Корпусные и армейские орудия

107-мм пушка образца 1910/30 гг



Наряду с другими орудиями, была проведена модернизация и 107-мм пушки обр. 1910 г., разработанной французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) и принятой на вооружение русской армии под официальным наименованием «42-линейная полевая тяжёлая пушка обр. 1910 г.». Проекты модернизации орудия были разработаны двумя организациями — Орудийно-Арсенальным трестом (ОАТ) и Конструкторским бюро Научно-Технического комитета Главного артиллерийского управления (КБ НТК ГАУ). Опытный образец орудия, разработанного ОАТ, имел ствол длиной 37,5 калибров, дульный тормоз, увеличенную зарядную камору и специальный уравновешивающий груз в казённой части ствола. Образец орудия КБ НТК ГАУ был близок к образцу ОАТ, отличаясь немного более длинным стволом (38 калибров) и рядом мелких изменений. По результатам испытаний, было решено для серийного производства взять образец КБ НТК ГАУ, дополнив его механизмом уравновешивания качающейся части орудия по типу образца ОАТ. Модернизированное орудие было принято на вооружение в 1931 году под официальным наименованием 107-мм пушка обр. 1910/30 гг.[1]
107-мм пушки обр. 1910/30 гг. выпускались на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский завод) и сталинградском заводе «Баррикады» с 1931-го до 1935 года как минимум.[1] Кроме производства новых орудий с 1932-го по 1935 год (возможно и позже) осуществлялась переделка 107-мм пушек обр. 1910 г. на заводах «Баррикады», № 7, № 13 и ККЗ. Существующие на настоящий момент данные по производству и переделке орудий противоречивы, что связано с существенной разницей между количествами планово заказанных, фактически произведённых или модернизированных и принятых заказчиком орудий. Также остаётся неясным год окончания серийного производства 107-мм пушек обр. 1910/30 гг.
На июнь 1941 года имелось, по разным источникам, 863 или 828 (824 в армии и 4 в составе ВМФ) таких пушек. В западных округах имелось 474 107-мм пушки (среди последних учтено и небольшое количество новых 107-мм пушек М-60). Орудия этого типа активно участвовали в Великой Отечественной войне, в 1941—1942 годах значительная часть из них была потеряна. В 1943 году в состав корпусной артиллерии было передано порядка 490 оставшихся 107-мм пушек всех типов (главным образом, обр. 1910/30 гг.), которые использовались до конца войны. К сожалению, подробностей боевого применения орудий этого типа обнаружить не удалось.
107-мм пушки обр.1910/30 гг. на тумбовых установках использовались для вооружения тяжёлых бронепоездов.

ТТХ 107-мм пушки обр.1910/30 гг.
Калибр, мм - 106,7
Экземпляры - не менее 863
Расчёт, чел. - 8
Скорострельность, выстр/мин - 5-6
Скорость возки по шоссе, км/ч - 12 (на металлических колёсах с грузошиной)
Длина ствола, мм/клб - 4054/38 (без дульного тормоза)
Масса в походном положении, кг - 3000
Масса в боевом положении, кг - 2535
Угол ВН, град - от -5 до +37
Угол ГН, град - 6
Вес снаряда, кг - от 16,4 (фугасная граната) до 18,71 (ронебойный тупоголовый)
Бронепробиваемость на:
500 м - 90 мм
1000 м - 84 мм
3000 м - 62 мм
Макс. дальность стрельбы, м - 16130


А-19 (122-мм пушка образца 1931 года и её модернизированный вариант 31/37 года)




