Показано с 1 по 22 из 22

Тема: Авиация ВС СССР ВОВ

Древовидный режим

  1. #15

    По умолчанию Самолёты по ленд-лизу

    Истребитель Supermarine Spitfire ("ОГНЕВЕРЖЕЦ"Великобритания)

    Один из самых популярных истребителей второй мировой войны.Советские авиационные специалисты впервые познакомились с истребителем «Спитфайр» в марте 1941 г., когда в Германии работала последняя закупочная комиссия. Летчик-испытатель С. П. Супрун совершил тогда два полета на «Спитфайрс» IA, который был вылущен в августе 1939 г. и представлял собой немецкий трофей. По заключению С. П. Супруна, «Спитфайр» IA имел целый ряд достоинств: хорошие летные данные. простота техники пилотирования, мощное вооружение, доступен летчикам со средним уровнем подготовки, а зачастую и ниже. Прекрасная аэродинамика и малая нагрузка на крыло делали самолёт маневренным на горизонталях и обеспечивали хорошие взлетно-посадочные характеристики.
    В сентябре 1941 года, уже на официальном уровне, на переговорах в Москве, был поднят вопрос о поставках "спитфайров" в Советский Союз вместо "харрикейнов". Но тогда наши просьбы были отклонены англичанами. Формальная причина: "Спитфайр" на "секретном листе"; а реальная - этих самолетов не хватало самой британской авиации.


    Первые "спитфайры" разведывательной модификации P.R. Mk.lV появились на аэродроме под Мурманском в сентябре 1942 года. Три машины, пилотируемые английскими летчиками, участвовали в обеспечении проводки союзного морского конвоя PQ-18. По окончании операции самолеты оставили в СССР и передали в 118-й отдельный разведполк авиации Северного флота. По оценкам наших летчиков, P.R. Mk.lV обладал высокой скоростью и хорошей маневренностью, был прост в пилотировании. По высоте полета он превосходил все истребители противника. Эти самолеты у нас эксплуатировались в условиях отсутствия запчастей. Наземный персонал проявлял чудеса изобретательности: чтобы продлить срок службы разведчиков, ставилось отечественное оборудование, подгонялись запчасти от советских самолетов.



    Слева:Носовая часть самолёта, виден вход в кабину -сдвижной фонарь и откидная боковая дверца. Справа: Оборудование кабины пилота.

    После прямого обращения Сталина к Черчиллю в октябре 1942, Spitfire Vb был поставлен СССР из ближневосточных резервов. К марту 1943 года 143 переброшенные машины ввели в строй. Эти истребители были изрядно потрепаны в боях. Никакой технической документации к ним не прилагалось, и нашим специалистам не просто было ввести их в строй. Одни из них действовали вдоль черноморского побережья Кавказа, другие защищали Москву. В 1943году пилоты Luftwaffe были удивлены, встретив Spitfire в боях под Орлом.

    Характеристики Spitfire Mk. V
    Экипаж 1 чел.
    Размах крыла, м 11,23
    Длина самолета, м 9,12
    Высота самолета, м 3,48
    Двигатель.
    12-ти цилиндровый V-образный Rolls-Royce Merlin 45, 50, 55 1585 (1470)л.с.
    Массы и нагрузки, кг:
    Пустого самолета, кг 2250
    Нормальная взлетная, кг 2830
    Максимальная взлетная, кг 3810
    Летные данные.
    Максимальная скорость, км/ч 605
    Скороподъемность м/мин 1650
    Практический потолок, м 11280
    Практическая дальность, км 1830
    Вооружение
    8Х7,69-мм пулеметов, или 2Х20мм пушки и 4X7.69-мм пулемета

    По мощи секундного залпа (3,54 кг/с) F.Mk.VB превосходил все советские истребители до конца 1943 года, но при расположении стрелково-пушечного вооружения в крыле вероятность попадания при стрельбе меньше, чем в случае центральной установки оружия. В справедливости такого вывода советские летчики убедились еще в боях на Кубани — при атаке противника с предельно малых дистанций кучность огня «Спитфайра» была недостаточной, поскольку пули и снаряды сходились гораздо дальше.


