Танки поступавшие по программе "Ленд-лиз" и принимавшие участие в боевых действиях в танковых частях Красной Армии (Первый этап)

На первом этапе поставки бронетанковой и другой техники осуществлялись Великобританией. 12 июля 1941 года было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». С советской стороны документ подписали И.В.Сталин и В. М. Молотов, с английской — посол Великобритании в СССР — С.Криппс. 16 августа 1941 года было заключено соглашение с Англией о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматривало предоставление Советскому Союзу кредита в сумме 10 млн фунтов стерлингов, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений.
Выбор танков производился советской закупочной комиссией, которой были представлены образцы танков, состоящих на вооружении Британской армии. Исходя из условий советско-германского фронта, были выбраны следующие образцы: МкII "Матильда II", МкIII "Валентайн МкI" и легкий танк Mk VII «Тетрарх».
Первые английские танки (20 «Матильд» и «Валентайнов») прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 466 танков, из них 187 «Матильд».

Пехотный танк МкII «Матильда II»



Разработан конструкторским бюро арсенала «Вулвич» в 1936 году, базировался на опытном варианте А7 образца 1932 года., в соответствии со следующими требованиями заказчика: пехотный танк должен иметь такую броню, чтобы мог противостоять снарядам противотанковых пушек, и так вооружён, чтобы бороться с вражеской пехотой, огневыми точками и танками. У танка А7 позаимствовали, предварительно усилив, ходовую часть и два дизельных двигателя. Вновь разработанные литые башня и лобовая деталь корпуса позволили резко улучшить броневую защиту. Однако такое конструктивное решение повлекло за собой и негативные последствия, поскольку британская промышленность в те годы имела ограниченные возможности по отливке столь крупных деталей и фирм, способных справиться с этой работой, было немного.
Заказ на производство пехотного танка, названного Mk II "Матильда" II в ноябре 1936 года получила фирма "Вулкан Фаундри" в Уоррингтоне. К апрелю следующего года был готов деревянный макет. Прошёл ещё год, прежде чем был построен прототип из неброневой стали. Эта существенная задержка произошла из-за сложностей с поставкой коробок передач Вильсона. Испытания прототипа состоялись в 1938 году, и сразу вслед за этим последовал заказ на первую партию из 65 машин, впоследствии увеличенный до 165. Для производства "Матильды" II привлекли ещё несколько предприятий, однако фирма "Вулкан" осталась генподрядчиком и выполняла большинство работ по литью.
Танк представлял собой удивительное сочетание новых и старых конструкторских решений. Корпус его состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катанных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединённых друг с другом гужонами. Башня танка - литая, цилиндрическая. Её поворот осуществлялся при помощи гидравлического привода или вручную. "Матильда", кстати, стала первым танком, в котором был установлен гидропривод поворота фирмы "Фрейзер Нэш Компани", применявшийся для вращения стрелковых башен самолётов-бомбардировщиков. Толщина брони корпуса колебалась в пределах от 14 до 78 мм, а башни - от 20 до 75 мм.
Начиная с модификации Mk IIА в передней части башни, в литой маске, устанавливалась 2-фунтовая пушка, 7,92-мм пулемёт BESA (на варианте Mk II ставился 7,92-мм пулемёт "виккерс", кожух водяного охлаждения которого был прикрыт литой броневой маской) и телескопический прицел I образца №24В. Танки модификации "Матильда" III CS оснащались 76-мм гаубицей. На крышке командирской башенки имелась стойка для зенитной стрельбы из пехотного 7,7-мм пулемёта "Брен". Корме того, на части танков устанавливались дымовые гранатомёты для запуска дымовых гранат калибра 101,6 мм. Боекомплект состоял из 93 выстрелов, 3150 патронов (14 лент) калибра 7,92 мм, 2800 патронов (100 магазинов) для пулемёта "брен" и 8 дымовых гранат.
Силовая установка танка, начиная с варианта Mk III, состояла из двух 6-цилиндровых, рядных дизелей жидкостного охлаждения "Лейланд" мощностью по 95 л. с. при 2000 об/мин. (Модификации Mk II и Mk IIА оснащались двумя 6-цилиндровыми дизелями АЕС мощностью по 87 л. с.) Правый и левый двигатели были невзаимозаменяемыми и различались расположением вспомогательных механизмов. Левые по ходу танка обозначались Е-148 или Е-164, а правые - Е-149 или Е-165. Двигатели Е-148 и Е-149 имели алюминиевые картеры, а Е-164 и Е-165 - чугунные. Каждый из моторов, а так же системы питания, смазки, охлаждения и агрегаты запуска были совершенно самостоятельны и работали независимо друг от друга. Для облегчения запуска при низких температурах окружающего воздуха двигатели снабжались эфирными карбюраторами, соединёнными трубопроводами с прокалывающими пистолетами, расположенными на моторной перегородке. Там же находился ящик с эфирными ампулами.
