Севастопольские бронепоезда
ПРОЛОГ
Изучение доступных материалов, касающихся боевых действий бронепоездов на Крымском полуострове в 1941-44 годах показало, что большинство авторов, пишущих книги и помещающих статьи в интернете зачастую используют один или два первоисточника, но чаще просто используют статьи других авторов, повторяя их ошибки и домыслы, зачастую не проводя критического анализа. Это касается на только описания исторических событий, но и материальной части.
Неудачная попытка в статье о Флотском бронепоезде «Орджоникидзевец» заставила меня более тщательно изучит вопрос в более широком аспекте.
На сегодняшний день могу представить сообществу очередную попытку рассмотрения матчасти Севастопольских бронепоездов, вернее, попытки классификации и описания имеющихся на фотографиях бронеобъектов.
ЧАСТЬ 1. История.
Из ворот крымских заводов в помощь фронту вышло семь бронепоездов:
Бронепоезд «Войковец»
Летом 1941 года на металлургическом заводе им.Войкова в Керчи был построен бронепоезд «Войковец» в составе забронированного заводского паровоза Ов-4209 и двух платформ. Так как отсутствовало оборудование для расточки погонов башен, бронепоезд их не имел - пушки устанавливались на тумбах, за броневыми щитами. Во время боёв на Ишуньских позициях 1-4 октября 1941 года был повреждён и отведен на станцию Сарабуз для ремонта и охраны железнодорожной линии на участке Симферополь - Альма (ныне Почтовый). 24 октября 1941 года поддерживал бронепоезд «Орджоникидзевец» в боях под станцией Воинка (Воиновка [3] в районе Перекопа. 28 октября на станции станции Остряково (станция на участке Джанкой-Симферополь [2] на картах [3] обнаружить не удалось) принял оставшихся в живых членов экипажа бронепоезда «Орджоникидзевец», подорвавшегося на минах и сошедшего под откос недалеко от станции Курманы. В ночь на 30 октября железнодорожное полотно было разрушено авиацией. За два дня боев под станцией Альма 30 и 31 октября армейский бронепоезд №1 «Войковец» разгромил батальон пехоты противника, уничтожив две его роты, восстановил полотно. Когда мимо Альмы прошли части 25-й стрелковой дивизии, бронепоезд стал прикрывать их отход к Севастополю. У станции Шакул он вступил в бой с прорвавшимися частями противника и уничтожил в течение двух часов 8 орудий, 12 минометов и около батальона солдат. На бронепоезд обрушились вражеские самолеты. Когда был разбит паровоз и кончились боеприпасы, экипаж взорвал броневагоны и ушел в Севастополь. Экипаж был зачислен в состав бронепоезда «Железняков».
В экспозиции Керченского историко-культурного заповедника имеется модель этого бронепоезда, правда, весьма условная.
Бронепоезд № 74 «Керченский рабочий» («Смерть немецким захватчикам»)
История этого бронепоезда в ниже приведенной трактовке существует во всех возможных источниках, и имеет, похоже, одни корни, вероятнее всего [4].
В начале 1942 года на металлургическом заводе им.Войкова в Керчи был построен бронепоезд № 74 «Керченский рабочий». Для его постройки использовали заводской паровоз и вагоны, поднятые со дна бухты, а для вооружения - 75-мм орудия (скорее корабельные орудия Канэ). Бронепоезд не имел башен, а орудия стояли в казематах, позволяющих вести как настильный, так и зенитный огонь. Действовал на восстановленном участке железной дороги в пригородах Керчи как зенитная батарея. Погиб при боях за поселок Байкова 17 [1] (по другим данным 19 [4]) мая 1942 г., когда в бронеплощадку попал термитный снаряд и начали рваться боеприпасы. Командир бронепоезда Петр Кононенко принял решение - вышедшую из строя материальную часть уничтожить окончательно и машинист, старший сержант А.И.Ширшов взорвал состав.
Однако, не так давно в сети появилось иное, более полное и заслуживающее доверия, исследование [16], которое приведу в сокращенном варианте:
Строительство бронепоезда развернулось вскоре после начала оборонительных боев войск Крымфронта, отошедших в январе 1942 г. из под Феодосии и Владиславовки на Ак-Монайские позиции. Монтаж бронепоезда велся в депо железнодорожного цеха. Бронепоезд имел официальный номер 74, но в последующем ему было присвоено наименование «Смерть немецким захватчикам».
В состав бронепоезда входили паровоз серии «ОД», две четырехосные платформы типа полувагона, две четырехосные платформы с амбразурами в боковых стенках (скорее всего все четыре – это четырехосные полувагоны с металлическими бортами американской постройки 1915-1917 годов, Прим. авт.). К бронепоезду относилась одна двухосная платформа для противовоздушной обороны. Паровоз был закрыт навешенным каркасом из профильного металла, на который болтами крепились броневые щиты толщиной от 15 до 25 мм. Борта полувагонов обшивались вторым слоем металлических листов в 8-12 мм, пространство заполнялось бетоном. Таким образом, общая толщина стенки составляла 120-150 мм (скорее всего, вторая стенка крепилась к внешней с внутренней стороны полувагонов, Прим. авт.). На платформе каждого полувагона устанавливалось по 2 75-мм орудия с вращающимися на 360° башнями.
Двухосная платформа несла на себе два полуавтоматических зенитных орудия и два крупнокалиберных пулемета.
К концу апреля 1942 г. монтажные работы были закончены.
Командиром БЕПО № 74 был назначен майор Петр Филиппович Кононенко. В состав бронепоезда входил взвод разведки с двумя бронеавтомобилями (марка не уточняется, Прим. авт.), мотоциклами и мотодрезиной.
7 мая 1942 г. майор П. Ф. Кононенко принял бронепоезд под свое командование. В этот же день был осуществлён первый боевой рейс со стрельбой в районе Семи Колодезей. Несколько раз рейсы повторялись с удачным выходом из под ответного артналета противника.
18 мая 1942 г. в преддверии оставления противнику территории завода им. Войкова, где № 74 базировался, состав был заминирован и, в последний момент, под парами, пущен навстречу немецкому бронепоезду (вполне возможно, что этим бронепоездом был «Михель», либо смешанный состав из ранее повреждённых Севастопольских же бронепоездов, Прим. авт.)
Бронепоезд «Горняк»
Силами рабочих Кумыш-Бурунского железнорудного комбината был построен башенный бронепоезд «Горняк». Погоны башен изготовили на зуборезном станке «Пфаутер», закупленном перед самой войной в Германии. Личный состав бронепоезда был сформирован из добровольцев, рабочих железнорудного комбината. Бригаду машинистов создали из рабочих-добровольцев комбината - И.А.Бакланова, Н.И.Никитенко, С.М.Орлова. 25 сентября 1941г. бронепоезд был переброшен в Севастополь, где после модернизации и доукомплектования команды моряками он принял участие в обороне города.
Есть мнение, что на приведенной фотографии именно этот бронепоезд