-
Самолёты по ленд-лизу
Иностранные самолёты в советских ВВС (Ленд-Лиз)
Во время Великой Отечественной войны Англия и США поставили в СССР значительное число боевых, транспортных и учебных самолётов. Поставки начались во второй половине 1941 года и продолжались всю войну. Правда, ни по числу самолётов (примерно 14% от отечественного выпуска), ни по качественным показателям эта техника не могла оказать решающего влияния на ход борьбы в воздухе , но определённую роль она, безусловно, сыграла, и в нашей стране с благодарностью вспоминают помощь, оказанную союзниками, как знак единения в борьбе с общим врагом.
Истинные размеры (абсолютные и относительные) авиационного ленд-лиза в Советский Союз до сих пор малоизвестны.
По имеющимся данным за время войны по ленд-лизу Советским Союзом было получено истребителей — 13981 , бомбардировщиков — 3652 , гидросамолетов — 206, разведчиков-корректировщиков — 19, транспортных самолетов — 719, учебно-тренировочных самолетов—82. Всего 18659 самолетов. Крайне важно то, что эти самолеты появились в самое трудное для советских ВВС время. Так в 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей (около 10%).
Интересным аспектом поставок самолетов по ленд-лизу являлось ознакомление советских летчиков, инженеров, конструкторов с иностранной техникой, отличавшейся концепциями проектирования, конструкторскими традициями, иной, зачастую более передовой, технологией. Некоторые самолеты специально заказывались в небольшом количестве или единичных экземплярах для испытаний.
Истребители Р-39"Эйркобра" и Р-63"Кингкобра".
( в различных источниках встречаются: "Эйркобра" и "Аэрокобра". Пользуемся обоими вариантами))
Американский Р-39 "Эйркобра" - многоцелевой истребитель, производства авиакомпании Bell. Показал себя достаточно хорошо, хотя по скорости, скороподъемности и маневренности на малых и средних высотах уступал отечественным истребителям. В носовом отсеке располагалась пушечная батарея (пушка 37-мм), и два 12,7 мм пулемета. Двигатель самолета располагался за кабиной, вблизи центра тяжести самолета. Вращение на винт передавалось с помощью комплекса передаточных валов.
К концу второй мировой войны самолеты Р-39N и Р-39Q были основными истребителями, поставляемыми союзниками в СССР по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N с 1943г. воевал Александр Иванович Покрышкин.
Р-63 выглядит как увеличенный истребитель «Эйркобра», на самом деле это абсолютно новая конструкция, которая имеет превосходные скоростные качества на всех высотах.
Хотя было построено около 3300 самолетов различных модификаций, но к моменту, когда первые серийные экземпляры попали в ВВС США в октябре 1943 года, другие типы удовлетворили потребности ВВС во фронтовом истребителе. Поэтому большинство самолетов Р-63 стали доступны для приобретения по ленд-лизу, и советские ВВС удачно прихватили 2400 экз.
В США «Кингкобры» не вернулись. Большая часть Р-63 попала в полки уже после окончания боевых действий. Этот самый современный истребитель ленд-лиза занял после войны прочное место в советской авиации—это была самая массовая импортная машина. Уже после снятия Р-63 с вооружения боевых частей они еще надолго задержались в летных училищах как переходные машины: кое-где их видели даже в конце 50-х годов.
Непривычным было расположение двигателя - не в носовой части фюзеляжа, а за кабиной летчика, недалеко от центра тяжести. Винт же приводился во вращение посредством вала длиной около трех метров, который проходил под сиденьем летчика. Трехстоечное шасси с носовым колесом, что позволило летчикам совершать рулежку по земле на гораздо больших скоростях, взлетать и садиться даже на раскисший грунт, не боясь капотирования (опрокидывания самолета через нос), что было присуще практически всем истребителям 30-х и начала 40-х годов.
По бокам кабины были расположены двери, наподобие автомобильных. Правая дверь предназначалась для входа и выхода из кабины, а левая - служила только запасным выходом , рекомендовалось не пользоваться, так как на ней монтировалась часть радиооборудования. Стекла дверей можно было опускать на всех скоростях полета.
Приборные доски и арматура кабины "Аэрокобр" сильно отличались не только в зависимости от модификации, но и от серии самолета. Прицелы тоже были разные: некоторые - с прицельной рамкой, другие - без нее, прицельные кольца были нанесены непосредственно на лобовое стекло.. В задней части кабины размещалась мощная противокапотажная рама, защищающая летчика в случае опрокидывания самолета при посадке.
В 1942 г началось производство самой лучшей модификации "Аэрокобры" - Р-39Q На этом истребителе вместо четырех крыльевых пулеметов устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм . Р-39Q выпускались различными сериями. Были в их числе и специальные облегченные истребители (Р-39Q-10), на которых крыльевые пулеметы полностью отсутствовали.
Характеристики P-39Q 1941г.
Экипаж 1 чел.
Размеры: Размах крыла 10.36; Длина самолета, м 9.2 ; Высота самолета, м 3.8
Двигатель:12-ти цилиндровый V-образный V-1710-85 (Эллисон) 1420 л.с.
Массы и нагрузки, кг:Пустого самолета 2620; Пустого самолета 2620:Максимальная взлетная 3750
Летные данные: Максимальная скорость, км/ч 615; Время набора высоты 4500м, мин 5; Практический потолок, м 10620.
Вооружение
37-мм пушка и два 12,7мм пулемета в в носу и два в крыле, бомб на внешней подвеске, кг 227
Kingcobra P-63
Экипаж 1 чел.
Размеры:Размах крыла, м 11.68; Длина самолета, м 9.96; Высота самолета, м 3.84.
Двигатель: 12-ти цилиндровый V-образный V-1710-93 (Эллисон) 1325 л.с.
Массы и нагрузки, кг: Пустого самолета 2892; Максимальная взлетная 4763.
Летные данные : Максимальная скорость, км/ч 660; Дальность полета, км 3540
Р-39 Вид слева и справа.
Р-39 Слева: вид на 37-мм пушку и 12,7-мм пулемёт. Справа: Р-39 с подвесным баком.

На снимке: Герои Советского Союза, воевавшие на "Аэрокобрах" в 9 ГИАД - А. Клубов, Г. Речкалов, А. Труд и А. Покрышкин ( слева направо ).
На снимке:учебный экспонат самолёта.
На снимкее :учебно-тренировочный вариант(с двойным управлением-"спарка")

Самолёт Р-63 "Кингкобра". Внешне отличается 4-х лопастным винтом.

Самолёты Р-63 готовятся к отправке в СССР.Опознавательные знаки ВВС РККА уже нанесены.

Слева: Взлёт пары "Аэрокобр". Справа: В воздухе Р-63"Кингкобра".
Последний раз редактировалось AlexVas44; 06.06.2010 в 18:15.
-
Сказали спасибо AlexVas44 :
-
-
Самолёты по ленд-лизу
Истребители Curtiss P-40 "Tomahawk" и " Kittyhawk" (США)

Американский истребитель Кертисс Р-40, воевал на всех фронтах и состоял на вооружении военно-воздушных сил стран союзников, в том числе и авиации Красной Армии. В зависимости от модификации эти истребители носили боевые названия "Tomahawk" или "Kittyhawk", У нас названия этих самолетов и произносились, и писались по разному : "Киттихаук", "Киттихавк" или "Киттихоук", a "Tomahawk" просто переводился напрямую как "Томагавк".Эти обозначения стали традиционными в отечественной авиационной литературе.
Вообще у нас в стране все Р-40 после модификации Р-40Е обозначались в документах просто "Киттихаук". . Лишь по фотографиям исследователям можно определить модификацию машины, да и то не всегда.

Слева "Tomahawk" справа"Kittyhawk"
Первая партия была отгружена из США в сентябре 1941. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября - самолеты были куплены в Америке за золото. В эту партию входили 20 Р-40 самых первых серий (без всяких буквенных индексов), которые к этому времени использовались американцами только для учебных целей.Ещё 195 «Томагавков» прибыли в Архангельск в октябре 1941 года. Это были английские машины, от которых англичане при первой возможности поспешили избавиться. Полученные самолеты собирали на аэродроме, расположенном в 25 км от Архангельска.
В начале 1942 года прибыли первые «Киттихавки» и их американские аналоги Р-40Е, а также P-40F и К (313 машин), М (220 машин) и N (980 машин). В советских документах самолеты Р-40Е числились по прежнему «Томагавками», название «Киттихавк» стали применять лишь к следующим модификациям. Всего в Советский Союз отправили 2430 самолетов Р-40, но доставить удалось лишь 2097 машин. Больше всего - 939 машин - отправили в СССР в 1943 году.
Curtiss P-40E
Curtiss P-40K
К Р-40 отношение было далеко от восторга. «Томагавк» заметно уступал немецким истребителям как по скорости полета, так и по скороподъемности. К достоинствам машины относили удобную кабину с неплохим обзором вперед и в бок, фонарь с механизмом аварийного сброса, а также мощное вооружение. Маневренность у Р-40 была хуже чем у советских или немецких машин. Еще одним недостатком Р-40 был его ненадежный двигатель, особенно подверженный поломкам в условиях русской зимы. Еще чаще чем двигатель из строя выходил генератор, который повсеместно стали заменять советским генератором ГС-650.

Слева: Дважды Герой Советского Союза Б.Сафонов, командир 2 Гв.САП ВВС СФ , в Р-40Е. Одна из версий его гибели 30.05.1942г. - отказ двигателя. Справа: Кертисс Р-40 "Киттихаук" ВВС СФ.
У нас старались в первую очередь использовать плюсы этого самолета - мощное вооружение , большую дальность и продолжительность полета, живучесть, хорошее по советским меркам того времени радио- и приборное оборудование. Поэтому "Киттихауки" применяли там, где эти качества можно было реализовать - в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки.
Во второй половине войны большая часть "Киттихауков" была направлена в ПВО. Там они с 1942 были самым массовым после "Харрикейна" иностранным истребителем, а в 1945 опередили и "Харрикейн", и "Спитфайр IX" вместе взятые. Малопригодный для боя с вражескими истребителями "Киттихаук", за счет скорости и мощного вооружения мог эффективно бороться с бомбардировщиками противника. Большая продолжительность полета на крейсерском режиме позволяла барражировать над охраняемом объектом .
До конца войны уцелело 884 машины. После победы истребители Р-40 были сняты с вооружения и отправлены на слом.