Тяжелая полевая артиллерия еще в годы Первой мировой войны была поделена на дивизионную и корпусную. В состав корпусной вошли дальнобойные 100–110-мм пушки и 150–155-мм гаубицы, предназначенные для разрушения ДОТов, тыловых сооружений и укреплений, а также узлов коммуникаций противника.В 1927 году командование Красной Армии, имея в своем распоряжении 107-мм корпусную пушку обр. 1910 г., потребовало разработки более мощной артиллерийской системы калибра 122 мм. Четыре года спустя на испытания поступил опытный образец такого орудия, созданный специалистами Орудийно-арсенального треста под индексом А-19. Новинкой стало применение вращающегося верхнего станка, обеспечившего значительные углы горизонтального обстрела. 122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение в 1936 году и строилась на нескольких заводах. Ее основным недостатком являлся подъемный механизм, совмещенный с пружинным уравновешивающим устройством. Этот механизм часто заедал, что сказывалось на времени готовности орудия к стрельбе.
Работы по модернизации орудия были проведены в КБ завода № 172 (Пермский завод) под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова. Полигонные испытания новое орудие успешно прошло в сентябре-октябре 1938 года, и 29 апреля 1939 года было принято на вооружение под официальным наименованием «122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.». Интересно, что индекс «А-19», относящийся к предыдущей модификацией, активно использовался и для обозначения нового орудия. Новая артсистема обр. 1931/37 гг. избавилась от «ахиллесовой пяты» подъемного механизма, а угол вертикальной наводки был увеличен с 45° до 65°.
Усовершенствованная пушка использовалась на всех фронтах Великой Отечественной войны и являлась одним из самых точных и дальнобойных орудий того времени.
Благодаря раздвижным станинам сектор горизонтального обстрела пушки составлял 58°. Поршневой затвор имел предохранительный механизм, предотвращающий несвоевременное открывание затвора при затяжных выстрелах или осечках. Боекомплект включал выстрелы раздельно-гильзового заряжания с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом. Четыре различных заряда позволяли регулировать дальность стрельбы.
Орудие буксировалось тягачами С-2 «Сталинец-2», «Коминтерн», с 1943 года — тягачами Я-12. Перевозка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4-5 км/ч. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8-10 минут.
122-мм корпусные пушки обр. 1931 г. изготавливались только на заводе Баррикады. Орудия выпуска 1930 года относились к установочной серии и имели ряд отличий от орудий последующих лет выпуска. До 1937 года включительно в конструкцию орудия вносились существенные изменения, направленные на повышение технологичности орудия и устранение выявленных при эксплуатации недостатков. В 1939 году выпуск орудия был прекращён в связи с принятием на вооружение новой, более совершенной модификации — 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг. Общее количество выпущенных орудий неизвестно, поскольку имеющаяся статистика выпуска не разделяет модификации пушки; приблизительно это количество можно оценить в 450—500 орудий.
122-мм пушки обр. 1931/37 г до 1941 года изготавливались на сталинградском заводе «Баррикады», в 1941-46 годах — на заводе № 172, также в 1941 году заказ на изготовление орудий этого типа был дан новому заводу № 352 (Новочеркасск). К сожалению, имеющая статистика не различает выпуска модификаций 122-мм корпусных пушек, ориентировочно количество пушек обр. 1931/37 г. можно оценить в 2450 шт. Всего же за 1935—1946 годы было выпущено 2926 шт. 122-мм пушек обеих модификаций, не считая орудий, предназначавшихся для установки на самоходные артиллерийские установки и танки.
Основными целями 122-мм пушек были скопления живой силы и техники, колонны на марше, артиллерийские батареи, полевые склады, штабы и узлы связи, хорошо укреплённые оборонительные позиции. В случае острой необходимости 122-мм пушки привлекались для борьбы с танками и САУ противника, особенно тяжёлыми. Первые подобные случаи были зафиксированы еще в 1941 году — так, в октябре 1941 года 122-мм пушки, установленные на прямую наводку, отражали атаки немецких танков вдоль Волоколамского шоссе в ходе битвы за Москву. Наибольшую же известность приобрели случаи использования орудий этого типа для борьбы с хорошо бронированной немецкой бронетехникой в ходе Курской битвы. Баллистика орудий позволяла им успешно поражать все типы вражеской бронетехники. Как пример, можно привести результаты обстрела трофейного танка «Пантера» на полигоне в Кубинке: А-19 пробила лобовую броню данного танка толщиной 80 мм с наклоном к нормали 55° на дистанции 2,5 км, причём было особо отмечено, что это ещё не предел. Для сравнения, новейшая на тот момент 100-мм противотанковая пушка БС-3 пробивала эту же бронепреграду максимум на 1,5 км. В то же время, использование корпусных орудий в данной роли являлось скорее жестом отчаяния — как противотанковое орудие, А-19 имела большие габариты, высокую стоимость, низкие скорости вертикальной и горизонтальной наводки.
На июнь 1941 года в армии имелось, по разным источникам, 1300 или 1257 (1236 в армии и 21 в составе ВМФ) 122-мм корпусных пушек. В западных округах находились 583 122-мм пушки.

Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала именно 122-мм корпусная пушка А-19 под № 501.

ТТХ А-19 (122-мм пушка образца 1931/37 годов)
Калибр, мм - 121,92
Расчёт, чел. - 9
Скорострельность, выстр/мин - 3-4
Скорость возки по шоссе, км/ч - 20
Длина ствола, мм/клб - 5650/46,3
Масса в походном положении, кг - 7907
Масса в боевом положении, кг - 7117
Угол ВН, град - от -2 до +65
Угол ГН, град - 58
Начальная скорость снаряда, м/с - 740-800
Бронепробиваемость на:
500 м - 125 мм
1000 м - 120 мм
3000 м - 85 мм
Макс. дальность стрельбы, м - 17930


152-мм гаубица образца 1909/30 годов



Модернизация артиллерии 1920-х затронула и достаточно многочисленную 152-мм крепостную гаубицу образца 1909 года. В конце 1920-х годов с орудием был проведён ряд опытов, призванных выяснить его модернизационный потенциал. В частности, было установлено, что начальная скорость гаубицы может быть увеличина до 395 м/с (при больших значениях возникал риск повреждения лафета). Также 1930 году на заводе «Большевик» проводились опыты по установке на гаубицу дульного тормоза. Проект модернизации орудия был разработан в 1930-1931 годах на Пермском заводе. Первоначально модернизация заключалась только в удлинении зарядной каморы до 340 мм (при этом на казённый срез и кожух наносилась надпись «удлинённая камора»). На орудиях последних выпусков также вводились следующие изменения:
- на затворе введена отдельная боевая втулка;
- в люльке изменён упор штоков;
- подъёмный механизм сделан односекторным.
Некоторые гаубицы получили металлические колеса с резиновой грузошиной.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1909/30 гг.»
Производство орудия велось на Пермском заводе с 1931 по 1941 год. Всего было выпущено 2188 гаубиц. Кроме нового производства, в гаубицы обр. 1909/30 гг. было переделаны 362 гаубицы обр. 1909 г. Переделкой орудий занимался Киевский арсенал (возможно, количество переделанных орудий было большим, поскольку, согласно некоторым источникам, сумма вновь произведённых и переделанных орудий меньше фактического наличия орудий данного типа к июню 1941). С 1940 года орудие заменяется в серийном производстве новой 152-мм гаубицей образца 1938 года (М-10).
152-мм гаубица образца 1909/30 годов долгое время была самой многочисленной в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Гаубица принимала участие в боях на реке Халхин-Гол (при этом шесть орудий было потеряно) и советско-финской войне 1939?1940 г. На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1909/30 имелось, по разным источникам, 2432 или 2607 либо 2611 шт., для сравнения, новых гаубиц М-10 было, по разным источникам, 1058-1128 шт. 152-мм гаубица обр. 1909/30 года активно использовалась в боевых действиях, однако орудия этого типа понесли большие потери в 1941-42 годах. Это, наряду с прекращением выпуска гаубиц М-10 и мелкосерийностью новых гаубиц Д-1, привело к острому дефициту 152-мм гаубиц в середине-конце войны. Сохранившиеся орудия использовались до конца войны (в частности, в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге имеется гаубица этого типа, стрелявшая по Рейхстагу).

ТТХ 152-мм гаубица образца 1909/30 годов
Калибр, мм - 152,4
Расчёт, чел. - 8
Скорострельность, выстр/мин - 5-6
Скорость возки по шоссе, км/ч - до 12 (с оттянутым стволом на металлических колёсах)
Длина ствола, мм/клб - 2160/14
Масса в походном положении, кг - 3270
Масса в боевом положении, кг - 2810
Угол ВН, град - от 0 до +41
Угол ГН, град - ±2°50’
Вес снаряда (осколочно-фугасный), кг - 40,0
Начальная скорость снаряда, м/с - 391
Макс. дальность стрельбы, м - 9850


152-мм гаубица образца 1910/37 годов



Орудие представляло собой не очень значительную модернизацию 152-мм полевой гаубицы обр. 1910 года, доставшейся РККА в наследство от царской армии. Работы по модернизации орудия начались в 1936 году, их целью было обеспечить унификацию зарядов (и гильз) орудия с модернизированной 152-мм гаубицей обр. 1909/30 г. (что давало существенную экономию при эксплуатации орудия), а также обеспечить возможность стрельбы новым осколочно-фугасным снарядом ОФ-530 и несколько увеличить дальность стрельбы. При этом ставилась задача по возможности минимизировать работы по переделке, поскольку небольшое количество имеющихся орудий делало существенную модернизацию нецелесообразной. В итоге было решено ограничится расточкой каморы, в лафет орудия никаких изменений не вносилось. На стволах модернизированных орудий была выбита надпись «удлинённая камора». У некоторых орудий штатные деревянные колеса заменялись на металлические с резиновой грузошиной, что позволило увеличить скорость возки до 18 км/ч. Внешний вид гаубиц, кроме установленных на металлических колёсах, не отличался от исходной, немодернизированной гаубицы.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1910/37 гг.»
Новых орудий не производилось, осуществлялась только переделка имеющихся гаубиц обр.1910 г. Точное количество модернизированных орудий не известно, но их количество было не менее 99. К 1941 году не прошедших модернизацию гаубиц обр.1910 г. в войсках не было.
Орудие участвовало в Великой Отечественной войне, однако, по причине немногочисленности, никаких деталей применения обнаружить не удалось.

ТТХ 152-мм гаубица образца 1910/37 годов
Калибр, мм - 152,4
Расчёт, чел. - 8
Скорострельность, выстр/мин - 6
Скорость возки по шоссе, км/ч - до 10 (на деревянных колёсах)
Длина ствола, мм/клб - 1829/12
Масса в походном положении, кг - 2522
Масса в боевом положении, кг - 2162
Угол ВН, град - от -1 до +42
Угол ГН, град - 5°20’
Начальная скорость снаряда, м/с - 322-344
Макс. дальность стрельбы, м - 8850


М-10 (152-мм гаубица образца 1938 года)