Два топливных бака общей ёмкостью 225 л обеспечивали танку запас хода по шоссе 130 км. При этом двигатели, имевшие суммарную мощность 190 л. с., разгоняли 26-тонную боевую машину до максимальной скорости 25 км/ч.
В трансмиссию "Матильды" входили: сцепление на каждый двигатель, поперечная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи и соединяющие их валы.
На танке устанавливалось однодисковое сухое сцепление автомобильного типа. Ничего более мощного не требовалось, поскольку крутящий момент от двигателя передавался на планетарную коробку передач. Особенностью последней, как известно, является возможность включения передач торможением соответствующих шестерён, что исключает необходимость пользоваться для этой цели сцеплением. Поэтому приводы сцепления на "Матильде" отсутствовали, поскольку последние были постоянно соединены с трансмиссией. Необходимость в выключение сцепления возникала только при запуске двигателя. Эта операция осуществлялась с помощью ручного привода (на каждый двигатель), помещённого в боевом отделении на моторной перегородке.
Ходовая часть "Матильды" была позаимствована у танка А7 и имела подвеску типа "ножницы" (или, как говорили в Англии, "японского типа") - балансирную с пружинными амортизаторами. В Великобритании эта подвеска впервые была применена на среднем танке "Виккерс С", а примером для неё послужила подвеска французских танков 20-30 годов. 10 опорных катков на борт с металлическими бандажами блокировались попарно в пять тележек. Кроме того, имелся одиночный передний каток несколько большего диаметра, чем опорные, облегчавший преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо с двумя съёмными зубчатыми венцами располагалось сзади, а направляющее с натяжным механизмом винтового типа - спереди. На танках Mk II и Mk IIА устанавливались шесть поддерживающих катков, а начиная с модификации Mk III - направляющие полозья. Каждая гусеничная цепь состояла из 69 стальных литых траков шириной 355 мм и шагом 162 мм. Ходовая часть прикрывалась по всей длине бронированным экраном (фальшбортом).
Для внешней связи танк оборудовался радиостанцией №19 Mk II с радиусом действия на коротких волнах 15 км (в режиме УКВ - 1,5 км). Для внутренней связи предназначалось ТПУ на 4 абонента.
В таком виде «Толстокожая дама» приняла участие в сражению за Францию в 1940 году и в компании в Северной Африке. В ходе боевого применения выяснилось, что танковые и противотанковые пушки вермахта бессильны против «Матильды». Единственным средством борьбы с "Матильдой" стали 88-мм зенитные пушки. В последствии к ним добавились истребители танков "Мардер" II, вооружённые трофейной советской 76-мм пушкой Ф-22. Однако превосходство "Матильды" в броневой защите продолжало сказываться, поэтому титул "королева поля боя", которым наградили её английские танкисты, можно считать вполне заслуженным. Именно "Матильда" вынесла на себе всю тяжесть танковых боёв первого периода африканской компании.
Именно хорошая защита привлекло внимание советской закупочной комиссии к этому танку. «Матильда» рассматривалась как вариант аналогичный нашему КВ-1. Надо отметить, что лобовая броня английского танка (78 мм) превосходила аналогичную у КВ (75 мм). Основное вооружение – 42 мм (2-фунтовая) пушка, по показателям бронепробиваемости так же превосходила нашу 45 мм пушку, что в условиях первого года войны было более чем достаточно, для поражения слабобронированных немецких танков.
В СССР первые "Матильды прибыли осенью 1941 года - как раз к началу битвы за Москву - и пришлись как нельзя кстати. В связи с выбытием танкового парка в лето 1941 года и эвакуацией танковой промышленности британские танки (в том числе «Матильда»), составили до 40 % от танков в действующей армии. Всего до августа 1943 года в Великобритании было выпущено 2987 "Матильд", из которых 1084 штуки были отправлены, а 918 прибыли в СССР (остальные погибли в пути).
После разгрузки танки направляли в учебный центр (г. Горький), где и происходила их приемка и освоение. В связи с тяжелым положением на фронте освоение зарубежной бронетанковой техники началось сразу после ее прибытия в СССР. Первоначально подготовка экипажей для иностранных танков проходила в Казанской танкотехнической школе. Уже 15 октябре 1941 года в Казанскую школу было отправлено из учебных танковых полков 420 экипажей для переподготовки на британские машины MK.II «Матильда» и MK.III «Валентайн» в течение 15-дневного срока. В марте 1942 года на подготовку танкистов для эксплуатации иностранной техники были переведены 23 и 38 учебных танковых полков.
В июне 1942 года с увеличением зарубежных поставок приказом наркома обороны № 510 от 23.06.1942 г. была сформирована 194-я учебная танковая бригада английских танков (194 утбр), а два учебных танковых полка Т-60 были переведены на подготовку экипажей для английских и американских танков (16 и 21 утп).
Штатная численность бригад и полков позволяла готовить для иностранных танков 1560 экипажей ежемесячно, в том числе 300 экипажей для танков «Матильда».
Офицерские кадры командирского (командиры взводов) и военно-технического профиля готовили танковые училища в соответствии с указаниями Ставки Верховного Главнокомандующего, ориентированные на определенный тип бронетанковой техники. В 1942 году командный состав для танков «Матильда» готовило Чкаловское танковое училище.
Танковый батальон английских танков (штат № 010/395) насчитывал в своем составе 24 танка (MK.II «Матильда» — 21, Т-60 — 3) и имел численность 150 человек.
Батальоны «Матильд» могли включаться в танковую бригаду (штат № 010/345 от 15.02.1942 г.) численностью 1107 человек, имеющую в своем составе 46—48 танков (в двух батальонах). Однако на практике существующая материальная часть могла объединяться в подразделениях и частях в самых различных комбинациях (только штатов для отдельных танковых бригад в 1941—1942 годах существовало не менее 7).
Поступали и «Матильды» на укомплектование танковых и механизированных корпусов, правда, в небольшом количестве. Единственным корпусом, полностью оснащенным машинами английского производства (в основном МК.II), стал 5-й механизированный в период ведения им боевых действий в составе Юго-Западного фронта в 1943 году.
Отношение к «Матильде» в Красной Армии было двойственное.С момента поступления первых партий «Матильд» в Красную Армию наши танкисты хлебнули с ними горя. Первые «Матильды» прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Поэтому были случаи, когда танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Для решения этой проблемы на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». В сильные морозы трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали даже при включенном двигателе. Между фальшбортами и гусеницами часто набивалась грязь, которая замерзала и лишала танк хода.
Однако, сравнивая «Матильду» не с Т-34, а с Т-60, Т-26 или БТ, которые составляли более половины парка танковых частей центральных фронтов, приходишь к выводу о полнейшем преимуществе первой. Нашими танкистами отмечалась «надежность работы дизельного двигателя и планетарной коробки передач, а также простота в управлении танком». Справедливости ради надо сказать, что конструкция «Матильды» была более сложной, чем у советских танков, а это, в свою очередь, затрудняло подготовку экипажей. Что касается приспособленности этого танка к условиям советско-германско-го фронта, то можно добавить, что в ходе зимней кампании 1941—1942 годов уверенно двигаться по глубокому снежному покрову могли только Т-34 и KB, а все легкие советские танки преодолевали его с большим трудом.
Одним из главных недостатков вооружения «Матильды» являлось отсутствие осколочно-фугасных снарядов к 40-мм пушке. Поэтому уже в декабре 1941 года на основании распоряжения Государственного Комитета Обороны конструкторское бюро Грабина на заводе № 92 разработала проект перевооружения «Матильды» 76-мм пушкой ЗИС-5 и пулеметом ДТ (заводской индекс ЗИС-96 или Ф-96). В том же месяце один образец такого танка прошел испытания и был отправлен в Москву. В январе 1942 года последовало решение, о подобном перевооружении всех «Матильд», такая мера уравнивала боевые возможности MK.II и КВ. Однако, в серию такой танк не пошел, поскольку в СССР была разработана и запущена в производство чугунная осколочная граната к английской пушке, которая в достаточной мере решила проблему борьбы с пехотой и ПТО противника.
Анализируя применение танков МК.II «Матильда» на советско-германском фронте, можно еще раз подтвердить известное правило о том, что основные потери материальной части советских бронетанковых подразделений были результатом отсутствия реального взаимодействия между родами войск Красной Армии, прежде всего между танкистами и пехотой. Собственно же танковые дуэли, где тактико-технические характеристики машины ощутимо влияли на результат боя, происходили достаточно редко.
Спор насколько был плох или хорош английский танк начались не сегодня, вот выдержка из справки на имя начальника ГБТУ, подготовленная в 1942 году нашими специалистами.
«Тов. Федоренко

