Ленд-лиз. Вторая серия.
В 1942 году, по мимо англичан в программу поставок бронетанковой техники включились американцы. Первыми американскими машинами в Красной Армии стали "однофамильцы" легкий М3 и средний М3, которые, во избежании путаницы в официальных советских документах именовались М3л и М3с, соответственно. Кроме упомянутого "Валентина" британцы начали поставки тяжелого танка "Черчилль", в замен снимаемой с вооружения "Матильды II". Об этих машинах дальнейший рассказ.
Тяжелый пехотный танк Мк.VI "Черчилль"
"Черчилль мы должны узнавать по множеству маленьких катков, вертикальным поверхностям. Он жалок, несмотря на огромные
движущиеся траки гусениц".
Из немецкой памятки по ближней противотанковой борьбе.
Пехотный танк «Черчилль» появился в результате конкурса, объявленного британским военным ведомством с целью создания машины, способной заменить танк «Матильда» II. Проект № А20 был посвящен новому танку, и работы над ним начались в сентябре 1939 года на фирме «Гарланд энд Вулф» в Белфасте. Военное ведомство намеренно разделило заказ, чтобы, во-первых, привлечь к «пирогу» максимально большее количество фирм, страдавших от последствий великой депрессии, а во-вторых, как можно шире распространить опыт и знания, необходимые для производства бронированных боевых машин.
В результате этой политики военных в июне 1940 года появилось четыре прототипа заказанного танка, но на этом дальнейшая работа застопорилась. Если бы проект довели до конца, то новый танк напоминал бы ромбовидную машину первой мировой войны с выступающими башнями, вооруженными 2-фунтовыми пушками. Фирма «Воксхолл моторс» получила контракт на следующую модель пехотного танка А22 и смогла воспользоваться плодами работ, выполненных по проекту А20. Проектирование новой машины началось в неблагоприятных условиях: английские войска только что вернулись из Дюнкерка, и в Великобритании не было ни одного организованного бронетанкового подразделения. В этих условиях военное министерство предоставило фирме «Воксхолл» год отсрочки на разработку, постройку и испытание танка, подчеркнув при этом, что сборочные линии для новых машин должны быть готовы через двенадцать месяцев. Перед лицом таких жестких требований конструкторской группе не оставалось ничего другого, кроме как засучить рукава и приниматься за работу, и спустя семь месяцев первый образец танка своим ходом покинул стены завода. В июне 1941 года; т. е. меньше чем через одиннадцать месяцев после начала работ, были готовы первые четырнадцать серийных образцов. После этого темпы производства стали быстро возрастать.
Такая спешка не могла пройти бесследно, и первые версии «Черчилля» имели множество недостатков. Разработанный специально для нового танка 12-цилиндровый двигатель немного напоминал два мотора от грузовика «Бедфорд», поставленных на бок и соединенных общим картером. Таким образом конструкторы рассчитывали сделать силовую установку более компактной и в то же время облегчить доступ к ее агрегатам. Двигатель действительно получился компактным, однако образцом доступности назвать его было никак нельзя. Топливный насос приводился в действие гибким валом, который располагался под мотором и с самого начала обладал неприятным свойством отсоединяться. Гидравлические толкатели, скопированные с американских моторов, по идее должны были работать без проблем, но они часто выходили из строя, вследствие чего приходилось менять весь двигатель. Карбюратор, также с гидравлическим приводом, имел тенденцию к отсоединению от системы подачи топлива. Мощность двигателя не соответствовала, весу танка, который, в целом, оказался весьма «тупым». Его принятие на вооружение было по меньшей мере преждевременным.
После года эксплуатации во фронтовых условиях большую часть этих дефектов удалось устранить, но за первые двенадцать месяцев танк заработал репутацию хрупкой и капризной машины, избавиться от которой он уже так и не смог. Собственно к этому периоду относится избитая фраза У.Черчилля об этом танке.
Претензии, которые выдвигались в адрес А22, основывались на суровых требованиях войны и были более реалистичны, чем любые условия на проектирование, выданные в мирное время. В частности, танк должен был иметь низкий силуэт и мощное бронирование — два необходимых условия для его выживания в бою. К сожалению, в первом проекте фирмы «Воксхолл» сохранились все проблемы с вооружением, которые как проклятие висели над английскими танками, начиная с 1918 года. В башне помещалась только 2-фунтовая пушка, а в 1940 году этот калибр был уже полным анахронизмом. Но самое неприятное заключалось в том, что другой подходящей пушки в тот момент не было. 6-фунтовая пушка находилась еще в процессе разработки, а оснастка государственных артиллерийских арсеналов была рассчитана на производство только 2-фунтовых, и в условиях глубокого кризиса, последовавшего за Дюнкеркским поражением, времени для конверсии не было. Поэтому в течение еще одного года пришлось мириться с 2-фунтовой пушкой. Для усиления огневой мощи танка конструкторы предложили следующее решение: 3-дюймовая гаубица CS устанавливалась в передней части корпуса рядом с местом механика-водителя. Такое расположение орудия во многом напоминало компоновку французского танка В1, отношение к которой было более чем скептическим, однако в этой связи следует еще раз напомнить, что другого выхода у конструкторов не было — они могли использовать только то, что имели под рукой. Танков «Черчилль» I CS было построено очень мало и их отличительной чертой являлось оригинальное вооружение: две 3-дюймовые гаубицы, одна из которых устанавливалась в башне вместо 2-фунтовой пушки.