В воздухе Kurtiss P-40 C "Kittyhawk".
Характеристики самолетов различных модификаций
Kittyhawk P-40F P-40K P-40L P-40M P-40N
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 10.16
Высота, м 3.76
Размах крыла, м 11.35
Площадь крыла, м² 21.92
Масса
Пустого, кг 2989 2903 2939 2932 2722
Взлетная, кг 3856 3810 3665 3629 2903
Максимальная взлетная, кг 4241 4536 4037 4037 4014
Силовая установка
PE Allison V-1710 - V-1650-1 73 V-1650-1 81 81, 99
Мощность, л.с. 1300 1325 1300 1200 1200
Летные данные
Максимальная скорость км/ч 586 595 595 579 552
на высоте, м 6096 6096 6096 6096 4572
Время набора мин 7.6 7.5 7.6 7.2 6.7
высоты, м 4572 4572 4572 4572 4572
Потолок, м 10485 8534 10973 9144 9449
Дальность, км 1127 1127 483 1127 1207
Максимальная дальность, км 2655 2575 2213 2575 2253
Вооружение
Пулеметы 12.7 мм, шт. 6 6 4 4 4-6
Последний раз редактировалось AlexVas44; 09.06.2010 в 17:29.
-
Сказали спасибо AlexVas44 :
-
-
Самолёты по ленд-лизу
Истребитель "Republic P-47 Thunderbolt" (США)

Р-47 был, наверное, самым необычным среди одномоторных истребителей периода войны. Взлетный вес его был почти вдвое больше» чем у типичных европейских истребителей.В СССР было поставлено 195 самолетов P-47D различных серий. Два из них — P-47D-10RE — в 1944 г. проходили всесторонние испытания в НИИ ВВС и в ЛИИ (апрель — май).
«Тандерболт» разочаровал советских летчиков-испытателей. Один из лучших инженеров-летчиков ЛИИ Марк Лазаревич Галлай так вспоминал о полете на Р-47:
- Уже в первые минуты полета я понял - это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, удобный, но - не истребитель. «Тандерболт» имел неудовлетворительную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плоскостях. Самолет медленно разгонялся - сказывалась инерция тяжелой машины. «Тандерболт» замечательно подходил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно.
Конструктивные и пилотажные достоинства Р-47 почти сводились на нет низкими летными данными, имеющими первостепенно важное значение в воздушном бою.
Строевые пилоты ВВС РККА также не оценили заокеанское чудо. Фактически «Тандерболт» повторял историю советского истребителя МиГ-3 - превосходного воздушного бойца на большой высоте и неуклюжего у земли. Такой самолет в ВВС РККА в годы войны оказался невостребованным. В Красной Армии все высотные истребители «сплавляли» в авиаполки ПВО. Сначала такая участь постигла МиГ-3, затем ленд-лизовские «Спитфайры» и наконец «Тандерболты».
В советских ВВС «Тандерболт» не мог эффективно выполнять, по существу, ни одной из тактических задач, решаемых советскими истребителями

По этим снимкам можно судить о размерах истребителя.
Первые истребители «Тандерболт» P-47D-22-RE прибыли в августе 1944 г.ВВС РККА дорабатывали (или вообще меняли) радиостанции «Тандерболтов» под частоты, используемые в советской авиации; ответчики радиолокационной системы опознавания «свой - чужой» снимались за ненадобностью. Опознавательные знаки перекрашивались - наносились красные звезды с бело-красной каймой. На предназначенных для поставки в СССР P-47D-27-RE красные звезды наносились на заводе фирмы Рипаблик в тех же местах и тех же размеров, что и опознавательные знаки ВВС США, зачастую красную звезду рисовали в белом круге.
До окончания войны в Европе истребители Р-47 так и не появились на вооружении фронтовых частей ВВС РККА. Почти все «Тандерболты» поступали в истребительные авиаполки ПВО.
Р-47 не долго оставались на вооружении . Согласно соглашению о ленд-лизе большинство самолетов вернули американцам. «Тандерболты» сосредоточили на аэродроме Стрый (80 км юго-западнее Львова), где их и передали представителям США. Американцы посчитали экономически нецелесообразным тащить назад груду ставших ненужными истребителей. Было принято решение привести самолеты в непригодное к полетам состояние, в качестве инструмента для такой работы лучше всего подошли танки. Уничтожение «Тандерболтов» заняло много времени - всю зиму 1945-46 г.г.

ЛТХ:
Модификация P-47D-15-RE
Размах крыла, м 12.42
Длина, м 10.99
Высота, м 4.44
Площадь крыла, м2 27.87
Масса, кг
пустого самолета 4964
нормальная взлетная 7002
максимальная взлетная 7998
Тип двигателя 1 ПД Pratt Whitney R-2800-63 Double Wasp
Мощность, л.с.
взлетная 1 х 2000
кратковременно максимальная 1 х 2300
Максимальная скорость , км/ч 665
Крейсерская скорость , км/ч 542
Практическая дальность, км
без ПТБ 1410
с ПТБ 2897
Максимальная скороподъемность, м/мин 831
Практический потолок, м 11800
Экипаж 1
Вооружение: шесть-восемь 12,7 мм пулеметов Colt-Browning М-2 с боекомплектом 425 или 267 патронов
Максимально до 1135 кг бомб: две 454-кг бомб под крыльями и одна 227-кг бомба под фюзеляжем или 227-кг бомбы
Последний раз редактировалось AlexVas44; 09.06.2010 в 17:30.
-
-
-
Самолёты по ленд-лизу
Истребитель " Hawker Hurricane Mk.II" ("УРАГАН" Великобритания)

