклянном стакане с подстаканником ушли в историю, но это дело вкуса. Хуже, что вместо «двойной» скорости передвижения выигрыш по времени оказывается совсем незначительным. Но на двойную (и выше) цену билета это никак не влияет.
Этап третий: уже никто никуда не едет. Скоростные поезда прибывают намного позже медленных предшественников, после 5-6-часового замораживания пассажиров среди заснеженных полей. К проблеме достать билет добавляется проблема вернуть хотя бы часть денег за билет, о выплате неустойки монополист не хочет и слушать. В кассах железной дороги всеми правдами, а скорее неправдами, «тулят» билеты на непопулярные «Хюндаи». Клиенты железной дороги пересаживаются на автобусы (а ведь когда-то это было слишком дорого) или «дикие» маршрутки. На поездах теперь вместо пассажиров будут ездить корейские ремонтные бригады, готовые оперативно починить вышедший из строя агрегат и продолжить движение. Если бы не монополия «Укрзализныци», на этой компании можно было бы поставить жирный крест. Уже очевидно, что идея сделать пассажирские перевозки менее убыточными обернулась еще большими финансовыми потерями. А все преимущества монополии мудрые вожди использовали для того, чтобы выяснить предел терпения украинских пассажиров. Предела терпения так и не нашли, зато украинские «трипольцы» стали в целом меньше ездить. Если бы методы наших воротил монопольного бизнеса увидел Джон Рокфеллер, он бы снова умер от сердечного приступа. Занавес.