Показано с 1 по 33 из 38

Тема: Главная ударная сила.

Древовидный режим

  1. #11
    Упрямая Оптимистка Аватар для Таллерова
    Регистрация
    24.12.2008
    Адрес
    Россия, Липецк
    Сообщений
    12,615
    Вес репутации
    233

    По умолчанию

    Разведывательный плавающий танк Т-40.



    Откровенно неудачные танки Т-37А и Т-38 вызвали к началу 40-х годов потребность в качественно новом, по сравнению с Т-38, малом плавающем танке, входившем в современную систему бронетанкового вооружения, с общим и довольно значительным повышением его боевых свойств. Стало ясно, что броня нового танка, должна предохранить экипаж от бронебойных пуль обычного калибра и крупных осколков снарядов, чему способствовало бы наклонное расположение бронелистов, мало использовавшееся на танках предыдущего поколения. Требования повышенной огневой мощи однозначно определяли установку крупнокалиберного пулемета в сочетании с обычным. Также стала очевидным потребность в установке радиостанции, без которой служба разведывательного танка в значительной степени теряла смысл. Необходимы были более мощный и надежный двигатель, современная ходовая часть и подвеска с лучшими характеристиками, хорошие водоходные качества. У новой машины неизбежно возрастала и боевая масса (по ТТТ — до 4800 кг), что уже исключало применение четырехцилиндрового карбюраторного двигателя ГАЗ-М, применявшегося на предыдущих плавающих танках. Тем более, что Горьковский автомобильный завод имени Молотова (ГАЗ) - единственный поставщик силовых агрегатов для малых танков - в то время готовился к переходу на более современные и надежные шестицилиндровые автомобильные двигатели ГАЗ-11 типа "Додж", Д-5 "Экспорт" мощностью до 87 л.с.
    В конце 1938 года к проектированию нового плавающего танка "010" (или "десятка") приступил отдел главного конструктора по танкостроению завода № 37. Этот отдел с 1934 года возглавлял выдающийся советский инженер, Н.А.Астров. В первую очередь по-новому сконструировали корпус танка: для повышения запаса плавучести заметно увеличили его высоту, для повышения остойчивости придали ему трапециевидную в поперечном сечении форму с уширенной верхней частью. Экипаж, состоявший по-прежнему из двух человек, размещался в машине по продольной схеме. Механик-водитель в передней части боевого отделения (в отделении управления), почти по оси танка, что улучшало наблюдение по курсу и по обоим бортам, стрелок-командир в башне с вооружением, установленной по центру бронекорпуса за водителем, с заметным, на 250 мм, смещением к левому борту. Силовой агрегат располагался продольно, максимально близко к правому борту, маховиком двигателя вперед, причем доступ к наиболее ответственным и уязвимым частям двигателя был возможен изнутри боевого отделения после снятия бронеперегородки. Трансмиссия и механизмы поворота, как и прежде, находились в носовой части машины, что хорошо сочеталось с передним расположением ведущих звездочек. В кормовой части корпуса, по бортам, размещались два бензобака по 100 л каждый, справа за двигателем располагался радиатор и теплообменники. В нижней части кормы в специальной гидродинамической нише корпуса, устанавливались гребной винт и водоходные рули, причем винт, в отличие от Т-38, хорошо защищался от возможных внешних повреждений. Были приняты и специальные меры для улучшения водоходности танка: создана гидродинамически благоприятная форма корпуса, введен откидной волноотражатель в носу, высоко подняты воздухопритоки, жалюзи и приборы наблюдения, полностью герметизированы все крышки, люки и заслонки. Это позволяло танку уверенно преодолевать водные преграды с быстрым течением и с большим, до 3 баллов, волнением, практически обеспечив его непотопляемость в этих условиях. Но на всякий случай экипаж снабжался спасательными поясами.
    В целом компоновка нового танка была рациональной и хорошо продуманной. По сравнению с предшественниками значительно увеличилась мощь вооружения. Был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 года (на серийных машинах устанавливался его танковый вариант обр.1940 года) вместе с обычным ДТ обр.1929 года в спаренной установке ДТС с общей бронемаской. Прицельная дальность стрельбы составляла: из ДТ 1000 м, из ДШК 4000 м. Бронебойная пуля Б-30 и бронебойно-зажигательная Б-32 со стальными сердечниками обладали начальной скоростью до 850 м/с и большой мощностью у цели, пробивая на дистанции 300 м под углом встречи 90° 16 мм броню. Большой угол возвышения спаренной пулеметной установки (25° против 14° у Т-38) позволял вести обстрел и низколетящих самолетов, правда, эта возможность на практике почти не использовалась. На части командирских танков предусматривалась установка двусторонней дуплексной (в отличие от симплексной на Т-38) телефонно-телеграфной радиостанции типа 71-ТК-3 завода № 203 с дальностью речевой связи при отсутствии помех до 16 км с места.
    Проектирование плавающего танка "010" было закончено весной 1939 года. К июлю уже изготовили 4 опытных образца, а к следующему лету еще 2 машины. На них, как впрочем и на первых серийных машинах, временно устанавливались импортные силовые агрегаты "Додж" Д-5 (76 и 85 л.с.) из-за отсутствия развернутого производства аналогичных двигателей в Горьком (первый промышленный образец мотора ГАЗ-11 был собран 16 февраля 1940 года, танковую модификацию "202" начали делать позже).
    Два образца нового плавающего танка "010", получившего армейский индекс Т-40, в июле-августе 1939 года проходили полигонные испытания.. По результатам полигонных испытаний завод оперативно внес изменения в конструкцию машины. Длину корпуса увеличили на 120 мм, ширину на 50 мм при одновременном снижении высоты танка на 20 мм. База опорных катков возросла на 75 мм, что служило повышению продольной устойчивости, были увеличены сечения торсионов, а также диаметр и ширина катков - это сделало их достаточно надежными. Вместо 3-лопастного винта диаметром 400 мм. установили более эффективный 4-х лопастный. Несколько изменили конструкцию траков гусениц с целью предотвращения их спадания при угле бокового крена всего 28°, в то время как сползание машины наступало только при 34°. Одновременно высоту преодолеваемой стенки подняли на 6 см. Установка новых двигателей ГАЗ-202 (импортные имели заметный износ, частично оказались разрегулированными и не развивали расчетного крутящего момента) должна была повысить предельный преодолеваемый подъем до 28°.
    В таком виде новый танк Постановлением Комитета Обороны СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-40. В соответствии с этим же постановлением завод №37 должен был выпустить к 1 марта 1940 года три опытных образца Т-40, к 1 августа установочную партию из 15 танков, а с 1 октября приступить к их серийному производству. Всего до 22 июня было выпущено 279 машин.
    Летом 1941 года в западных военных округах танков Т-40 было немного. Довольно широко они применялись в битве под Москвой зимой 1941/42 года, где наиболее эффективными оказались на лесисто-болотистых участках местности, ограниченно проходимой для других, более тяжелых танков.
    В ходе первых же столкновений с противником, в которых Т-40 пытались использовать в качестве полноценных танков, выявилась слабость их вооружения и бронезащиты. Как разведывательные и тем более плавающие их уже не применяли, а для иных целей они и не предназначались. Острая нехватка танков основных типов заставляла бросать в бой и эти машины. Наиболее интенсивное использование танков этого типа (в основном, не плавающих модификаций Т-40С и Т-30 выпуска осени-зимы 1941 года) пришлось на позднюю осень 1941 года во время битвы за Москву. Например, по состоянию на 28 октября 1941 года на Западном фронте имелся 441 танк, из них 33 КВ-1, 175 Т-34, 43 БТ, 50 Т-26, 113 Т-40 и 32 Т-60. К середине 1942 года Т-40 практически исчезли из фронтовых частей РККА. 1 июля 1942 года на Юго-Западном и Южном фронтах имелось только 4 танка Т-40 в составе 478-го отдельного танкового батальона, к концу июля все они были потеряны.[12] Дольше всего Т-40 использовались на Северо-Западном направлении — по состоянию на 16 января 1944 года один Т-40 имелся в 124-м танковом полку Волховского фронта.