30 августа премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил Сталину 200 истребителей «Харрикейн» в рамках помощи по ленд-лизу. Эти истребители должны были дополнить уже отправленные 200 машин Р-40 «Томагавк».
28 августа 1941 года на аэродроме Ваенга под Мурманском приземлились 24 «Харрикейна Mk IIB» . Вскоре к ним присоединились 15 истребителей, доставленных морем. Группа английских летчиков достаточно успешно взаимодействовала с советскими истребительными полками, вылетая не только для прикрытия морских конвоев, но и на сопровождение советских бомбардировщиков.
В конце сентября англичане вернулись домой. Перед отъездом четверо пилотов были представлены к ордену Ленина. 37 «Харрикейнов» остались в СССР. Из этих самолетов сформировали 78-й ИАП, который возглавил Борис Сафонов. Осваивать «Харрикейны» советским пилотам и техникам помогали английские специалисты.

Слева направо: Английские лётчики "Харрикейнов" перед вылетом на советском аэр.Ваенга-2. Б.Сафонов на принятом от англичан "Харрикейне".
"Харрикейн" представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Фюзеляж имел ферменную раму из стальных труб с косыми расчалками. В передней части фюзеляжа обшивка была выполнена из фанеры, в задней - из пропитанного лаком полотна. Крыло на большинстве самолётов было цельнометаллическим с дюралевой обшивкой. . Шасси убирающееся.Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Роллс-Ройс "Мерлин" с трёхлопастным двухшажным воздушным винтом .Под крылом могли подвешиваться 2 ПТБ по 166 л. Кабина пилота закрытая. . Состав вооружения менялся в зависимости от модификации.

Всего в СССР поставлено 3082 самолёта различных модификаций.В некоторые месяцы их поступало в СССР относительно больше, чем в Англию и страны Содружества. Первые самолёты поступили на вооружение ВВС Северного флота и 6-го истребительного авиакорпуса (Московская зона ПВО). Позже "Харрикейны" появились и на других участках фронта. С 1943 года они были сосредоточены в авиации ПВО. Самолёт находился на вооружении РККА до конца 1945 года (как и в Великобритании).
Специалисты,занимавшиеся приемкой английской техники, отмечали, что многие истребители (не в пример прибывшим из США) нуждались в доукомплектовании и ремонте. Встречались машины, налет которых перевалил за 100 часов. Особенно возмутила советских рабочих, вскрывавших ящики, красовавшаяся на бортах и фюзеляжах некоторых "Харрикейнов" даже незакрашенная финская свастика.
Не вызвали большого восторга и летные характеристики. По данным испытаний, оперативно проведенных в НИИ ВВС (ведущим инженером был В.Ф.Болотников, участвовавший в приемке первых "Харрикейнов"), по скорости "Ураган" - так переводится название истребителя на русский язык - занимал промежуточное положение между И-16 и Як-1. Своему основному противнику на Севере - немецкому Мессершмитту Bf 109E - он уступал в скорости на малых и средних высотах (на 40-50 км/ч) и в скороподъемности. Лишь на высотах 6500-7000 метров их возможности становились примерно равными.
Временами потеря боеспособности "Харрикейнов" достигала ужасающего уровня. Весной 1942 г. из-за отсутствия ряда деталей и узлов из 18 "Харрикейнов" 488-го иап в воздух могли подняться лишь два. А в ноябре 1942 г. 122-я иад, прикрывавшая Мурманск, из 69 своих самолетов могла рассчитывать на три боеспособных истребителя.
Однако, не стоит выставлять "Харрикейн" лишь в черном свете. У этого истребителя обнаружились и вполне определенные достоинства. Несмотря на некоторую громоздкость самолет оказался прост и послушен в пилотировании. Невелика была нагрузка на ручку, эффективен триммер руля. "Харрикейн" легко и устойчиво выполнял различные фигуры, будучи вполне доступен летчикам средней квалификации, что было немаловажно в условиях военного времени. Понравилась нашим пилотам и просторная кабина с хорошим обзором. Большим плюсом была полная радиофикация поступивших "Харрикейнов"
По сравнению с И-15бис и, тем более, с И-5, "Харрикейн" был чудом современной техники. Но даже с учетом всех плюсов итог был однозначен - "Харрикейн" значительно уступал истребителям противника .

Командующий ВВС СФ генерал-майор авиации Кузнецов А.А. лично проверяет лётные возможности "Харрикейна".
Лётно-технические характеристики
Модификация Hurricane Mk.II
Размах крыла, м 12.19
Длина, м 9.81
Высота, м 3.99
Площадь крыла, м2 23.92
Масса, кг
пустого самолета 2566
нормальная взлетная 3422
максимальная взлетная 3649
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Merlin XX
Мощность, л.с. 1 х 1260
Максимальная скорость , км/ч 529
Практическая дальность, км 1480
Боевая дальность, км 740
Максимальная скороподъемность, м/мин 838
Практический потолок, м 11125
Экипаж 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда или двенадцать 7.7-мм пулеметов в ранних модификациях.

На «Харрикейнах» летали многие советские асы. 31 мая 1942 года пилот 4-го ИАП Амет-Хан Султан, израсходовав боекомплект, таранил под Ярославлем разведывательный Ju 88.На "Харрикейне" совершили тараны также: Костиков, Негуляев С.П., Пичугин Е.И., Пичугин С.С.

