Железнодорожная артиллерия

К появлению в России первых артиллерийских железнодорожных установок лучше всего подходит пословица «первый блин комом». В феврале 1894 года из Франции были доставлены две 6-дюймовые (152-мм) гаубицы Кане на ж.д. платформах, а вскоре еще 4. Интересно, что установки заказаны не ГАУ, а Главным инженерным управлением (ГИУ). По результатам испытаний установок в Кронштадте выяснилось, что они имели более, чем посредственные баллистические характеристики: при стрельбе снарядом весом 33,3 кг с начальной скоростью 309 м/с дальность составила всего около 6,4 км.



Транспортер батареи № 1 (будущий ТМ-8) с первоначально установленным 10-дюймовым орудием в цехе Петроградского Металлического завода. 1917 г. Из коллекции Н.В. Гаврилкина


Для сравнения русские 6-дюймовые осадные и крепостные орудия обр. 1877 г. стреляли снарядами весом 41 кг на дальность 8,59 км. Установка располагалась на обычной ж. д. платформе с шириной колеи 1524 мм, то есть стандартной шириной русской колеи. Расчет 9 человек. При стрельбе использовались опорные брусья. Время перехода из походного положения в боевое около 3 минут, обратно около 2 минут. Инженерному ведомству такие орудия были ни к чему, и их передали ГАУ, которое особой радости по этому поводу не испытало. По приказу ГАУ установки Кане оставили в Кронштадте, потом перевезли в строившуюся огромную крепость Либаву, когда же выяснилось, что Либаву построили зря и начали разоружать, в конце 1910 г. начале 1911 г. перегнали в крепость Ковно, где их застала война.



203-мм/45 железнодорожный транспортер ТМ-8 береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 1 на огневой позиции. Из фондов Военно-исторического музея Тихоокеанского флота


Гаубицы весьма устарели и в боевых действиях не участвовали. Применение ж. д. установок на западном фронте и потери нескольких тяжелых полустационарных систем 254/45-мм береговых пушек и 305-мм гаубиц обр. 1915 г. заставили ГАУ вернуться к вопросу создания ж. д. установок. ГАУ из Франции получило документацию и чертежи 240-мм французских ж. д. установок. Особых проблем с тяжелыми ж. д. транспортерами не было, так как в России к тому времени создали ж. д. транспортеры для перевозки тяжелых морских орудий, броневых плит и подводных лодок. Как ни странно возникла проблема с пушками. Военное ведомство располагало двумя сотнями 254/45-мм береговых орудий, но применить их не рискнуло, так как эти орудия не имели отката по оси орудия, а откатывались вместе со станком, в результате чего резко возросла нагрузка на оси ж. д. тележек.



Железнодорожный артиллерийский транспортер бронепоезда "Атаман Чуркин" со 152-мм/45 пушкой Канэ (будущий траспортер № 3 Береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 2) в 1920 г. Из коллекции Н.В. Гаврилкина

В конце концов для создания двух ж. д. установок были использованы две 254/45-мм береговые пушки без цапф с откатом по оси канала, изготовленные в середине 90-х годов для броненосца «Ростислав», но снятых с корабля из-за неудачной конструкции транспортера. Для переоборудования в артиллерийские транспортеры у Ижорского завода было реквизировано два тяжелых (50-фунтовых) транспортера, служащих ранее для перевозки тяжелых грузов. 25 апреля 1917 года был заключен контракт с Санкт-Петербургским Металлическим заводом (МЗ). Первая установка была готова к 14 июля, вторая к 16 августа 1917 года. В конце июля 1-я установка успешно прошла испытания. Для разгрузки транспортера при стрельбе к рельсам домкратами прижимались два упора, а для предотвращения скольжения к рельсам крепились особые захваты (тормоза), но несмотря на это установка сдвигалась на 724 мм. Приводы наведения, подача боеприпасов и все остальные операции выполнялись только вручную. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и в последних числах июля транспортер ушел в армию.



