От Т55

Уважаемый товарищ LostWord! Прошу принять в качестве подарка ко Дню рождения.


Легкие танки военного времени.

Легкий танк Т-60.
В мае 1941 года московский завод №37 получил задание на освоение в производства современного легкого танка нового поколения Т-50, спроектированного в Ленинграде на заводе №174 им. Ворошилова. Имея неплохие характеристики, он должен был стать самым массовым в танковых войсках Красной Армии, так как по своим небольшим размерам и умеренной металлоемкости (боевая масса 14,5 т) мог крупносерийно производиться на целом ряде заводов, не способных выпускать средний танк Т-34. Одновременно предусматривалось освоение выпуска к нему достаточно сложного и трудоемкого 6-цилиндрового дизельного двигателя В-4. Полученное задание вызвало шок у руководства завода - его скромные производственные возможности явно не соответствовали новому объекту. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную 8-ступенчатую коробку передач, а зуборезное производство всегда было на этом предприятии слабым местом. Следует учесть, что параллельно с освоением Т-50, завод продолжал производство плавающего танка Т-40.

Начавшаяся война и потеря значительного парка боевых машин с одной стороны потребовала увеличения производства танков, с другой показала, что подвижные среднебронированные машины с легким артиллерийским вооружением, не занимающие мощности основных танковых производств, тоже имеют свою область применения и крайне необходимы в войсках. Расширяя насколько возможно производство танков Т-40, и немного усиливая его бронезащиту, работники завода №37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий, уже не плавающий, но вполне боеспособный в данных условиях танк непосредственного сопровождения пехоты. При этом предполагалось использование отработанной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование. Эту инициативную работу, проходившую под непосредственным руководством главного конструктора КБ завода № 37 Н.А.Астрова, удалось выполнить, начиная с августа 1941 года, всего за 15 дней. Буквально под бомбежками был спроектирован и построен макетный образец нового легкого танка 060.

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, главный конструктор Н.А.Астров вместе со старшим военпредом завода подполковником В.П.Окуневым написали письмо И.В.Сталину. В письме обосновывалось невозможность выпуска танка Т-50 и с другой стороны - реальность быстрого освоения 060, причем в массовых количествах, с широким использованием автомобильных агрегатов и автомобильного поточного производства. Письмо в установленном порядке (!)опустили вечером в почтовый ящик у Никольских ворот Кремля, ночью Сталин его прочел (!!!), и уже утром на завод приехал заместитель Председателя СНК СССР В.А.Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел танк 060, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации, для чего тут же связал Н.А.Астрова с ОКБ-15. Это решение было оформлено по линии Наркомата вооружения, который без промедления объявил конкурс на создание скорострельной 20-мм танковой пушки.

Уже вечером вышло постановление ГКО о принятии на вооружение и срочной организации массового производства - до 10 000 единиц в год - новой машины, получившей армейский индекс Т-60 (вначале иногда встречались обозначения Т-60Ш - ШВАК). Предполагалось задействовать 5 заводов наркоматов среднего и тяжелого машиностроения: №37 (Москва), ГАЗ (танковое производство - завод №176), Коломенский паровозостроительный (КПЗ) им. Куйбышева, №264 (Красноармейский судостроительный завод под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера проекта 1124) и Харьковский тракторный (ХТЗ), к сожалению, быстро отпавший в связи со срочной эвакуацией. Впоследствии к ним присоединились заводы №38 в Кирове и №37 в Свердловске. Одновременно для выпуска танковых агрегатов привлекли московский автозавод ”КИМ”, завод ”Красный пролетарий” и Мытищинский машиностроительный завод №592 .
Для танка Т-60 был спроектирован принципиально новый, отличный от Т-40, более прочный цельносварной корпус со значительно меньшим забронированным объемом и низким силуэтом - высотой всего 1360 мм, с большими углами наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони 2П. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15-20 мм, а потом и до 20-35 мм, бортовых - до 15 мм (впоследствии - до 25 мм), кормовых - до 13 мм (потом местами до 25 мм). Углы наклона броневых листов к вертикали составляли: для верхнего лобового – 70 градусов, нижнего лобового – 30 градусов, переднего листа рубки водителя – 25 градусов, бортов башни - 25,5 градусов, верхнего кормового – 69 градусов, нижнего кормового - 32,5 градусов. Водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся в небоевой обстановке лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже - 13 мм). Новая башня высотой всего 375 мм, более технологичная, чем на Т-40, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из трапециевидных плоских бронелистов толщиной 25 мм, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 мм. В крыше толщиной 10-13 мм имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа ”триплекс”. Башня была смещена к левому борту на 285 мм от оси корпуса. В башне танка располагался командир танка, одновременно выполнявший функции наводчика. Следует отметить, что некоторые бронекорпусные заводы, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40.



Шасси танка было аналогично танку Т-40, представляло собой четыре обрезиненных катка на борт, три поддерживающих катка, расположенное спереди ведущее колесо и заднее направляющее колесо. Подвеска индивидуальная торсионная. Двигатель - карбюраторный рядный 6-цилиндровый ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. - размещался справа от оси машины.. Поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 катастрофически не хватало, в октябре 1941 года нарком танковой промышленности В.А.Малышев разрешил ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Вероятно, этим и объясняется наличие в войсках отдельных машин с нештатными силовыми установками, чаще всего с двигателями Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с., которые перед войной импортировались в заметных количествах и устанавливались в основном на автомобилях ГАЗ-М-1 специального назначения. В крайних случаях возможна была установка, в том числе и в войсках, маломощного силового агрегата ГАЗ-М, но с большой потерей для Т-60 в динамике, а также других более или менее подходящих автомобильных двигателей.
В конце декабря на ГАЗе решили и чрезвычайно важную проблему надежного холодного запуска двигателя Т-60, создав термосифонный пусковой подогреватель лампового типа, предложенный и спроектированный И.Г.Альперовичем и Б.Я.Гинзбургом. Ничего подобного другие танки не имели. К удивлению и восторгу танкистов, насквозь промороженный двигатель, который, казалось, уже невозможно было оживить, через 25-30 минут работы подогревателя легко запускался электростартером при наружной температуре воздуха до -40 градусов. Подобными устройствами комплектовались, правда, только Т-60, выпускавшиеся на ГАЗе зимой. Подогреватели оказались настолько удачными, что без принципиальных изменений ставились на колесные и гусеничные машины завода в течение последующих 30 лет.
На втором опытном образце Т-60 вместо пулемета ДШК установили скорострельную 20-мм пушку ШВАК-танковая с длиной ствола 82,4 калибра, созданную в рекордно короткий срок на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК. Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально ее приняли на вооружение только 1 декабря, а 1 января 1942 года она получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана - Шпитального) или ТНШ-20, как ее стали называть позже. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 м, прицельная - 700 м, темп стрельбы - до 750 выстр/мин, масса секундного залпа бронебойными снарядами - 1,208 кг. При определенных навыках можно было вести и одиночную стрельбу. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидовольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 мм. Как следствие, Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 м - с бронетранспортерами и легкими САУ. Кроме пушки в башне танка устанавливался пулемет ДТ с боекомплектом 945 патронов в дисках.
Простой и технологичный Т-60 был именно той машиной, которая могла помочь в той тяжелой ситуации, сложившейся на фронтах в 1941 году. Его производство было развернуто на значительном числе предприятий с минимальными требованиями к станочному парку и квалификации рабочей силы. Использование в конструкции Т-60 автомобильных агрегатов удешевляло производство, повышало надежность и ремонтопригодность танка. Знакомые с устройством широко распространенных грузовиков ГАЗ-АА механики могли без особых проблем восстановить неисправный или подбитый Т-60. Упрощалась и проблема снабжения войск запасными частями. Технология производства танка Т-60, разработанная применительно к оснащению автомобильных заводов и с применением методов поточного производства позволила быстро наладить серийный выпуск нового танка, сразу на пяти заводах. Первоначально Т-60 изготавливал только московский завод №37, затем к нему присоединился Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. В октябре 1941 года оба завода были эвакуированы: первый в Свердловск, второй в Киров, где последний, объединившись с заводом "Первое Мая", образовал новое предприятие - завод №38 Наркомата танковой промышленности, и продолжил выпуск Т-60. Кроме того, производство этого танка было освоено на заводе №264 (Сталинградская судоверфь) в Сарепте и Горьковском автомобильном заводе. Главным конструктором танкового производства на ГАЗе стал Н.А. Астров. Всего с 1941 года по 1942 год было по выпущено 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин. Следует отметить, что какое-то время продолжался параллельный выпуск с новым танком Т-70.
По вооружению и подвижности танк Т-60 в целом соответствовал немецкому Pz.Kpfw.II, широко применявшемуся Вермахтом в начале войны, несколько превосходя их по бронезащите, запасу хода и проходимости по слабым грунтам. Его броня была уже не только противопульной, она обеспечивала на дистанции до 500 м защиту от снарядов легких пехотных 75-мм орудий, 7,92-мм и 13,1 -мм ПТР, 20-мм танковых и зенитных, а также 37-мм противотанковых пушек, распространенных в 1941-42 годах в Вермахте.

ТТХ легкого танка Т-60

Масса в снаряженном состоянии: 6400 кг
Экипаж: 2 чел
Длина: 4100 мм
Ширина: 2300 мм
Высота: 1750 мм
Клиренс: 300 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 2290 мм
Ширина траков: 180 мм
Удельное давление на грунт: 0,485 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 35 мм/62°
Башня/угол наклона: 25 мм/65°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 25 мм/60°
Крыша: 13 мм
Днище: 10 мм
Вооружение: 20-мм пушка ТНШ-20, 7,62-мм пулемет ДТ
Углы вертикального наведения : -10° ; +40°
Боекомплект: 780 выстрелов,
945 патронов
Двигатель: ГАЗ-202, 6-цилиндро-вый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 70 л.с. при 3600 об/мин
Количество передач: 4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 320 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.: 55 л.
Расход топлива по пересеченной местности на 100 км.: 110 л.
Скорость по шоссе: 42 км/ч.
Запас хода по шоссе: 450 км
Запас ходапо пересеченной местности: 280 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,7 м
Высота стенки: 0,65 м
Глубина брода: 0,9 м




Боевое применение.
Первые Т-60 приняли бой осенью 1941 года - в битве за Москву. «Шестидесятки» состояли на вооружении одного из трех танковых батальонов в танковых бригадах смешанной организации и активно использовались в боях в 1941-1942 годах. Низкий силуэт, хорошая маневренность и высокая скорость, в сочетании с высокой скорострельностью вооружения и достаточной защитой сделали его мощным «противопехотным» танком. Известны случаи, когда один или два Т-60 срывали атаки сил неприятельской пехоты численностью до батальона. В качестве примера можно привести воспоминания фронтовиков применения Т-60 на Ленинградском фронте «...В ходе боя тяжелые танки врага отсекли машину командира роты 61-й танковой бригады Дмитрия Осатюка от основных сил. 20-мм пушка танка была бессильна против тяжелых орудий врага. Однако экипаж, используя преимущество в маневрировании по снегу, каждый раз удачно выходил из-под обстрела противника. Командир танка непрерывно вел из автоматической пушки огонь по смотровым приборам танков противника и после нескольких минут боя заманил три машины врага под огонь наших противотанковых пушек. Почти вслед за тем Осатюк получил по радио данные о том, что танкисты его роты загнали пехоту врага в глубокий овраг, но обрывистые стенки не дают возможности атаковать пехоту противника. Медлить было нельзя: стоит дать противнику окопаться и вызвать авиацию, как справиться с ним будет гораздо труднее. Лейтенант дал короткую команду: «Водитель, вперед!»
Старшина Макаренко знал свое дело, разогнавшись, легкая «шестидесятка» оттолкнулась от обрыва и рухнула в скопление вражеской пехоты. Петляя по извилинам оврагам, Макаренко на максимальной скорости вел боевую машину, а командир танка безостановочно бил из орудия и пулемета. Под прикрытием танка Макаренко наша пехота и танки перешли в атаку и завершили разгром фашистов.»
Действие осколочное снаряда пушки Т-60 было мало. Поражение живой силы противника происходило только в случае прямого попадания (т.е. пушка действовала как пулемет), однако, в случае такого, шансы остаться в живых у солдата противника были чрезвычайно малы, в лучшем случае следовала глубокая инвалидность, при попадании в конечности их просто отрывало. Аналогично обстояло дело с уничтожением бронемашин и автомобилей немцев, Одного, двух снарядов хватало вывести из строя двигатель, ходовую часть или водителя. Сложнее было воевать с танками, особенно с появлением у немцев с зимы 1942 года новых танков, вооруженных длинноствольными пушками калибра 50 и 75 мм и имевших дополнительное бронирование. Для борьбы с ними у Т-60 силенок не хватало, как следствие этого, отношение советских танкистов к Т-60 было ”не очень”. Однако были экипажи, которые не стеснялись называть Т-60 своими любимыми машинами. Часто они давали им, возможно, с присущим юмором, звучные названия, как ”Орел” или ”Грозный”, и в бою их скромные Т-60 были достойны своих имен ибо, по другую сторону фронта Т-60, немцы иначе, как ”неистребимой саранчой” не величали. Как бы то, ни было, Т-60 честно отвоевал тяжелый 1942 год, закончив его участием в Сталинградской битве и деблокаде Ленинграда, где особенно проявились хорошие эксплуатационные характеристики работы в условиях зимы. В ходе снятия блокады Ленинграда советским войскам часто приходилось действовать в лесистой и заболоченной местности, где только Т-60 могли успешно оперировать из всей имевшейся тогда в наличии бронетехники. Начиная с 1943 года Т-60 стали переводиться на ”вспомогательную” работу - они служили командирскими машинами самоходчиков, воевавших на СУ-76М; тягачами противотанковых пушек; в разведывательных подразделениях. Их место в рядах танковых частей заняли Т-70, которым, впрочем, была уготована та же участь, только несколько позже. Именно в таком качестве Т-60 встретили победный май 1945 года. Небольшое количество машин приняло участие в разгроме Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Легкий танк Т-70.

Еще на этапе разработки легкого танка Т-60, Н.А. Астров и возглавляемая им группа конструкторов завода № 37 понимали, что полноценной заменой легкому танку Т-50 танк Т-60 не станет, главным образом по причине относительно слабого вооружения. Поэтому одновременно с разработкой Т-60, в КБ начались проработки аванпроекта нового танка на основе Т-60, с 45-мм танковой пушкой образца 1938 года. В сентябре 1941 года КБ завода №37 переехало на «ГаЗ», где для опытного производства был выделен цех. Это позволило ускорить работы по созданию танка. Модернизация Т-60 шла по двум направлениям, первое предусматривало сохранение шасси Т-60, создание новой башни, под установку 45 мм пушки и внедрение более мощного двигателя, вес танка при этом возрастал незначительно. Такой танк (индекс Т-45) был создан, однако отсутствие двигателя (его производитель завод «ЗиС» находился на этапе эвакуации) поставило крест на этой машине. Второе направление предусматривало помимо замены пушки увеличение бронезащиты, выросший до 10 тонн вес компенсировался установкой 140 сильного двигателя ГаЗ-203, представлявшего собой «спарку» из двух двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. каждый, последовательно соединённых друг с другом. Увеличение веса и габаритов потребовало введение пятого катка в шасси танка.
За созданием этого танка наблюдало высшее руководство страны во главе с И. В. Сталиным и торопило конструкторов с исполнением задачи, высказывая неудовольствие по поводу срыва ГАЗом сроков разработки. Опытный образец нового танка ГАЗ-70 (проектное обозначение 0-70 или 070) был собран 14 февраля 1942 года и отправлен в Москву для показа и испытаний, начавшихся 20 числа того же месяца. По результатам испытаний было усилено бронирование - толщину лба новой машины довели до 45 мм в нижней лобовой детали и 35 мм – в верхней. 6 марта 1942 года постановлением №1394сс Государственного Комитета Обороны (ГКО) за подписью И. В. Сталина новый танк принимался на вооружение РККА под индексом Т-70. В том же документе содержался приказ ГАЗу начать серийное производство «семидесятки» при устранении выявленных недостатков конструкции, а в последовавшем через три дня постановлении ГКО №1417сс к серийному выпуску Т-70 подключались заводы №№37 и 38.



Корпус нового танка (производством корпусов занимался Муромский паровозостроительный завод) сваривался из катаных броневых листов, установленых под углами наклона от 30 до 60 градусов. По толщине лобовых листов брони Т-70 не уступал среднему Т-34. В одноместной сварной шестигранной башне (на прототипе, впервые в танках, использовали литую башню конструкции В.А. Декодова), смещенной влево относительно продольной оси корпуса, устанавливалась 45-мм пушка и спаренный с нею пулемет ДТ. Для увеличения прочности стыки листов башни прикрывались броневыми угольниками. На крышке люка башни размещалась невращающаяся башенка со смотровыми щелями по периметру и перископический прибор наблюдения.
В средней части корпуса вдоль правого борта находился силовой агрегат ГАЗ-203, состоявший из двух двигателей: ГАЗ-70-6004 (передний) и ГАЗ-70-6005 (задний), спаренных последовательно. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Системы смазки обоих двигателей были независимыми, а система охлаждения - общей. Раздельная для двигателей система питания включала два топливных бака по 220 литров каждый, размещенных в корме корпуса. Батарейные системы зажигания двигателей также были независимыми друг от друга. . Как и его предшественник Т-60, Т-70 оснащался предпусковым подогревателем двигателя для его эксплуатации в зимних условиях.
Ходовая часть танка состояла из пяти опорных обрезиненых катков на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения со съемным зубчатым венцом и направляющего колеса, аналогичного по устройству опорному катку. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: двухдисковый полуцентробежного типа главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач типа ЗИС-5, главная передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи.



схема Т-70

С сентября 1942 года началось производство танка Т-70М с усиленной ходовой частью и трансмиссией. Были увеличены: ширина гусеничной цепи, шаг трака, диаметр зубчатого венца ведущего колеса. Ширина опорного катка возросла с 104 до 130 мм. Усилили также поддерживающие катки и бортовые передачи. Внесли и ряд других мелких изменений, в частности смотровую щель на люке механика-водителя заменили перископическим прибором наблюдения. Помимо ГАЗа, некоторое количество этих танков изготовили в Кирове и Свердловске, куда горьковчане поставляли силовые агрегаты.



Т-70М

В итоге проведенной работы Красная Армия получила в общем не плохой танк, в полне соответствующий своему времени. Высокая технологичность производства, низкая стоимость и достаточные для периода 1942, начала 1943 года вооружение сделали его вторым, по численности танком в частях нашей армии. Т-70 использовались в штатном составе различных частей и подразделений Красной Армии. 31 июня 1942 года Народный Комиссариат Обороны (НКО) утвердил штат отдельной танковой бригады № 010/270 двухбатальонного состава. 1-й батальон вооружался исключительно средними Т-34 (22 танка), а 2-й батальон имел смешанную материальную часть: одну роту средних танков (10 Т-34) и две роты лёгких танков (по 10 Т-70 в каждой), плюс ещё один Т-70 в командовании батальона. Таким образом, общая численность бригады составляла 32 Т-34 и 21 Т-70. По штату № 010/270 существовали как и отдельные бригады такого состава, так и бригады в составе танковых корпусов. До введения этого штата как минимум две отдельные танковые бригады (157 и 162, сформированные в Муроме в первой половине 1942 года) были полностью укомплектованы только лёгкими танками Т-70 в количестве 65 машин, но ещё до вступления в бой их перевели на штат № 010/270.
Всего за период серийного производства промышленностью было выпущено 8226 танков Т-70 различных модификаций.



Танк Т-70 из состава танковой колонны «Тамбовский колхозник». На переднем плане - представитель колхоза "7-й съезд" Марфинского района Тамбовской области Н.В.Новикова передает танк танкисту В.Г.Мышкову. 23 декабря 1942


ТТХ легкого танка Т-70

Масса в снаряженном состоянии: 9800 кг
Экипаж: 2 чел
Длина: 4285 мм
Ширина: 2420 мм
Высота: 2030 мм
Клиренс: 300 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3120 мм
Ширина траков: 190 мм
Удельное давление на грунт: 0,53 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 35-40 мм/60°
Башня/угол наклона: 35 мм/55-60°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15-25 мм/50°
Крыша: 15 мм
Днище: 6 мм
Вооружение: 45-мм пушка 20К обр.1934г, 7,62-мм пулемет ДТ
Углы вертикального наведения : -6° ; +20°
Боекомплект: 70 выстрелов,
945 патронов
Двигатель: ГАЗ-203, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 2x70 л.с.
Количество передач: 4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 440 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.: 120 л.
Расход топлива по пересеченной местности на 100 км.: 240 л.
Скорость по шоссе: 45 км/ч.
Скорость по пересеченной местности: 35 км/ч.
Запас хода по шоссе: 250 км
Запас хода по пересеченной местности: 180 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем: 28 град.
Ширина рва: 1,6 м
Высота стенки: 0,6 м
Глубина брода: 0,9 м


Боевое применение

Танк Т-70 как нельзя лучше подходил для разведки боем, поддержки пехоты, для действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности, недоступной другим танкам. Низкий силуэт и бесшумный двигатель делали Т-70 незаметным для противника, а высокая скорость и маневренность позволяли экипажам Т-70 поражать вражеские танки бронебойными снарядами в борт и корму. В одном строю с тридцатьчетверками Т-70 сражались под Сталинградом, на Курской дуге, участвовали в освобождении Советской Украины. При освобождении Киева командир роты Т-70 из 1-й чехословацкой танковой бригады подпоручник Р. Я. Тесаржик, скрытно вывел свои машины в тыл противника и, уничтожив там 9 дзотов, открыл путь наступающему мотострелковому батальону. Состояли семидесятки и на вооружении подразделений Войска Польского.
Однако быстрое развитие немецкой танковой и противотанковой артиллерии оказало негативное влияние на оценку Т-70,. В течение 1942 года Вермахт получил большое количество 50-мм и 75-мм противотанковых орудий, танков и САУ, вооружённых длинноствольными 75-мм пушками. 75-мм длинноствольные пушки не имели проблем в поражении Т-70 на любых ракурсах и дистанциях боя; борта последнего были уязвимы и для артиллерии меньших калибров, вплоть до устаревшей 37-мм пушки Pak 35/36. В результате в открытом танковом бою «семидесятка» шансов уже не имела, да и при прорыве обороны, подготовленной в противотанковом отношении, подразделения Т-70 были обречены на высокие потери.
По этим причинам Т-70 заработал себе нелестную репутацию. Однако, даже в условиях наличия у противника противотанковых средств, способных успешно поражать Т-70, он был вполне боеспособен при правильном применении подразделений таких танков. К такому применению относились: преследование отступающих сил противника, инфильтрация и дерзкие рейды по тылам противника, разведка. Известен случай, когда используя свои преимущества один Т-70 55-й бригады под командованием М. Соломина сумел выполнить поставленную задачу по атаке опорного пункта противника, тогда как при предыдущей атаке было потеряно 6 Т-34 и 2 М3 с «Грант».
Раскрыть возможности Т-70 могли только опытные и тактически грамотные командиры бронетанковых частей. Кроме того, независимо от намерений и планов командования, тактическая «наступательная однобокость» подразделений лёгких танков была потенциально опасна высокими потерями и разгромом при быстрых изменениях обстановки в результате адекватных мер со стороны противника. Вообще, опыт Второй мировой войны окончательно показал, что в условиях резкого роста могущества противотанковой обороны, лёгкий танк принципиально непригоден в качестве основы материальной части танковых соединений, и тактическая роль его весьма узка. Также стоит отметить более низкий процент безвозвратных потерь «семидесяток» среди выведенных врагом из строя советских танков по сравнению с Т-34 — согласно фронтовым отчётам, детонация боекомплекта у Т-70 была редким явлением. Подбитые Т-70 было легче эвакуировать в тыл, и многие из них поддавались ремонту в полевых условиях.

Интересны отзывы о Т-70, оставленные фронтовиками:
• Командир 1-го танкового корпуса генерал-майор М. Е. Катуков во время приёма у И. В. Сталина:
«Лёгкий танк Т-70 имеет более солидную броневую защиту (имелось ввиду по сравнению с Т-60), вооружён 45-мм пушкой, на нём установлены два автомобильных двигателя. Но он только начал поступать на вооружение и пока себя ничем особенным не проявил. Одна канитель с ними, товарищ Сталин»

• Доклад генерал-лейтенанта танковых войск С. Богданова в ГАБТУ от 25 сентября 1943 года:
«Танк Т-70 в виду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника...
В отличие от Т-34 и КВ, танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка, позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику, не вызывая у него преждевременной паники...
Если немецкие артиллеристы могут вести огонь по танку Т-34 с расстояния 800-1200 м, то малые размеры Т-70 на местности снижают эту дистанцию до 500-600 м. Малый вес танка облегчает его транспортирование как к линии фронта, так и во время эвакуации подбитых танков в тыл. Танки Т-70 проще в освоении и управлении малоподготовленными водителями, подлежат ремонту в полевых условиях...
Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка.
Считаю решение о прекращении производства танка Т-70 преждевременным. Выпуск танка следует сохранить, усилив его вооружение за счет перехода к 45-мм пушке обр. 1942 года или полковой пушке обр. 1943 года."
• Воспоминания ветерана М. Соломина[12]:
"Я был тогда в танковой армии у Рыбалко в 55-й бригаде и воевал на легком танке Т-70 -"семидесятке". Да я тебе уж рассказывал! Как мне этот танк? Да могила на гусеницах, впрочем, как и любой другой. И Т-34 ничем не лучше и ИС горел не хуже всех их. Хотя у Т-70, как и у любого другого, были свои плюсы. Он был маленький по размерам, тихий на ходу (не громче грузовой машины), вёрткий и проходимый. Так что любить его было за что. Но броня с боков всё же тонкая и пушчонка-сорокапятка тоже слабенькая, особенно против тяжёлых танков. "

Апогеем боевого применения «семидесятки» стала Курская битва. Т-70 составляли значительную часть советского танкового парка — из 1487 (вечер 4 июля 1943 года) танков Центрального фронта 369 (около 22%) были именно «семидесятками». В ходе начавшегося рано утром 5 июля 1943 года сражения Т-70, как и все остальные типы советских и поставленных по ленд-лизу танков понесли тяжёлые потери. Во встречном танковом бою Т-70 поражался без проблем, но интересным является тот факт, что процент безвозвратных потерь у бензиновых «семидесяток» оказался ниже, чем у дизельных и лучше бронированных «тридцатьчетвёрок». В знаменитом бою у Прохоровки 12 июля участвовали 212 танков и САУ 29-го танкового корпуса 5-ой гвардейской танковой армии. Из них 122 были Т-34, 70 — Т-70 и 20 САУ. Подсчёт потерь после боя показал, что противник вывел из строя 95 Т-34, 35 Т-70 и 19 САУ. Безвозвратные потери составили 75 Т-34 (61% от общего числа выведенных из строя машин данного типа), 28 (40%) Т-70 и 14 (74%) САУ. Число уцелевших и пригодных для ремонта (42 единицы из 70, 60%) Т-70 было существенно больше, чем у Т-34 (47 из 122, 39%).



Степной фронт, 1943

После прекращения выпуска в октябре 1943 года Т-70 начали стремительно исчезать из советских частей, а уже в 1944 году их осталось совсем немного. Чаще всего они использовались как учебные или как командирские машины в подразделениях самоходной артиллерии, вооружёнными СУ-76М, а так, же в качестве бронированных тягачей буксируемых орудий. Например, по состоянию на 10 мая 1945 года в танковых частях 2-го Украинского Фронта насчитывалось девять Т-70 из общего числа в 381 танк и САУ.



Артиллеристы выдвигаются на огневые позиции.


Ну и под завязку, «а ля гер, ком а ля гер», будучи вторым по массовости Т-70 просто не мог, по статистике, не иметь, свою долю фантастических, на первый взгляд, но реально зафиксированных фактов, лишний раз подчеркивающий простую истину – лучший танк, это тот который есть в нужное время в нужном месте.
6 июля 1943 года в боях за д. Покровка на Обоянском направлении (Южный фас Курской дуги) экипаж танка Т-70 из 49-гвардейской такновой бригады под командованием лейтеннта Б.В. Павловича подбил три средних немецких танка и одну "Пантеру".

Из представления к званию Героя Советского Союза «26 марта 1944 года проводя разведку, младший лейтенант Пегов (1) заметил движущуюся по дороге колонну вражеских танков «Пантера». Дав водителю указание отъехать в кустарник, А. Пегов зарядил орудие и стал ждать... Подпустив головной танк на расстояние 200 м, младший лейтенант уничтожил головной танк выстрелом в борт, а затем, повредив ленивец второй машины, заблокировал дорогу для остальных танков, фактически сорвав контрнаступление врага ...».
(1). Подвиг А. Пегов совершил будучи еще сержантом.



Танк-памятник Т-70 в Езерищах, Белоруссия.



Легкий танк Т-80


Танк Т-80 был разработан осенью 1942 г. в КБ Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова. Опытный образец машины в декабре 1942 года прошёл полигонные испытания. Танк был поставлен на производство на заводе №40 в г. Мытищи Московской области. Всего было изготовлено 75 танков (по другим данным 85 ед.) и в 1943 г. их выпуск был прекращён.



Он был создан на базе лёгкого танка Т-70М и отличался от него установкой двухместной башни, увеличенным углом максимального возвышения пушки и спаренного пулемёта, усиленной броневой защитой, применением более мощной силовой установки и возросшей на 2 т боевой массой машины. Схема общей компоновки машины принципиально была такой же, как у танка Т-70М, но с размещением трёх членов экипажа. Танк имел пять отделений: управления - в передней части корпуса, боевое - в средней части, трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Механик-водитель находился в носовой части корпуса со смещением к левому борту. Во вращающейся башне, слева от пушки располагался наводчик, справа - командир танка, он же заряжающий. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных в линию двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колёса имели переднее расположение.
По состоянию на 1943 год легкий Т-80 уже не был нужен ни в каком качестве. Высокий угол возвышения пушки и якобы возможность использовать ее в качестве зенитной, представляются весьма сомнительными, по причине низкой скорострельности, последней.
Из фронтовых рапортов известно о применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках. Также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта.

ТТХ легкого танка Т-80

Масса в снаряженном состоянии: 11600 кг
Экипаж: 3 чел
Длина: 4420 мм
Ширина: 2500 мм
Высота: 2175 мм
Клиренс: 300 мм
Бронирование:
Лоб корпуса: 35-40 мм
Башня: 35 мм
Борт: 25 мм
Корма: 15-25 мм
Крыша: 15 мм
Днище: 10 мм
Вооружение: 45-мм пушка обр. 1934-1938гг, 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 94 выстрела,
1008патронов
Двигатель: ГАЗ-11, 6-цилиндро-вый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 2 Х 85 л.с.
Скорость по шоссе: 47 км/ч.
Запас хода по шоссе: 230 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем: 28 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,6 м
Глубина брода: 0,9 м

Танк Т-80 был последним образцом отечественных лёгких танков периода Великой Отечественной войны.

При подготовке информации использованы материалы с сайтов
http://armor.kiev.ua
http://www.bronetehnika.ru
http://www.redtanks.bos.ru
http://www.army.lv .


Книги
«Советские танки в бою» М. Барятинский.
«Броневой щит Сталина. История Советского танка 1937-1943» М. Свирин.