В ответ на исх № 421 от 21.01.1942 г. имеем сообщить следующее:

Пехотный танк Мк.П «Матильда» является образцом среднего танка тяжелого бронирования. По своим основным параметрам он в целом не уступает танку KB и выгодно отличается от последнего меньшей массой и несколько лучшей безотказностью в работе трансмиссии... Особенностью конструкции танка является наличие у него фальшбортов из катаной брони толщиной 20-25мм, защищающих подвеску танка и усиливающих броневую защиту бортов... В условиях плохих дорог Подмосковья эта особенность приводила к тому, что пространство за фальшбортом часто забивалось грязью и снегом... Это требовало частой очистки ходовой части, и ухудшало поворотливость машины. Также наличие фальшбортов затрудняет смену гусеницы в боевых условиях...

Для всех типов английских танков характерен малый объем сварочных работ при изготовлении корпуса. Основным отличием броневой защиты данного танка от аналогов является большое количество литых деталей: носовой и кормовой узлы корпуса, соединенные вставными бортами катаной брони. Подбашенная коробка крепится к корпусу гужонами...

Для изготовления корпуса Мк.II применена катаная и литая броня с высоким содержанием хрома, никеля и молибдена, отличающаяся хорошей однородностью, закаливаемостью и вязкостью. Замер твердости брони по методу Бриннеля показывает, что она относится к разряду гемогенной (однородной) брони средней твердости. По химсоставу она близка нашей хромо-никель-молибденовой броне ФД- 7924.

Толщина бортовой брони танка Мк.II «Матильда» составляет 70- 78 мм и в целом равнозначна броневой защите танка KB... Качество закалки брони хорошее. Опасных отколов при поражениях, близких к ПТП, не обнаружено...
Двигательная установка танка состоит из двух двигателей дизеля типа «Лейланд» суммарной мощностью 195л.с, что обеспечивает танку удельную мощность в районе 7,5л.с. к 1 тонне веса. Этого, несомненно недостаточно для осуществления быстрых маневров на пересеченной местности, однако танк KB также имеет недостаточную уд. мощность 8,1 тонны к 1 л.с. веса танка..., при этом более удачная конструкция КПП и бортовых редукторов танка Мк.П делает его легче управляемым на бездорожье...

К числу недостатков танка Мк.П «Матильда» следует отнести слабость его орудия при ведении огня по живой силе и огневым точкам. Бронепробиваемость орудия удовлетворительна и несколько превышает таковую у отечественной 45-мм танковой пушки обр. 1938 г.

В настоящее время рассматривается вопрос по перевооружению танка Мк.П «Матильда» отечественной 76-мм танковой пушкой обр. 1941 г. для полного уравнивания его вооружения с возможностями танка КВ.»
Резолюция на документе: «Практику очернения танков союзников и распространения им обидных кличек «каракатица», «шарманка» прекратить; заказ танков Мк.П «Матильда» продолжать...», в общем как в байке, когда наш генерал запретил называть американцев пиндосами.

ТТХ пехотного танка МкII «Матильда II»

Боевая масса, т 26,95
Экипаж, чел. 4

Размеры
Длина корпуса, мм 5715
Ширина корпуса, мм 2515
Высота, мм 2565
Клиренс, мм 400

Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 78
Борт корпуса (верх), мм/град. 70
Борт корпуса (низ), мм/град. 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град. 55
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 75
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75

Вооружение
Калибр и марка пушки 42-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 67—92
Углы ВН, град. —15…+20
Пулемёт(ы) 1 Ч 7,7-мм «Виккерс»
Боекомплект пулемёта(ов) 2800

Подвижность
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Модель двигателя AEC
Мощность двигателя, л.с. 2 Ч 87
Запас хода по шоссе, км 257
Запас хода по пересечённой
местности, км 129
Ширина гусеницы, мм 355
Скорость по шоссе, км/ч 24
Скорость по пересечённой
местности, км/ч 15
Уд. давление на грунт, кг/см2 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 24
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Ширина преодолеваемого рва, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91


Пехотный танк MК.III "Валентин"


MК.III "Валентайн" (по распространенной версии танк был принят на вооружение 14 февраля, поэтому и получил имя в честь святого Валентина, по документам РККА танк именовался "Валентин" или "Валентина", поэтому в тексте и идет такой разброс по названиям, имя "Валентин" употреблялось вплоть, до служебных документов на имя И.В. Сталина, с характерным для печатных машинок с кириллицей индексом - МКШ) был разработан фирмой "Виккерс" в 1938 году, на основе экспериментальной модели А9, как «дешевый» пехотный танк и в целом, был довольно типичным продуктом британской школы танкостроения своего времени, сочетавшего современные решения – противоснарядное бронирование, планетарную коробку передач, с устаревшей формой и технологией сборки.
"Валентайн» был танком классической компоновки. Его экипаж состоял из трёх человек — механика-водителя, располагавшегося в отделении управления в передней части корпуса и наводчика с командиром, которые находились в двухместной башне. Обычно командир выполнял также функции заряжающего, но порой он мог сменять наводчика на его посту, при этом последний становился заряжающим. На модификациях Mk III и Mk V, с трёхместной башней, в состав экипажа был добавлен отдельный заряжающий.

"Валентайны" выпускались с 1940 до начала 1945 года в 11 модификациях, различавшихся, главным образом, вооружением и типом двигателя. В общей сложности тремя английскими и двУМя канадскими фирмами было изготовлено 8275 танков (6855 шт. - в Англии и 1420 шт. - в Канаде). В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских "Валентайнов" (всего 3782 шт.), из которых до России дошло 3332 машины. В СССР поставлялись "Валентайны" семи модификаций:
"Валентайн II" - с 42-мм пушкой, дизельным двигателем АЕС, мощностью 131 л.с. и дополнительным наружным топливным баком;
"Валентайн III" - с трехместной башней и экипажем из четырех человек;
"Валентайн IV" - "Валентайн II" с I дизелем GMC в 138 л.с.;
"Валентайн V" - "Валептайн III" с дизелем GMC в 138 л.с.;
"Валентайн VII" - канадский вариант "Валентайна IV" с цельнолитой лобовой деталью корпуса и спаренным 7,62-мм пулеметом "Браунинг" (вмeсто 7,92-мм пулемета ВЕSА, устанавливавшего на "Валентайнах" английского производства);
"Валентайн IX" - "Валентайн V" с 57-мм пушкой с длиной ствола в 45 или 42 калибра, установленной в двухместной башне без спаренного пулемета;
"Валентайн X" - "Валентайн IX" с 57-мм пушкой с длиной ствола в 45 или 42 калибра [скорее всего - опечатка. Дальше по тексту - 52 калибра. А.А.], спаренной с пулеметом и двигателем GMC мощностью 165 л.с.
Самыми массовыми модификациями в Красной Армии стали "Валентайн IV" и его канадский аналог "Валентайн VII", а так же основной вариант заключительного периода войны - "Валентайн IX". Причем, в Советский Союз поставлялась преимущественно модель IX с артсистемой, имеющей длину ствола в 52 калибра, тогда как в британской армии использовались модели с длиной ствола в 45 калибров. Модель "XI" с 75-мм пушкой в СССР не поставлялась.

Корпус и бронирование.



Схема бронирования "Валентина"
"Валентайн» имел слабо дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Основное вертикальное бронирование имело толщину 60—65 мм и располагалось без рациональных углов наклона. Броня в основном катаная, хотя некоторые детали литые (их количество постепенно увеличивалось в ходе производства); хромо-никель-молибденовая, средней твердости высокого качества[15]. Броневой корпус и башня «Валентайна» собирались при помощи заклёпок, болтов и шпонок, из катаных броневых плит и листов, толщиной от 7 до 60 мм. Необычным являлся метод сборки — в отличие от клёпаных корпусов других танков, собиравшихся на каркасе, детали корпуса «Валентайна» соединялись непосредственно друг с другом. Это избавляло танк от дополнительного веса каркаса и занимаемого им объёма, однако требовало специальной высокоточной обработки деталей, чтобы обеспечить их плотное прилегание друг к другу.

Башня «Валентайнов» всех модификаций имела цилиндрическую форму, с кормовой нишей и устанавливалась на подбашенной коробке на шариковой опоре. На танках ранних выпусков башня целиком, за исключением литой маски орудия, собиралась из катаных броневых листов и плит, на более поздних машинах вертикальные стенки башни изготавливались из двух литых деталей. Борта башни имели толщину 60 мм, лобовая и кормовая часть, а также маска орудия — 65 мм. Форма крыши, имевшей толщину от 10 до 20 мм, варьировалась в зависимости от типа башни. Вращение башни осуществлялось при помощи электропривода, имелся также винтовой механизм ручного поворота. Башня всех модификаций имела вращающийся полик. На модификациях с двухместной башней члены экипажа располагались по обеим сторонам от орудия, на модификациях с трёхместной башней орудие было смещено вперёд и за его казённой частью располагался командир.

Основным вооружением «Валентайнов» модификаций Mk I — Mk VII являлся танковый вариант 42-мм противотанковой пушки (такой же как и на "Матильде". Длина ствола пушки составляла 52 калибра / 2080 мм, начальная скорость снарядов различных типов — от 790 до 850 м/с. Орудие размещалось на цапфах в спаренной с пулемётом установке и имело углы вертикального наведения от —15 до +20°. Вертикальная наводка осуществлялась вручную, качанием орудия при помощи плечевого упора, а горизонтальная — поворотом башни. Для наведения орудия использовался прицел №.30, имевший увеличение 1,9Ч и поле зрения 21°. Боекомплект 40-мм пушки составлял 60—62 унитарных выстрела, укладка для боекомплекта располагалась на полике башни.

«Валентайны» модификаций Mk VIII — Mk X были вооружены танковым вариантом 57-мм противотанковой пушки , модификации Mk III или Mk V. Пушка модификации Mk III имела длину ствола 43 калибра / 2451 мм, а модификация Mk V имела длину ствола 50 калибров / 2850 мм и оборудовалась дульным тормозом.
Кроме того на танке устанавливался спаренный пулемет.

Силовой установкой «Валентайнов» всех модификаций служил рядный 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. На «Валентайнах» модификации Mk I устанавливался карбюраторный двигатель AEC A189, мощностью 125 л.с. при 1900 об/мин. На всех остальных модификациях «Валентайна» устанавливались дизельные двигатели двух типов — британские четырёхтактные AEC A190, мощностью 131 л.с. при 1800 об/мин на модификациях Mk II, Mk III и Mk VIII и американские двухтактные GMC 6-71 6004, мощностью 135 л.с. при 2000 об/мин на модификациях Mk IV—Mk VII и Mk IX—Mk XI. На модификациях Mk X, Mk XI и на части Mk IX, двигатель был форсирован до мощности в 175 л.с.
Два трубчатых радиатора системы охлаждения двигателя располагались в трансмиссионном отделении, над коробкой передач. Основной топливный бак располагался в моторном отделении слева от двигателя, его ёмкость составляла 240 л для машин с двигателем AEC A189, 145 л для машин с двигателем AEC A190 и 165 л для машин с двигателем GMC 6-71; ёмкость топливного бака постоянного давления составляла 25 л. Начиная с модификации Mk II был введён наружный цилиндрический топливный бак ёмкостью 135 л, размещавшийся на левой надгусеничной полке.
Трансмиссия «Валентайнов» незначительно различалась в зависимости от модели устанавливаемого двигателя. В состав трансмиссии танков с двигателями AEC A189 и AEC A190 входили:
• Однодисковый главный фрикцион сухого трения J-151
• Пятиступенчатая механическая четырёхходовая коробка переключения передач Meadows type 22
• Коническая поперечная передача
• Многодисковые бортовые фрикционы сухого трения
• Двурядные планетарные бортовые передачи

СССР стал единственной страной, куда «Валентайны» поставлялись по программе ленд-лиза. В СССР было отправлено 3782 танка, или 46 % всех выпущенных «Валентайнов», в том числе почти все произведённые в Канаде машины. До места назначения дошло 3332 из них, остальные же 450 машин пошли на дно вместе с транспортами, перевозившими их.
Таким образом, по массовости «Валентин» стал первым из английских танков поставлявшихся в СССР и вторым, после американского М4 «Шерман» среди «импортных» танков Красной Армии. Связано это было с противоречивой, но нежной любви наших танкистов к этому танку. С одной стороны МкIII, как и остальная британская техника, был рассчитан на более высокую культуру эксплуатации и в руках не имевших должного опыта экипажей, к которым они обычно попадали на начальном этапе войны, часто выходили из строя, вдобавок, «Валентайны» оказались совершенно неприспособленны к климатическим условиям Восточного фронта. Однако с приходом опыта в обслуживания и решения проблемы осколочных снарядов (так же как и с «Матильдой») выявились и достоинства танка. «Валентин», при надлежащем уходе оказался исключительно надежной машиной, наиболее приспособленной из легких танков к действиям в условиях советско-германского фронта. Хорошее бронирование и пушка позволяли ему бороться с основным противником – пехотой и противотанковыми пушками Вермахта, при случае не упуская возможность действовать и против немецких танков. Танк отличался неплохой подвижностью, что позволяло ему действовать в одном строю с Т-34, а наличие дизеля способствовало упрощению номенклатуры ГСМ смешанных танковых частей. Самое главное, до появления новых тяжелых немецких танков с длинноствольным вооружением «Валентайн» практически не уступал немецким «тройкам» и «четверкам». «Валентайн» обладал довольно невысокой удельной мощностью двигателя (8 л/с. на тонну) по сравнению с большинством танков своего времени (к примеру, у Pz Kpfw III этот показатель составлял 13—15 л/с на тонну, в зависимости от модификации, у Т-34-76 — 17 л/с на тонну). Следствием этого являлась невысокая максимальная скорость (24—32 км/ч, в зависимости от методики измерения). Но для пехотного танка серьёзным недостатком это не считается, так как его задача — непосредственная поддержка пехоты, скорость движения при которой определяется скоростью пехотинца и как правило, не превышает в среднем 16-17 км/ч. Средняя же скорость движения «Валентайна» составляла около 13—17 км/ч, что являлось вполне достаточным для его назначения. При этом, несмотря сравнительно слабую двигательную установку, «Валентайн» обладал хорошей маневренностью, которая во многом и позволила ему оставаться на вооружении кавалерийских частей РККА до конца войны.
Первые «Валентайны» поступили в войска в ноябре 1941 года, поначалу в незначительных количествах по сравнению с 216 прибывшими в СССР к тому времени машинами. Первой частью, получившей новые машины, стал 136-й отдельный танковый батальон, участвовавший в обороне Москвы на Можайском направлении. Девять «Валентайнов» батальон получил 10 ноября, а уже 1 декабря батальон был полностью сформирован, поэтому обучение танкистам пришлось проходить уже на фронте. По документам немецкой стороны, впрочем, первое их столкновение с «Валентайнами» в бою на Восточном фронте произошло ещё 25 ноября, раньше, чем с британскими машинами в Северной Африке. Уже первое применение танка вызвало положительные отклики танкистов об этой машине.



Мк.III. "Валентайн II". В период битвы под Москвой. Январь 1942 года.

5 января 1942 года командование 136 отб подготовило "Краткий отчет о действиях.Мк.Ш" - видимо, один из первых документов с оценкой техники союзников:
"Опыт применения "Валентайнов" показал:
1. Проходимость танков в зимних условиях хорошая, обеспечивается движение по мягкому снегу толщиной 50-60 см. Сцепление с грунтом хорошее, но при гололедице необходимы шпоры.
2. Оружие действовало безотказно, но были случаи недоката пушки (первые пять-шесть выстрелов), видимо из-за загустения смазки. Оружие очень требовательно к смазке и уходу.
3. Наблюдение в приборы и щели хорошее.
4. Моторная группа и трансмиссия работали хорошо до 150-200 часов, в дальнейшем наблюдается снижение мощности двигателя.
5. Броня хорошего качества.
Личный состав экипажей проходил специальную подготовку и танками владел удовлетворительно. Командный и технический состав танки знал слабо. Большое неудобство создавало незнание экипажами элементов подго-товки танков к зиме. В результате отсутствия необходимых отеплений, машины с трудом заводились на морозе и поэтому держались все время в горячем состоянии, что вело к большому расходу моторесурсов. В бою с немецкими танками (20.12.1941 года) три "Валентайна" получили следующие повреждения: у одного 37-мм снарядом заклинило башню, у другого - пушку, третий получил пять попаданий в борт с дистанции 200-250 метров. В этом бою "Валентайны" подбили два средних немецких танка Т-3.
В целом, Мк.Ш - хорошая боевая машина с мощным вооружением, хорошей проходимостью, способная действовать против живой силы, укреплений и танков противника.
Отрицательные стороны:
1. Плохое сцепление гусениц с грунтом.
2. Большая уязвимость тележек подвески - при выходе из строя одного катка танк двигаться не может. К пушке нет осколочно-фугасных снарядов."

Вскоре новую технику получили и другие части, на 1 января 1942 года, «Валентайны» имелись также в составе 146-й (4 единицы), 23-й (5 единиц) и 20-й (2 единицы) танковых бригад, а также 112-й танковой дивизии (6 единиц), действовавших на Западном фронте. Также имел в своём составе «Валентайны» сражавшийся на Северо-западном фронте 171-й отдельный танковый батальон (9 единиц).

В 1942 год число «Валентайнов» в частях значительно возросло. Особенно много танков этого типа участвовало в битве за Кавказ в 1942—1943 годах, что объяснялось близостью данного театра военных действий к Иранскому каналу поставок техники и вооружения.



"Валентайн IV" 5-ой гвардейской танковой бригады. Сев.Кавказ, 1942 год


К тому времени была найдена эффективная тактика использования иностранных танков совместно с советскими. Танки шли в наступление эшелонами, в первом — наиболее тяжело бронированные КВ и «Матильда» CS, во втором — Т-34, а в третьем — «Валентайны» и Т-70. В частях «Валентайны» нередко подвергались переделкам с целью приспособления танка к местным особенностям эксплуатации, в основном с целью повышения проходимости, например, путём приварки к гусеницам стальных пластин с целью увеличения их площади.

«Валентайны» использовались практически на всём протяжении советско-германского фронта, от самых южных участков, до самых северных. В частности, отмечается использование танков этого типа на Западном и Калининском фронтах, в Прибалтике, Белоруссии (в составе 5 гвардейской танковой армии участвовали в операции «Багратион»), на Украине (в том числе в Крыму), в Молдавии, Румынии, Венгрии и Германии.


Мк.III. "Валентайн IХ" в Бухаресте, август 1944 г.

«Валентайны» участвовали и в Курской битве — так, в составе 201 танковой бригады (7-я гвардейская армия Воронежского фронта) на 4 июля 1943 года имелось 18 «Матильд», 31 «Валентайн» и 3 Т-34, некоторое количество Мк. III имелось и на Центральном фронте. Последнее применение «Валентайнов» в РККА состоялось уже на Дальнем Востоке во время наступления советских войск в Маньчжурии. В составе 267-го танкового полка и конно-механизированной группы 2-го Дальневосточного фронта находилось по 41 и 40 «Валентайнов», соответственно.

Интересная деталь, к 1943 году англичане собирались свернуть производство «Валентайна», посчитав его устаревшим, однако дополнительный заказ Советского Союза продлил срок его выпуска, более того к выполнению заказа подключились канадцы, практически все выпущенные танки отправившие в СССР.

ТТХ пехотного танка МкIII «Валентайн» Мк1
Боевая масса, т 15,75
Экипаж, чел. 3

Размеры
Длина корпуса, мм 5410
Ширина корпуса, мм 2629
Высота, мм 2273
Клиренс, мм 420

Бронирование
Тип брони катаная средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 30 / 68°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 60 / 21°
Борт корпуса (верх), мм/град. 30
Борт корпуса (низ), мм/град. 60 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 17
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 0°
Днище, мм 7—20
Крыша корпуса, мм 10—20
Лоб башни, мм/град. 65 / 0°
Маска орудия, мм/град. 65 / 0°
Борт башни, мм/град. 60 / 0°
Корма башни, мм/град. 65 / 0°
Крыша башни, мм 10—20

Вооружение
Калибр и марка пушки 42-мм QF 2 pounder
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 61
Пулемёт(ы) 1 Ч 7,92 мм BESA

Подвижность
Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 135
Скорость по шоссе, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 150
Удельная мощность, л.с./т 8,57
Тип подвески сблокированная по три, на спиральных рессорах
Ширина гусеницы, мм 356
Преодолеваемый подъём, град. 40
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Ширина преодолеваемого рва, м 2,2
Преодолеваемый брод, м 1,1

Легкий танк Mk VII «Тетрарх»



Разработан британской компанией "Виккерс-Армстронг" в 1938 году, в качестве разведывательного танка. Танк имеет необычную ходовую часть из восьми катков большого диаметра (по четыре на борт) на оригинальной подвеске. Особенностью ходовой части было то, что для выполнения поворотов опорные катки могли качаться, что вкупе с изгибающейся гусеничной цепью позволяло танку маневрировать с радиусом около 94 футов без подтормаживания гусениц на полном ходу. Это было особенно актуально для скоростных танков и к тому же вело к теоретической легкости управления машиной в бою - для этого водитель оперировал обыкновенным рулевым колесом автомобильного типа. Официально классифицировался как легкий крейсерский. Благодаря небольшому весу и новой схемы шасси мог развить очень высокую скорость.
Максимальная скорость достигала 64 км/ч по твердому грунту и до 45 км/ч на проселочной дороге (на испытаниях в Кубинке танк развил скорость 66 км/ч по гравийному шоссе и 38 км/ч по проселку). В целом танк получился сложный и не надежный, основные проблемы составляла таки новое шасси, при резком маневрировании на мягком грунте или песке гусеницы норовили слететь, бронирование было слабое. По результатам испытаний в Северной Африке был снят с вооружения, в 1944 году англичане его пытались использовать в качестве аэромобильного, но так же неудачно.
В общем, для нас танк мог остаться малоизвестным примером «инженерного» творчества, если бы в 1941 году англичане не предложили его Красной Армии по программе ленд-лиза, бытует легенда, что бесплатно. Всего в СССР поступило 20 танков, два из них были из них отправлены на исследование в Кубинку, оставшиеся поступили на вооружение. Летом 1942 г. часть "Тетрархов" была отправлена в учебный танковый лагерь, расквартированный в Сумгаите, и, видимо, в тех краях они и вступили в бой. Во всяком случае, все известные фотографии этих танков в Красной Армии относятся к битве за Кавказ.
По данным М. Свирина, 19 сентября 1943 г. в 5-ю гв. тбр. были переданы для пополнения остатки 132 отб. в количестве 15 танков, среди которых находились два "Тетрарха", оставшиеся после оборонительных боев. Но прожили они недолго, так как 30 сентября один из них был подбит в бою, а 2 октября последний сгорел от попадания снаряда при немецком артналете.
В других публикациях утверждается, что «Тетрархи» так и остались в учебных лагерях, на территории Северного Кавказа, во всяком случае, много фотографий совместного маневрирования «Тетрархов» и Т-34, сделанных с разных ракурсов, которые вряд ли мог позволить оператор в реальном бою.



Боевая масса, т 7,62
Экипаж, чел. 3

Размеры
Длина корпуса, мм 4627
Ширина корпуса, мм 2390
Высота, мм 2110
Клиренс, мм 356

Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 16
Борт корпуса, мм/град. 14
Корма корпуса, мм/град. 10
Крыша корпуса, мм 7
Лоб башни, мм/град. 16
Крыша башни, мм 4

Вооружение
Калибр и марка пушки 40-мм QF 2 pounder
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 50
Пулемёт(ы) 1 Ч 7,92-мм BESA

Подвижность
Тип двигателя горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л.с. 165
Скорость по шоссе, км/ч 64
Запас хода по шоссе, км 224
Удельная мощность, л.с./т 21,7
Тип подвески гидропневматическая
Ширина гусеницы, мм 241
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Ширина преодолеваемого рва, м 1,5
Преодолеваемый брод, м 0,9
.