На танках «Черчилль» II и его модификациях орудие в корпусе уступило место пулемету BESA. В марте 1942 года была наконец готова 6-фунтовая пушка, и в том же месяце ее приспособили под башню «Черчилля» III. После этого одна за другой стали появляться новые модификации: Mk VII имел 75-мм пушку, Mk VIII — 95-мм гаубицу CS, а некоторые Mk IV с африканского театра военных действий были переделаны под 75-мм пушку и 7,62-мм пулемет «браунинг», которые снимались с американских «Шерманов» и «Грантов».
Очень мощное для того времени бронирование было, вероятно, основным достоинством «Черчилля». Толщина лобовой брони увеличивалась на каждой модификации. Когда позволяло время и в наличии имелся необходимый материал, на танки более ранних моделей наваривались дополнительные броневые листы. Башни увеличивались в размере и становились более сложными. Mk VII был первым английским танком с командирской башенкой, которая обеспечивала круговой обзор, что являлось несомненным шагом вперед, хотя в то время командирские башенки имелись практически на всех немецких танках. В просторном боевом отделении много места отводилось для хранения боекомплекта. В боеукладках Mk I помещалось 150 выстрелов для 2-фунтовой пушки и 58 снарядов для 3-дюймовой гаубицы, при этом в танке оставалось место для пяти членов экипажа. Ширина корпуса позволяла без особых проблем установить башню с 6-фунтовой пушкой от «Черчилля» Mk III. Что касается установки 75-мм и 95-мм орудий, то тут конструкторам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями: внутренний объем башни был слегка маловат. И вообще, при взгляде на нее казалось, что она установлена косовато. Такое впечатление возникало из-за того, что вместо использования технологии цельного литья башню делали по частям: борта были литыми, а крыша — из кованной стали.
«Черчилль» был первым английским танком с коробкой передач «Мерритт-Браун», хотя ее испытали на А6 десятью годами раньше. Дифференциальный механизм поворота, находившийся в одном блоке с коробкой передач, позволял разворачивать танк на месте. Другой новинкой (по крайней мере для английской бронетанковой техники) явилось использование трехдискового главного фрикциона, который существенно облегчил управление танком и обеспечил плавность хода. Ходовая часть состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра на борт, имевших индивидуальную балансирную подвеску на цилиндрических пружинных рессорах; ведущее колесо располагалось сзади. Достоинства такой системы заключались в ее простоте, экономичности и относительной неуязвимости: танк мог потерять по несколько катков с каждого борта и при этом сохранить свои ходовые качества.
301 танк «Черчилль», в основном модификаций Mk III и IV, был отправлен в Советский Союз по программе ленд-лиза. Модель Mk.III, имела сварную башню увеличенного размера с 57-мм пушкой QF 6 и с 7,92-мм пулемётом на месте гаубицы, Модель Mk IV, была аналогична Mk.III, но башня была литой. Лоб корпуса и башни имел броню толщиной до 102 мм, расположенной практически под углом 90 градусов.
Что скрывать, впечатление эти танки производили ублюдочных, огромная машина с мощной броней и маленькой пушкой. Особенно в сравнении с аналогичными танками противника.
Габариты Т-VI «Тигр» и МкIII «Черчилль»
Грешно смеяться над убогими, поэтому выскажусь в защиту. Основной задачей тяжелых танков в частях Красной Армии был прорыв укрепленной обороны противника, основными целями противотанковые пушки и пехота противника. Собственно для этого и создавались тяжелые танковые полки прорыва, на вооружение которых поступали «Черчилли». При правильном применении (а, при правильной тактике, любой танк хорош) возможностей этого танка хватало на поле боя, толстая броня позволяла проводить атаку позиций в лоб, хорошая обзорность и скорострельная, с хорошим прицелом и большим боезапасом, пушка позволяли уничтожить любую цель, кроме тяжелых немецких танков. Пробить лобовую броню танка могли 88 мм танковые, противотанковые и зенитные пушки Вермахта, которые по большому счету были достаточной редкостью.
описание "Черчилля" в немецкой памятке для экипажей танка Т-V "Пантера"
«Черчилль» был тяговитой машиной, не смотря на свою медлительность, хорошо маневрировал на месте, не снижая скорости мог одинаково идти и по грунтовой дороге и по целине и по неглубокому снегу (что характерно, с одинаковой скоростью, 10-12 км/ч). Танк легко взбирался на горки с большим уклоном, двигался плавно и устойчиво, тем самым создавая условия для меткой стрельбы с хода. В общем, делал «Черчилль» все медленно, но основательно. К этому надо добавить комфорт для экипажа, не снившийся Т-34: изнутри машина покрашена в светло-кофейный цвет, никаких оголённых проводов, торчащих граней, удобные сиденья, обшитые дермантином в цвет покраски, дополнительный обогрев в зимнее время (даже пепельница присутствовала).