Один из вновь построенных в 1928 - 1929 гг. 152-мм/45 железнодорожных артиллерийских транспортеров береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 2 на огневой позиции. Из фондов Военно-исторического музея Тихоокеанского флота


Позже, уже в Красной армии, 254-мм орудия с этих двух транспортеров были сняты и заменены 203/50-мм установками системы МЗ. 26 августа 1917 года МЗ предложил ГАУ проект установки 305-мм гаубицы Обуховского завода на ж. д. транспортер. Предварительные работы по этой установке были прерваны в конце 1917 года в связи с ситуацией в стране. Новый импульс развитию железнодорожной артиллерии дала гражданская война. Разумеется, изготавливать сверхтяжелые установки ни одна сторона не могла, зато на ж. д. платформы ставились десятки образцов отечественных и зарубежных полевых, крепостных и морских орудий. После гражданской войны ряд ж. д. установок с 152/45-мм, 203/40-мм и 203/50-мм пушками были переданы береговой обороне, а во второй половине 20-х годов вместе со всей артиллерией береговой обороны были переданы флоту. Из установок такого типа к 1941 году уцелело только две 203/50-мм установки ТМ-8 (транспортер морской 8-дюймового (203-мм) калибра). Установки имели 203/50-мм корабельные орудия (такие орудия находились на вооружении линейных крейсеров типа «Андрей Первозванный»). Затвор пушки поршневой. Заряжание картузное. В боевом положении ТМ-8 опиралась на систему опорных ног и имела при стрельбе с рельсов круговой обстрел. Штатные боеприпасы фугасные снаряды (вес 112,2 кг и 139,2 кг).



130-мм/55 железнодорожный транспортер береговой артиллерийской железнодорожной батареи № 3 в походе. Из фондов Военно-исторического музея Тихоокеанского флота

В январе 1927 года инженер Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) А. Г. Дукельский предложил установить 356/52-мм орудие от недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил» на ж. д. транспортерах. В мае 1931 года был выдан заказ на изготовление четырех таких установок ТМ-1-14 ( 1 означает номер установки, 14 калибр в дюймах). Проектирование 305/40-мм ж. д. установки ТМ-2-12 было начато в начале 1932 года. Их выпуск полностью осуществлял завод им. Марти в г. Николаеве (завод № 198). Технический проект 305/52-мм установки ТМ-3-12 был утвержден в октябре 1936 года. Они также производились на заводе им. Марти. Установки ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12 были устроены в принципе одинаково. Изготовление стволов калибра 305-мм и выше прекращено отечественной промышленностью в 1917 году и возобновлено только в конце 30-х годов. Поэтому для 356-мм установок использовали стволы, имевшиеся на крейсерах типа «Измаил», которые производились в Англии для России в 19151917 годах.



305/40-мм морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-2-12. Из коллекции Н.В. Гаврилкина

Для ТМ-2-12 применялись 305/40-мм стволы (также изготовленные в Англии, которые находились в качестве запасных на броненосцах типа «Андрей Первозванный»). Установки ТМ-3-12 получили 305/52-мм орудия, поднятые в буквальном смысле со дна моря, точнее, с затопленного в Севастополе линкора «Императрица Мария». Все стволы скрепленные. Высокие баллистические качества морских орудий имели и оборотную сторону низкую живучесть. Так, 305/40-мм пушка выдерживала 300 выстрелов, 305/52-мм 200, а 356/52-мм всего 150. После указанного числа выстрелов орудие с транспортера снималось и отправлялось на завод («Большевик» или «Баррикады»), где производилась замена внутренней трубы операция, которая обычно длилась несколько месяцев.Затворы у 356/52-мм, 305/52-мм и 305/40-мм пушек поршневые, горизонтальные, заряжание картузное.



Морские железнодорожные артиллерийские установки ТМ-2-12 на позиции "Эгершельд" во Владивостоке