В заключение можно сказать, что "Харрикейн" внес свою посильную лепту в историю Великой Отечественной войны и, в конечном счете, тоже способствовал достижению общей Победы.
Последний раз редактировалось AlexVas44; 10.06.2010 в 10:39.
-
Сказали спасибо AlexVas44 :
-
-
Самолёты по ленд-лизу
Истребитель Supermarine Spitfire ("ОГНЕВЕРЖЕЦ"Великобритания)
Один из самых популярных истребителей второй мировой войны.Советские авиационные специалисты впервые познакомились с истребителем «Спитфайр» в марте 1941 г., когда в Германии работала последняя закупочная комиссия. Летчик-испытатель С. П. Супрун совершил тогда два полета на «Спитфайрс» IA, который был вылущен в августе 1939 г. и представлял собой немецкий трофей. По заключению С. П. Супруна, «Спитфайр» IA имел целый ряд достоинств: хорошие летные данные. простота техники пилотирования, мощное вооружение, доступен летчикам со средним уровнем подготовки, а зачастую и ниже. Прекрасная аэродинамика и малая нагрузка на крыло делали самолёт маневренным на горизонталях и обеспечивали хорошие взлетно-посадочные характеристики.
В сентябре 1941 года, уже на официальном уровне, на переговорах в Москве, был поднят вопрос о поставках "спитфайров" в Советский Союз вместо "харрикейнов". Но тогда наши просьбы были отклонены англичанами. Формальная причина: "Спитфайр" на "секретном листе"; а реальная - этих самолетов не хватало самой британской авиации.

Первые "спитфайры" разведывательной модификации P.R. Mk.lV появились на аэродроме под Мурманском в сентябре 1942 года. Три машины, пилотируемые английскими летчиками, участвовали в обеспечении проводки союзного морского конвоя PQ-18. По окончании операции самолеты оставили в СССР и передали в 118-й отдельный разведполк авиации Северного флота. По оценкам наших летчиков, P.R. Mk.lV обладал высокой скоростью и хорошей маневренностью, был прост в пилотировании. По высоте полета он превосходил все истребители противника. Эти самолеты у нас эксплуатировались в условиях отсутствия запчастей. Наземный персонал проявлял чудеса изобретательности: чтобы продлить срок службы разведчиков, ставилось отечественное оборудование, подгонялись запчасти от советских самолетов.

Слева:Носовая часть самолёта, виден вход в кабину -сдвижной фонарь и откидная боковая дверца. Справа: Оборудование кабины пилота.
После прямого обращения Сталина к Черчиллю в октябре 1942, Spitfire Vb был поставлен СССР из ближневосточных резервов. К марту 1943 года 143 переброшенные машины ввели в строй. Эти истребители были изрядно потрепаны в боях. Никакой технической документации к ним не прилагалось, и нашим специалистам не просто было ввести их в строй. Одни из них действовали вдоль черноморского побережья Кавказа, другие защищали Москву. В 1943году пилоты Luftwaffe были удивлены, встретив Spitfire в боях под Орлом.
Характеристики Spitfire Mk. V
Экипаж 1 чел.
Размах крыла, м 11,23
Длина самолета, м 9,12
Высота самолета, м 3,48
Двигатель.
12-ти цилиндровый V-образный Rolls-Royce Merlin 45, 50, 55 1585 (1470)л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2250
Нормальная взлетная, кг 2830
Максимальная взлетная, кг 3810
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 605
Скороподъемность м/мин 1650
Практический потолок, м 11280
Практическая дальность, км 1830
Вооружение
8Х7,69-мм пулеметов, или 2Х20мм пушки и 4X7.69-мм пулемета
По мощи секундного залпа (3,54 кг/с) F.Mk.VB превосходил все советские истребители до конца 1943 года, но при расположении стрелково-пушечного вооружения в крыле вероятность попадания при стрельбе меньше, чем в случае центральной установки оружия. В справедливости такого вывода советские летчики убедились еще в боях на Кубани — при атаке противника с предельно малых дистанций кучность огня «Спитфайра» была недостаточной, поскольку пули и снаряды сходились гораздо дальше.
На рисунке: "Спитфайр" MkVb из состава 57 ГИАП.1943г.
В сентябре 1943 года на Север опять прилетела группа английских разведчиков P.R.Mk.lV. Их целью был Альтен-фьорд, где базировались германские линкоры "Тирпиц" и "Шарнхорст". Но англичанам отыскать их стоянку не удалось. Эту задачу 12 сентября успешно выполнил командир эскадрильи Л.И. Ельнин на "Спитфайре". На основании разведданных, полученных советским летчиком, британские подлодки на некоторое время вывели "Тирпиц" из строя. Английские пилоты отправились домой, а их самолеты остались в составе 118-го полка и использовались до конца войны.
Еще одной модификацией стал "Спитфайр" Мк. IX.С февраля 1944 г. Spitfire IX начали отправляться в Советский Союз. Первые шесть "девяток" прибыли в Басру на транспорте "Сити оф Истборн". Это были старые, прошедшие ремонт машины. Шли они через Ирак и Иран и наши северные порты. Потом начали прибывать и новые, прямо с заводов, самолеты.
Но на малых и средних высотах "девятка" серьезно уступала отечественным истребителям. Например, в скорости у земли проигрывала Ла-7 целых 100 км/ч. Поэтому использование "спитфайров" на фронте признали нецелесообразным.Учитывая сильное вооружение и хорошие высотные данные, часть машин направили в истребительные полки ПВО, прикрывавшие Москву и Ленинград.
Как недостаток : была неустойчивость при рулежке на слабоподготовленных фронтовых аэродромах (самолет строился из расчета на бетонированные полосы).
Поставки "спитфайров" завершились уже после окончания войны в Европе: судно "Саннитиан" пришло 12 июня 1945 г. с 53 "девятками" на борту.
Всего в нашу страну ввезли 1185 Spitfire IX.

