Реактивная артиллерия. "Катюша".
Рождение «КАТЮШИ»
Стоял светлый июньский день 41-го. На полигоне под Москвой шел смотр образцов вооружения Красной Армии. Среди экспериментальных образцов — пять боевых машин БМ-13 — оригинальных пусковых установок с сигнальными и реактивными снарядами. Залп производил ошеломляющее впечатление. Конструкторы и обслуживающий персонал получили указание держать новое оружие в строгом секрете.
За заслуги в изобретении и конструировании нового вида оружия, поднимавшего боевую мощь Красной Армии, летом 1941 года главному инженеру Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) военинженеру I ранга А.Г. Костикову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Орденом Ленина награждены: военинженер I ранга В.В. Аборенков, инженер-механик И. И. Гвай (руководитель группы конструкторов, занимавшихся созданием пусковых установок), техник-конструктор В. Н. Галковский; орденом Красной Звезды — военинженер II ранга Д.А. Шитов и техник-конструктор А.С. Попов.
А началось все еще с довоенных лет, когда реактивные снаряды РС-82 впервые применили в боях с японцами на реке Халхин-Гол, где они показали высокую эффективность.
Пять истребителей И-16, ведомые летчиком-испытателем капитаном Н.И. Звонаревым, выполняя боевое задание по прикрытию наших войск, встретились с японскими истребителями. Примерно за километр до цели летчики произвели одновременно ракетный залп. Два вражеских самолета оказались сбитыми, а остальные, не приняв боя, скрылись.
Так отважные летчики — Иван Михаиленко, Семен Пименов, Тимофей Ткаченко, Владимир Федосов вместе с капитаном Звонаревым открыли боевой счет отечественного реактивного оружия. Группа участвовала в четырнадцати воздушных боях, сбила тринадцать самолетов противника и по окончании боевых действий без потерь возвратилась в столицу.
Результаты использования ракет в воздушных боях на Халхин-Голе продемонстрировали высокие боевые качества нового вида оружия. Ряд авиационных полков с конца 1939 года получил на вооружение реактивные снаряды.
Создание и принятие на вооружение снарядов явилось лишь началом для разработки ракетного оружия и для сухопутных войск.
Главное артиллерийское управление в начале 1937 года, а затем и в 1938 году, поставило Реактивному научно-исследовательскому институту задачу разработать многозарядную пусковую установку для ведения залпового огня 132-мм реактивными снарядами.
В октябре 38-го года Павленко и Попов разрабатывают проект первой 24-зарядной самоходной пусковой установки для стрельбы 132-мм реактивными снарядами. Она монтировалась на шасси грузового автомобиля ЗИС-5 и имела 24 однопланочных направляющих желобкового типа, установленных на раме поперек продольной оси автомашины. Через два месяца пусковую установку изготовили в мастерских РНИИ. Вскоре появилась опытная партия 132-мм реактивных снарядов, баллистические характеристики которых мало отличались от авиационных PC-132.
Перед Великой Отечественной армия не имела ни частей, ни подразделений реактивной артиллерии. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в книге «Воспоминания и размышления» так пишет об этом:
«К началу войны Главное артиллерийское управление не оценило полностью такое мощное реактивное оружие, как БМ-13 («катюши»), которое первым же залпом в районе Орши обратило в бегство вражеские части. Комитет Обороны только в июне принял постановление об их серийном производстве».
22 июня 41-го года Воронежский завод имени Коминтерна приступил к производству установок БМ-13, и в ночь на 30 июня вышли уже первые две установки. Своим ходом они отправились в Москву для проведения испытаний на полигоне стрельбой на точность, а переход из Воронежа в Москву являлся их ходовым испытанием.
Командиром первой батареи реактивной артиллерии был назначен капитан И.А. Флеров, ставший гордостью гвардейских минометных частей.
В ночь с 1 на 2 июля батарея двинулась из Москвы по Минскому шоссе. На Бородинском поле воины дали клятву: ни при каких обстоятельствах не отдавать врагу новую боевую технику. Спустя два дня батарея вошла в состав 20-й армии Западного фронта, войска которой занимали оборону по Днепру в районе Орши. 9 июля батарея заняла позицию под городом Борисовом, ждала боя. В ночь с 12 на 13 июля их подняли по тревоге: крупная группировка фашистских войск ударом с юга вот-вот захватит Оршу и создаст угрозу прорыва на Смоленск. Флеров получил приказ нанести удар по железнодорожному узлу, где скопилось много немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим; подготовить залпы батареи по переправам, которые противник начал возводить через реки Оршицу и Днепр восточнее города. Оценив обстановку, Флеров развернул батарею километрах в пяти-шести от станции Орша за горой. Двигатели машин приказал не заглушать, чтобы после стрельбы моментально покинуть позицию. Стоял ясный солнечный день. В 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флеров дал команду открыть огонь. Семь пусковых установок БМ-13 нанесли удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. За семь-восемь секунд батарея выпустила 112 реактивных снарядов. Железнодорожный узел был стерт с лица земли. В 16 часов 45 минут был произведен второй залп — по переправе через реку Оршицу.
Залпы батареи произвели ошеломляющее впечатление не только на противника, но и на наших воинов. Врага охватил панический ужас, причем уцелевшие сдавались в плен, даже не помышляя о каком-либо сопротивлении. А наши испытывали чувство огромной гордости, новое оружие вселяло уверенность в том, что победа будет за нами.
Удар 14 июля 112-ю ракетами стал по праву днем боевого крещения не только полевой реактивной артиллерии, но и начала боевого пути прославленных «катюш».
Командующий артиллерией Западного фронта в своем донесении командующему артиллерией армии от 2 августа 1941 года писал: «По заявлениям командного состава стрелковых частей и по наблюдениям артиллеристов, внезапный огонь батарей М-13 наносил большие потери противнику, обращая его в паническое бегство; при наступлении на участках, где применялся огонь полевой реак*тивной артиллерии, наши части обычно не встречали сопротивления. Например, по заявлению командующего группой войск Западного фронта в районе Ярцево, на участке его группы наша пехота два раза атаковала немецкие части, занимавшие деревню Щуклино, но успеха не имела. Однако как только по расположению немцев был дан залп батареи полевой реактивной артиллерии, пехота заняла деревню Щуклино без сопротивления».
В том же донесении указывалось, что, по показаниям пленных, захваченных 31 июля 41-го, немецкая пехота в панике бежала не только с участков, по которым велся огонь батареями реактивных установок, но и с участков, находившихся в стороне, на расстоянии 1—1,5 километра. Высокая боевая эффективность нового вида оружия сразу же стала очевидной. Огонь реактивных установок в течение восьми-десяти секунд наносил врагу огромный урон в живой силе и технике, оказывал на фашистские войска сильное моральное воздействие.
Новое оружие быстро завоевывало прочный авторитет в войсках. Бойцы и командиры называли ее «Пушка-подружка», «Фронтовая сестра», «Катюша».
В августе—сентябре 1941 года на фронт поступило 324 пусковые установки.
Одновременно с развертыванием массового производства вооружения началась интенсивная работа по созданию новых и совершенствованию имевшихся образцов реактивных снарядов и пусковых установок. Она проводилась в ряде НИИ и конструкторских бюро. Но все же ведущая роль в разработке новых и совершенствовании имевшихся пусковых установок принадлежала Специальному конструкторскому бюро при Московском заводе «Компрессор», а в области реактивных снарядов — РНИИ. Оружие получилось на славу.
132-мм пусковая установка БМ-13-16
Массовое производство установок БМ-13 с началом войны было организовано на Воронежском заводе им. Коминтерна и на Московском заводе ”Компрессор”. Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод им. Владимира Ильича. Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.Л.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.
Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.
По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Личный состав реактивной артиллерии сперва набивался из слушателей Военной артиллерийской академии им. Ф.Э.Дзержинского (офицеры) и 1 - го Московского Краснознаменного училища им. Л.Красина (сержанты). Рядовых в огневых батареях не было. Курсанты носили форму своих учебных заведений с соответствующими петлицами. В дальнейшем гвардейцы - минометчики носили знаки различия, петлицы и (с 1943 года) погоны артиллерии.
В связи с тем, что производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения, обусловленные принятой на этих предприятиях технологией производства. Кроме того, на стадии развертывания серийного производства пусковой установки конструкторы внесли в ее конструкцию целый ряд изменений. Самым важным из них была замена использовавшейся на первых образцах направляющей типа ”спарка” на более совершенную направляющую типа ”балка”.
Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава гвардейских минометных частей и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н.
При создании установки конструкторы критически проанализировали все детали и узлы, стремясь повысить технологичность их производства и снизить стоимость. Все узлы установки получили самостоятельные индексы и стали, по существу, универсальными. В конструкцию установки был введен новый узел - подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость - более чем на 20 процентов. Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении. Усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель.
Как и БМ-13, боевая машина БМ-13Н могла вести огонь реактивными снарядами М-13 и поступившими на вооружение в июне 1942 года реактивными снарядами М-20. Реактивный снаряд М-20 был единственным фугасным снарядом калибра 132 мм. Вес взрывчатого вещества в его боевой части был увеличен до 18,4 кг по сравнению с 4,9 кг у снаряда М-13, благодаря чему снаряды М-20 успешно использовались для разрушения полевых укреплений противника. К недостаткам снаряда относились недостаточная дальность стрельбы (до 5,05 км) и то, что из-за больших размеров снаряды М-20 можно было запускать только с верхних направляющих боевых машин, что вдвое уменьшало вес залпа. Поэтому после появления более мощных фугасных реактивных снарядов М-30 снаряд М-20 был снят с производства.
Более удачным оказался также предназначенный для боевых машин БМ-13 и БМ-13Н реактивный снаряд М-13-УК (улучшенной кучности). Снаряд был разработан в 1943 году для преодоления весьма существенного недостатка реактивных снарядов - низкой кучности стрельбы. Проведенные еще в 30-е годы исследования показали, что кучность оперенных реактивных снарядов можно улучшить за счет медленного проворачивания снаряда во время полета. С этой целью у снаряда М-13 в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади эллипсов рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13.
Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии. Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии, вооруженных установками БМ-13Н было то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль ”Студебеккер 115 6x6”, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивавшуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6x6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.
Гвардейский реактивный миномет БМ-13 состоит из пусковой установки, ракетных снарядов и специально приспособленного автомобиля, на котором она смонтирована. Пусковая установка крепилась первоначально на шасси автомобиля ЗИС-5, а впоследствии и на шасси других автомобилей.
Пусковая установка выглядела следующим образом. На подъемной стреле закреплены восемь направляющих, каждая из которых имеет по две канавки (сверху и снизу), по которым скользят при пуске ракетные снаряды. Направляющие соединены между собой с помощью трех поперечных деталей в так называемый комплекс направляющих, укрепленных на подъемной стреле. Она сварена из труб и может поворачиваться в вертикальной плоскости вокруг своей горизонтальной оси. Ось размещается в задней части основания, установленного на поворотной раме. Заданный угол стрельбы придает направляющим подъемный механизм, при помощи которого они фиксируются в определенном положении на поворотной раме.
Поворотная рама вращается вокруг вертикальной оси. Последняя установлена на кронштейнах основания поворотной рамы. Для ориентирования ее, а значит, и стрелы с направляющими в горизонтальной плоскости во время стрельбы служит механизм направления. Основание поворотной рамы жестко закреплено на шасси автомобиля. Оно имеет криволинейную направляющую канавку (часть дуги окружности), в которой скользит передняя опора поворотной рамы пусковой установки.
”Катюшу” заряжают ракетными снарядами сзади. Случайное выпадание ракет предотвращают замки, установленные в каждой направляющей. Они устроены так, чтобы при установке ракетных снарядов в направляющих пропускались вперед штифты снарядов, не давая возможности двигаться им вниз.
Для воспламенения ракетного заряда в камере сгорания имеются специальные контакты, размещенные в каждой направляющей. При зарядке БМ-13 эти контакты стыкуются с контактами электро-пороховых воспламенителей ракетных снарядов. Через них к пороховым воспламенителям передается ток от аккумуляторной батареи, установленной на автомобиле. Пусковой щиток расположен в кабине водителя.
ТТХ 132-мм пусковая установка БМ-13-16
Шасси: грузовик Studebaker US6, ЗИС-5 и ЗИС-6 (возможны и другие варианты)
Калибр реактивного снаряда: 132 мм
Вес снаряда: 42,5 кг
Вес боеголовки: 4,5 кг
Число направляющих: 16
Время выполнения залпа: 7-10 с
Дальность стрельбы: до 8470 м
Угол ГН: 20°
Угол ВН: от 7° до 45°
82-х мм горная пусковая установка М-8
В августе 1942 года начальник передвижных ремонтных мастерских А. Ф. Алферов, офицеры X. Я. Суляев и Л. Р. Репс Черноморской оперативной группы гвардейских минометных частей Северо-Кавказского фронта предложили создать переносную горную пусковую установку для 82-мм реактивных снарядов. Установки этого типа предполагалось использовать при обороне троп и перевалов в Кавказских горах, недоступных для полевой артиллерии и самоходных реактивных пусковых установок.
В пояснительной записке от 3 сентября 1942 года к проекту горной пусковой установки, составленной Суляевым и Репсом, предлагалось два варианта монтажа установки. По первому варианту горная пусковая установка монтировалась на «козлах» (на станке), по второму — на двухколесной тележке. В обоих вариантах установка имела 8 направляющих типа «флейта» с пиропистолетами от пусковой установки БМ-8-36. Упоры (сошники) на установках не предусматривались. Установки были просты по конструкции, не имели прицела и независимого наведения по азимуту. Стрельба из установок производилась с помощью аккумуляторной батареи и прибора управления огнем, приводимого в действие дистанционно.
Оба варианта горных пусковых установок были изготовлены оперативной группой в передвижных ремонтных мастерских. Опытные образцы прошли испытания стрельбой. Испытания показали достаточную устойчивость от опрокидывания и безотказность действия пусковых установок. Для командования Северо-Кавказского фронта провели показные стрельбы из этих опытных установок; результаты были хорошие.
Опытные горные пусковые установки имели и недостатки: была отмечена необходимость дальнейшего упрощения их конструкции и технологии изготовления; наибольшие трудности были связаны с разработкой узлов прицеливания и горизонтального наведения.
5 сентября 1942 года эскизный проект «горной установки PC», выполненный армейскими специалистами на Кавказе, в двух вариантах был направлен на рассмотрение командующему гвардейскими минометными частями В. В. Аборенкову. После ознакомления с ним в Главном управлении вооружений гвардейских минометных частей его направили на завод «Компрессор» с просьбой «весьма срочно произвести на основе этого проекта разработку чертежа горной пусковой установки». Не дожидаясь окончания разработки установки, Аборенков 19 сентября 1942 года предписал командировать конструктора СКБ завода «Компрессор» на Северный Кавказ для отработки чертежей созданной там установки и помощи в организации производства.
21 сентября 1942 года на Кавказ выехала группа из трех человек: представителя Главного управления вооружений гвардейских минометных частей Н. Н. Юрышева, конструктора СКБ завода «Компрессор» Ф. И. Есакова и военпреда Главного управления вооружений гвардейских минометных частей на заводе «Компрессор» Е. А. Доброхотова.
Ознакомившись с опытным образцом горной пусковой установки, они внесли в конструктивную схему опытного образца ряд принципиальных изменений. В установке направляющие типа «флейта» были заменены на направляющие типа «балка». Пусковая установка получила возможность изменять угол возвышения и возможность разворота по горизонту, что было необходимо в боевых условиях. Вместо электрического способа ведения стрельбы с помощью прибора управления огнем от аккумуляторной батареи был применен более эффективный способ ведения стрельбы «огневой связью» — с помощью патрона и пистолета. Был внесен и ряд других изменений.
Введение в конструкцию механического способа «огневой связи» вместо электрического было принципиально новым приемом. Это позволило отказаться от сверхдефицитной в то время и тяжелой аккумуляторной батареи, прибора управления огнем и электропривода. Огневая связь осуществлялась при помощи двух рядов трубок на верхнем и на нижнем ряде направляющих, соединяющих между собой торцевые полости сопел реактивных снарядов. Каждый ряд трубок имел свой механический запал. Запалы были объединены в единый пистолет — запальник, в который закладывались две гильзы патрона пистолета ТТ с черным порохом вместо пули. При выдергивании чеки из курка пиропистолета его два бойка ударяли по капсулам заложенных в него патронов. Порох в них воспламенялся и поджигал пороховую массу двигателей двух реактивных снарядов — одного в верхнем ряду, другого в нижнем. Горячая струя газов из сопел снарядов по трубкам направлялась в сопла соседних снарядов. Чека из пистолета-запальника выдергивалась с помощью шнура.
Доработанная горная пусковая установка разбиралась на три части для удобства транспортировки. Вес ее составил 68,5 кг, из них 36,4 кг приходилось на четыре направляющие длиной 970 мм каждая, которые заменили собой восемь направляющих типа «флейта», при этом установка осталась 8-зарядной.
В акте испытаний установки от 22 октября 1942 года были сделаны следующие замечания и предложения: переработать направляющую (упростить, облегчить, усилить); усилить жесткость ног основания и соединить их дополнительной связью с кругом; увеличить устойчивость установки; усилить кольцо поворотного круга.
Испытания установки показали ее высокую боевую эффективность. Горная пусковая установка была одобрена Военным Советом Черноморской группы войск и передана для производства авторемонтным мастерским и железнодорожному депо Сочи и Сухуми. На 1 октября 1942 года было изготовлено 48 установок, из них 8 с электрозапалом и 40 с огневой связью. Они были сведены в 12 горно-вьючных батарей М-8. (Рис. XXXII цветной вклейки)
В СКВ завода «Компрессор» по техническому заданию Главного управления вооружений гвардейских минометных частей от 2 декабря 1942 года проводилось дальнейшее совершенствование горной пусковой установки. В техническом задании говорилось: «...изготовить не позднее 15 декабря 1942 года один образец горной установки...»
Разработанная в СКВ завода «Компрессор» горная пусковая установка была более совершенна по сравнению с ранее созданными. Разработчикам удалось повысить ее устойчивость, уменьшить сбиваемость вертикальной наводки при пуске реактивных снарядов, снизить вес установки до 51 кг и уменьшить ее габариты. Установка разбиралась на три части: нижнюю, в виде четырехстопорного складывающегося штатива паукообразной формы; верхнюю, в виде стойки, поворачивающейся по горизонту на угол 45°; пакет направляющих, угол возвышения которого мог изменяться от 0° до +48°. Пакет имел четыре сдвоенные направляющие длиной 1 метр с прикрепленными к ним лотками по типу серийных направляющих типа «балка» пусковой установки БМ-8-24, но значительно облегченных.
На Пензенском машиностроительном заводе по чертежам СКВ завода «Компрессор» был изготовлен опытный образец горной пусковой установки. Испытания установки проводились с 12 по 26 июля 1943 года. Установка была признана достаточно прочной, безопасной и удобной в обслуживании. По результатам испытаний горная вьючная пусковая установка была рекомендована для серийного изготовления и для принятия на вооружение.
Реактивная установка БМ-8-8
В период Великой Отечественной войны был разработан ряд специальных установок: горно-вьючные, горные, зенитные, противотанковые, для стрельбы прямой наводкой при ведении уличных боев. Многие из них были приняты на вооружение и применялись в боевых условиях.
Добрых отзывов бойцов заслужили 8-зарядные горно-вьючные пусковые установки М-8, успешно применявшиеся в боях с немецко-фашистскими войсками в предгорьях и горных районах Кавказа и в Карпатах. Их габариты были немного больше станкового пулемета и боевой расчет высоко в горах мог за несколько минут собрать реактивную установку.
Во время войны на базе "Виллис-МВ" в СССР испытывалась самая легкая "катюша" — реактивная установка БМ-8-8 с 8 ракетами калибра 82 мм. Подразделения и части реактивной артиллерии, действующие на Кавказе и в Карпатах, вооружались установками БМ-8-8. Реактивная установка монтировалась на автомобилях типа ГАЗ-67, используя при этом пакет направляющих и другие узлы от горно-вьючной установки М-8. Огонь велся как с машины, так и с земли. Это повышало их маневренность. С ними можно было успешно действовать на труднодоступной горной местности. Данные по выпуску, рознятся: от 6 до 30 шт.
Реактивная установка М-13 на шасси СТЗ-5-НАТИ
Необходимость в создании реактивной установки 82-мм снарядов на шасси легкого танка, тягача либо автомобиля повышенной проходимости возникла после нескольких случаев уничтожения застрявших на мягком грунте автомобилей ЗИС-6.
Артиллерийская часть новой машины была без изменений заимствована от автомобильной версии, в качестве шасси использовался гусеничный тягач СТЗ-5.
ТТХ 132-мм пусковая установка М-13 на шасси СТЗ-5-НАТИ
Шасси: гусеничный тягач СТЗ-5
Калибр реактивного снаряда: 82 мм
Число направляющих 8
Бремя производства залпа, с 15-20
Дальность стрельбы, м 5500
Вес:
- снаряда, кг 8,00
- боевой части, кг 5,40
- взрывчатого вещества, кг 0,64
82-мм Пусковая установка БМ-8-24
Использованное при создании боевой машины БМ-8-36 шасси трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 хотя и обладало высокой проходимостью по дорогам различного профиля и покрытия, но было малопригодным для движения по заболоченной пересеченной местности и по грунтовым дорогам, особенно в распутицу осенью и весной. Кроме того, при ведении боевых действий в условиях быстроизменяющейся обстановки боевые машин нередко оказывались под артиллерийско-пулеметным огнем противника, вследствие чего расчеты несли существенные потери.
По этим причинам уже в августе 1941 г. в конструкторским бюро завода «Компрессор» был рассмотрен вопрос о создании пусковой установки БМ-8 на шасси легкого танка Т-40. Разработка этой установки проводилась быстро и уже к 13 октября 1941 г. была успешно завершена. Новая установка, получившая название БМ-8-24, имела снабженную механизмами наводки и прицельными приспособлениями артиллерийскую часть с направляющими для запуска 24 реактивных снарядов М-8. Используемые в установках БМ-8-36 направляющие типа «флейта», заимствованные у авиационных пусковых установок, были заменены более подходящими для полевых установок направляющими типа «балка» с пиропистолетом для зажигания пороховой массы ракетного двигателя пиропатроном. Была также увеличена длина направляющей и тем самым повышена скорость снаряда при сходе, что способствовало уменьшению рассеивания снарядов, то есть улучшению кучности стрельбы.
Артиллерийская часть монтировалась на крыше танка Т-40. Вся необходимая электропроводка и приборы управления огнем размещались в боевом отделении танка. После того, как танк Т-40 был заменен в производстве танком Т-60, его шасси было соответствующим образом модернизировано для использования в качестве ходовой части установки БМ-8-24.
Пусковая установка БМ-8-24 производилась серийно на начальном этапе Великой Отечественной войны и отличалась высокой проходимостью, увеличенным углом обстрела по горизонту и относительно небольшой высотой, облегчавшей ее маскировку на местности. После прекращения производства танка Т-60 выпуск установки также прекратился, однако ее модифицированная артиллерийская часть была использована при создании боевой машины реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси отечественного грузового автомобиля ГАЗ-АА и импортных грузовых автомобилей «Студебеккер» и «Форд-Мармон».
ТТХ 82-мм Пусковая установка БМ-8-24
Шасси: на шасси легкого танка Т-40 и Т-60
Калибр реактивного снаряда, мм 82
Число направляющих 24
Бремя производства залпа, с 15-20
Дальность стрельбы, м 5500
Вес:
- снаряда, кг 8,00
- боевой части, кг 5,40
- взрывчатого вещества, кг 0,64
82-мм Пусковая установка БМ-8-36 и БМ-8-48
Одновременно с разработкой и запуском в серийное производство 132 мм реактивных снарядов для боевых машин реактивной артиллерии (БМ РА) БМ-13-16, активно проводились работы по созданию 82 мм реактивных снарядов М-8 на основе авиационных реактивных снарядов РС-82. В виду того, что специалисты НИИ-3 были заняты спешной разработкой и подготовкой к серийному производству боевой машины БМ-13-16, разработку боевой машины под 82 мм реактивный снаряд поручили конструкторам СКБ завода "Компрессор" (г. Москва), имеющих опыт в разработке БМ-13-16. Для убыстрения работ пусковую установку было решено проектировать на основе направляющих типа"флейта", применяющихся в авиации. К началу июля 1941 г. были изготовлены два опытных экземпляра боевой машины с 38 направляющими, одна из них была смонтирована на шасси автомобиля ЗИС-5, другая - на шасси ЗИС-6. Испытания проводились 30 июля 1941. Результаты испытаний признаны положительными. К принятию на вооружение, учитывая более высокую проходимость по сравнению с автомобилем ЗИС-5 и то обстоятельство, что на шасси ЗИС-6 уже серийно производилась боевая машина БМ-13-16, была рекомендована машина на шасси ЗИС-6. При подготовке серийного производства машины для обеспечения безопасности расчета при пусках, было решено сократить количество направляющих до 36. Боевая машина была принята на вооружение РККА 6 августа 1941 г. и передана для серийного производства на заводы "Компрессор" и "Красная Пресня". К началу сентября того же года на обоих заводах было произведено 72 машины, а к ноябрю еще 270 установок.
В начале 1942 в СКБ завода "Компрессор" конструкторской группой В.М. Васильева было начато проектирование артиллерийской части новой пусковой установки под 82 мм реактивный снаряд М-8. Было решено увеличить количество направляющих и улучшить баллистические характеристики. За основу конструкции использовали направляющие ранее разработанные для боевой машины БМ-8-24 типа "балка". В конструкции пусковой установки был использован сдвоенный пакет направляющих этого типа, обеспечивающий пуск 48 реактивных снарядов М-8. Артиллерийская часть монтировалась на шасси автомобиля ЗИС-6, сконструированного специально для размещения артиллерийской части машины БМ-13-16. Во многих печатных источниках и в материалах размещенных в сети часто встречается утверждение, что артиллерийская часть БМ-8-48 монтировалась на шасси 1, 5 тонного автомобиля ГАЗ-АА. Мне это кажется маловероятным, ввиду недостаточной проходимости и грузоподъемности этого автомобиля, вместе с тем, в экспозиции Музея истории артиллерии, инженерных войск и войск связи в г. С-Петербурге выставлена машина БМ-8-48 смонтированная именно на шасси ЗИС-6. В июне 1942 г. машина была принята на вооружение РККА под названием БМ-8-48. Производство боевых машин было развернуто на заводе "Компрессор". С середины 1943 г. артиллерийская часть установки монтировалась на шасси автомобилей высокой проходимости Студебеккер US-6 поставляемых из США по программе ленд-лиза. Есть сведения о производстве аналога реактивных снарядов М-8 и пусковых установок для них в 1944-1945 гг. на заводе "Шкода" для вооружения немецкой армии.
ТТХ 82-мм Пусковая установка БМ-8-36 и БМ-8-48
Шасси: грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-6, Studebaker US6, Ford-Marmon-Herrington T9E1.
Калибр реактивного снаряда: 82 мм
Вес снаряда: 8 кг
Вес боевой части: 4,4 кг
Заряд взрывчатки: 0,64 кг
Число направляющих: 36 или 48
Время выполнения залпа: 30 с
Дальность стрельбы: 5500 м
300-мм пусковой станок М-30
В мае 1942 года в СКБ завода «Компрессор» конструкторская группа В. А. Рудницкого по заданию Главного управления вооружений гвардейских минометных частей разработала специальную пусковую установку рамного типа — пусковой станок М-30 для 300-мм реактивных снарядов М-30. За основу этой весьма простой пусковой установки были взяты германские метательные приборы обр. 1940 и 1941 гг. , из которых немцы стреляли 28-см и 32-см реактивными снарядами.
Пусковой станок М-30 при стрельбе устанавливали непосредственно на грунт и на нем помещали четыре снаряда в специальной укупорке («ящик 30»). Внутри ящика имелись направляющие полосы, по которым снаряд скользил при выстреле. В этой укупорке реактивные снаряды поступали с заводов и складов, из нее и запускались. Затем по предложениям с фронта в СКБ был разработан двухрядный способ заряжания, что позволяло с каждого станка М-30 пускать 8 снарядов Такие станки начали поступать на фронт с весны 1943 года. Плотность залпа возросла в два раза.
Для осуществления пуска на внутренней поверхности укупорки имелись продольные деревянные бруски, обитые металлическими полосками, по которым скользили снаряды при пуске. С торца укупорка имела съемное дно, что обеспечивало беспрепятственный выход снаряда при стрельбе. Станок был изготовлен в виде легкой наклонной рамы из стальных угольников. На раму в один ряд укладывались и закреплялись с помощью съемных стяжек четыре укупорки со снарядами М-30. Рама в, нижней части имела сошники, удерживающие ее от смещения при залпе. В передней части рамы имелась съемная вертикальная опора, придававшая раме необходимый для стрельбы угол возвышения. Направление стрельбы задавалось непосредственно при установке рамы на позиции. Стрельба велась путем подачи импульса электрического тока к снаряду по проводам от спаренной подрывной машинки. Машинка обслуживала группу пусковых станков через электрораспределительное устройство («Краб»). При смене позиций пусковые станки вручную грузились и перевозились на обычных бортовых автомобилях.
Станки как пусковые устройства имели ряд преимуществ: простую конструкцию, невысокую стоимость, упрощенный процесс заряжания. Но имелись и существенные недостатки: низкая мобильность, сложность горизонтального и вертикального наведения в заряженном состоянии, недостаточная точность наводки, возможность аварийного схода снаряда в связи с увлечением за собой в полет плохо закрепленной укупорки. Малая длина направляющих приводила к увеличению рассеивания снарядов. Установка рам на позиции, монтаж на них укупорки со снарядами, их крепление, подключение электропроводов, придача угла возвышения и т. д. требовали выполнения значительного объема работ. Вследствие относительно небольшой дальности полета снарядов М-30, позиция установок выбиралась близко от передовой линии, что повышало вероятность их обнаружения и уничтожения противником.
По постановлению Государственного Комитета Обороны от 8 июня 1942 года после успешных полигонных испытаний пусковой станок М-30 был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Станки М-30 широко применялись в 1942–1943 годах на всех фронтах при прорыве обороны противника.
ТТХ 300-мм пусковой станок М-30
Калибр: 300мм
Число направляющих: 4 шт. (8 шт. при двухрядной установке на модифицированном лафете)
Вес ОФ снаряда: 72кг, ВВ - 28,9кг (М-31 - 92,4 кг)
Бремя производства залпа: 5-7с
Дальность стрельбы: 2800м (4325м для ракеты М-31)
300-мм пусковая установка БМ-31-12
В 1942 году в Советском Союзе разработали новый реактивный снаряд М-30 калибра 300 мм, предназначенный для разрушения укреплений противника в прифронтовой полосе. К мощной надкалиберной боеголовке весом около 29 кг присоединялся ракетный двигатель от снаряда М-13. Аэродинамические качества М-30 были неудовлетворительными, что отрицательно сказалось на дальности и точности стрельбы, зато они во многом компенсировались значительно большей разрушительной силой нового снаряда. Запуск М-30 производился из обычной транспортной деревянной укупорки. Четыре или восемь таких ящиков размещались на металлической раме, имеющей съемные стойки в передней части для регулировки угла возвышения и сошники для упора в задней части.
Дальность полета 300-мм снаряда удалось существенно повысить за счет применения нового ракетного двигателя. Под обозначением М-31 этот снаряд был принят на вооружение в марте 1943 года и запущен в серийное производство. Вначале он также запускался с пусковой установки М-30, но в конце года инженеры КБ завода «Компрессор» создали 8-зарядный двухрядный пусковой станок М-31, а затем и 6-зарядный облегченного типа. Значительным недостатком всех этих установок являлись низкая маневренность и длительное время подготовки к стрельбе. Поэтому в марте 1944 года появилась 12-зарядная реактивная установка М-31 на шасси американского автомобиля «Студебеккер». Запуск 300-мм снарядов производился не из деревянных укупорок, а из сотовых направляющих. Двенадцать ячеек из металлических труб объединялись в двухъярусный пакет, а для стопорения снарядов на направляющих имелось специальное приспособление, блокирующее также самопроизвольный запуск снарядов в походном положении установки.