    На рисунке: "Спитфайр" MkVb из состава 57 ГИАП.1943г.

    В сентябре 1943 года на Север опять прилетела группа английских разведчиков P.R.Mk.lV. Их целью был Альтен-фьорд, где базировались германские линкоры "Тирпиц" и "Шарнхорст". Но англичанам отыскать их стоянку не удалось. Эту задачу 12 сентября успешно выполнил командир эскадрильи Л.И. Ельнин на "Спитфайре". На основании разведданных, полученных советским летчиком, британские подлодки на некоторое время вывели "Тирпиц" из строя. Английские пилоты отправились домой, а их самолеты остались в составе 118-го полка и использовались до конца войны.
    Еще одной модификацией стал "Спитфайр" Мк. IX.С февраля 1944 г. Spitfire IX начали отправляться в Советский Союз. Первые шесть "девяток" прибыли в Басру на транспорте "Сити оф Истборн". Это были старые, прошедшие ремонт машины. Шли они через Ирак и Иран и наши северные порты. Потом начали прибывать и новые, прямо с заводов, самолеты.
    Но на малых и средних высотах "девятка" серьезно уступала отечественным истребителям. Например, в скорости у земли проигрывала Ла-7 целых 100 км/ч. Поэтому использование "спитфайров" на фронте признали нецелесообразным.Учитывая сильное вооружение и хорошие высотные данные, часть машин направили в истребительные полки ПВО, прикрывавшие Москву и Ленинград.
    Как недостаток : была неустойчивость при рулежке на слабоподготовленных фронтовых аэродромах (самолет строился из расчета на бетонированные полосы).
    Поставки "спитфайров" завершились уже после окончания войны в Европе: судно "Саннитиан" пришло 12 июня 1945 г. с 53 "девятками" на борту.
    Всего в нашу страну ввезли 1185 Spitfire IX.


    На снимке : Подготовка "Спитфайров" в Иране перед перегоном их в СССР.

    Характеристики Spitfire IX
    Экипаж 1
    Силовая установка
    Rolls-Royce Merlin 66, л.с. 1575
    Веса и нагрузки
    Вес пустого 2556 кг
    Максимальный взлетный 4309 кг
    Летные данные
    Макс. скорость на высоте 25,000 ft (7620 м) 657 км/ч
    Начальная скороподъемнсть 20,1 м/сек
    Время набора высоты 20,000ft (6100 м) 5,7 мин
    Практический потолок 13106 м
    Радиус с внешними баками 698 км
    Вооружение
    2 X 20-мм пушки и 2 X 12.7-мм пулеметов в крыле 2+2



    На снимке: Spitfire Mk.IX
    В СССР "Спитфайр" не оставил такого яркого следа, как, например, американский истребитель Р-39 "Аэрокобра". Относительный неуспех "спитфайров" на советско-германсном фронте объясняется просто: самолет создавался для средних и больших высот - именно на них истребителям Королевских ВВС приходилось отражать налеты люфтваффе на Британию. Советская же истребительная авиация работала в основном на малых высотах (до 3000-4000 м), прикрывая свои наземные войска и сопровождая фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Таким образом, британские и советские истребители создавались для совершенно разных боевых задач.Однако в конце войны и в первые послевоенные годы он стал единственным высотным истребителем в системе ПВО страны.
    После войны "Спитфайры" еще несколько лет служили советской авиации - до 1947-1948 гг.(кое-где и до 1951 г.),во многом способствовал подготовке пилотов, летавших на нем, к переходу на реактивные истребители первого поколения.
    Последний раз редактировалось AlexVas44; 10.06.2010 в 12:19.

  2. 2 Сказали спасибо AlexVas44:

    Misantrop (10.06.2010), Мрачный (10.06.2010)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •