Самый безопасный транспорт: самолет или автомобиль
Вокруг темы самого безопасного транспорта не утихают споры. Особенно яро идет обсуждение вопроса,
что безопаснее: самолет или автомобиль. На сегодняшний день опубликована масса статистик, учитывающих различные показатели, и, что самое удивительное, результаты статистик различаются в несколько раз! То есть, на основании статистических данных разных показателей можно найти совершенно противоположные выводы — в одной статистике в выводе будет опубликовано, что самым безопасным транспортом являются самолеты, а в другой статистике все показатели будут говорить о беспрекословной безопасности автомобилей.
Причем, все расчеты в противоречащих статистиках довольно логичны: вполне обоснованные, на первый взгляд, статистики о несомненной безопасности самолетов с удовольствием штампуют авиакомпании. Статистические данные похожи на хитрую игру цифр, наподобие той, в которую вот уже не первый год успешно играет Верховная Рада: о чем невыгодно — умолчали, а что подходит — приумножили и распространили.
Коммерческим авиакомпаниям удалось создать удобный стереотип, гласящий, что летать на самолете намного безопаснее, чем оставаться дома. И уж тем более дорога до аэропорта на автотранспорте будет во много раз опаснее непосредственно самого перелета. То есть, политика авиакомпаний диктует, что передвижение на самолетах — наиболее безопасный вид транспорта. И статистика, соответственно, подбивается под столь необходимый для авиакомпаний образ надежности и безопасности.
Рассмотрим в деталях обнародованные статистические данные касательно самого безопасного транспорта: итак, подводные камни сфабрикованных статистик.
Статистические данные касательно безопасности транспорта: разные методы расчетов смертности в транспортных происшествиях
Данные иностранных исследований безопасности транспорта вполне подходят и для стран СНГ. Во-первых, многие самолеты русских и украинских авиакомпаний никак не отечественного производства. А во-вторых, анализ причин авиакатастроф показал, что у самолетов отечественного и иностранного производства практически одинаковые недостатки техники. То есть, уровень технического совершенства самолетов в странах Европы и США практически ничем не отличается он уровня самолетов СНГ. Кстати, такую «планку» отечественные авиаперевозчики держат еще со времен СССР. Кроме того, в странах СНГ многие авиакомпании являются филиалами иностранных корпораций.
Существует несколько основных методов расчета статистики смертности в транспортных происшествиях, и, к сожалению, к каждому из них стоит относиться довольно настороженно. Хотя бы из-за того, что при расчете по разным формулам получается разное соотношение смертности в авто и авиакатастрофах, и данные будут показывать то безоговорочную безопасность авиаполетов, то безопасность автомобилей. Другой вопрос — почему большее распространение получили именно те статистики, что диктуют безопасность авиарейсов. Про необходимость получения данных о безопасности авиаперелетов мы поговорим с вами в следующем разделе, а пока рассмотрим основные статистические данные касательно смертности при авиаперелетах и смертности в автомобильном транспорте.
Методика расчета статистических данных по соотношению количества погибших на преодоление определенного расстояния.
В пример можно взять Доклад о смертности в результате транспортных происшествий в США, результаты которого свободны для распространения. Согласно опубликованным в докладе данным, клиенты авиакомпаний расстаются с жизнью в соотношении 0,6 человек на 160 проведенных в пути миллионов километров. При прохождении этого же расстояния в автомобильном транспорте гибнет 1,4 человека. С первого взгляда — все четко и понятно, как на ладони. Получается,
летать в самолете почти в три раза безопаснее, чем ехать в авто. За обследуемый период самолеты преодолели расстояние в 13 200 млн км, погибло 50 человек. То есть, трагический финал наступит при покрытии 264 млн км. Как известно, средняя длительность одного авиаперелета — около 1 200 км. Выходит, чтобы «сыграть в ящик», придется купить 221 000 билетов.
Но есть одно «но». Специфика авиатранспорта обуславливает тот факт, что до 80—90% аварий происходит во время взлета или посадки самолета (по другим источникам, 51% аварий возникает при посадке). Таким образом, вышеприведенная методика статистических исследований вовсе не учитывает того факта, что одночасовой перелет вовсе не в 10 раз безопаснее десятичасового. Зато перелет с двумя пересадками, пусть и непродолжительный, будет опаснее практически в два раза.
По сравнению с автомобильным транспортом, статистические показания по формуле «количество смертей на количество преодоленного расстояния» для авиаперелетов некорректны. Лишь преодолевая расстояние на автотранспорте человек имеет примерно равные шансы погибнуть в каждый преодоленный километр.
Методика расчета статистических данных по делению времени пребывания в пути на количество погибших.
По данной схеме в статистические данные заносят показатели соотношения количества проведенного в дороге на самолете или в автомобиле времени и количества жертв транспортных происшествий. Авторитетное издательство «The New York Times» опубликовало полученные по такому расчету данные: в авиарейсах погибает 2,4 человека за миллион часов полета. А при
передвижении в автомобиле показатель смертности в четыре раза меньше, чем в самолете и составляет 0,6 смертей за один миллион проведенных в дороге часов. Получается, авторитетное американское издательство настаивает на несомненном выигрыше автомобилей в вопросе безопасности транспорта.
Методика расчета статистических данных при делении количества жертв авиакатастроф на количество жертв автоаварий.
Несмотря на абсурдность данной формулы и получение пустых и ничего не значащих результатов, все же нередко можно наткнуться на «статистические данные», полученные конкретно по этой методике.
Почему данные этих статистик абсурдны? Все люди пользуются автомобильным транспортом, большинство, причем, садятся в авто ежедневно. Каждое утро миллионы людей спешат на своих авто или в общественном автотранспорте на работу или на учебу. Не так часто, и лишь люди со средним или высоким достатком пользуются услугами авиакомпаний.
По такой формуле шансы погибнуть в автомобильной аварии, разумеется, выше, чем в авиационной — автомобили намного более распространены.
Методика расчета статистических данных, учитывающая виды рейсов, виды самолетов и различия авиакомпаний.
В вопросе что безопаснее: самолеты или автомобили, необходимо учитывать вид рейсов, репутацию авиакомпании и тип самолета. Очень разнятся показатели безопасности авиаперелетов различных рейсов. Так, наибольший показатель смертности имеет авиация общего назначения (22,43 погибших на миллион часов полета). На втором месте — незаплонированные рейсы (12,24 погибших на миллион часов полета). Между незаплонированными и плановыми рейсами разница более чем существенная —
в три раза больше человек умирает во время незапланированных рейсов (4,03 погибших на миллион часов полета). Так что если ваш рейс отменили, к примеру, из-за плохой погоды и перенесли — погибнуть в таком перелете, как показывает статистика, вероятнее в три раза.
Также существенно разнятся показатели лучших 25 авиакомпаний мира и самых «отстающих» — количество погибших в худших авиакомпаниях в 11,6 раз больше. То есть, сэкономив деньги на услугах авиакомпании, вы более чем в 10 раз увеличиваете риск не добраться до места назначения. В развивающихся странах (Латинская Америка, Ближний Восток, Южная Африка и др.) смертность в авиакатастрофах намного выше. Так что при необходимости авиаперелетов в этих странах, лучше воспользоваться услугами иностранной авиакомпании.
Для сравнения, около 75% автомобилей мира сконцентрировано в богатых странах, но абсолютное большинство автомобильных аварий, почти 90%, происходит в странах с низким уровнем жизни. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ближайшее десятилетие разрыв количества ДТП между высокоразвитыми и развивающимися странами будет только расти. То есть, в странах с наибольшим показателем смертности в автоавариях количество жертв ДТП будет только увеличиваться, а в странах с наименьшими показателями (например, Япония, Великобритания, Норвегия) — уменьшаться.
Для стран СНГ количество погибших в автоавариях составляет, в среднем, 24 человека на 100 000 жителей. Официальный прогноз информирует о том, что уровень безопасности автомобильного транспорта увеличивается, и к 2012 году показатель должен уменьшиться до 16 умерших на 100 000 жителей.
Различается надежность разных видов самолетов (коэффициент отношения количества построенных самолетов к количеству разбившихся).
Общественное мнение: какой транспорт считают самым безопасным
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, самым опасным (и, к тому же, самым дорогим) видом транспорта россияне считают самолеты. Такого мнения придерживается 84% русских. Из-за схожести национальных особенностей и условий жизни можно предположить, что подобного мнения придерживаются жители других стран-участников СНГ.
Именно из-за настороженного отношения людей к самолетам,
авиакомпании постоянно пытаются создать образ надежности и безопасности передвижения в самолетах. И используют для популяризации авиатранспорта «статистические» данные, которые не являются объективной информацией. Особенно остро встал вопрос популяризации авиакомпаний в странах СНГ, когда цены авиабилетов и билетов на поезд практически сравнялись (особенно при переезде в пределах 1 000—1 500 км). То есть, в то время, как авиакомпании получили шанс конкурировать с уже таким привычным русскому человеку железнодорожным транспортом.
Причины недоверия к авиаперелетам вполне понятны. Во-первых, на подсознательном уровне человеку сложно покинуть привычную среду обитания и подняться в небо, часто боязнь перед самолетами — это просто природный страх, основанный на инстинкте самосохранения. К тому же, отечественные СМИ постоянно пестрят сообщениями об авиакатастрофах, публикуя ужасные фото- или видеорепортажи горящих самолетов. А автотранспортом все мы пользуемся куда чаще, автомобиль уже стал неотъемлемой частью жизни.
Согласно
он-лайн опросам в Интернете, жители стран СНГ считают наиболее безопасным транспортом поезд, на втором месте — автомобили. А дальше мнения расходятся — третье место по безопасности делят самолеты и водный транспорт. Во многих высокоразвитых странах Западной Европы на первое месте по шкале безопасности транспорта население ставит автомобиль.
Какому транспорту отдать предпочтение?
Когда перед вами становится выбор: самолет или автомобиль, стоит помнить, что передвижение на любом виде транспорта связанно с риском для вашего здоровья и жизни.
Дать однозначный совет касательно безопасности передвижения в самолете или автотранспорте нельзя. Практически все статические данные, которые гласят о беспрекословной безопасности самолетов и высокой смертности в автотранспорте, распространяются крупными авиакомпаниями, поэтому мы имеем все основания не доверять полностью таким выводам.
Итак, публикуемые «с плеча» авиакомпаний статистики и публикации касательно смертности в авиаперелетах гласят, что самолеты более безопасны, чем автомобили. В противовес им можно предоставить анализ авторитетного издательства «The New York Times», который доказывает, что
автомобили в три раза безопаснее самолетов.
Что касается авиаперелетов,
для обеспечения максимальной безопасности, при выборе авиакомпании необходимо учитывать ее репутацию (безопасность какого уровня может предложить именно эта компания), а также вид самолета, на котором вы полетите. И помните: незапланированные рейсы, в среднем, в три раза опаснее плановых.