В 1937 году на заводе № 172 в Мотовилихе (бывший МЗМ) в КБ под руководством Ф. Ф. Петрова начинается проектирование новой гаубицы современной конструкции. Технический проект нового орудия был отправлен в Артиллерийское управление 1 августа 1937 года, первый опытный образец был готов 2 ноября 1937 года, после чего начались его заводские испытания. На полигонные испытания 25 июля 1938 года были поданы уже два опытных образца, имевших между собой существенные отличия — гаубица № 303 имела ствол длиной 20 калибров с нарезкой прогрессивной крутизны, а гаубица № 302 — ствол длиной 25 калибров с нарезкой постоянной крутизны. Проводившиеся с 19 по 23 октября 1938 года полигонные испытания выявили преимущество гаубицы с длиной ствола 20 калибров, имевшей лучшую кучность при той же дальности стрельбы. В то же время полигонные испытания гаубица не выдержала — были выявлены недостаточная прочность верхнего станка, ненадёжность подрессоривания, течь тормоза отката, низкое качество колёс. Разработчику было предложено исправить недостатки и отправить орудие на войсковые испытания. На войсковые испытания, проходившие дважды (в начале 1939 года и с 22 декабря 1939 года по 10 января 1940 года), был подан доработанный вариант М-10 с удлинённым на 2,3 калибра стволом, что обеспечило полное сгорание заряда. Также в 1939 году был создан опытный образец М-10 с картузным заряжанием, однако дальше заводских испытаний этого образца дело не пошло. В итоге ещё до полного завершения войсковых испытаний 29 сентября 1939 года М-10 была принята на вооружение под официальным наименованием «152-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.». Впоследствии прилагательное «дивизионная» было опущено из официального наименования орудия.
Серийное производство М-10 велось с 1939 года только на заводе № 172. В 1939 году было выпущено 4 гаубицы, в 1940 году — 685 и в 1941 году — 833.[1] В связи с исключением 152-мм гаубиц из состава дивизионной артиллерии и упразднением стрелковых корпусов летом-осенью 1941 года производство орудия было завершено «за отсутствием надобности». Кроме того, производились качающиеся части М-10Т для вооружения танков КВ-2 в количестве около 340 шт (334 серийных КВ-2 и небольшое количество прототипов и опытных машин).
Гаубица М-10 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы М-10 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов (по состоянию на 1957 год[3]). Орудие оснащалось подъёмным и поворотным механизмами секторного типа. В походном положении ствол оттягивался. Лафет с раздвижными клёпанными станинами коробчатого типа комплектовался колёсами от грузового автомобиля ЗИС-5. Для защиты расчёта от пуль и осколков имелось щитовое прикрытие.
Орудие могло перемещаться как конной (имелся передок массой около 400 кг), так и механической тягой.
Помимо стандартного буксируемого варианта, в 1940—1941 годах под названием 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т, Индекс ГАУ — 52-ПТ-536) выпускалась модификация орудия, предназначенная для установки в башню тяжёлого танка КВ-2. От базовой конструкции ствольной группы М-10 это орудие отличалось меньшей длиной ствола, более слабой баллистикой с целью уменьшения отдачи и длины отката, а также рядом других изменений. По своим характеристикам орудие М-10Т фактически уже не было гаубицей, поскольку его угол возвышения не превышал 18°. Также в единственном экземпляре был построен опытный вариант гаубицы М-10 с картузным заряжанием. Его заводские испытания прошли в 1939 году, но дальнейшего развития эти работы не получили.
На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1938 г. имелось, по разным источникам, 1128[4] или 1058[5] [6] шт. С первых же дней Великой Отечественной войны это орудие вступило в бой. Гаубица использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Большой угол горизонтальной наводки и достаточно мощная баллистика позволяли орудию успешно бороться с танками. Однако в ходе летних боёв 1941 года гаубицы М-10 понесли большие потери (в западных военных округах перед войной было 773 таких орудия, практически все они были потеряны) и в том же году их серийное производство было прекращено. Уцелевшие М-10 использовались в течение всей войны.

ТТХ М-10 (152-мм гаубица образца 1938 года)
Калибр, мм - 152,4
Расчёт, чел. - 10
Скорострельность, выстр/мин - 3-4
Скорость перевозки по шоссе, км/ч - до 35
Длина ствола, мм/клб - 3700/24,3
Масса в походном положении, кг - 4550
Масса в боевом положении, кг - 4150
Угол ВН, град - от -1 до +65
Угол ГН, град - 50
Начальная скорость снаряда, м/с - 457-508
Макс. дальность стрельбы, м - 12390


Д-1 (152-мм гаубица образца 1943 года)



Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг., состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.
В конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30). Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом. Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени.
В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний. 5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение. Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.
Серийный выпуск гаубиц Д-1 начался в конце 1943 года. Их производство велось исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) и продолжалось до 1949 года. Однако во время войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода № 9 выпуском 122-мм гаубицы М-30. Негативным следствием этого обстоятельства для РККА стал дефицит мощных 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии.
Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

ТТХ Д-1 (152-мм гаубица образца 1943 года)
Калибр, мм - 152,4
Расчёт, чел. - 8
Скорострельность, выстр/мин - 3-4
Скорость возки по шоссе, км/ч - до 40
Длина ствола, мм/клб - 4207/27,7 (с дульным тормозом)
Масса в походном положении, кг - 3640
Масса в боевом положении, кг - 3600
Угол ВН, град - от -3 до +63,3
Угол ГН, град - 35
Начальная скорость снаряда, м/с - 560-620
Макс. дальность стрельбы, м - 12400


152-мм пушка образца 1910/30 годов



Орудие было получено путём модернизации 152-мм осадной пушки образца 1910 года, изначально разработанной во Франции фирмой-производителем вооружений «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи. 152-мм пушка обр. 1910/30 гг. представляла собой достаточно мощное и дальнобойное орудие с большим максимальным углом возвышения (40°). По этой причине оно может быть классифицировано как пушка-гаубица.
Перевозка пушки осуществлялась раздельно (ствол снимался с лафета и транспортировался на отдельной ствольной повозке). Время перехода из походного положения в боевое составляло 10-15 минут, из боевого в походное - до 23 минут. Орудие имело щит толщиной 7 мм.
Проект модернизации орудия был составлен в конструкторском бюро Главного Артиллерийского Управления (КБ ГАУ). Главной задачей модернизации было увеличение дальности стрельбы до 18 км. Модернизация включала в себя следующие мероприятия:
- Расточена (удлинена) камора;
- Введён дульный тормоз;
- Короткий откат уменьшен с 1000 мм до 950 мм;
- Удлинена стрела к передку лафета до 2000 мм;
- Перенесена вперёд на 50 мм цапфенная обойма.
В 1930 году модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным названием «152-мм пушка обр. 1910/30 г.». Орудие стреляло всем ассортиментом 152-мм пушечных и гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства.
Производство 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. началось в 1930 году на заводе «Красный Путиловец». Позднее к производству орудий этого типа были подключены заводы «Баррикады» и «Большевик». Кроме выпуска новых орудий, осуществлялась также переделка 152-мм осадных пушек обр. 1910 г. К 1 ноября 1936 года все имеющиеся в наличии 152-мм осадные пушки обр. 1910 г. были доведены до уровня 1910/30 гг. Однако проведённые мероприятия по усовершенствованию не решили проблему низкой мобильности орудия, поэтому уже через четыре года последовала повторная модернизация - была разработана 152-мм пушка образца 1910/34 годов. В 1935 году производство 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. было прекращено.
Вероятно, это орудие использовалось в ходе советско-финской войны, но точных сведений об этом нет. К началу Великой отечественной войны имелось, по разным источникам, 121 либо 150 шт. Орудие безусловно принимало участие в боевых действиях, однако по причине малочисленности каких-либо подробностей его боевого применения обнаружить не удалось.

ТТХ 152-мм пушка образца 1910/30 годов
Калибр, мм - 152,4
Расчёт, чел. - 9
Скорострельность, выстр/мин - 2-4
Скорость перевозки по шоссе, км/ч - до 12 (до 7 - на дисковых колёсах без подрессоривания)
Длина ствола, мм/клб - 4335/29 (без дульного тормоза)
Масса в походном положении, кг - 5104 (орудийная повозка) + 4694 (лафет)
Угол ВН, град - от -5° до +40°
Угол ГН, град - 4°30
Начальная скорость снаряда, м/с - 573-680
Бронепробиваемость на:
500 м - 105 мм
1000 м - 100 мм
2000 м - 85 мм
Макс. дальность стрельбы, м - 16800


152-мм пушка образца 1910/34 годов



152-мм пушка образца 1910/34 годов — тяжёлое советское артиллерийское орудие межвоенного периода между Первой и Второй мировой войнами. В ходе первой модернизации 152-мм осадной пушки образца 1910 года удалось несколько улучшить характеристики орудия, но остались неустранёнными такие недостатки как низкая мобильность, малые углы горизонтального наведения. Новая модернизация представляла собой попытку решения этих проблем путём наложения ствольной группы орудия на достаточно современный для того времени лафет 122-мм пушки А-19. Опытный экземпляр орудия был отправлен на полигонные испытания 26 мая 1934 года, испытания продолжались в два этапа до 16 января 1935 года, после чего орудие было направлено на войсковые испытания. Испытания в целом пошли успешно, и орудие было принято на вооружение как 152-мм пушка обр. 1910/34 гг. и запущена в серийное производство. Интересно, что даже в официальных документах существовал разнобой в названии орудия, поскольку достаточно большой угол возвышения давал основание причислить орудие к гаубицам. На этапе опытной разработки орудие называлось сначала 152-мм гаубицей обр. 1932 г., затем — 152-мм гаубицей обр.1934 г. Последнее название нередко использовалось и позднее в официальной документации.
Производство 152-мм пушек обр. 1910/34 гг. началось в 1934 году на Пермском заводе. В 1934 году было сдано 3 орудия, в 1935 году — ещё три, к 1 января 1937 года было изготовлено 125 пушек, в 1937 году — ещё 150 пушек, на чём их производство было прекращено. Всего было изготовлено 275 орудий.
Вероятно, это орудие использовалось в ходе советско-финской войны, но точных сведений об этом нет. К началу Великой отечественной войны имелось, по разным источникам, 146 либо 275 шт. Орудие безусловно принимало участие в боевых действиях, однако по причине малочисленности каких-либо подробностей его боевого применения обнаружить не удалось.
152-мм пушка обр. 1910/34 г являлась серьёзной модернизацией орудия периода Первой мировой войны. Новый современный лафет с раздвижными станинами существенно повысил мобильность орудия, переход на нераздельную возку сильно снизил время, необходимое для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно. Сильно вырос угол горизонтального наведения, что улучшило возможности орудия по маневру огнём, также стала возможна стрельба по танкам. Благодаря увеличению на 5° угла ВН несколько увеличилась дальность стрельбы. В то же время орудие имело ряд недостатков — отсутствие подрессоривания передка, что ограничивало скорость возки; отсутствие автоматического отключения подрессоривания; совмещение подъёмного и уравновешивающего механизма в одной системе, что приводило к очень низкой скорости ВН; низкая технологичность некоторых узлов орудия, в частности, верхнего станка. Также и угол возвышения в 45° считался недостаточным. В результате совершенствование орудия продолжилось, что привело в итоге к созданию 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. На начало Второй мировой войны 152-мм пушка обр. 1910/34 г являлась достаточно современным орудием, вполне способным выполнять все боевые задачи, которы ставились перед орудиями её класса.

ТТХ 152-мм пушка образца 1910/34 годов
Калибр, мм - 152,4
Расчёт, чел. - 9
Скорострельность, выстр/мин - 3-4
Скорость возки по шоссе, км/ч - до 20
Длина ствола, мм/клб - 4405/29 (без дульного тормоза)
Масса в походном положении, кг - 7820 (с передком)
Угол ВН, град - от -4° до +45°
Угол ГН, град - 58°
Начальная скорость снаряда, м/с - 573-680
Бронепробиваемость на:
500 м - 105 мм
1000 м - 100 мм
2000 м - 85 мм
Макс. дальность стрельбы, м - 17200 м


МЛ-20 (152-мм гаубица-пушка образца 1937 года)




Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за весь период её существования.
В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново. В апреле 1936 года первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».
Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций. Так как расчёт элементов траектории и поправок на метеоусловия для этого орудия был несколько затруднителен из-за большой номенклатуры снарядов и зарядов, для МЛ-20 был разработан метеобаллистический сумматор — механический счётный прибор, комбинирующий справочную таблицу и специализированную логарифмическую линейку. Он позволял артиллеристу-вычислителю быстро и безошибочно рассчитывать нужные данные для стрельбы. В послевоенное время такие приборы выпускались для всех принимаемых на вооружение орудий.
Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику. По всей видимости, значительное снижение объёмов производства буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20 в 1943—1946 гг. было вызвано двумя причинами. Первой из них было начавшееся производство тяжёлых САУ СУ-152 и ИСУ-152 — значительная доля произведённых тогда стволов шла на их вооружение. Вторым фактором стало появление у противника тяжёлых танков и в рамках программы по повышению мощности танковой и противотанковой артиллерии РККА заводу № 172 было предписано увеличить выпуск 122-мм пушек А-19 в счёт плана по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20.
МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. При установке взрывателя осколочно-фугасной гранаты ОФ-540 массой 43,56 кг на осколочное действие она наносит поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до 8 м. Хотя число осколков и их разлёт существенно меньше, чем у гаубичной гранаты того же калибра, сами осколки получаются более массивными и способны пробивать броню до 20-30 мм толщиной. Поэтому заградительный огонь батареи МЛ-20 осколочно-фугасными снарядами представлял большую угрозу не только для живой силы и укреплений противника, но и для его бронетехники. Осколки пробивали броню бронетранспортёров, борта лёгких и средних танков. У тяжелобронированных машин они выводили из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы. Иной раз сотрясения от близкого разрыва снаряда было достаточно для поломки узлов и агрегатов внутри танка или самоходки с непробитой бронёй.
Впервые МЛ-20 в небольших количествах была применена в ходе боёв на реке Халхин-Гол, при этом потерь орудия не понесли. Орудие активно использовалось в советско-финской войне, где оно в том числе успешно применялось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на линии Маннергейма. МЛ-20 участвовала во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, в частности, она сыграла важную роль в Курской битве, оказавшись одним из немногих орудий, способных эффективно бороться с новыми хорошо бронированными немецкими танками и самоходно-артиллерийскими установками. После окончания войны орудие долго состояло на вооружении Советской Армии, передавалось или продавалось в другие страны для оснащения их вооружённых сил, активно участвуя в десятках региональных конфликтов. В некоторых африканских и азиатских странах она до сих пор используется по основному назначению в многочисленных внутренних вооружённых конфликтах и пограничных стычках с соседями.
МЛ-20 имела огромный ассортимент боеприпасов, позволяющих ей решать самые разнообразные задачи. Помимо типичных для артсистем подобного типа целей типа войсковых колонн, штабов, складов, артиллерийских позиций, МЛ-20 успешно привлекалась для разрушения долговременных огневых сооружений, в том числе и бетонных, причём в ряде случаев прямой наводкой. Очень эффективным было использование данных орудий в городских боях. Отдельно нужно отметить использование МЛ-20 в противотанковых целях. Конечно, использование орудия такого класса против танков следует рассматривать как самую крайнюю меру, поскольку для таких целей МЛ-20 имеет слишком большие размеры (соответственно, легко обнаруживается и поражается), высокую стоимость и малую скорость наводки. В то же время в ряде случаев, например, в Курской битве, при неэффективности штатных противотанковых средств против новых тяжелобронированных танков противника, МЛ-20 привлекалась для противотанковой борьбы. Бронебойный и бетонобойный снаряды МЛ-20 легко поражали все средние танки вермахта при стрельбе в любую проекцию, тяжёлый «Тигр» также поражался при стрельбе на дальностях порядка километра и менее во все проекции, а при стрельбе в борт и дальше. САУ «Фердинанд» легко поражалась в борт. Танк «Пантера» без проблем поражался в борт на всех дистанциях, на близких — и в лоб (хотя была велика вероятность рикошета до появления тупоголовых снарядов). При попадании в танк осколочно-фугасного снаряда со средних танков срывало башню; в тяжёлых же от сотрясения её заклинивало (причём существовала значительная вероятность разрушения конструктивных элементов погона и смещения башни от оси вращения), выходило из строя вооружение, приборы наблюдения, экипаж получал травмы.
Первый пушечный выстрел по территории Германии во второй половине Великой Отечественной войны произвела гаубица-пушка МЛ-20 под № 3922 2 августа 1944 года.

По мнению некоторых офицеров Советской Армии, ещё заставших МЛ-20 на активной службе незадолго до её снятия с вооружения, МЛ-20 по совокупности характеристик — надёжности, нетребовательности к техническому обслуживанию, сравнительной простоте конструкции намного превосходит современные орудия калибра 152 мм. При отсутствии разгара стволов сравнима и точность стрельбы, но МЛ-20 уступает им в дальнобойности. Эти обстоятельства позволили так долго продержаться ей на вооружении, однако к началу 1970-х гг. многие МЛ-20 физически выработали свой ресурс и были списаны по недопустимому разгару стволов. Они были замещены более современными артиллерийскими системами, например 152-мм пушкой 2А46. Однако у артиллеристов старшего поколения имеется ностальгия и тёплые воспоминания по МЛ-20.

ТТХ МЛ-20 (152-мм гаубица-пушка образца 1937 года)
Калибр, мм - 152,4
Расчёт, чел. - 9
Скорострельность, выстр/мин - 3-4
Скорость возки по шоссе, км/ч - до 20
Длина ствола, мм/клб - 4412/29 (без дульного тормоза)
Масса в походном положении, кг - 7930
Угол ВН, град - от -2° до +65°
Угол ГН, град - 58°
Начальная скорость снаряда, м/с - 573-680
Бронепробиваемость на:
500 м - 105 мм
1000 м - 100 мм
2000 м - 85 мм
Макс. дальность стрельбы, м - 17230
.