Крест на боевой карьере в Красной Армии «Черчиллю» поставила сменившаяся обстановка на фронте в 1943 году. Мы наступали, в моду входили стремительные танковые прорывы вглубь обороны противника, с протяженными маршами и скоротечными схватками, с маневрированием на поле боя. «Жиртрест» для этих условий не подходил, танковые полки на вооружении которых он состоял, выводились в резерв и использовались на второстепенных направлениях, либо перевооружались на более мощные ИС.
На советско-германском фронте эти танки участвовали в таких крупных операциях, как Курская битва и снятие блокады с Ленинграда. В сражении летом 1943 г. под Прохоровкой в 5-й Гвардейской танковой армии находилось 35 "Черчиллей", которые были единственными тяжелыми танками этой армии.
Мк.VI "Черчилль" 49 Гвардейского тяжелого танкового полка на марше. Харьковское направление июль 1943 год
В 1944 году в Выборгской операции принял участие 26-ой гвардейский танковый полк прорыва, один из последних полков, на вооружении которых сохранились КВ, в дополнение к ним, в полку были три десятка «Черчиллей». Для финнов применение тослстобронных машин оказалось полной неожиданностью, что в немалой степени способствовало успеху операции
«Черчилль». Выборг 1944 год
ТТХ Мк.VI "Черчилль
Боевая масса, т 37,9
Экипаж, чел. 5
Размеры
Длина корпуса, мм 7442
Ширина корпуса, мм 3251
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 530
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 102 / 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 57
Лоб корпуса (низ), мм/град. 102
Борт корпуса, мм/град. 76 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 64 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 19
Днище, мм 19
Крыша корпуса, мм 16—19
Лоб башни, мм/град. 88 / 0°
Борт башни, мм/град. 76 / 0°
Корма башни, мм/град. 76 / 0°
Крыша башни, мм 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм QF 6 pounder,
Длина ствола, калибров 43
Боекомплект пушки 84
Углы ВН, град. —15…+20 для 40-мм
Прицелы телескопический №24B Mk.I
Пулемёт(ы) 2 Ч 7,92 BESA,
на части машин 1 Ч 7,7-мм Bren
Подвижность
Тип двигателя горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 350
Скорость по шоссе, км/ч 25
Скорость по пересеченной местности, км/ч 12
Запас хода по шоссе, км 250
Запас хода по пересеченной местности, км 170
Удельная мощность, л.с./т 8,85
Тип подвески индивидуальная, на вертикальных пружинах
Ширина гусеницы, мм 356
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,93
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Ширина преодолеваемого рва, м 3,65
Преодолеваемый брод, м 1,2
Средний танк М3 «Генерал Ли» (М3с)
Откровенно говоря, американцам танки никогда не давались, самолеты, корабли, машины, это да, об этом можно поговорить. Но танки, нет, это не их это стихия, вплоть до настоящего времени. О чем говорить, когда в Ираке суперсовременный и супермощный М1А2, способный поражать Т-72М в лоб на расстоянии 4 км (реальный факт), сгорает от попадания зажигательных пуль крупнокалиберного пулемета (то же реальный факт)? Во всяком случае, выпущенный на десять лет раньше, с упрощенным бронированием экспортный Т-72М, такой пошлости себе не позволяет. И фраза, брошенная в американском сенате в сентябре 1939 года - «Я вчера видел американские танки. Все четыреста» - о многом говорит. В общем, когда нужда заставила, американцы сели проектировать танки из того, что было. А были автомобили и трактора, и большая развитая, самая мощная в мире автомобильная и тракторная промышленность. Вот из автомобилей и тракторов и начали делать танки. Еще пассаж, дайте пятилетнему пацану листок бумаги и карандаш и попросите нарисовать самый сильный танк. С вероятностью 100 процентов, он нарисует гусеницы, потом башню с пушкой, потом сверху на башню еще одну поменьше и возможно еще одну, совсем маленькую. Так танк смотрится грознее всего, во всяком случае, в этом возрасте я так рисовал танки, даже рисунки сохранились.
Что пили американские инженеры, когда проектировали танк М3, могу только догадываться. Так до них в детство, впадали только американские корабелы, когда спроектировали и построили броненосцы типа ”Кирсардж”, за сорок лет до того.
Видимо это какое-то традиционное, американское зелье, потому, что через двадцать лет (это с таким то опытом!) история повторилась в танке М60.