Одной из наиболее серьезных проблем для ж. д. установок было горизонтальное наведение. Для орудия среднего калибра до 203-мм вопрос решался просто система вращалась на 360 на центральном штыре, опираясь на шаровой погон нижней части лафета. При этом транспортер опирался на выдвинутые в обе стороны опоры (ноги). Для орудий большего калибра такая система уже не годилась. Чтобы обеспечить больший угол горизонтального наведения, строили специальные закругленные ж. д. полосу (усы), передвигаясь по которым транспортер имел угол обстрела. В этом случае стрельба по движущимся морским целям была неудобна. Поэтому для ж. д. установок к ключевых точках Балтийского и Тихоокеанского побережья были построены специальные огневые позиции с бетонными основаниями. Основание представляло собой бетонный массив размерами 16 х 16 х 3 м, в который был заделах железный каркас (закладные части). В центре фундамента имелись стальная фундаментная плита, вокруг нее укладывался стальной круговой погон под задние катки главной балки. Железнодорожный транспортер по рельсам, заделанным в бетон, заезжал на основание. Затем от транспортера опускалось возимое основание (опорный цилиндр), нижняя часть которого крепилась болтами к закладным частям бетонного основания. Далее из-под транспортера выкатывались тележки, и транспортер опирался только на возимое основание и два задних катка. Таким образом ж. д. транспортер превращался в классическую береговую установку на центральном штыре. Бетонные основания строили только в составе целого комплекса на одну ж. д. батарею. В комплекс входили два основных и два запасных ж. д. пути, три бетонных основания, расположенных в шахматном порядке на расстоянии 100 м друг от друга, железобетонная постоянная вышка высотой 28,6 м для размещения батарейного поста.



180-мм железнодорожная установка ТМ-1-180

Транспортеры в походном положении без проблем могли передвигаться по большей части железных дорог СССР. Перегон целых батарей по периметру Николаев Ленинград Дальний Восток было обычным делом. Проектная скорость передвижения установок была принята 45 км/час, однако на испытаниях скорость ТМ-1-14 достигла 60 км/час. Естественно, здесь речь идет о паровозной тяге, но у ТМ-2-12 и ТМ-3-12 имелись небольшие двигатели для передвижения «самоходом» о скоростью 22,5 км/час. Батареи ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12 имели трехорудийный состав и по структуре мало отличались друг от друга. В батарею входили три орудийных транспортера, три вагона снарядные погреба, три вагона зарядные погреба, три вагона электростанции, один вагон батарейный пост и один-два паровоза серии «Э». В 1937 году АНИОПом были составлены таблицы стрельбы для новых 368/220-мм подкалиберных снарядов весом 252,13 кг с активным снарядом весом 140 кг. При начальной скорости 1390 м/с дальность стрельбы была 120,5 км. 368-мм орудия должны были быть установлены на ж. д. транспортерах ТМ-1-14. Однако серийная переделка 356/52-мм орудий в 368-мм осуществлена не была в связи с загрузкой заводов «Большевик» и «Баррикады», относительно невысокой эффективностью 220-мм снарядов и отсутствием целей для сверхдальней стрельбы после 1939 года, так как основными целями свердальних ж. д. установок должны были стать военные и политические центры Прибалтики.



180-мм железнодорожная установка ТМ-1-180


180-мм ж. д. установки ТМ-1-180 принципиально отличались от 305-мм и 356-мм установок. Вращающаяся часть ТМ-1-180 со 180-мм пушкой Б-1-П была взята с мелкими изменениями от береговой щитовой установки МО-1-180. В частности, были уменьшены габариты и толщина щита (лоб 38 мм, бок и крыша 20 мм). Меньший калибр и увеличение числа опорных ног до восьми позволили добиться кругового обстрела при стрельбе с рельсов. Фактически это были установки на центральном штыре на ж. д. платформе. На первых установках были пушки с мелкой (1,35-мм) нарезкой, а на последующих с глубокой (3,6-мм). Снаряды этих орудий не взаимозаменяемые. К началу войны на службе числилась только одна батарея с мелкой нарезкой. Изготовление установок ТМ-1-180 велось на заводе им. Марти в г. Николаеве. Пушки Б-1-П производились заводом «Баррикады». Первый образец был отстрелен в декабре 1934 года, последующие три в январе-марте 1935 года. В боекомплект ТМ-1-180 входили снаряды бронебойный, полубронебойный, осколочно-фугасный и дистанционная граната с механической трубкой ВМ-16. Все снаряды имели одинаковую массу 97,5 кг. Вес взрывчатого вещества у бронебойных снаряды составил 1,81,9 кг, полубронебойных 6,97,0 кг, а у осколочно-фугасных около 8 кг.