    В целом танк Т-40 оказался удачным. Интересно, что его боевые возможности - противопульная бронезащита и спаренная установка тяжелого и легкого пулеметов, соответствовали и послевоенным требованиям к плавающей легкой разведывательно-дозорной машине. Несмотря на скромную удельную мощность Т-40, его максимальная скорость по дорогам и, что особенно важно, средняя скорость движения по пересеченной местности были достаточными и для конца 40-х годов, а его водоходные качества также долго соответствовали новым задачам, но главной заслугой этой машины заключалось в использовании ее шасси для создании новых, более совершенных боевых машин.

    ТТХ плавающего танка Т-40
    Масса в снаряженном состоянии: 5500 кг
    Экипаж: 2 чел
    Длина: 4035 мм
    Ширина: 2230 мм
    Высота: 1905 мм
    Клиренс: 300 мм
    Ширина траков: 260 мм
    Удельное давление на грунт: 0,46 кг/см кв.
    Бронирование:
    Лоб корпуса/угол наклона: 13 мм/60°
    Башня/угол наклона: 10 мм/65°
    Борт/угол наклона: 13 мм/90°
    Корма/угол наклона: 13 мм/15&50&60°
    Крыша: 6 мм
    Днище: 4 мм
    Вооружение: 12,7-мм пулемет ДШК, 7,62-мм пулемет ДТ

    Боекомплект: 500 патронов калибра 12,7 мм
    2016 патронов калибра 7,62 мм
    Углы вертикального наведения : -10° ; +40°
    Двигатель:
    ГАЗ-11 модель 202 6-цилиндровый, карбюаторный, рядный, жидкостного охлаждения

    Мощность двигателя: 70 л.с. на 3600 об/мин
    Емкость топливного бака: 207 л.
    Расход топлива по шоссе на 100 км.: 58 л.
    Расход топлива по пересеченной местности на 100 км.: 112 л.
    Скорость по шоссе:
    45 км/ч.
    Скорость по воде:
    6 км/ч.
    Запас хода по шоссе :
    300 км
    Запас хода по пересеченной местности:
    185 км
    Преодолеваемые препятствия:
    Подъем: 34 град.
    Высота стенки:
    0,6 м
    Ширина рва: 2,5 м
    .
    Последний раз редактировалось Таллерова; 15.05.2009 в 00:00.
    Don't you cover and shall you not be covered (с)




Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •