Дивизионные орудия
76,2-мм дивизионная пушка образца 1902/30 годов (модернизированная "трёхдюймовка")
76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902 г. была основой артиллерии Российской империи в начале XX века и активно использовалась в русско-японской войне, Первой мировой войне, гражданской войне в России и других межвоенных вооружённых конфликтах с участием стран, образовавшихся из бывшей Российской империи (Советский Союз, Польша, Финляндия и др.) Благодаря своим отличным характеристикам для эпохи Первой мировой войны это орудие не устарело и после её окончания.
Более того, 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902 года имела существенный резерв по улучшению своей огневой мощи. Поэтому она была оставлена на вооружении Красной Армии после окончания гражданской войны. В 1928 году Красная Армия имела на вооружении около 2500 артиллерийских орудий и большинство из них составляли 76,2-мм дивизионные пушки обр. 1902 г. В период 1927-1930 было испытано свыше двух десятков опытных пушек на базе орудия 1902 г. В конечном итоге была выбрана система КБ Пермского завода (г. Мотовилиха) разработанная под руководством Е. Н. Сидоренко. Фактически результатом модернизации стала наполовину новая пушка с существенно усиленной огневой мощью.
Модернизация включала замену ствола длиной в 30 калибров на новый с длиной ствола в 40 калибров; увеличение угла возвышения путём прорезывания окна в однобрусном лафете; установку уравновешивающего механизма и нового панорамного прицела. В результате этих улучшения дульная скорость достигла 662 м/с, угол возвышения с 17 градусов увеличился до 37 градусов и дальность стрельбы выросла с 8500 м до 13290 м. С 1931 года на новые пушки стали устанавливаться только стволы с длиной в 40 калибров, а 30-калиберные стволы сняли с производства. В середине 1930-х гг. на вооружение был принят 76,2-мм бронебойный снаряд массой 6,3 кг. Модернизированная пушка этим снарядом была способна пробить 56 мм брони на 500-м дистанции под углом 30 градусов относительно нормали к броне. На дистанции 1000 м при тех же условиях пробивалась броня толщиной 49 мм.
Однако модернизация не затронула лафет орудия (кроме прорезывания окна под казённую часть). У однобрусного лафета остались неизменными неподрессоренный колёсный ход и малый угол горизонтальной наводки. Этим существенно ограничивалось противотанковое применение орудия и его использование в быстрых манёвренных операциях — максимальная скорость транспортировки механической или конной тягой составляла всего 6-7 км/ч. Поэтому в 1930-х гг. велись интенсивные конструкторские работы по замене матчасти дивизионной артиллерии. В 1936 году на вооружение Красной Армии была принята новая 76,2-мм дивизионная пушка Ф-22 и со следующего года прекратилось производство дивизионной пушки обр. 1902/30 гг.
До начала и в первые месяцы Великой Отечественной войны 76,2-мм дивизионные пушки обр. 1902/30 гг. начали постепенно заменяться на более современные Ф-22, Ф-22УСВ и ЗиС-3. Однако артиллерийские батареи некоторых стрелковых полков Красной Армии имели на вооружении 76,2-мм пушки обр. 1902/30 гг. Также ими вооружались артиллерийские полки стрелковых дивизий во внутренних военных округах, но и там они были окончательно заменены на ЗиС-3, производимые в очень больших количествах.
Однако это артиллерийское орудие использовалось Красной Армией на начальном этапе Великой Отечественной войны.
На 1 июня 1941 г. в войсках имелось 2066 орудий образца 1902 г. и 2411 обр. 2902/30 гг.
ТТХ 76,2-мм дивизионной пушки образца 1902/30 г
Калибр, мм - 76,2
Длина ствола, клб - 40
Масса в боевом положении, кг - 1350
Масса в походном положении, кг - 2380
Углы обстрела
Возвышения (макс.), ° - 37
Снижения (мин.), ° - -3
Горизонтальный, ° - 5
Макс. дальность стрельбы, км - 13,29
Скорострельность, выстр./мин. - 10-12
76-мм пушка обр.1933 г.
В КБ Пермского завода под руководством Сидоренко была спроектирована 76-мм пушка обр.1933 г., полученная наложением 76-мм ствола в 50 клб с каморой пушки обр.1902 г. на лафет 122-мм гаубицы обр.1910/30 г. Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и казенника. Труба с натяжением вставлена в кожух, а казенник навинчен без натяжения на заднюю часть кожуха. Затвор поршневой, по устройству почти не отличался от затвора 122-мм гаубицы обр.1910 г.
Штатным боеприпасом 76-мм пушки обр.1933 г. служил патрон от 76-мм пушек обр.1902 и 1902/30 г. Но ствол пушки обр.1933 г. был прочнее и в боекомплект ее планировалось ввести патрон с 7,1 кг снарядом и дальностью стрельбы 14500 м.
Изменения в лафете очень мелкие. Гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник оставлены без изменений. Колеса деревянные от 122-мм гаубицы обр.1910/30 г., увеличена лишь со 120 мм до 140 мм толщина шины. В отдельных образцах пушки ставились на колеса от 152-мм гаубицы обр.1909 г. Подрессоривания не было. Передок был взят от 76-мм пушки обр.1902 г., но для облегчения веса системы в него укладывали только 20 патронов (5 лотков), вместо 36 (9 лотков), принятых для 76-мм пушки обр.1902 г. и 1902/30 г. Прицел был взят от 122-мм гаубицы обр.1910/30 г. нормализованный обр.1930 г..
Согласно Постановлению КО от 13.04.1933 г. Пермский завод в апреле-мае изготовил 6 опытных образцов пушки. Полигонные испытания пушки обр.1933 г. были проведены на НИАПе с 20 по 31 мая 1933 года. Причем стрельбы велись гранатами 6,5 кг и 7,1 кг. В августе 1933 года опытная батарея прошла войсковые испытания в Московской Пролетарской Стрелковой дивизии (МПСД).
23 сентября 1933 года Тухачевский распорядился: «Учитывая недостаточную дальнобойность 76-мм пушки обр.1902/30 г. считать необходимым впредь до окончания разработки новой дивизионной универсальной пушки произвести довооружение дивизий РККА дальнобойной 76-м пушкой обр.1933 г., для чего поставить производство этой системы на заводе Новое Сормово, скооперировав его с МЗМ»(Пермским заводом).
Всего было произведено около 200 пушек обр.1933 г. Причем лафеты делал Пермский завод, а стволы и окончательную сборку завод № 92 («Новое Сормово»).
ТТХ 76-мм пушка обр. 1933 г.
Калибр, мм - 76,2
Длина ствола полная, мм - 3821
Длина ствола полная, клб - 50,3
Угол ВН - -3°;+41°
Угол ГН - 4°40″
Система в боевом положении, кг - 1580-1600
Система в походном положении с передком, кг - 2350-2400
Скорострельность с исправлением наводки, выстр./мин - 8-10
Расчет, чел. - 4
Скорость возки по шоссе, км/ч - 5-6
Макс. дальность стрельбы, м - 14500
Ф-22 (76,2-мм дивизионная пушка обр. 1936 г.)
Пушка была разработана в конструкторском бюро под руководством В.Г. Грабина в 30-х годах, когда среди руководителей Наркомата обороны было немало сторонников идеи создания универсальной пушки, способной быть и противотанковой, и зенитной, и дивизионной. В.Г. Грабин был одним из немногих, кто понимал, что универсальная пушка тяжела и очень сложна по конструкции, что она не сможет быстро и легко перебрасываться с одной позиции на другую, не сможет сопровождать колесами наступающую пехоту. Однако единственное, чего ему удалось тогда добиться, это разрешение проектировать полууниверсальную пушку, которая вместо прицельного огня по самолетам способна вести лишь огонь заградительный. Эта пушка проектировалась под индексом А-51 (заводской индекс Ф-20). Под индексом Ф-22 бюро В.Г. Грабина в инициативном порядке спроектировало обычную дивизионную пушку. После состоявшихся в июне 1935 года показательных стрельб пушек различного назначения в присутствии руководителей ВКП(б) и правительства, а также высшего военного руководства РККА было проведено совещание, подводя итоги которого И.В. Сталин сказал, что надо прекратить заниматься универсализмом, и добавил: «Это вредно». Естественно, после такого предложения перед специализированной дивизионной пушкой Ф-22 была открыта дверь в будущее, однако руководители ГАУ настояли на снятии со ствола пушки дульного тормоза и уменьшении мощности пушки до уровня модернизированной 76,2-мм пушки образца 1902/30 гг. В таком «доработанном» виде пушка Ф-22 была принята на вооружение РККА под названием «76,2-мм пушка обр. 1936 г. (Ф-22)». Понимая, что мощность пушки обр. 1902/30 гг. для будущих сражений окажется недостаточной, в ходе подготовки к серийному производству пушки конструкторы так спроектировали ствол и подобрали такой материал для трубы и кожуха, чтобы в случае необходимости можно было расточить камору, то есть приспособить ее для большей гильзы и таким образом повысить начальную скорость снаряда, иначе говоря мощность пушки. Была предусмотрена также и возможность установки дульного тормоза для частичного поглощения или отдачи при выстреле.
Являвшаяся стандартным дивизионным орудием 76,2-мм пушка обр. 1936 г. (Ф-22) была установлена на лафете с двумя раздвигающимися в боевом положении станинами коробчатого сечения, что было новинкой для пушек этого класса. Новинкой было и применение полуавтоматического затвора, с помощью которого скорострельность была доведена до 15 выстрелов в минуту. Наличие раздвигающихся станин позволило увеличить угол горизонтального обстрела до 60°. Как дань идее универсализма пушка сохранила большой угол возвышения (+75°) для стрельбы по воздушным целям. На практике такая стрельба никогда не велась, но из-за большого угла возвышения пушка получилась относительно громоздкой. Недостатком пушки было и то, что привод подъемного механизма располагался справа, по другую сторону от привода горизонтальной наводки. Это существенно затрудняло стрельбу по движущимся целям при использовании орудия в качестве противотанкового.
Пушка Ф-22 была первым орудием, по своей подвижности полностью отвечавшим требованиям механизированных войск. Благодаря наличию подрессоривания и применению колес автомобильного типа ее можно было транспортировать механической тягой со скоростью до 30 км/ч.
Впервые пушка Ф-22 была успешно использована в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол и у озера Хасан. Пушки этого типа выпускались советской промышленностью с 1937 г. по 1939 г., когда они были заменены в производстве более совершенными пушками типа Ф-22УСВ или просто УСВ — усовершенствованная.
ТТХ Ф-22 (76,2-мм дивизионной пушки обр. 1936 г.)
Калибр, мм - 76,2
Длина ствола, калибров - 51,2
Начальная скорость снаряда, м/с - 706-690
Наибольший угол возвышения, град. - 75
Угол склонения, град. - -5
Угол горизонтального обстрела, град. - 60
Вес в боевом положении, кг - 1620
Вес в походном положении, кг - 282
Скорострельность, выстр./мин - 15
Наибольшая дальность стрельбы, м - 13620
Дальность прямого выстрела, м - 825
Бронепробиваемостъ при угле встречи 60 ° на дальности:
- 500 м, мм - 58
- 1000 м, мм - 52
Вес бронебойного снаряда, кг - 6,23-6,30
Ф-22УСВ (76,2-мм дивизионная пушка обр. 1939 г.)
При наличии бесспорных положительных качеств 76,2-мм пушка Ф-22 имела много нетехнологичных узлов и деталей и была слишком дорога в производстве. Это было одной из главных причин, по которым в 1938 году Главное артиллерийское управление Наркомата обороны поставило вопрос о создании новой 76,2-мм дивизионной пушки. В целях сокращения сроков проектирования новой пушки В.Г. Грабин принял решение использовать за основу ее конструкции пушку Ф-22. Это позволило разработать техническую документацию за четыре месяца (при создании Ф-22 им на это потребовалось восемь месяцев), а опытный образец был изготовлен через семь месяцев после начала проектирования (вдвое быстрее, чем опытный образец Ф-22). Достижению таких темпов способствовало то, что в новой конструкции использовалось около 50% узлов и деталей пушки Ф-22.
Как и базовая модель, новая пушка имела полуавтоматический клиновой затвор, однако в него был введен механизм принудительного экстрактирования стреляной гильзы, что гарантировало извлечение сколь угодно деформированной гильзы. Применение этого механизма было обусловлено тем, что при стрельбе французскими унитарными патронами, большие запасы которых сохранились еще с первой мировой войны, у пушки Ф-22 иногда наблюдалось неизвлечение стреляной гильзы из-за ее деформации. В боевой обстановке для дивизионного орудия это было равносильно гибели. Конструктивные изменения коснулись также тормоза отката, щитового прикрытия, верхнего и нижнего станков лафета, были установлены быстроходные подъемный и поворотный механизмы (как и у Ф-22, эти механизмы располагались по обе стороны ствола, их обслуживали два номера расчета, что усложняло ведение огня по подвижным целям. Этот недостаток был устранен лишь в конструкции следующей пушки В.Г. Грабина — ЗИС-3). Живучесть ходовой части лафета была повышена за счет использования подрессоривания с цилиндрическими пружинами вместо пластинчатых рессор. В ходовой части были применены унифицированные автомобильные колеса от грузовика ЗИС-5. Это позволило также повысить допустимую скорость транспортирования пушки до 35 км/ч.
Пушка успешно прошла заводские и войсковые испытания и осенью 1939 года была принята на вооружение Красной Армии под названием «76,2-мм дивизионная пушка обр. 1939 г. (УСВ)». Пушка была запущена в валовое производство, однако шла в производстве она недолго — только в течение 1940 года. На 1941 г. заказчик — Главное артиллерийское управление — не запланировал продолжение поставок пушек УСВ под тем предлогом, что мобилизационный план выполнен полностью. Но уже в августе 1941 года, через несколько месяцев после начала войны, тот же маршал Кулик, по настоянию которого были сняты с производства пушки калибра 45 и 76 мм, направил в Государственный Комитет Обороны заявку, в которой просил выделить для формирования новых стрелковых частей триста тридцать 45-мм противотанковых пушек и двести пушек калибра 76 мм. Как сообщал Кулик, таких пушек на базах ГАУ нет и получить их можно только с заводов вооружения...
ТТХ Ф-22УСВ (76,2-мм дивизионной пушки обр. 1939 г.)
Калибр, мм - 76,2
Длина ствола полная, мм - 3200
Длина ствола полная, клб - 42,1
Начальная скорость снаряда, м/с - 680-662
Наибольший угол возвышения, град. - 45
Угол склонения, град. - -6
Угол горизонтального обстрела, град. - 60
Вес в боевом положении, кг - 1470
Вес в походном положении, кг - 2500
Скорострельность, выстр./мин - 15
Наибольшая дальность стрельбы, м - 13290
Дальность прямого выстрела, м - 820
Бронепробиваемостъ при угле встречи 60 ° на дальности:
- 500 м, мм - 56
- 1000 м, мм - 49
Вес бронебойного снаряда, кг - 6,23-6,30
ЗИС-3 (76,2-мм дивизионная пушка обр. 1942 г.)
Полностью соответствовавшая тактико-техническим требованиям ГАУ и принятая на вооружение Красной Армии дивизионная пушка Ф-22УСВ по мнению самих разработчиков являлась лишь переходной моделью к более легкой и технологичной дивизионной пушке с использованием унитарного патрона пушки образца 1902/30 гг. Зная отрицательное мнение ГАУ по вопросу дальнейшего производства 76,2-м дивизионных пушек, В.Г. Грабин решил разрабатывать новую пушку в инициативном порядке, не информируя о работе над ней ни ГАУ, ни Наркомат вооружения.
Проектирование новой пушки было начато в конце 1940 г. после успешно проведенных испытаний 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Как и большинство противотанковых пушек, она была компактной, имела легкий и прочный лафет, который вполне мог быть использован при создании дивизионной пушки. В то же время для пушек Ф-22УСВ был разработан технологичный ствол с хорошими баллистическими характеристиками. Так что в принципе конструкторам осталось лишь наложить на лафет пушки ЗИС-2 ствол пушки Ф-22УСВ, снабдив его дульным тормозом для снижения нагрузок на лафет. Параллельно с проектированием пушки решались вопросы технологии ее производства, велась отработка изготовления многих деталей литьем, штамповкой и сваркой. По сравнению с УСВ трудозатраты при изготовлении одного такого орудия уменьшились в 3 раза, а стоимость пушки сократилась более чем на треть.
В начале 1941 года новая пушка, получившая заводское обозначение ЗИС-3, выдержала заводские испытания и... была спрятана под брезентом в углу опытного цеха.
Огромные потери в материальной части, понесенные советской артиллерией в первые месяцы Великой Отечественной войны, заставили советское правительство срочно восстанавливать производство 76,2-мм дивизионных пушек Ф-22УСВ. Кроме Приволжского завода, где располагалось конструкторское бюро В.Г. Грабина, такое задание в июле 1941 года получил и сталинградский завод «Баррикады» (первые 130 пушек УСВ были изготовлены здесь в сентябре 1941 года, а начиная с января и до подхода немецких войск к Сталинграду завод выпускал по 1000 пушек в месяц).
Понимая, что для восстановления боеспособности дивизионной артиллерии наиболее предпочтительным является запуск в производство ЗИС-3, а не УСВ, В.Г. Грабин пытался «легализовать» ЗИС-3, представив ее 22 июля 1941 года в Москве маршалу Кулику. Несмотря на то, что пушка произвела хорошее впечатление, Грабин получил указание вернуться на завод и давать больше тех пушек, которые идут в производстве, то есть УСВ.
Вернувшись на завод, Грабин по согласованию с директором завода Еляном принял фантастически смелое решение: запустить в производство ЗИС-3 под свою ответственность. Работа была организована таким образом, что детали ЗИС-3 изготавливались параллельно с деталями УСВ. При этом никто, кроме узкого круга посвященных, не знал, что в производство пошла новая пушка. Единственная деталь, которая могла вызвать подозрение, — дульный тормоз, — изготовлялась в опытном цехе.
Как и ожидалось, представители военной приемки отказались принимать «нелегальные» пушки без разрешения ГАУ, начальником которого в ту пору уже являлся генерал-полковник артиллерии Н.Д. Яковлев. Они направили соответствующий запрос в ГАУ, ГАУ длительное время медлило с ответом, в цехах скапливались все новые пушки ЗИС-3, и в конце концов начальник военной приемки на заводе И.Ф. Телешов дал команду принимать эти пушки.
Официально пушка была принята на вооружение Красной Армии лишь в начале 1942 г., когда Грабин, воспользовавшись удачной ситуацией, представил пушку И.В. Сталину. Сталин распорядился провести войсковые испытания пушки и по результатам принять соответствующее решение. В это время во фронтовых частях уже имелось не меньше тысячи пушек ЗИС-3.
Запуск в производство ЗИС-3 позволил организовать изготовление пушек поточным методом (впервые в мире) с резким увеличением производительности. Приволжский завод 9 мая 1945 года рапортовал партии и правительству о выпуске 100-тысячной пушки ЗИС-3, увеличив производственную мощность за годы войны почти в 20 раз.
На вооружении частей Красной Армии имелось три разновидности пушек ЗИС-3:
— Пушка с затвором от 57-мм противотанковой пушки с кнопочным спуском, кнопка которого помещается в маховике поворотного механизма.
— Пушка с упрощенным затвором и рычажным спуском, с углом возвышения 27°.
— Пушка с упрощенным затвором, но с предельным углом возвышения 37°.
Кроме того, между этими видами пушек существовали еще небольшие конструктивные различия.
Стрельбой из этих пушек решались следующие задачи:
— уничтожение живой силы противника;
— подавление и уничтожение огневых средств пехоты противника и его артиллерии;
— уничтожение танков и других мотомеханизированных средств противника;
— разрушение проволочных заграждений;
— разрушение амбразур долговременных огневых точек.
Основными снарядами для стрельбы из пушки ЗИС-3 являются дальнобойная осколочно-фугасная граната и бронебойный снаряд.
В соответствии с поставленными задачами могут быть использованы шрапнель, подкалиберный, кумулятивный (бронепрожигающий), зажигательный, дымовой и другие снаряды.
Наибольшая дальность стрельбы дальнобойной осколочно-фугасной гранатой ОФ-350 равна 13290 м. Дальность прямого выстрела при стрельбе дальнобойной осколочно-фугасной гранатой и бронебойным снарядом 820 м (при высоте цели 2 м).
При разрыве осколочно-фугасной гранаты образовывалось 870 убойных осколков с радиусом сплошного поражения 15 м (немецкий 75-мм осколочно-фугасный снаряд давал 765 осколков с радиусом сплошного поражения 11,5 м).
Натренированным расчетом перевод пушки из походного положения в боевое и обратно производится в 30-40 секунд. Пушку можно перевозить механической и конной (шестеркой лошадей) тягой. Для перевозки пушки применялись грузовые автомобили ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5 и другие. Перевозить пушку механической тягой разрешалось со скоростью: по шоссе до 50 км/ч, по проселочным дорогам до 30 км/ч, по бездорожью до 10 км/ч. Конной тягой пушка перевозилась со скоростью 8-10 км/ч.
76,2-мм дивизионная пушка обр. 1942 г. (ЗИС-3) успешно использовалась частями Красной Армии в течение всей Великой Отечественной войны. Эта пушка по праву оценивалась специалистами, в том числе и немецкими, как одна из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии. В послевоенное время она состояла на вооружении Советской Армии и армий многих других стран мира. Ее изображения и сегодня мелькают в кадрах видеорепортажей из горячих точек планеты.
ТТХ ЗИС-3 (76,2-мм дивизионной пушки обр. 1942 г.)
Калибр, мм - 76,2
Длина ствола, калибров - 40
Начальная скорость снаряда, м/с - 680
Наибольший угол возвышения, град. - 37
Угол склонения, град. - -2
Угол горизонтального обстрела, град. - 54
Вес в боевом положении, кг - 1200
Вес в походном положении, кг - 1850
Скорострельность, выстр./мин - до 25
Наибольшая дальность стрельбы, м - 13290
Дальность прямого выстрела, м - 820
Бронепробиваемостъ при угле встречи 60 ° на дальности:
- 500 м, мм - 70
Вес бронебойного снаряда, кг - 3,02-6,50
М-60 (107-мм дивизионная пушка образца 1940 года)
Осенью 1938 года КБ завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова было начато проектирование 107-мм пушек. Пушка разрабатывалась сразу в нескольких вариантах, получивших индексы М-25, М-45 и М-60. Пушки М-25 и М-45 представляли собой наложение 107-мм ствола на лафет 152-мм гаубицы М-10 (то есть были дуплексами); опытные образцы этих орудий прошли испытания, но по неизвестным причинам был выбран проект М-60, имевший заново разработанный лафет. М-60 также первоначально разрабатывалась в двух вариантах — с оттягивающимся при транспортировке стволом и с поворотом ствола на 180° при переходе в походное положение. В конечном итоге было отдано предпочтение первому варианту. Опытные образцы М-60 были построены в сжатые сроки, уже 13 декабря 1939 года после прохождения заводских испытаний они были доставлены на полигон. Полигонные испытания, закончившиеся 23 апреля 1940 года, выявили ряд недоработок системы; после их устранения орудие с 11 по 25 октября 1940 года успешно прошло войсковые испытания и было принято на вооружение РККА под официальным названием «107-мм универсальная дивизионная пушка большой мощности обр. 1940 г.».
Орудие было запущено в серийное производство на заводе № 352 в Новочеркасске. В 1940 году этим заводом было выпущено 25 орудий, в 1941 году — 101 орудие. Также в 1941 году М-60 выпускалась на пермском заводе № 172, всего было сдано 11 орудий.
Вскоре после начала войны серийное производство орудия было прекращено по следующим причинам:
- завод № 352 прекратил производство орудий в связи с подходом к Новочеркасску немецких войск;
- завод № 172 был занят мобилизационным заданием по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20;
- мощность орудия для противотанковых целей оказалась избыточной;
- из дивизионной артиллерии орудие было исключено, корпусная артиллерия осенью 1941 года вообще прекратила существование в связи с упразднением стрелковых корпусов;
- орудие было сложно в производстве и эксплуатации;
- наблюдался дефицит тягачей для тяжёлых орудий.
В связи с малочисленностью выпущенных орудий информации об их применении сохранилось очень мало. Вероятно, орудия этого типа применялись в боях 1941 года в составе артиллерийских бригад противотанковой обороны, хотя известно, что большинство таких бригад положенных по штату 107-мм пушек не имело. Имеются сведения об использовании М-60 в Курской битве в составе Центрального фронта.[8] При штурме Севастополя в 1944 году советскими войсками использовалось 6 пушек М-60.
ТТХ М-60 (107-мм дивизионная пушка образца 1940 года)
Калибр, мм - 106,7
Расчёт, чел. - 8
Длина ствола полная, мм - 4605
Длина ствола полная, клб - 43
Угол ВН - -4,5°; +45°
Угол ГН - 60°
Длина в боевом положении, мм - 7970
Высота (по дулу) в боевом положении, мм - 4200
Длина без передка в походном положении, мм - 8085/9350
Высота в походном положении, мм - 1920
Ширина хода, мм - 1750
Клиренс, мм - 315
Толщина щита, мм - 3,5
Вес системы в боевом положении (без передка), кг - ок. 4000
Вес системы в походном положении с передком, кг - ок. 4300
Скорострельность без исправления наводки, выстр./мин. - 6-7
Время перехода из походного положения в боевое, мин - 3
Скорость возки по шоссе, км/ч - 35
Вес бронебойного снаряда, кг - 18,71
Начальная скорость, м/с - 730
Бронепробиваемостъ при угле встречи 60 ° на дальности:
- 500 м, мм - 106
- 1000 м, мм - 99
- 3000 м, мм - 75
Вес дальнобойного осколочного снаряда, кг - 17,2
Начальная скорость, м/с - 737
Макс. дальность стрельбы, м - 18300
122-мм гаубица образца 1909/37 годов
В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времён Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и 122-мм гаубицу образца 1909 года. Проведённая в 1937 году на Пермском заводе модернизация заключалась в следующем:
- Расточена (удлинена) камора до размеров каморы 122-мм гаубицы обр. 1910/30 г.;
- Установлен нормализованный прицел;
- Упрочнён лафет;
- Боевая ось приварена к станку.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «122-мм гаубица обр. 1909/37 г.»
Производство гаубиц обр. 1909/37 г., судя по всему, не велось, все орудия были переделаны из 122-мм гаубиц обр. 1909 г., имевшихся в войсках. Переделка гаубиц производилась на Пермском заводе.
На 1 июня 1941 года гаубиц обр. 1909/37 имелось, по разным источникам, 778[1] или 881[2] либо 800[3] шт., для сравнения, новых гаубиц М-30 было 1667 шт. 122-мм гаубица обр. 1909/37 года активно использовалась в первый период войны, однако к середине войны это не очень многочисленное орудие из-за больших потерь встречалось в войсках в небольших количествах.
122-мм гаубица обр. 1909/1937 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:
- неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия
- устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной)
Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы. При выходе к огневым позициям танков противника 122-мм гаубицы обр. 1909/37 гг. становились полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим. В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса на тонну меньше, чем у М-30). По совокупности боевых качеств она незначительно уступала близкой по характеристикам 122-мм гаубице обр. 1910/30 г., в основном, из-за меньшей скорострельности.
ТТХ 122-мм гаубица образца 1909/37 годов
Калибр, мм - 121,92
Длина ствола, мм/клб - 1690/14
Угол ВН, град - от -1° до +43°
Угол ГН, град - 4°
Расчёт, чел. - 3 (7?)
Скорострельность, выстр/мин - 2
Скорость возки по шоссе, км/ч - до 7
Масса в походном положении, кг - 2480
122-мм гаубица образца 1910/30 годов
Орудие было получено путём модернизации русской 122-мм гаубицы образца 1910 года времён Первой мировой войны, изначально разработанной французской оружейной фирмой «Шнейдер». Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20° до +45° (при стрельбе полным зарядом и с углом возвышения менее 20° орудие опрокидывалось) выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа, гидравлическим тормозом отката и воздушно-гидравлическим накатником. Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует. Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные, но с 1936 года часть гаубиц получила металлические колеса с литыми резиновыми шинами. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 122-мм гаубицу образца 1910 года.Проведённая в 1930 году на Пермском заводе модернизация заключалась в следующем:
- Расточена (удлинена) на один калибр камора;
- Установлен нормализованный прицел;
- Упрочнён лафет;
- Упрочнён подъёмный механизм;
- Произведён ряд небольших изменений в противооткатных устройствах.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.»
Производство орудия велось на Пермском заводе с 1930 по 1941 год. Кроме нового производства, в гаубицы обр. 1910/30 г. было переделаны 762 гаубицы обр. 1910 г., то есть большинство имеющихся орудий этого типа. С 1940 года орудие заменяется в серийном производстве новой 122-мм гаубицей образца 1938 года (М-30).
До 1942 года 122-мм гаубица образца 1910/30 года была самой распространённой в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). С 1930 года она начинает активно вытеснять свою немодернизированную предшественницу из частей. На 1 октября 1936 года имелось 2383 гаубицы обр. 1910/30 гг. (в том числе требующих ремонта - 20, учебных - 5), и всего 44 гаубицы обр. 1910 г., из которых годных было лишь 2 орудия. Соответственно, гаубица принимала активное участие во всех предвоенных конфликтах СССР, в частности, в боях на реке Халхин-Гол (при этом потери составили 31 орудие, в том числе 5 безвозвратно)[1] и в советско-финской войне 1939?1940 г.. С 1940 года начинается серийное производство новой, более совершенной гаубицы М-30, однако к началу Великой Отечественной войны гаубица обр.1910/30 продолжала оставаться главной дивизионной гаубицей РККА - на 1 июня 1941 года их имелось, по разным источникам, 5578[2] или 5680[3] либо 5900[4] шт, новых же гаубиц М-30 было 1667 шт. 122-мм гаубица обр. 1910/30 года активно использовалась в течение всей войны, хотя с 1942 года её доля в войсках сильно снизилась по причине больших потерь и массового поступления в части новых гаубиц М-30.
ТТХ 122-мм гаубица образца 1910/30 годов
Калибр, мм - 121,92
Расчёт, чел. - 7
Скорострельность, выстр/мин - 5,6
Скорость возки по шоссе, км/ч - до 6 (на металлических колёсах до 12)
Длина ствола, мм/клб - 1560/12,8
Масса в походном положении, кг - 2510
Масса в боевом положении, кг - 1466
Углы обстрела
Угол ВН, град - от -3° до +45°
Угол ГН, град - 4°71°
Максимальная дальность стрельбы, м - 8910
М-30 (122-мм гаубица образца 1938 года)
Для поддержки действий стрелковых дивизий требовалась дивизионная артиллерия, способная в случае необходимости подавить вражеские батареи. На основе опыта Первой мировой войны в СССР в 30-е годы были созданы новые артсистемы повышенной дальности и точности стрельбы. Относительно легкой дивизионной гаубицы многие военные специалисты придерживались мнения о том, что следует взять за основу калибр 105 мм, подобно армиям Франции и США. Но на московском совещании представителей РККА в марте 1937 года было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. Задание выполнило КБ под руководством Ф.Ф. Петрова.
Опытный образец гаубицы, обозначенной М-30, поступил на государственные испытания в сентябре 1938 года. Год спустя орудие было принято на вооружение под обозначением «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» и запущено в массовое производство. Артиллерийская система оказалась довольно удачной и до сих пор используется в армиях различных стран мира.
Конструкция лафета гаубицы позволяла вести огонь с большим углом возвышения. На лафете крепились гидравлический тормоз отката, подъемный секторный механизм, поворотный и уравновешивающий механизмы, ходовая часть с подрессоренным передком, раздвижные станины и щитовое прикрытие. Поршневой затвор открывался и закрывался с помощью рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производились спусковым шнуром. Прицельные приспособления гаубицы состояли из панорамы и прицела, независимого от орудия. Стрельба велась как правило при разведенных станинах выстрелами раздельно-гильзового заряжания осколочной и осколочно-фугасной гранатами, кумулятивным и дымовым снарядами. «Гаубица может применяться для борьбы с танками, САУ и другими бронированными машинами», — говорилось в наставлении к М-30. Тяжелый снаряд гаубицы при попадании в танк, даже не пробивая брони, нередко вызывал детонацию боекомплекта внутри.
ТТХ 122-мм гаубица М-30
Калибр, мм - 122
Вес в боевом положении, кг - 2400
Длина ствола, калибров - 22,7
Угол ГН, град - 49
Угол ВН, град - -3, +63,5
Начальная скорость снаряда, м/с - 515-560
Скорострельность, выстр/мин - 5-6
Макс. дальность стрельбы, м - 11800
НМ (152-мм мортира обр. 1931 г.)
В 1930 году руководство страны, осознавая слабость молодой отечественной артиллерийской конструкторской школы, решило принять на вооружение зарубежные образцы артиллерийских орудий. Исходя из политической обстановки того времени, единственной страной, с которой было возможно сотрудничество такого рода, была Германия. 28 августа 1930 года был заключён договор с фирмой «БЮТАСТ» (подставная контора, представляющая интересы немецкой фирмы «Рейнметалл»),предусматривающий поставку немецкой стороной ряда артиллерийских систем, комплекта рабочей документации к ним, а также помощь в организации серийного производства орудий в СССР. Контракт был выгоден обеим сторонам – СССР получил образцы современных артиллерийских систем, а Германия, скованная рамками Версальского соглашения, могла поддержать собственную конструкторскую школу. В рамках договора предусматривалась поставка немецкой стороной восьми 152-мм мортир и помощь немецкой стороны в организации их серийного производства в СССР. Контракт был исполнен, орудия прибыли в СССР и прошли полигонные испытания в июне 1931 года, а войсковые – в августе 1932 года. Мортира была принята на вооружение под официальным наименованием 152-мм мортира обр. 1931 г. В документах того времени часто использовалось наименование мортиры сокращениями «Н» или «НМ». При подготовке серийного производства, продолжавшегося с 1932 по 1935 год, в исходный проект были внесены некоторые изменения, в частности, на 65 мм был удлинён ствол. Всего на конец 1933 года в конструкцию мортиры было внесено более 700 изменений.
152-мм мортиры обр. 1931 г. изготавливались на заводе № 172 (Пермский завод), в то время называвшийся МЗМ (Мотовилихинский завод машиностроения). Серийное производство шло тяжело, мортиры собирались полукустарным способом, завод постоянно не выполнял план по сдаче орудий. В 1932 году было сдано 5 мортир, в 1933 – 50, в 1934 – 59, в 1935 – 15 мортир, на чём их серийное производство было завершено.
152-мм мортиры обр.1931 г. использовались в дивизионной артиллерии, в которой с 1935 года по июль 1941 года имелся дивизион 152-мм гаубиц (12 орудий). Постепенно количество орудий в войсках сокращалось – если на 1 ноября 1936 года имелось 104 мортиры (в том числе 3 учебных и 1 негодная), то к июню 1941 года в имелось лишь 51 [1] орудие этого типа, причём, по сведениям историка М.Н.Свирина, на хранении в мобилизационном запасе. Вероятно, эти не совсем подходящие под общую концепцию артиллерийского вооружения орудия, к тому же имеющие низкое качество изготовления и проблемы с боеприпасами, постепенно изымались из войск на склады. Тем не менее, эти орудия приняли участие в Великой Отечественной войне, в 1942 году для них даже были выпущены новые таблицы стрельбы. По причине малочисленности орудий, никаких подробностей их применения обнаружить не удалось, возможно, часть из них в конце 1941 года была передана в учебные заведения.
ТТХ НМ (152-мм мортира обр. 1931 г.)
Калибр, мм - 152,4
Длина ствола, мм/клб - 1415/9,3
Угол ВН, град - -2°; +72°
Угол ГН, град - 12°
Вес системы в боевом положении, кг - 1150
Скорость возки по шоссе, км/час - до 17
Расчёт, чел. - 8
Скорострельность при углах меньше 30°, выстр./мин - 4–5
Скорострельность при углах больше 30°, выстр./мин - 1–1,5
Макс. дальность стрельбы, м - 5285