На снимке : Подготовка "Спитфайров" в Иране перед перегоном их в СССР.
Характеристики Spitfire IX
Экипаж 1
Силовая установка
Rolls-Royce Merlin 66, л.с. 1575
Веса и нагрузки
Вес пустого 2556 кг
Максимальный взлетный 4309 кг
Летные данные
Макс. скорость на высоте 25,000 ft (7620 м) 657 км/ч
Начальная скороподъемнсть 20,1 м/сек
Время набора высоты 20,000ft (6100 м) 5,7 мин
Практический потолок 13106 м
Радиус с внешними баками 698 км
Вооружение
2 X 20-мм пушки и 2 X 12.7-мм пулеметов в крыле 2+2

На снимке: Spitfire Mk.IX
В СССР "Спитфайр" не оставил такого яркого следа, как, например, американский истребитель Р-39 "Аэрокобра". Относительный неуспех "спитфайров" на советско-германсном фронте объясняется просто: самолет создавался для средних и больших высот - именно на них истребителям Королевских ВВС приходилось отражать налеты люфтваффе на Британию. Советская же истребительная авиация работала в основном на малых высотах (до 3000-4000 м), прикрывая свои наземные войска и сопровождая фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Таким образом, британские и советские истребители создавались для совершенно разных боевых задач.Однако в конце войны и в первые послевоенные годы он стал единственным высотным истребителем в системе ПВО страны.
После войны "Спитфайры" еще несколько лет служили советской авиации - до 1947-1948 гг.(кое-где и до 1951 г.),во многом способствовал подготовке пилотов, летавших на нем, к переходу на реактивные истребители первого поколения.
Последний раз редактировалось AlexVas44; 10.06.2010 в 12:19.
-
2 Сказали спасибо AlexVas44:
Misantrop (10.06.2010), Мрачный (10.06.2010)
-
-
Самолёты по ленд-лизу
Бомбардировщик Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston ( США )
Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston— семейство самолётов, включавшее штурмовик, лёгкий бомбардировщик и ночной истребитель, во время Второй мировой войны состоял на вооружении ВВС США, Великобритании, Советского Союза и других стран. В ВВС стран Содружества известен под именем «Бостон». В ВВС США принят на вооружение под обозначеним А-20 Havoc(Разрушитель)

Американский бомбардировщик Дуглас А-20 (он же "Бостон") является одной из известных машин, поставлявшихся по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Эти самолеты успешно применялись советскими летчиками как бомбардировщики, разведчики и тяжелые истребители. Особенно велика была роль в морской авиации, в первую очередь - в минно-торпедных полках.
Интересно, что будущий "Бостон" начал проектироваться в 1936 г. как штурмовик-бомбардировщик .
Самолет A-20 «Бостон» был самым распространенным иностранным бомбардировщиком в советской авиации. В Советском Союзе их было больше, чем в ВВС армии США.
А-20 пользовался отличной репутацией у пилотов как быстрый, маневренный, имеющий большую бомбовую нагрузку самолет с комфортными условиями работы экипажа, и провоевал в советских частях до конца войны. Всего американцы построили 7385 самолетов А-20 различных модификаций, 3128 из них отправили в СССР.
ЛТХ:
Модификация A-20C
Размах крыла, м 18.69
Длина, м 14.63
Высота, м 5.36
Площадь крыла, м2 43.20
Масса, кг
пустого самолета 7250
нормальная взлетная 12338
Тип двигателя 2 ПД Wright R-2600-23 Сyclone 14
Мощность, л.с. 2 х 1600
Максимальная скорость , км/ч 510
Крейсерская скорость , км/ч 370
Практическая дальность, км 1650
Практический потолок, м 7620
Экипаж 3
Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов переднего огня ,
два 12,7-мм пулемета в турели с электроприводом и
один 12,7-мм пулемет для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа;
до 1814 кг бомб.
A-20A стал первым самолётом семейства принятым на вооружение.Вооружение самолёта состояло из 4-х пулемётов Кольт-Браунинг калибра 7.62 мм, установленных попарно в носу самолёта, 2-х пулемётов в кабине стрелка и ещё один пулемёт для обороны заднего нижнего сегмента был установлен в полу кабины стрелка. Из бомбового вооружения следует отметить возможность применения «парафрагов» — 11-кг парашютных осколочных бомб.
В 1942 г. силами полевых мастерских некоторые самолёты были переделаны в вариант Ганшип (англ. Gunship) — место бомбардира было заменено батареей из четырёх 12,7-мм пулемётов «Браунинг». Позднее аналогично переделывались новые A-20B и A-20C.
A-20B. Внешне самолёт отличался от A-20A остеклением носовой части и нёс более мощное стрелковое вооружение — в носу и в кабине стрелка были установлены по два крупнокалибирных пулемёта калибра 12.7 мм.
665 самолётов были переданы Советскому Союзу.