БМ-31–12 начали поступать в артиллерийские дивизии прорыва летом 1944 года и успешно применялись на направлениях главных ударов Красной Армии. Мощь 300-мм реактивного снаряда была такова, что при разрыве он оставлял воронку диаметром 7–8 метров и глубиной до 2,5 м.
ТТХ 300-мм пусковая установка БМ-31-12
Шасси: грузовик Studebaker US6, ЗИС-5 и ЗИС-6 (возможны и другие варианты)
Калибр реактивного снаряда: 300 мм
Вес снаряда: 92,4 кг
Число направляющих: 12
Время выполнения залпа: 7-10 с
Дальность стрельбы: 4325 м
Угол ГН: 20°
Угол ВН: от 10° до 48°
300-мм пусковая установка БМ-13-СН
В конце 1943 года конструкторская группа А. Н. Васильева СКБ завода «Компрессор» по заданию Главного управления вооружения гвардейских минометных частей начала разработку пусковой установки для стрельбы проворачивающимися в момент запуска и на траектории снарядами М-13УК (улучшенной кучности) и М-13-ДД (увеличенной дальности), а также снарядами М-13 и М-20.
В 1944 году была разработана 10-зарядная самоходная пусковая установка БМ-13-СН на шасси автомобиля «Студебеккер». Главной особенностью этой установки было то, что в ней впервые применили спиральные (винтовые) направляющие, при движении по которым оперенные реактивные снаряды получали вращение с небольшой угловой скоростью. Это значительно повышало их кучность. При стрельбе с пусковой установки БМ-13-СН кучность снарядов М-13-ДД возросла в 1,5 раза, а М-13УК — в 1,1 раза по сравнению с кучностью при стрельбе со штатной пусковой установки БМ-13Н.
Спиральная направляющая представляла собой четыре прутка: три прутка из гладких стальных труб, а четвертый — стальной квадратного сечения. Четвертый пруток был ведущим и имел Т-образный паз для штифтов снаряда. Все прутки имели спиральную форму, углы закручивания были различными по длине. Взаимное расположение прутков спиральной формы придавало направляющей форму как бы орудийного нарезного ствола. Внутренний диаметр этого ствола был равен 132,8 мм, направляющие имели длину 4 м, а общий угол спирали направляющих на этой длине составлял 480°. Направляющие ячейки были смонтированы в четырех кассетах, которые укреплены на ферме в два ряда. Ферма представляла собой решетчатую платформу, сваренную из угольников.
Ферма вместе с пакетом направляющих могла поворачиваться в вертикальной плоскости относительно оси, расположенной во втулках кронштейнов поворотной рамы.
Подъемный механизм винтового типа. При помощи подъемного механизма пакету направляющих ячеек можно придавать углы от +10° до +45°.
Поворотный механизм винтовой. При помощи поворотного механизма можно было поворачивать пакет направляющих в пределах 10° влево и вправо от центрального положения.
Прицел установки взят от 76-мм пушки ЗИС-3.
Таким образом, в конструкции пусковой установки БМ-13-СН и ее направляющих воплотилась возникшая в СКВ перспективная идея улучшения кучности стрельбы твердотопливных неуправляемых ракет без потери в дальности, как это имело место у вращающихся за счет истечения газов снарядов М-13УК и М-31УК.
Установка БМ-13-СН успешно прошла полигонные и ходовые испытания и была запущена в серийное производство. В 1945 году было изготовлено около 100 таких установок. Ими вооружили несколько частей реактивной артиллерии.
В середине 1944 года в СКВ завода «Компрессор» были созданы пусковые установки со спиральными направляющими БМ-31-СН для реактивных снарядов М-31.
В том же СКБ в 1944 году конструкторская группа В. А. Рудницкого разработала 32-зарядную пусковую установку БМ-8-СН со спиральными направляющими для пуска снарядов М-8.
Для испытания направляющих запуском реактивных снарядов М-8 были разработаны и изготовлены двухметровые образцы с крутизной спирали 30, 50, 90, 135, 180 и 225° на один погонный метр длины. Испытания показали, что для снаряда М-8 наименьшее рассеивание обеспечивается при угле закрутки 180° на один погонный метр.
В конце апреля — начале мая 1945 года были проведены испытания пусковой установки БМ-8-СН. Кучность стрельбы с БМ-8-СН снарядами М-8 возросла в 4-11 раз. Однако в связи с окончанием войны и снятием снаряда М-8 с производства пусковая установка БМ-8-СН на вооружение принята не была.
Железнодорожные пусковые реактивные установки
17 ноября 1941 года начальник ЦКБ-19 Народного комиссариата судостроительной промышленности обратился в ГАУ с предложением оснастить железнодорожные платформы ракетным оружием. Предложение было одобрено. Было решено смонтировать на пяти двухосных 20-тонных железнодорожных платформах 10 установок для пуска 82-мм реактивных снарядов и на двух таких же платформах две установки для пуска 132-мм снарядов.
В ноябре же 1941 года СКБ завода «Компрессор» получило задание разработать пусковые установки для 132-мм и 82-мм реактивных снарядов на двухосных 20-тонных бронированных железнодорожных платформах. Эти установки предназначались для обороны Москвы. Создание таких установок на железнодорожных платформах для того времени было совершенно новой инженерной задачей. При их проектировании предстояло учитывать и решать в сжатые сроки многие сложные вопросы: определение количества направляющих и их взаимное расположение на платформе для каждого калибра ракет; создание поворотных устройств установок, позволяющих вести круговой обстрел; защита платформ и элементов установок от истекающих под давлением горячих газов при пуске ракет; удобство заряжания и обслуживания установок; возможную предельную скорость движения и торможения платформы; влияние жесткости платформы и железнодорожного полотна на кучность стрельбы, расположение и количество запаса снарядов и т. д. В мировой практике не имелось никаких рекомендаций по этим вопросам.
Разработка пусковых установок на железнодорожных платформах и их изготовление производились в условиях эвакуации завода «Компрессор». СКБ завода для выполнения этого задания осталось в Москве. Артиллерийские части установок изготовить не представлялось возможным, поэтому были использованы артиллерийские части от штатных пусковых установок БМ-13 на гусеничном тракторе СТЗ-5, БМ-8 на автомобиле ЗИС-6 и БМ-8-24 на танке Т-40. Для основания артиллерийских частей, требующих кругового разворота по азимуту, требовались шаровые погоны типа танковых для вращения башен. Достать их также оказалось невозможным. Пришлось для этой цели использовать бандажи паровозных колес и изготавливать из них шаровые погоны (как это было в гражданскую войну для установки 76-мм пушек обр. 1902 г. на бронепоездах). На железнодорожных платформах были разработаны бронированные надстройки для защиты боевого расчета и запасных комплектов боеприпасов.
СКБ разработало три пусковые установки на бронированных железнодорожных платформах: 16-зарядную для 132-мм реактивных снарядов М-13, 48— и 72-зарядную для 82-мм снарядов М-8. По чертежам, разработанным в СКБ, в декабре 1941 года было изготовлено пять пусковых установок на бронированных железнодорожных платформах: три — для пуска реактивных снарядов М-13, и две (48-зарядные) — для пуска снарядов М-8. Установки участвовали в битве за Москву.
В конце 1942 года были созданы пусковые установки ПУ-8, устанавливаемые на дрезинах. Эти установки предназначались для запуска 82-мм ракет М-8 и имели 12 направляющих.
Реактивные пусковые установки в Военно-Морском флоте (1942-1945 гг.)
В феврале 1942 года Артуправление ВМФ выдало техническое задание СКВ завода «Компрессор» на проектирование корабельных артиллерийских установок для реактивных снарядов М-13 и М-8. Разработка этих проектов была завершена СКВ под руководством В. П. Бармина в мае 1942 года.
Установка М-8-М обеспечивала пуск 24 82-мм снарядов М-8 за 7-8 секунд. Установка М-8-М была башенно-палубного типа и состояла из качающейся части (блока направляющих на ферме), прицельного устройства, механизмов наведения и электрооборудования. Качающаяся часть с помощью оси качания и опорного винта механизма вертикального наведения шарнирно закреплялась на основании установки и могла менять угол возвышения в пределах от +5° до +45°. Поворотное устройство с шаровым погоном давало возможность качающейся части установки поворачиваться на угол 360° по горизонту. На поворотной части основания установки, в ее надпалубной части, крепились механизмы наведения, прицельное и тормозное устройства, сиденье наводчика (он же стрелок), прибор ведения огня и электрооборудование.
Установка M-13-MI обеспечивала пуск 16 снарядов М-13 с восьми двутавровых направляющих (балок) за 5-8 секунд.
Установка M-13-MI была надпалубного типа и могла быть смонтирована на крыше боевой рубки бронекатера (по предложению СКВ) или устанавливаться вместо кормовой артиллерийской башни бронекатеров проекта 1124.
В мае 1942 года первую установку M-13-MI отправили с завода «Компрессор» в город Зеленодольск, где она была установлена на бронекатер проекта 1124. Несколько позже в Зеленодольск была доставлена и установка М-8-М. Опытный образец установки M-1-13MI был установлен на бронекатере БКА № 41 (с 18 августа 1942 года — № 51; заводской № 314) проекта 1124, а опытный образец установки М-8-М — на бронекатере БКА № 61 (заводской № 350) проекта 1125. Акт испытаний установки M-13-MI на бронекатерах был утвержден 17 июля 1942 года.
Приказом наркома ВМФ от 29 ноября 1942 года реактивные установки М-8-М и M-13-MI были приняты на вооружение. Промышленности был выдан заказ на изготовление 20 установок M-13-MI и 10 установок М-8-М. (Рис. 116)
В августе 1942 года на заводе «Компрессор» была изготовлена пусковая установка М-13-МII для 32 132-мм снарядов М-13. Установка M-13-MII была башенно-палубного типа, ее конструктивная схема аналогична схеме пусковой установки М-8-М. В Зеленодоль-ске пусковую установку М-13-МII смонтировали на бронекатере БКА № 315 проекта 1124 взамен кормовой артиллерийской башни. Осенью 1942 года установка М-13-МII прошла испытания на бронекатере и была рекомендована к принятию на вооружение. Однако на вооружение ее не приняли, а опытный образец остался в Волжской флотилии.
Осенью 1942 года реактивными установками М-8-М было оснащено 10 посыльных катеров типа Я-5 («Ярославец») водоизмещением 23,4 тонны. Филиал ЦКБ-32 на заводе № 640 разработал варианты вооружения торпедных катеров реактивными установками М-8-М. Головной катер по проекту 213 был построен на тюменском заводе № 639 и отправлен на испытания в город Поти. 5 мая 1943 года катер был принят и получил наименование «Московский ремесленник трудовых резервов». К июлю 1943 года в строй Черноморского флота были введены еще пять таких катеров. Их пусковые установки имели 24 направляющие.
Боевая эксплуатация пусковых установок М-8-М и М-13-М на морях, реках и озерах выявила ряд их конструктивных недостатков. Поэтому в июле-августе 1943 года СКБ завода «Компрессор» начало проектирование трех корабельных пусковых установок улучшенного типа 8-М-8, 24-М-8 и 16-М-13. Проектируемые установки отличались от прежних более надежным стопорением реактивных снарядов на направляющих в условиях шторма на море; увеличением скорости наведения установки на цель; уменьшением усилий на ручках маховиков механизмов наведения. Был разработан автоматизированный прибор ведения огня с ножным и ручным управлением, позволяющий вести стрельбу одиночными выстрелами, очередями и залповым огнем. Обеспечивалась герметизация поворотного устройства установок и их крепления к палубам корабля.
Артуправление ВМФ предлагало укоротить длину направляющих для 132-мм снарядов с 5 до 2,25 м. Однако опытные стрельбы показали, что при коротких направляющих очень велико рассеивание снарядов. Поэтому на пусковых установка 16-М-16 длина направляющих была оставлена прежней (5 м). Направляющие всех пусковых установок, использованных на бронекатерах, представляли собой двутавровые балки.
Работы над 82-мм пусковыми установками М-8-М по указанию заказчика (Артуправления ВМФ) были прекращены на стадии эскизного проектирования.
В феврале 1944 года СКВ завода «Компрессор» закончило разработку рабочих чертежей установки 24-М-8. В апреле 1944 года завод № 740 изготовил два опытных образца 24-М-8. В июле 1944 года установки 24-М-8 успешно прошли корабельные испытания на Черном море. 19 сентября 1944 года установка 24-М-8 была принята на вооружение ВМФ.
Рабочие чертежи реактивной установки 16-М-13, предназначенной для пуска 16 ракет М-13, были закончены СКВ в марте 1944 года. Опытный образец был изготовлен свердловским заводом № 760 в августе 1944 года. Корабельные испытания 16-М-13 прошли на Черном море в ноябре 1944 года. В январе 1945 года пусковая установка 16-М-13 были принята на вооружение ВМФ.
Всего в ходе Великой Отечественной войны промышленностью было изготовлено и поставлено флотам и флотилиям 92 установки М-8-М, 30 установок M-13-MI, 49 установок 24-М-8 и 35 установок 16-М-13. Эти системы были установлены как на бронекатерах проектов 1124 и 1125, так и на торпедных катерах, сторожевых катерах, трофейных немецких десантных баржах и др.
На кораблях и катерах с начала 1942 года в инициативном порядке устанавливались самодельные пусковые установки. Так, в начале 1942 года старший лейтенант Г. В. Терновский и военинженер 3-го ранга Н. С. Попов сконструировали решетчатые пусковые установки для ракет М-8. Эти установки навешивались на корабельные орудия. Наведение установок производилось механизмами наведения самого орудия. Первые две установки прикрепили к 45-мм пушкам 21-К на катере МО-084. Экспериментальные стрельбы с катера были проведены 2 и 4 марта 1942 года под Анапой в присутствии адмирала Г. Н. Холостякова. Летом 1942 года на трех торпедных катерах типа Г-5 Черноморского флота было поставлено по 4-6 самодельных направляющих для пуска 82-мм ракет М-8.
В начале 1943 года по инициативе старшего лейтенанта Г. В. Терновского на черноморский катерный тральщик КАТЩ-606 «Скумбрия» было поставлено двенадцать 8-зарядных пусковых установок 8-М-8. Любопытно, что «Скумбрия» до войны была рыболовным катером с деревянным корпусом, ее водоизмещение составляло всего 32 тонны. Тем не менее «Скумбрия» несколько раз наносила удары по немецким позициям в районе Новороссийска.
Ставились «самоделки на коленке» и на бронекатерах. Вот, например, зимой 1942-1943 годов в инициативном порядке в 7-м дивизионе катеров ОВРа (охраны водного района) Ленинградской военно-морской базы на двух бронекатерах проекта 1124 (БКА-101 и БКА-102) были сделаны самодельные пусковые установки для 82-мм снарядов М-8. Простейшие направляюще из стальных реек были навешены на стволы 7б-мм пушек Ф-34. На каждый ствол сверху ставилась и крепилась к нему хомутами рейка для запуска одного снаряда.
Оба бронекатера несколько раз проводили обстрел снарядами М-8 вражеского побережья, причем после пуска снарядов орудия могли нормально вести огонь. А один раз, по воспоминаниям командира дивизиона В. В. Чудова, бронекатер БКА-101, находясь северо-западнее острова Лавенсаари, выпустил два снаряда М-8 по немецкому малому миноносцу типа Т.
Проку от «самоделок на коленке» на море было мало. Их кучность стрельбы была очень плоха, а сами установки «не обеспечивали безопасности», то есть представляли большую опасность для команды, чем для противника. В связи с этим приказом наркома ВМФ от 24 января 1943 года было запрещено конструирование и изготовление пусковых реактивных установок без ведома Главного морского штаба ВМФ.
У катеров проекта 1124 при установке реактивного вооружения артиллерийская мощь уменьшалась в два раза. У катеров проекта 1125 существенно возрастала осадка и падала скорость хода. Пусковые установки ракет не были бронированы, их заряжание и наведение осуществлялось прислугой, не защищенной от огня противника. Наконец, попадание даже одной пули в реактивный снаряд на пусковой установке могло привести к гибели катера. Фактически после установки реактивного вооружения пусковой катер переставал быть бронекатером. Все те же установки для реактивных снарядов ставились и на другие морские и речные суда почти всех типов, от разъездных и торпедных катеров до рыболовецких сейнеров. Поэтому, на взгляд автора, целесообразнее было ставить реактивные снаряды на небронированные суда и катера, а бронекатера должны были использоваться как чисто артиллерийские корабли. Другой вопрос, что при отсутствии других плавсредств иного выхода не было.
Реактивные снаряды.
Слева направо: М-8, М-13, М-20, М-28, М-30, М-31, М-31-УК, М-13-ДД
Перед началом Великой Отечественной войны в 1941 год на вооружении были приняты реактивные установки М-132, получившие армейское обозначение БМ-13-16, на направляющих которой размещалось 16 реактивных снарядов калибра 132 мм, с дальностью стрельбы 8470 м, одновременно была принята БМ-82-43, на направляющих которой размещалось 48 реактивных снарядов калибра 82 мм, с дальностью стрельбы 5500 м. В июне 1942 года на вооружение были приняты более мощные реактивные снаряды новых типов - М-20 (132 мм), с дальностью стрельбы 5000 м. и М-30. Реактивные снаряды М-20 применялись для стрельбы из БМ-13, но так как они обладали малым фугасным и осколочным действием и не обеспечивали достаточную плотность огня при дивизионном залпе. В 1943 году реактивные снаряды М-20 были сняты с вооружения. Реактивные снаряды М-30 применялись для стрельбы из специально сконструированных специальных станков рамного типа -"рамы М-30". В станок устанавливалось четыре снаряда М-30 в специальной укупорке. Эти снаряды обладали мощным фугасным действием. С разработкой и принятием на вооружение в 1944 г. боевой машины БМ-31-12, на направляющих которой размещалось 12 реактивных снарядов М-31(305 мм), с дальностью стрельбы 2800 м, была решена проблема маневра огнем и колесами частей и подразделений тяжелой реактивной артиллерии. Новая боевая машина по своим огневым возможностям значительно превосходила прежние рамные пусковые станки М-3О, так как время на подготовку залпа сократилось с 1,5 2 ч до 10 15 мин. Совершенствовались боеприпасы. Создание 132 и 300-мм реактивных снарядов улучшенной кучности (М-13 УК н М-31 УК), проворачивающихся в полете, обеспечило увеличение дальности стрельбы соответственно до 79000 и 4000 м, а плотности огня в одном залпе - в 3 и 6 раз. С принятием в апреле 1944 г. на вооружение снарядов улучшенной кучности огневые возможности реактивной артиллерии настолько увеличились, что вместо полкового или бригадного залпа при прочих равных условиях можно было ограничиться производством залпа одного дивизиона. Для стрельбы реактивными снарядами улучшенной кучности М-13 УК в 1944 г. создается боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 с винтовыми направляющими. Советская реактивная артиллерия отличалась от реактивной артиллерии других стран большей скоростельностью при большей массе залпа, для одинаковых калибров