Легкий танк сопровождения пехоты Т-26
Легкие танки сопровождения пехоты в 30-е годы оказались самым распространенным типом танков в мире. В целом их задачи совпадали с тяжелыми и средними пехотными танками, однако распространение они получили в основном благодаря низкой цене. В СССР в середине 20-х годов были попытки создать свой собственный танк, однако они оказались неудачными из-за недостатка опыта. Кроме того, в изучении иностранного опыта было обращено внимание на удачный легкий танк британской фирмы «Виккерс». Машина под маркой «Виккерс -6 тонный» не был принят на вооружения британской армии, но успешно продавался на экспорт. Танк в соответствии с традицией пехотных танков того времени имел две пулеметных башни и достаточно надежную и отработанную ходовую часть.
Лицензия на его производство была закуплена СССР, так на вооружение поступил самый массовый в мире танк 30-х годов – Т-26. За годы выпуска в СССР в конструкцию танка был изменен 23 раза, поменял две башни на одну, три раза поменял двигатель, вооружение было усилено до одной 45-мм пушки и трех пулеметов. Благодаря своей надежности и хорошему вооружению ( в нашем варианте) танк участвовал во всех войнах и военных конфликтах с участием СССР, начиная с о. Хасан и кончая войной с Японией 1945, кроме того будучи поставляемый союзникам принял участие в боевых действиях в Испании, Китае. В ряде конфликтов (Финская война) этому танку пришлось встретиться со своими британскими родственниками.
В наиболее распространенном варианте образца 1933 года, состоявшем на вооружении РККА
Т-26 представлял собой однобашенную машину. Корпус танка в конструктивном отношении остался практически без изменений, но толщина брони несколько увеличилась. Цилиндрическая башня (в поздних вариантах конической формы), с развитой кормовой нишей устанавливалась ближе к левому борту. В задней части ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. Вооружение состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 г. и спаренного с нею пулемета ДТ. Боекомплект: 45-мм выстрелов — 205 (без рации), 165 (с рацией); 7,62-мм патронов — 3654 (без рации), 3212 (с рацией); Масса танка составляла 10,28 т, экипаж 3 человека. Мощность последней модификация двигателя составляла 90 л.с. максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч; запас хода: 225 км.
Широкую известность танк приобрел после войны в Испании, где откровенно говоря, достойного противника у него не было. Немецкие и итальянские танкетки, вооруженные пулеметами ни чего не могли противопоставить 45 мм пушке и 15 мм броне. Кроме того, благодаря отработанной конструкции танк стал рабочей площадкой, для разработки разного рода экспериментальной техники, включая самоходные орудия, саперную технику и радиоуправляемые танки. Огнеметный варрант Т-26 был принят на вооружение. Всего было выпущено более 11 200 танков, из них около 10 000 находилось на вооружении на 22.06.41 г. По численности Т-26 был самым массовым танком в предвоенные годы.
В период летних боев значительная часть имеющихся машин была потеряна, однако оставшиеся Т-26 продолжали активно использоваться вплоть до 1944 года. Часть машин приняло участие в разгроме Квантунской армии в августе 1945 г.
ТТХ танка Т-26 образца 1939 г.
Боевая масса —10,25 т,
экипаж — 3 человека.
Длина — 4 620 мм,
ширина— 2 450 мм,
высота— 2 330 мм.
Вооружение: 45-мм/46 пушка образца 1934—1938 гг. в конической башне увеличенных размеров, в которой размещался
боекомплект в 205 выстрелов (у радиофицированных танков— 165 выстрелов) и
два 7,62-мм пулемета ДТ (один — зенитный) с общим боекомплектом 3 087 патронов. Бронирование:
лоб и борт корпуса, башня— 15 мм,
крыша корпуса— 10 мм,
днище— 6 мм.
Двигатель: 4-цилиндровый карбюраторный «Армстронг-Сиддли», мощность — 97 л. с. Скорость — 30 км/ч.
Запас хода по шоссе — 240 км.
Удельное давление на грунт — 0,8 кг/см2.
На командирских и радиофицированных танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-1, а также переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3.
На сегодняшний день экземпляры танка находятся в России в бронетанковом музее в Кубинке, в экспозиции диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» и 2 трофейных Т-26 в танковом музее Парола, Финляндия