Касательно М3, официальная версия гласит, что у конструкторов из Абердинского арсенала не было опыта и времени при проектировании танка T5E2 (прототипа М3) для разработки башни под 75 мм пушку. Вполне возможно, хотя был опыт проектирования корабельных башен, да и англичане могли помочь. Но зачем было ее устанавливать в спонсон на борту, в лучших традициях Первой мировой? Не получился бы танк, получилась бы неплохое самоходное орудие. Вероятнее другое, в Абердине уже был спроектирован средний танк М2А1, у которого была одна башня с 37 мм пушкой, когда потребовалась 75 мм пушка, думать особо не стали, увеличили корпус и воткнули пушку куда вошло. В общем вышло, как вышло. Основой для проекта послужил прототип T5E2, который в свою очередь являлся прототипом T5 Phase III, переделанным в марте-мае 1939 в самоходное орудие с 75мм гаубицей М1А1 в правой передней части корпуса (?). Новый танк получивший название в честь командующего войсками южан в Гражданскую войну 1861-1864 годов M3 Lee (М3 «Генерал Ли») имел одинаковые с М2 подвеску и радиальный двигатель Wright R975 EC2, 400 л.с., но более широкий и длинный корпус. Катанную гомогенную броню нового танка М3 слегка увеличили и посадили на заклёпки, унаследованные от М2. Спонсон, башня и командирская башенка – литые. Внутри боевое отделение обклеивалось пористой резиной для защиты экипажа от мелких вторичных осколков и брызг окалины, которые могли возникнуть, когда снаряд не пробивал броню танка.
Двигатель находился сзади, а трансмиссия с синхронизатором и дифференциал спереди, под защитой трехсоставной бронекрышки, которая соединялась и крепилась к корпусу болтами. Трансмиссия находилось прямо под местом водителя, и соединялась с двигателем карданным валом. Под валом шли тяги управления двигателем. Коробка передачь Synchromesh имела 5 передних передач и 1 заднюю.
Ходовая часть состояли из трёх опорных тележек на борт и резино-металлической гусеницы. В тележке было два опорных обрезиненных катка на коромысле, которое крепилось к вертикальной пружине в сварной раме. Сверху на раме имелся ролик, поддерживавший гусеницу. Ведущие колёса с 13 зубьями находились спереди.
Первый пилот М3 вооружался 75мм орудием Т7 длиной 84 дюйма, которое являлось модификацией 75мм орудия Т6. Т7 имело вертикальный полуавтоматический затвор и могло стрелять боеприпасами от заимствованного американцами французского орудия времён 1МВ – М1897. Начальная скорость снаряда Т7 достигала 1850 футов в секунду. Т7 стандартизировали, как 75мм орудие М2. Для баланса в передний части ствола М2 находился противовес, причём с самого начала планировалось заменить в будущем М2 на более длинное орудие, поэтому противовес добавили не к лафету, а именно к стволу. Позднее орудие М2 заменили на более длинное Т8, стандартизированное, как М3.
Литая башня размещалась слева сзади боевого отделения. Она вооружалась 37мм пушкой М6 и спаренным пулёмётом .30cal M1919A4. Башня имела ручной и гидравлический поворотный привод и делала полный поворот за 20 секунд. В начале серийного производства не всегда хватало пушек М6, поэтому вместо них иногда ставились 37мм М5. В командирской башенке имелся ещё один пулемёт .30cal. Оба танковых орудия – 37мм и 75мм оснащались гиростабилизатором в вертикальной плоскости. Кроме того, в гласисе устанавливались два жёстко закреплённых пулемёта .30cal, которыми управлял водитель. Боекомплект 75мм орудия составлял 65 выстрелов, 37мм пушки - 126 выстрелов, 4000 патронов для пулемётов, 20 магазинов для автоматов, 6 ручных гранат, 8 дымовых гранат, 12 сигнальных ракет.
Сначала экипаж насчитывал 7 человек: водитель – впереди, посередине боевого отделения; радист – слева и немного сзади водителя; наводчик 75мм орудия – справа; заряжающий - справа от наводчика; командир – в башенке, сзади; наводчик – внизу башни, слева; заряжающий – внизу, справа.
Экипаж мог забираться внутрь и покидать машину через две боковые двери (по одной на борт), люк сверху за 75мм орудием в спонсоне и через люк в командирской башенке.
Все танкисты имели хороший обзор: люк и смотровые отверстия водителя, 2 смотровые щели в командирской башенке, 2 перископа. В танке было 4 пистолетных амбразуры: одна возле водителя, по одной на каждой двери, одна сзади и одна слева башни.
Вес машины составил около 31 тонны.
Следует отметить, что создание приемлемого проекта среднего танка было только частью решения огромной проблемы налаживания массового танкостроения. Начало 2МВ Америка встретила не только без нормального среднего танка, но и без производственных мощностей способных его выпускать в больших количествах. В то время за выпуск американских танков отвечало одно-единственное маломощное государственное предприятие – Rock Island Arsenal. Естественно, что на него всерьёз рассчитывать не приходилось, поэтому требовалось срочно реформировать производственный потенциал страны. Ответственным за координацию американской промышленности и оборонных нужд являлся Вильям С. Кнудсен, член Консультативного Комитета по Национальной Обороны и президент Дженерал Моторс Корпорэйшн. Для наращивания производства было необходимо привлечь частных подрядчиков, однако здесь возникли серьёзные разногласия. Артиллерийский Департамент считал, что основные контракты должны получить предприятия тяжёлого машиностроения, которые до этого специализировались на выпуске локомотивов, крупных подъёмных кранов. Однако Кнудсен придерживался прямо противоположного взгляда. Он был убежден, что хотя предприятия тяжёлого машиностроения обладают достаточным потенциалом, специфика их производства заключается в сравнительно долгом и малосерийном выпуске изделий. В то же время недавно появившиеся Танковые Войска требовали срочных массовых поставок бронетехники. Исходя из этого, Кнудсен настаивал, что танкостроением должны заняться автомобилестроительные компании, которые привыкли выпускать продукцию быстро и массово. Он выдвинул предложение срочно построить в Мичигане специализированный танковый завод из расчета, что половину расходов берёт на себя Крайслер, а вторую половину – государство. Арсеналом должно было владеть государство, а управление им осу3ществлять Крайслер. Эта идея нашла понимание у властей и у президента корпорации Крайслер - Келлера. 15 августа 1940 Крайслер получил контракт на 1000 средних танков М2А1. В сентябре 1940 в городе Уоррен, к северу, недалеко от Детройта, на участке 100 кв.акров началось строительство нового завода. Первоначально здание имело площадь 1,380х500 футов и было спроектировано архитектором Альбертом Канном в стиле Модерн.
Тем временем Артиллерийский Департамент заключил контракты с двумя крупнейшими предприятиями тяжёлого машиностроения – American Locomotive Company на 685 танков и Baldwin Locomotive Company на 535 танков. Rock Island Arsenal постоянно обменивался с ними информацией, чтобы подрядчики могли сразу запустить производство, когда дизайн танка будет готов.
В ходе проектных работ над будущим танком М3, Rock Island Arsenal тесно сотрудничал с Крайслером, чтобы оборудование строящегося завода соответствовало технологии будущего танка. Кроме того, Rock Island Arsenal постоянно консультировался с другими подрядчиками. Кроме того, в июне 1940 в США прибыла Британская Танковая Комиссия во главе с Майклом Дивором. Англичане, потеряв значительную часть своих танковых сил во Франции были весьма заинтересованы в приобретении американских танков и охотно делились с разработчиками М3 своим боевым опытом.
В феврале 1941 проект танка был в целом готов, а завод в Мичигане почти достроен.
13 марта 1941 Rock Island Arsenal закончил первый пилот будущего танка, а 21 марта прототип доставили на Абердинский полигон. В апреле 1941 три фирмы-подрядчики закончили свои шаблонные пилоты танка М3 и они постепенно прибывали на полигон. В августе 1941 из Абердина один прототип отправили Танковым Войскам в Форт Бенинг и ещё два передали британцам. В Англию танки отгрузили 20 сентября 1941 по Лэнд Лизу. Примечательно, что в то время многие танки М3 поставляемые в Танковые Войска не имели 75мм орудий.
На основании отзывов англичан и своих военных в конструкции танка выявили ряд серьёзных недостатков.
Гидравлика Hycon в рулевой системе оказалась слишком ненадёжной. Первые М3 оснащались гидравлической системой Hycon, но уже 26 августа 1942 Detroit Tank Arsenal перешёл на полностью механическую схему. В феврале 1942 Артиллерийский Департамент рекомендовал всем производителям перейти на с гидравлики на механический вариант.
Испытания в Абердине констатировали сильную загазованность боевого отделения моноксидом углерода, при стрельбе с закрытыми люками. Чтобы решить проблему в танке установили новые вентиляторы: на крыше башни, на крыше слева от водителя, в люке над 75мм орудием. Вскоре вентилятор в люке над 75мм пушкой для удобства перенесли за люк.
Ещё одним недостатком являлась слабая подвеска VSS заимствованная у танка М2. Чтобы подвеска быстро не портилась, в ней усилили пружины. Поддерживающий ролик перенесли назад.
Баллистические тесты показали, что обе пушки могут быть заклинены вражеским огнём из стрелкового оружия. Конструкторы разработали дополнительные защитные щитки, которые впрочем, редко устанавливались.
Обнаружилось, что боковые двери слишком уязвимы обстрелу не только бронебойными, но и фугасными снарядами. Специалисты из Абердина рекомендовали убрать двери и проделать в полу эвакуационный люк. Люк в полу в правой задней части боевого отделения появился на поздних моделях танков.
Зато силовой привод поворота башни и гиростабилизатор в вертикальной плоскости показали себя с самой лучшей стороны. При движении танка зигзагами на скорости 10 миль в час наводчик легко захватывал цели на расстоянии 200-700 ярдов в любом направлении. По итогам тестов Артиллерийский Департамент в июне 1941 рекомендовал стандартизировать стабилизаторы для 75мм и 37мм орудий. К ноябрю 1941 Detroit Tank Arsenal начал устанавливать стабилизаторы на серийных машинах, а уже с января это новшество должно было устанавливаться всем производителями М3.
На моторном отделении, по бокам поставили по ящику. Радиста убрали из экипажа, а его обязанности передали водителю. В июне 1942 Артиллерийский Комитет посоветовал отказаться от обоих неподвижных курсовых пулемётов водителя; двух пулемётных станков и одного из двух пистолетов-пулемётов .45cal. Конструторвы согласились убрать только один курсовой пулемёт и один пулемётный станок. Позднее, во время серийного выпуска устранили на левой стороне пистолетные бойницы, но справа оставили.
Со временем у танкистов накопилось недовольство тем, что перископический прицел не обеспечивал достаточной меткости 75мм орудия. Вместо перископа поставили телескопический прицел.
К августу 1941, наконец, начался полномасштабный серийный выпуск танков М3 на трёх предприятиях. Rock Island Arsenal в выпуске М3 не участвовал.
В августе 1941 к производителям добавились Pressed Still и Pullman, получившие английский контракт на 501 и 500 танков М3 соответственно.
Всего, с августа 1941 по декабрь 1942 изготовили 6,258 средних танков М3.
Почти две трети выпущенных М3 Ли американцы отправили по ленд-лизу в Великобританию и СССР. В Советский Союз поступило 812 М3 Ли в 1942 году и 164 танка в 1943. Еще 12 танков было поднято в 1943 с затонувшего транспорта в Северном Ледовитом океане, после чего один танк разобрали на запчасти, а 11 поступили в войска Карельского фронта. Танки поднятые со дна морского никак не значились в советских документах приёмных комиссий ГБТУ Красной Армии. Вместе с этими машинами в 1943 СССР получил 175 М3 Ли. Всего из 1.386 отправленный танков М3 Ли Страна Советов получила 976 машин, причём в 1942 под маркой М3 пришло несколько танков М2.
Поступавшие машины различались маркой двигателей, ушлые американцы ставили любые подходящие по мощности, способом сборки корпуса. С модели М3А2 в сентябре 1941 года, он стал сварной. Баллистические тесты показали, что сварной корпус при немного меньшем весе обеспечивал лучшую защиту, чем клепанный. Даже когда снаряд не пробивал броню, внутрь танка опасно летели заклёпки. Сварной корпус стоил дешевле, а собирался быстрее.
Можно себе представить выражения наших танкистов, когда они получили это «чудо».
К середине 1942 году броня М3 уже не спасала от немецких 75-мм танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Американский танк очень высокий, высоте, 3,125 метра он был выше «Тигра»
и на полметра выше Т-34.
По нашим дорогам «американец» имел плохую проходимость, с маломощным двигателем (340 л.с. против 450 л.с. у T-34-76 такого же веса), к тому же весьма чувствительный к топливу и маслу, М3 у советских танкистов вызывал лишь раздражение, всеми правдами и неправдами они старались избавиться от этих танков и пересесть на отечественные "тридцатьчетверки". Но самым большим недостатком М3 были резино-металлические гусеницы. Стоило во время боя наехать на огонь - резина выгорала, гусеница разваливалась и танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили БМ – 7 "Братской могилой на семерых". В качестве иллюстрации недостатков танка можно привести рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: "Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала. При стрельбе по танкам противника, в виду того, что 75-мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь." В гидравлике привода башни применялось легко воспламеняющееся масло, в купе с бензиновым двигателем, понятно, почему по мимо БМ-7, М3с нередко обзывали «Зажигалкой Ронсона» или просто «зажигалкой». Кроме того его величали «курятником» и другими, достаточно обидными неофициальными, прозвищами (году в 1993 в одной журнальной публикации проскользнуло «М....дило», видимо по начальной букве М). К достоинствам танка следует отнести достаточно мощную пушку и относительный комфорт внутри, благодаря большим размерам боевого отделения.
Надо отметить, что ни американцы, ни англичане не использовали танки М3 с такой интенсивностью, как наши, потому что накал боев в Африке и на Западном фронте был весьма далек от того, что творилось на Восточном фронте.
Советские М3 "Ли" в Вязьме.
В 1942-43 американские танки М3 Ли активно использовались практически на всех фронтах в составе отдельных танковых батальонов, полков и бригад. Кульминация боевого использования М3 Ли пришлась на лето-осень 1942. В легендарном танковом сражении под Курском М3 Ли тоже приняли участие. 1 июля 1943 в 48-й А Центрального фронта имелось 83 этих танка: 30 в 45-м отдельном танковом полку в районе Сабурова и 55 М3 в 193-м отдельном танковом полку возле Петровки. Один М3 Ли участвовал в войне с Японией в составе Забайкальского фронта.
Танки, поднятые со дна Ледовитого океана, после года проведённого под водой были отремонтированы и направлены в 91-й отдельный танковый полк 14-й армии Карельского фронта.
ТТХ среднего танка М3с
Боевая масса, т 27,9
Экипаж, чел. 6—7
Размеры
Длина корпуса, мм 5639
Ширина корпуса, мм 2718
Высота, мм 3124
Клиренс, мм 432
Бронирование
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 51/30° — 38/53°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 51/0—45°
Борт корпуса (верх), мм/град. 38/0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 38/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 38/0—10°
Днище, мм 13—25
Крыша корпуса, мм 13—22/83—90°
Лоб башни, мм/град. 51/47°
Борт башни, мм/град. 51/5°
Корма башни, мм/град. 51/5°
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм M2 или M3, 37-мм M5 или M6
Длина ствола, калибров 28,5 для M2, 37,5 для M3, 53,1 для M5, 56,5 для M6
Боекомплект пушки 50 Ч 75-мм, 178 Ч 37-мм
Углы ВН, град. −9…+20° (75-мм), −7…+60° (37-мм)
Углы ГН, град. ±15° (75-мм)
Прицелы M1, M2
Пулемёт(ы) 3 Ч 7,62-мм M1919A4
Подвижность
Тип двигателя радиальный 9‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 340
Скорость по шоссе, км/ч 39
Запас хода по шоссе, км 193
Удельная мощность, л.с./т 11,1
Тип подвески попарно блокированная пружинная
Ширина гусеницы, мм 421
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,88
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 2,25
Преодолеваемый брод, м 1,0
Легкий танк M3 «Генерал Стюарт» (М3л)
К началу второй мировой войны американская армия располагала двумя типами легких танков. На вооружении пехоты состояло 292 танка модификаций М2А2 и М2АЗ. Это были двухбашенные машины с 7,62-мм пулеметом в одной и 12,7-мм — в другой башне. В строю моторизованных кавалерийских частей находилось 112 боевых машин М1 и М1А1. Точно такое же вооружение размещалось в одной башне. Конструктивно подобные танки имели одинаковую ходовую часть, состоявшую применительно к одному борту из четырех опорных катков. Сблокированные попарно в две балансирные тележки, они подвешивались на вертикальных буферных пружинах. Ходовая часть и была, пожалуй, главным достоинством этих, ничем особенно не примечательных и к 1939 году порядком устаревших боевых машин. Ее работоспособность поражала! В ноябре 1934 года танк Т5 (прототип М1) совершил испытательный пробег от арсенала Рок-Айленд до Вашингтона протяженностью 1450 км. При этом средняя скорость составила 48 км/ч! Стартовав 14 ноября, капитан Т. Никсон и Дж. Проске уже через три дня достигли Вашингтона, побив все рекорды скорости для гусеничных машин. Впоследствии эта конструкция ходовой части использовалась на всех американских танках вплоть до 1945 года. Боевые действия в Европе показали бесперспективность чисто пулеметного вооружения, что заставило ускорить разработку нового легкого танка с артиллерийским вооружением. Первые экземпляры легкого М2А4 сошли со сборочной линии завода «Америкен Кар энд Фаундри» в мае 1940 года. Производство его завершилось в марте 1941 года после выпуска 365 машин. Еще десять в апреле 1942 года изготовила фирма «Болдвин Локомотив Уоркс». М2А4 нес в себе черты как предвоенных американских танков (архаичными для 1940 года были, например, пять примитивных смотровых лючков по периметру башни), так и легких боевых машин периода второй мировой войны. Не оставив заметного следа в истории танкостроения, М2А4 стал важной вехой в истории американской армии. С его появлением совпало создание танковых войск армии США. Это знаменательное событие произошло 10 июля 1940 года. Первым командующим был бригадный генерал Адна Чаффи, а штаб-квартирой и поныне является Форт-Нокс. 15 июля 1940 года началось формирование 1-й и 2-й танковых дивизий, на вооружение которых в основном и поступали М2А4. Эти соединения стали первыми из шестнадцати американских танковых дивизий, сформированных в ходе второй мировой войны.
Танки М2А4 использовались в основном для учебных целей. В бою им довелось побывать только один раз — в конце 1942 года на тихоокеанском острове Гуадалканал в составе 1-го танкового батальона морской пехоты. Четыре танка получила Великобритания по программе ленд-лиза.
Уже вскоре после выпуска первых машин началось проектирование улучшенной версии М2А4. Увеличили толщину брони до 38 мм, что повлекло за собой возрастание массы до 12т. Чтобы хоть как-то уменьшить удельное давление, ленивец положили на грунт. Такое решение позволило повысить устойчивость машины. Для более надежной защиты силовой установки подвергли переделке и кормовую часть корпуса.
Первый прототип был создан на базе М2А4 в арсенале Рок-Айленд, и 5 июля 1940 года его приняли на вооружение под обозначением «легкий танк М3». Первые серийные М3 фирма «Америкен Кар энд Фаундри» выпустила в марте 1941 года, сразу по окончании производства М2А4.
Конструктивно новая машина повторяла своих предшественниц, вобрав в себя целый ряд недостатков, присущих американским танкам 30-х годов. Так, ширина ее лимитировалась размерами стандартного американского наплавного моста предвоенных лет. Высокий и короткий корпус не позволил разместить в башне артсистему калибром крупнее 37 мм. Узкие гусеницы, заимствованные у более легких машин, обусловили высокое удельное давление и ограниченную проходимость по слабым грунтам.
К основным достоинствам танка М3 следует отнести высокую эксплуатационную надежность и прекрасные динамические характеристики. Достаточно мощным было и вооружение, состоявшее из 37-мм пушки М6 и пяти 7,62-мм пулеметов «браунинг» М1919А4 (один спаренный с пушкой, второй курсовой, два в бортовых спонсонах и один зенитный).
В ходе серийного производства в конструкцию танка постоянно вносились изменения, главным образом технологические. Так, многогранная клепаная башня на машинах ранних выпусков уступила место аналогичной по форме, но сварной, а затем ее сменила так называемая «подковообразная» башня, боковые стенки которой состояли из одного гнутого броневого листа. На танках поздних выпусков корпус собирался с частичным использованием сварки. Со второй половины 1941 года на М3 устанавливался стабилизатор наведения 37-мм пушки в вертикальной плоскости.
В 1942 году в связи с нехваткой стандартных бензиновых авиамоторов «Континентал» W670-9A часть танков выпустили с дизельным двигателем «Гиберсон» Т-1020-4. Следует отметить, что дизельные танки не прижились в американской армии, они использовались главным образом в учебных целях и поставлялись на экспорт.
Всего же с марта 1941 года по август 1942 года было выпущено 5811 танков М3, из них 1285 с дизелем.
1676 танков (все с бензиновым двигателем) были отправлены по программе ленд-лиз в СССР, в 1942 году, из них фактически дошло 1233. 443 танка были потеряны вместе с судами северных конвоев. Так получилось, что на долю печально известного конвоя PQ-17 пришлась значительная партия этих танков, отсюда и такие большие относительные потери. Моряки конвоя, совместно с нашими специалистами, сопровождавшими танки, после того, как по прихоти британских адмиралов, остались без сопровождения боевых кораблей, были вынуждены использовать танки М3л и М3с при отражении воздушных налетов, благо угол возвышения орудий танков, стоящих на верхней палубе позволял это делать против низколетящих торпедоносцев.
Боевая служба в Красной Армии была не особенно долгой, танк применялся в основном не по прямому назначению – разведка и преследование противника, а в оборонительных боях, где превосходная скорость не дала себя знать, а танки несли большие потери. В целом танк оказался неплохим, несмотря на архаичную конструкцию, близкую легким танкам первой мировой войны и соответствовал нашему Т-70. 37 мм пушка так же не уступала нашей 45 мм пушке. При эксплуатации озабоченность вызывал капризный авиационный двигатель, весьма чувствительный к применяемой номенклатуре ГСМ. С лета 1943 года на Советско-германском фронте легкие танки постепенно начинают сходить со сцены, ввиду слабой вооруженности и защищенности.
Легкий танк М3л «Стюарт» 241-й танковой бригады. 30 сентября 1942 г. эта бригада за один день исчезла в пламени сражения к северо-востоку от Сталинграда
ТТХ легкого танка M3 «Генерал Стюарт» (М3л)
Боевая масса, т 12,7
Экипаж, чел. 4
Размеры
Длина корпуса, мм 4531
Ширина корпуса, мм 2235
Высота, мм 2640
Клиренс, мм 420
Бронирование
Тип брони стальная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 38 / 17°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 16 / 69°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 23—90°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 59°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 20°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 10°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0—14°
Борт башни, мм/град. 25 / 0°
Корма башни, мм/град. 25 / 0°
Крыша башни, мм 13 / 75—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм M6
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 53,1
Боекомплект пушки 103
Углы ВН, град. −10…+20
Прицелы M40A2
Пулемёт(ы) 5 Ч 7,62-мм Браунинг M1919A4
Подвижность
Тип двигателя радиальный 7-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 250
то же, кВт. 186
Скорость по шоссе, км/ч 61
Запас хода по шоссе, км 113
Запас хода по пересеченной местности, км 72
Удельная мощность, л.с./т 17,9
Тип подвески сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Ширина гусеницы, мм 194
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,60
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 1,8
Преодолеваемый брод, м 0,9
В этом и предыдущем посте использованы материалы и фото
с сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://www.battlefield.ru/
http://www.deol.ru/
http://zorka.boom.ru/
http://www.vn-parabellum.com/
http://www.bronetehnika.ru/
http://dic.academic.ru/
http://rkka.ru/
http://militera.lib.ru/
http://www.battleships.spb.ru/
http://www.panther1944.de/
http://www.mos-edu.ru/
http://lh6.ggpht.com/