305-мм железнодорожная установка ТМ-3-12


В основном ж. д. батареи строились для борьбы с вражеским флотом. Например, три 356-мм, три 305-мм и восемь 180-мм ж. д. орудий вместе со стационарными береговыми батареями калибра 152/305 мм перекрывали огнем вход в Финский залив. Но германское командование даже не планировало участие крупных надводных кораблей в войне против СССР. Морских целей у наших батарей не оказалось. Сложно пришлось батареям № 9 и № 17 на полуострове Ханко, блокированном финнами в первые дни войны. Батареи вели огонь по финским позициям и городу Таммисаари. 2 декабря 1941 года при эвакуации из Ханко была сделана попытка уничтожить эти батареи. 305-мм стволы были взорваны, сломаны противооткатные устройства, тележки затоплены. Тем не менее финнам удалось восстановить 305-мм батарею. Тележки подняли из воды, противооткатные устройства восстановили, а стволы получили через оккупированную Францию с однотипного с «Императрицей Марией» линкора «Александр III», который в 1920 году угнали белые в Бизерту.



305-мм железнодорожная установка ТМ-3-12

Восстановили и 180-мм батарею, но окончательно ее ввести в строй не удалось. После заключения в сентябре 1944 года перемирия с Финляндией обе ж. д. батареи возвратили в СССР и в начале 1945 года поставили на вооружение ж. д. бригады. Начало истории нового поколения. Таким у ж. д. установок следует считать постановления Совета народных комиссаров от 5 мая 1936 года о создании системы орудий большой и особой мощности, в том числе и ж. д. установок. В феврале 1938 года было выдано тактико-техническое задание на новые ж. д. установки ТП-1 с 356-мм пушкой и ТГ-1 с 500-мм гаубицей. ТП-1 предназначалась как для «борьбы с линейным флотом и мониторами противника», так и для действия «на сухопутном фронте», поскольку они проектировались для стрельбы с рельсов и с бетонного основания (однотипного с основанием ТМ-1-14). ТГ-1 планировалось использовать только на сухопутном фронте.



356-мм железнодорожная установка ТП-1

В работах по созданию ТП-1 и ТГ-1 участвовали десятки заводов. Монтаж системы производил Новокрамоторский механический завод, качающиеся части завод № 221 («Баррикады»), ж. д. тележки и балансиры завод «Красный Профинтерн». Стволы у обеих систем были лейнированные. Затворы поршневые двухтактные, открывались вверх. Устройство транспортеров одинаково с ТМ-1-14.Ж. д. установки ТП-1 и ТГ-1 должны были иметь возможность перебрасываться по всем нормальным (1524-мм) ж. д. путям СССР со скоростью до 50 км/час и переходить на узкую европейскую колею (1435-мм). Для 500-мм гаубицы было разработано два боеприпаса бетонобойный с весом снаряда 2050 кг и взрывчатого вещества 205 кг и фугасный (1450 кг и 276 кг соответственно). При угле падения 70 бетонобойный снаряд мог пробить бетонное перекрытие толщиной 4,4 м. Для 356-мм пушек было разработано 4 типа снарядов бронебойный, фугасный, дальнобойный и «комбинированный». Бронебойный и фугасный снаряды имели одинаковый вес 750 кг и различались весом взрывчатого вещества. На расстоянии 11 км бронебойный снаряд должен был пробивать по нормали 440-мм броню, а на расстоянии 30 км 230-мм. Дальнобойный снаряд был обычным фугасным снарядом, только меньшего веса (495 кг), благодаря этому фугасный летел на 48,9 км, а дальнобойный на 60 км.



356-мм железнодорожная установка ТМ-1-14

Комбинированным в 20-40-е годы считался подкалиберный снаряд. Вес подкалиберного снаряда с поддоном составил 234,4 кг, а вес «активного снаряда» диаметром 230 мм 126,8 кг. Дальность стрельбы 120 км. По плану к концу 1942 года должно было быть изготовлено 16 гаубиц и 14 пушек на ж. д. установках. Однако производство систем отставало от графика, так как многие заводы оказались загружены работами по созданию «большого флота». К началу войны были изготовлены только две качающиеся части (одна ТГ-1 и одна ТП-1) и один универсальный транспортер. Универсальный транспортер предназначался для испытаний орудий и отличался от боевого несколько упрощенной конструкцией. Заводские испытания ТГ-1 на транспортере ТПГ были проведены на Новокраматорском заводе, а полигонные планировалось провести летом 1941 года на полигоне под Ленинградом. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года прервало работу над ТП-1 и ТГ-1, которые так и не были приняты на вооружение. После окончания войны в СССР началась разработка новых мощных 406-мм, 305-мм и 180-мм ж. д. артсистем. Еще в октябре 1943 года ЦКБ-19 разработало эскизный проект 406-мм ж. д. установки ТМ-1-16 с качающейся частью Б-37, которую предполагалось установить на линкоре типа «Советский Союз». Материалы ЦКБ-19 были частично использованы ЦКБ-34, которое в 1951 году выпустило эскизный проект 406-мм ж. д. установки СМ-36. В конструкции СМ-36 впервые в СССР был применен двойной откат. Для СМ-36 создавалась специальная ПУС «Б-30» с РЛС «Редан-3». Работы над «Редан-3» были начаты в 1948 году В РЛС был применен индикатор точных координат для корректировки стрельбы по наблюдению всплесков от снарядов.



