Бронепоезд «Смерть фашизму!»
Железнодорожниками станции Сараголь (ныне станция Айвазовская) при непосредственном участии коллективов предприятий Феодосии был построен бронепоезд «Смерть фашизму!» в составе бронепаровоза Од-1694, двух четырехосных бронированных полувагонов, и контрольной платформы. Вооружение: 2 орудия, 2 миномета, 9 пулеметов.
Боевое крещение бронепоезд получил у Перекопа в районе Ишуни. Вероятнее всего погиб 1-4 октября во время боёв на Ишуньских позициях.
Бронепоезд «Севастополец»
Об этом бронепоезде автору ничего не известно, кроме факта постройки в октябре 1941 года и того, что он был первым в серии трех бронепоездов, выпущенных на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе [15]. А учитывая то, что во всех доступных источниках нет упоминаний об участии «Севастопольца» в боях на Перекопе, то можно предположить, что его на тот момент уже в Крыму не было, хотя это не факт.
Бронепоезд «Орджоникидзевец»
По инициативе железнодорожников станции Симферополь был забронирован паровоз Ов, а на Севморзаводе к нему изготовили бронеплощадки. (Это немаловажный момент – по бронировке паровоза возможно опознать и состав. Прим. авт.). В состав бронепоезда входила дрезина «Пионерка» [5]
По воспоминаниям М. И. Казакова из Луганска, командира отделения дальномерщиков (это косвенно говорит о том, что в составе бронепоезда могла быть бронеплощадка с надстройкой или отделением для дальномера, по типу площадки «Железнякова», Прим. авт.), бронепоезд имел четыре бронеплощадки на четырехосных платформах, бронированные борта и пол, корабельные 85-миллиметровые пушки (скорее всего корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм. Прим. авт.), минометы, пулеметы "максим", а так как состав для бронепаровоза серии Ов был тяжеловат, приходилось привлекать еще один, небронированный [4]. Бронепоезд был укомплектован моряками Черноморского флота, командир – капитан С.Ф.Булыгин.
24 октября советские войска начали контрнаступление на Ишуньских позициях. Из Севастополя им на помощь выдвинулся бронепоезд «Орджоникидзевец». 24 октября 1941 года «Орджоникидзевец» принял боевое крещение под станцией Ивановка [1,4,5] в районе Перекопа (скорее всего Воиновка [2,3].
В ночь на 28 октября бронепоезд «Орджоникидзевец» недалеко от станции Курманы [1,5] (скорее всего станция Курман-Кемельчи [3]) подорвался на минах и сошел под откос. Сняв пулеметы, оставшиеся в живых члены экипажа отходили с боями до станции Остряково [1] (станция на участке Джанкой-Симферополь [2] на картах [3] обнаружить не удалось), где их поджидал бронепоезд «Войковец».
Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ ("Железняков")
Бронепоезд «Железняков» был окончен постройкой 4 ноября 1941 года. В состав бронепоезда вероятнее всего входили: паровоз Ов, паровоз Эл-2500 (осевая формула 0-5-0) (вероятнее всего паровоз Эл был вспомогательным, а забронирован был Ов), четыре четырехосные площадки, три корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм, два зенитных орудия 76-мм обр 1902/1930, минометы, пулеметы. Он был назван «Железняков» в честь моряка Балтийского флота, героя Гражданской войны, командира бронепоезда Анатолия Железнякова. Командиром стал капитан Г.А.Саакян, комиссаром П.А.Порезови.
Вел активные боевые действия с 7 ноября 1941г., совершив 140 боевых рейдов на передний край, используя в качестве укрытий тоннели.
Г.А.Саакян командовал бронепоездом до своего ранения 8 декабря 1941 г., после чего его сменил Харченко Михаил Федорович.
Судя по документам, весной 1942 г. бронепоезд предполагалось перевооружить на 100-мм артустановки Б-24, но выполнено это не было.
Погиб 28 июня под рухнувшими во время очередного авианалета сводами Троицкого тоннеля. Оставшиеся в живых железняковцы, сняв пулеметы, продолжали драться с врагом в районе Килен-балки. Сопротивление продолжалось до 3 июля.
В июле-августе 1942 г. немцы расчистили Троицкий тоннель для движения своих поездов – в сентябре 1942 г. в Севастополь пришел первый поезд из Германии со стройматериалами для восстановительных работ. Часть извлеченных из под завала площадок была перевооружена полевыми 10,5 см гаубицами на переделанных лафетах и под именем "Принц Ойген" в 1943-44 г.г. вместе с бронепоездом "Михель" (немецкой постройки, вооружен 88-мм зенитными пушками (на известных фото этого бронепоезда таких орудий не видно, Прим. авт.) участвовал в боевых действиях на севере Крыма (Перекоп, Ишунь), а затем под Севастополем.
8(9) мая 1944 г. был взорван личным составом на железнодорожной станции Севастополь. В фондах Музея обороны и освобождения Севастополя есть фотографии бронепоезда сделанные уже после освобождения Севастополя [14] (автор данными материалами не располагает).
Кроме того, один из восстановленных немцами подбитых советских бронепоездов использовался для обороны Феодосийского порта и станции Владиславовка (17 км от Феодосии [3].
ЧАСТЬ 2. Фотоматериалы
На сегодняшний день мы имеем изображения:
1. Бронесостав №1.
Важная отличительная особенность бронировки площадок этого бронепоезда – узкий каземат и связанное с этим отсутствие угловых огневых точек, в боковых стенках казематов по две бойницы, «низкие» стенки артиллерийских площадок и обусловленные этим откидные листы, крышки защиты букс откидываются вверх на петлях.
Отличительные особенности площадок:
Торцевые стенки наклонные.
Состав вооружения: две корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-м
Торцевые стенки наклонные.
Состав вооружения: одна корабельная башенная установка 34-К с орудием калибра 76,2-мм и морская панорама или дальномер в надстройке.
На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке.
Торцевые стенки вертикальные с косынками.
Состав вооружения: два открыто установленных 76-мм зенитных орудия Лендера.
На представленном ниже фото собраны все фрагменты, безусловно относящиеся к данной бронеплощадке.