Очень много написано и публично сказано о важности преподавания знаний о религии в учебных заведениях России. Я должен свидетельствовать о том, что, к счастью, в последнее время наметился явный прогресс в церковно-государственных переговорах, в диалоге Церкви с общественными организациями по выработке общеприемлемой модели преподавания основ православной культуры и других знаний о религии в школах. Я думаю, что в ближайшем будущем российские школьники в масштабах всей страны будут иметь возможность свободно выбирать в рамках духовно-нравственного компонента учебных программ те курсы, которые они пожелают.
Мне кажется, что добровольность и свободный выбор студентов и учащихся являются очень важными в том числе и в изучении основ религии в учебных заведениях нашей страны.
Для меня совершенно очевидно, что приобщение молодежи к знаниям основ религий, к религиозной аксиологии является принципиально важным, потому что большинство населения нашей страны являются людьми религиозными. Социологи и иные исследователи по-разному определяют уровень и характер этой религиозности, но совершенно очевидно, что религия играет все большую роль в личной, семейной и общественной жизни. Кстати, возрастание роли религиозного фактора в жизни людей наблюдается не только в России, но во всех странах, которые возникли на просторах бывшего Советского Союза, а также и во многих других государствах. Хорошо известно, какую роль сегодня играют некоторые религии в странах так называемого Третьего мира, на Ближнем Востоке. И никто сегодня не может игнорировать значение религиозного фактора.
Одновременно мы знаем, что религия иногда используется людьми злонамеренными для того, чтобы разжигать вражду, разрушать здоровую ткань общественных отношений, провоцировать конфликты и даже совершать жестокие преступления.
Для того, чтобы никто и никогда не мог использовать религиозную мотивацию с целью наносить вред другим людям, окружающей природе или общественным отношениям, важно, чтобы у людей с детских лет формировались такие знания о религии, которые помогали бы им ориентироваться в жизненном пространстве, иметь ясную систему ценностей, в первую очередь — нравственных, которая бы способствовала духовному, интеллектуальному росту личности.
Я глубоко убежден в том, что религиозная аргументация, религиозная мотивация во многом может способствовать сегодня формированию личности, которая будет способна жить в наисложнейших постиндустриальных условиях XXI века. Для того, чтобы человек оставался человеком, чтобы даже самый фантастический научно-технический прогресс не разрушил человеческой личности, чтобы никакое общественное, философское или научное развитие не поколебало жизненно важных нравственных основ, необходимо, чтобы на высоком уровне, в том числе уровне интеллектуальном и духовном, наша молодежь знакомилась с верой.