ИНДИЙСКИЕ «РОБИН-ГУДЫ» – МАОИСТЫ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ РАСКЛАДАХ


Новый виток крестьянской войны

За последние два-три года власти Индии неоднократно заявляли, что наибольшую угрозу национальной безопасности страны представляют не мусульманские экстремисты, а повстанцы-маоисты, известные как наксалиты. О них в России известно немногим, между тем, зона их активности охватывает огромную территорию на востоке Индии.

Радикальные группировки под коммунистическими лозунгами в духе маоизма активизировались в Индии в 1960-х годах. Название «наксалиты» они получили от местечка в Непале, где произошло вооружённое выступление крестьянских отрядов, возглавляемых «идейными революционерами», с армией и полицией. Из Непала «революционный маоизм» пришёл в Индию. В 1967 году полыхнуло крестьянское восстание в Бенгалии, возглавленное боевиками из рядов Марксистской Коммунистической партии Индии. Официально это считается первым серьёзным выступлением индийских наксалитов.



Более интенсивный цвет означает усиление влияния повстанцев


С легальными коммунистами наксалистское подполье формально ничего общего давно не имеет, более того, правящие ныне в штате Западная Бенгалия коммунисты являются одними из основных объектов нападений маоистов. По сути, наксалиты представляют собой сеть разбросанных ячеек, групп, отрядов, координирующих свою деятельность, но не имеющих централизованного органа управления. С самого начала вожаки наксалитов встали на путь террористических актов против представителей властей, силовых структур, инакомыслящей интеллигенции (да и вообще инакомыслящих), индуистского, христианского и мусульманского духовенства, нападений на промышленные и социальные объекты, организации саботажа на производстве, волнений, беспорядков и погромов.

Однако они бы так и остались разрозненными группами маргинальных экстремистов, если бы это действительно была организация партийного типа.

На самом же деле речь идёт о том, что мощное стихийное движение народного протеста на востоке Индии удалось «оседлать» формальной приверженностью некой идеологии. Составляющие на сегодняшний день опору наксалитов миллионы крестьян внутренних сельских районов восточной Индии поднимаются на борьбу за собственное выживание, а «маоисты» своевременно оказались теми, кто предложил организационное начало, некую программу действий и возможность их координации.

За счет своей организованности наксалиты смогли поставить своё имя над радикальными формами выражения народного недовольства на территории пяти штатов. С нежелающими рядиться в «маоизм» они, надо отметить, расправляются без колебаний. В стратегическом отношении каких-либо конкретных лозунгов наксалиты не выдвигают (утопические призывы – не в счет), их задача лежит в практической плоскости. В заявлениях выполняющей репрезентативные и координационные функции структуры, известной под именем Коммунистической маоистской партии Индии, приоритет в настоящее время отдаётся «развитию партизанских действий, переводу их на уровень мобильной партизанской войны и расширению охваченной ими территории». Речь идёт об организованном срыве проводимой индийскими властями индустриализации в стратегически важном регионе. При этом самые северные из охватываемых партизанским движением штатов выходят на границу Непала, в котором действуют братья наксалитов по оружию. А чуть восточнее начинаются территории штатов «семи сестер» – Арунал-Прадеш, Нагаленд, Мегхалая, Манипур, Мизорам, Трипура и Ассам – в которых также действуют различные «маоистские» отряды и «социалистические фронты». А дальше на северо-восток, между прочим, Китай.
Тайные союзники «транснационалов»?

И вот здесь на происходящее можно взглянуть не с точки зрения уничтожаемого индустриализацией и модернизацией крестьянства, которое берётся за оружие, а с позиции геополитических раскладов.

Конечно, в рамках политических реалий сегодняшнего дня элементарная политическая осторожность препятствует официальным лицам муссировать тему того, как и зачем Китай экспортировал в своё время «маоизм» и что из этого получилось. Наксалиты в Индии не раз заявляли, что с нынешним «ревизионистским» Китаем, «предавшим» идеалы революции, им не по пути. Но без учета «китайского фактора» наксалитское движение рассматривать, тем не менее, не стоит.

Впрочем, не стоит и ограничивать ответ на вопрос «Кому это выгодно?» Китаем. «Новые левые» – это серьёзная международная сила, причем прежде всего западная, позиционирующая себя как антиглобалистская, но при этом сама по себе универсалистская. Наряду с Китаем – это прямые интересанты успехов наксалитов. Но есть ещё один фактор, который по сути примыкает к первым двум.

Озвучим определённую точку зрения : со смертью Индиры и Раджива Ганди Индия подпала под влияние транснациональных корпораций. Мать и сын Ганди думали обо всём индийском народе, те же, кто пришел им на смену, пошли на своего рода сделку с международной капиталистической элитой, прописав место в «золотом миллиарде» избранным группам индийского населения и списав всё остальное. Этакая революция негативного элемента кастовой системы. Конечно, верная традиционному индуизму часть индийского истэблишмента, верхних каст, против такого подхода и в стране идёт неафишируемая, но жёсткая борьба. Однако факт остаётся фактом – кастовая система может быть использована и используется для ускоренного освоения богатейших ресурсов Индии. В этой связи можно отметить: наиболее мощно, вплоть до формирования собственных мини-государств, движение наксалитов развивается в районах, где живущие сельским хозяйством племена до сих пор оставались вне кастовой системы. Приход же аграрных латифундий и промышленных предприятий сопровождается включением в реалии современного индийского общества, в которых большинству прежних более-менее свободных, хоть и бедных, крестьян уготована незавидная участь.

Но не стоит думать, что наксалиты – это такие защитники народа от ига международного капитала, продавшихся ему властей и компрадорской буржуазии. На уровне восприятия рядовых бойцов и вожаков оно может так и восприниматься, но как явление «радикальный маоизм», как и вообще экстремизм под социалистическими лозунгами используется как раз для дальнейшего усиления позиций транснационального капитала. Наскалиты чуть ли не в первую очередь борются с местными властями, легальными общественно-политическими структурами и духовенством, которые зачастую отнюдь не поддерживают «антинародную политику».

Именно расходами на борьбу с терроризмом и продовольственным кризисом, вызванным последствиями использования генетически модифицированных зерновых федеральные власти объяснили срыв программ социального сопровождения, проводящейся индустриализации восточных штатов. Окончательно эти программы «добил», ясное дело, мировой кризис.

Наступление на сельское население при этом продолжается, оно просто стало откровенно жёстким. А средства на борьбу с расширяющейся террористической угрозой, также как и на дальнейшее развитие «национальной экономики» предполагается брать всё там же – у «международных подрядчиков» и структур наподобие МВФ. Что означает, что экономика становится ещё менее национальной.
Удобный враг

Таким образом, наксалиты выступают в роли своеобразного когерентного элемента, оправдывающего ту политику, против которой они вроде бы сражаются. Неспроста именно «маоизмом» индийские СМИ называют движение недовольства среди крестьян восточных штатов, формируя внешнее представление, маскирующее реальные причины и содержание происходящих событий. Ведь большинству повстанцев пока что ближе понимание того, что они защищают себя, свои семьи и образ жизни, чем лозунги революции. Однако внешняя пиар-кампания способствует тому, чтобы наксалиты взяли контроль над недовольством масс и направили его в нужное идеологическое русло, ликвидируя по ходу потенциал тех, кто мог бы выразить интересы народа по существу.

В данной связи обращает на себя внимание тот факт, что в шести из семи штатов северо-востока, перечисленных выше, радикальные формы протеста под «маоистскими» лозунгами развиваются в пику «христианской оппозиции». В странах Юго-Восточной Азии, также как в Латинской Америке и Африке, существует феномен «народного христианства», в общественно-политическом отношении принимающего формы отстаивания народных интересов и прав. С этим борются путем поддержки радикальных группировок под «христианско-социалистическими» лозунгами. Постепенно перенося акцент на слово «социалистическими». Не трогая бытовую религиозность населения, ставится задача не дать ему попасть под влияние какой-либо традиционной религиозной идеологии в относительно чистом виде, так как это неизбежно приведёт к конфликту с интересами капитала, что «западного», что китайского. Несколько сложнее поэтому дела обстоят в Ассаме, где происходит усиление «мусульманского фактора». Экстремистские группировки под «исламскими» лозунгами используются в тех же целях, что и остальные, но нивелировать влияние исламского мировоззрения сложно. Можно спровоцировать радикализацию этого влияния и тем самым получить возможность к «решительным мерам». В этом, как и вообще в борьбе с традиционными религиями, наступающие с двух сторон на народы Индостана Китай и Запад могут скооперироваться. По факту они это уже и делают.

Таким образом, налицо печальный вывод: как и по всему остальному земному шару, на полуострове Индостан идёт борьба двух центров глобализации – Китая и Запада. А миллионы людей в этой борьбе являются разменной монетой. Только в джунглях восточной Индии гораздо меньше альтернатив такому положению вещей. И незаметнее кровь.

Дамир Ивлетшин
http://www.win.ru/win/2233.phtml