500-мм железнодорожная установка ТГ-1

В декабре 1954 года последовало распоряжение Артуправления ВМФ о прекращении работы над СМ-36. К этому времени ЦКБ-34 разработало рабочие чертежи и техническую документацию, были изготовлены отдельные узлы установки. Кроме того, в декабре 1954 года ЦКБ-34 прекратило разработку еще двух ж. д. установок: ТМ-2-180 и СМ-41. 180-мм установка ТМ-2-180 разрабатывалась с качающейся частью СМ-45 от корабельной башенной установки СМ-48. Принципиальным отличием СМ-45 от Б-1-П была высока скорострельность, раздельно-гильзовое заряжаните вместо картузного и больший угол возвышения, +76, что давало возможность вести огонь по самолетам на высотах до 23 км. Технический проект ТМ-2-180 был выпущен в июне 1954 года, а к моменту окончания работ закладывалась разработка рабочих чертежей. 305-мм ж.д. установка СМ-41 имела качающуюся часть СМ-33 от трехорудийной башенной установки СМ-31 тяжелого крейсера «Сталинград» пр. 82. Орудие СМ-33 было сильнейшей и самой дальнобойной пушкой из когда-либо испытанных в истории. Установка СМ-41 имела двойной откат. Разработка рабочих чертежей и технической документации СМ-41 была закончена в июле 1954 года. Прекращение работ над ж. д. установками было одним из элементов политики Н. С. Хрущева по свертыванию работ по морской артиллерии. Тем не менее тяжелые ж. д. установки второго поколения длительно время состояли на вооружении. Так, на 1 января 1984 года в составе ВМФ их было 13. Из них на Черноморском флоте имелось восемь ТМ-1-180, в Ленинградской военно-морской базе два ТМ-3-12 и три ТМ-1-180. Еще две установки ТМ-1-180 и ТМ-3-12 установлены на вечной стоянке вблизи форта Краснофлотский под Санкт-Петербургом.



356-мм железнодорожная установка ТП-1

К 22 июня 1941 г. в составе Военно-Морского Флота СССР имелось 332 батареи береговой артиллерии из 1224 орудий калибра 145— 356 мм. В это число входило значительное количество батарей, вооруженных пушками калибром 180—356 мм, установленными на железнодорожных транспортерах. Эти батареи были распределены между четырьмя флотами и предназначались для борьбы с вражеским флотом. Для решения задач в интересах сухопутных войск в феврале 1938 г. было выдано тактико-техническое задание на железнодорожную установку ТП-1. Основные работы по ее созданию производились на Новокраматорском механическом заводе (монтаж всей системы), заводах «Баррикады» (изготовление качающейся части) и «Красный Профинтерн» (изготовление железнодорожных тележек и балансиров).
Установка ТП-1 в принципе представляла собой 35б-мм лейнерованный ствол длиной 54,4 калибра (19,36 м), установленный на железнодорожный транспортер.
Ствол был снабжен открывающимся вверх двухтактным поршневым затвором, обеспечивающим скорострельность 1,33 выстр./мин. В боекомплект установки входили снаряды четырех типов — бронебойный, фугасный, дальнобойный и «комбинированный».
Бронебойный и фугасный снаряды имели одинаковую массу 750 кг и различались массой взрывчатого вещества. На расстоянии 11 км бронебойный снаряд должен был пробивать по нормали 440- мм броню, а на расстоянии 30 км — 230-мм. Дальнобойный был обычным фугасным снарядом, только меньшей массы (495 кг), благодаря этому фугасный летел на 48,9 км, а дальнобойный — на 60 км. Комбинированным считался подкалиберный снаряд. Масса подкалиберного снаряда с поддоном составляла 234,4 кг, а масса «активного снаряда» диаметром 230 мм — 126,8 кг. Дальность стрельбы — 120 км.

Орудие было установлено на железнодорожном транспортере, 16 осей которого были объединены в четыре четырехосные тележки. Таким образом, огромный вес орудия (360,4 т) равномерно передавался на рельсовый путь и обеспечивалась возможность движения системы по большей части железных дорог СССР. Конструкцией транспортера была предусмотрена также возможность перехода на узкую европейскую колею. Скорость движения системы составляла до 50 км/ч. Для перевода ее из походного положения в боевое требовалось примерно 3 часа. Стрельба могла вестись как с рельсов, так и с бетонного основания. В последнем случае угол горизонтального обстрела составлял 360°.
В соответствии с предвоенными планами к концу 1942 г. предусматривалось изготовить 14 установок ТП-1, однако работы велись с отставанием от графика, так что к началу войны была изготовлена только одна качающаяся часть установки. В годы войны работы по этой установке не проводились.

Технические данные установки ТП-1 Калибр: 356 мм Начальная скорость снаряда: 530 м/с Наибольший угол возвышения: +50° Угол склонения: -5° Угол горизонтального обстрела: на рельсах — 6°; на бетонном основании — 360° Вес в боевом положении: 360 400 кг Скорострельность: Т/33 выстр./мин Наибольшая дальность стрельбы: фугасным снарядом — 49 000 м; дальнобойным снарядом — 60 000 м; комбинированным снарядом — 120000 м Вес бронебойного снаряда: 750,0 кг Вес фугасного снаряда: 750,0 кг Вес дальнобойного снаряда: 495,0 кг Вес комбинированного снаряда: 234,4 кг

500-мм железнодорожная установка ТГ-1

Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 г. параллельно с разработкой установки ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с длиной ствола 27,7 калибра (13,85 м). Установка предназначалась для действий исключительно на сухопутном фронте для уничтожения особо важных объектов и бетонных укреплений долговременного типа.
Весящий 85,1 т ствол установки был снабжен быстросменным лейнером (внутренней тонкостенной трубой с винтовыми нарезами) с двухтактным поршневым затвором. Скорострельность установки составляла 1 выстрел в две минуты. Стрельба могла вестись снарядами двух типов: бетонобойным, весом 2050 кг (вес взрывчатого вещества 205 кг), и фугасным, весом 1470 кг (вес взрывчатого вещества 276 кг). При угле падения 70° бетонобойный снаряд был способен пробить бетонное перекрытие толщиной 4,4 м. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 19,5 км.
В качестве ходовой части установки использовался 16-осный железнодорожный транспортер, унифицированный с транспортером установки ТП-1. Транспортер обеспечивал переброску весящей 353,3 т установки по всем нормальным железнодорожным путям СССР со скоростью до 50 км/ч. Длина транспортера между буферами составляла 33,9 м. Смонтированные на нем подъемные механизмы позволяли придавать стволу гаубицы углы возвышения от +15° до +70°. Угол горизонтальной наводки составлял всего ±3°, так что для обеспечения большего угла горизонтальной наводки предусматривалось в каждом отдельном случае строить специальные закругленные железнодорожные полосы (усы), передвигаясь по которым, транспортер мог менять угол обстрела.
Из походного положения в боевое и обратно установка переводилась за 3 часа.По своим конструктивным решениям и боевым характеристикам установка ТГ-1 была первоклассным орудием. На вооружение артиллерии РГК Красной Армии планировалось принять к концу 1942 г. 16 таких установок, однако к концу войны была изготовлена только одна установка ТГ-1 на упрощенном транспортере, предназначенном для проведения испытаний. Установка прошла заводские испытания на Новокраматорском механическом заводе, однако в связи с началом войны работы над ней были прекращены.

Технические данные установки ТГ-1; Калибр: 500 мм Начальная скорость снаряда: 490—580 м/с Наибольший угол возвышения: 70° Угол горизонтального обстрела: 6° Вес в боевом положении: 353 300 кг Скорострельность: 1 выстр./2 мин Наибольшая дальность стрельбы: фугасным снарядом — 25 000 м; бетонобойным снарядом — 19 500 м Вес фугасного снаряда: 1450 кг Вес бетонобойного снаряда: 2050 к
г.