А-20G стал самой массовой модификацией — начиная с февраля 1943 г. было выпущено 2850 самолётов, из которых бо́льшая часть была поставлена в СССР.
Самолёт получил мощное пулемётно-пушечное вооружение, установленное в носу — четыре 20-мм пушки М-1 (боекомплект 60 выстрелов на ствол) и два .50 in (12.7-мм) пулемёта «Кольт-Браунинг» (500 выстрелов на ствол) на первых 250-ти машинах, заменённые на батарею из шести пулемётов на последующих, экипаж был сокращён до двух человек (пилот и задний стрелок). В качестве оборонительного вооружения самолёт получил закрытую турель фирмы «Мартин» с двумя 0.50 in (12.7-мм) пулемётами «Кольт-Браунинг» (боекомплект 400 выстрелов на ствол).. Ещё один .50 in пулемёт «Кольт-Браунинг» устанавливался в полу кабины стрелка. Такое вооружение из девяти пулемётов «Кольт-Браунинг» стало стандартом для всех последующих A-20.

«Бостоны» заслужили отличную репутацию у наших летчиков. Эти машины обладали хорошими по тому времени летными качествами. Они могли конкурировать с немецкой техникой в скорости и маневренности». Когда "Бостоны" появились на советско-германском фронте, они обгоняли наши новые Пе-2. Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, очень важны становились пилотажные качества самолета. Здесь «Бостон» был превосходен — прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах.
Первые A-20G появились на советско-германском фронте летом 1943 г. A-20G стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим самые разные функции — дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика — по своему основному назначению!
Место штурмовика в нашей авиации прочно занял Ил-2, a A-20G оказался вытесненным в другие области применения. Особое место занимал "Бостон" в роли торпедоносца, минного заградителя и топмачтовика. За годы войны он стал, пожалуй, основным самолетом нашей минно-торпедной авиации, серьезно потеснив Ил-4.

На снимках: Пилот Е.Д. Мамаева-Безменова готовится к вылету. Заместитель командира 221 БАД 16 ВА майор Г.А. Осипов с техниками и механиками.
Последние бомбы во второй мировой войне, по-видимому, сбросили пять A-20G 36-го минно-торпедного полка, 18 августа 1945 г., разрушившие железнодорожный мост в Корее.
У нас "Бостоны" продержались на вооружении дольше, чем в США и Великобритании. Всего за 1942 - 1945 гг. авиация ВМФ получила 656 иностранных торпедоносцев, которые к концу войны составили 68 процентов минно-торпедной авиации.
Уже после завершения кампании на Дальнем Востоке части морской авиации продолжали заменять Ил-4 на А-20. Так, осенью 1945 г. перевооружили 2-ю мтад на Камчатке. В первые послевоенные годы A-20G бесспорно являлись основным типом торпедоносца на всех флотах.
На Балтике A-20G встречались еще в 1950 гг. 9-й гвардейский полк на Севере, уже летая на реактивных Ту-14, до 1954 г. сохранял законсервированный комплект "Бостонов".

На снимке слева: 1946-47г.г. А-20 работает в интересах геологоразведки.
Для советских летчиков "Бостон" остался в памяти как один из лучших самолетов, поставлявшихся нам в годы войны союзниками.
-
2 Сказали спасибо AlexVas44:
Misantrop (10.06.2010), Мрачный (10.06.2010)
-
-
Самолёты по ленд-лизу
Бомбардировщик North American B-25 Mitchell (США)

B-25 был назван в честь пропагандиста приоритетного развития Американских ВВС Уильяма «Билли» Митчелла (William «Billy» Mitchell), и первая серийная машина поднялась в воздух 19 августа 1940 года.
Бомбардировщик Норт Америкен В-25 «Митчелл» поставлялся в 1941-1945 годах в СССР в значительном количестве (по ленд-лизу было поставлено 807 самолётов различной модификации, но восемь из них было потеряно при перелётах, в некоторых источниках -861 ед.) и. начиная с середины войны, составлял заметную часть парка Авиации дальнего действия (АДД).
В-25 превосходил А-20 по размерам и имел экипаж из шести человек - двух пилотов, штурмана, бомбардира, бортмеханика и хвостового стрелка. Бомбардировщик был скомпонован по схеме свободнонесущего двухмоторного моноплана с разнесенным оперением. Все было по самой последней моде - цельнометаллическая конструкция с работающей обшивкой, шасси с носовой стойкой, мощные моторы Райт R-2600-A58 по 1350 л. с. с винтами - автоматами, система антиобледенителей, сильное оборонительное вооружение.

Тактико-технические характеристики
* Экипаж: 6 (два пилота, штурман, бортинженер, стрелок-радист, стрелок)
* Длина: 16,1 м
* Размах крыла: 20,6 м
* Высота: 4,8 м
* Площадь крыла: 57 кв.м
* Вес пустого: 9580 кг
* Вес снаряженного: 15200 кг
* Максимальный взлетный вес: 19000 кг
* Двигатель: 2× Wright R-2600 «Cyclone» по 1850 л.с. (1380 кВт) каждый
* Максимальная скорость: 442 км/ч
* Крейсерская скорость: 370 км/ч
* Боевой радиус: 2170 км
* Перегоночная дальность: 4300 км
* Практический потолок: 7600 м
* Скороподъёмность: 4 м/с
* Пулемёты: 12× .50 дюймовых (12.7 мм)
* Бомбовая нагрузка: 2700 кг

На снимках: 1. В-25А . 2. Носовые пулемёты калибра 12,7мм В-25С.
В боевые части советских ВВС; «Митчеллы» попали лишь после открытия «Персидского коридора»—считавшейся более безопасной трассы поставок техники через Иран. Ведомые гражданскими экипажами из компании «Пан Америкен», самолеты летели из США через Бразилию, Атлантический океан, Африку и Ближний Восток.
Прибывшие бомбардировщики подверглись переоборудованию, поскольку у американцев в экипаж входили отдельно бомбардир (в носовой кабине) и отдельно штурман, сидевший за пилотами. У нас обе функции совмещал штурман и для него в носовую часть переносились все навигационные приборы. Устаревший бомбовый прицел «Вимперис», которыми комплектовали экспортные В-25, у нас снимали, заменяя отечественным ОПБ-1. Для повышения боевой живучести ввели систему наддува баков нейтральным газом.
К концу весны 1942 года на «Митчеллы» удалось перевооружить уже три полка, которые вошли в 1-ю Воздушную Армию. Во фронтовой авиации «Митчеллы» поработали недолго. На малых высотах довольно громоздкий В-25 вел себя инертно и представлял неплохую мишень для немецких зенитчиков. Потери начали расти. В итоге пришли к выводу, что использование В-25 по тактическим целям неэффективно и их передали в Авиацию дальнего действия.
В АДД можно было в полной мере использовать и большой радиус действия В-25, и отличное навигационное радиооборудование, и мощное вооружение, и значительную бомбовую нагрузку. По всем этим характеристикам он более соответствовал дальнему Ил-4, нежели нашим фронтовым бомбардировщикам.

На снимке: Группа лётчиков 13-го Гвардейского БАП Авиации дальнего действия,летавших на В-25.
Наши экипажи в первую очередь отмечали высокие пилотажные качества В-25. Он был доступен среднему летчику, не имел существенных недостатков во взлетно-посадочных характеристиках, путевой устойчивости, маневренности (последнее - конечно, с учетом веса и размеров машины).
Все это позволяло летчикам быстро переучиваться на новую машину. Переподготовка зачастую велась без отрыва от боевой работы. Даже не очень опытный летчик мог изучить В-25 за несколько дней.
Американский бомбардировщик не изматывал пилотов, как наш неустойчивый Ил-4, на котором практически ни на секунду нельзя было бросить штурвал. «Отрегулированный триммерами, самолет сам стремится сохранять заданное положение или восстанавливать его, в случае, если какая-то причина вывела его из этого положения».—это из отчета по испытаниям B-25.
Машина была прекрасно защищена стрелковым вооружением. Практически с любого направления врага встречали очереди крупнокалиберных пулеметов.
Разумеется, при эксплуатации В-25 встречались и кое-какие трудности. Как для всех самолетов ленд-лиза, поначалу для В-25 не хватало технических описаний, инструкций и прочей документации. В результате неправильного выбора режимов полета бывали случаи перегрева моторов, неэкономичного расхода горючего, что иногда приводило к вынужденным посадкам. Типичной поломкой было повреждение носовой стойки, встречались отрыв триммеров, отказы моторов и антиобледени-тельной системы. Существовали и производственные дефекты. Например, в октябре 1944 года наша военная приемка забраковала в Фэрбенксе около половины предъявленных B-25J из-за отказов карбюраторов. Но в целом В-25 являлся надежной и удобной в эксплуатации машиной.

На снимках: 1.Залп передних пулемётов. 2. Атака в море.
В-25 успешно провоевали у нас до самого окончания боевых действий. 16 апреля 1945 года подполковник Гордиловский, командир 250-го полка, сбросив связку разноцветных осветительных бомб, подал сигнал к штурму Зееловских высот под Берлином. Когда война в Европе подошла к концу, в строю ВВС', находились 497 «Митчеллов».
9 мая В-25 приняли участие в праздничной иллюминации Москвы, расцвечивая небо ракетами.
В августе 1945 года эти машины применялись в боевых действиях против Японии.
С окончанием войны и прекращением сроков действия программы ленд-лиза Советский Союз обязан был сдать самолеты обратно американцам. Обычно эта процедура сводилась к уничтожению техники под контролем американских представителей. В 1945-1947 годах часть машин действительно была уничтожена под надзором инспекторов из США. В частности, такие работы велись под Винницей. Бомбардировщики давили тракторами. Но эта участь постигла далеко не все «Митчеллы».
Перевооружение советской дальней авиации на В-25 продолжалось и после войны. Например, к 1946 году полностью оснастили этими машинами 330-й бомбар;щровочный полк в Бобруйске. Американские самолеты сохранялись там до перехода на Ту-4 в 1949 году. 14-я дивизия под Полтавой эксплуатировала В-25 до 1950 года. А вот смешанный корпус на Камчатке менял их уже на реактивные Ил-28 в 1953 году. В некоторых случаях «Митчелл» использовали как переходную машину при освоении Ту-4.
Небольшое количество самолетов в конце 1945 года передали в ГВФ. Ими обладала 2-я авиадивизия связи ГВФ в Мячково. Их эксплуатировали как грузовые и почтовые.
-
Сказали спасибо AlexVas44 :
-
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума