Бронированые и артиллерийские тракторы
НИ \ ИЗ импровизированные танки на шасси СТЗ-5
Острая нехватка бронетехники, образовавшаяся после колоссальных потерь в первые месяцы войны, заставило советское руководство пойти на крайние меры и возродить к жизни идеи ”похороненные” ещё в начале 1930-х гг. Так было возобновлено производство бронетракторов, использовав для этого гусеничные машины, выпускаемые Харьковским и Сталинградским тракторными заводами. Наиболее оптимальным вариантом посчитали тогда трактор-тягач СТЗ-5, хорошо зарекомендовавший себя в армейской эксплуатации. Соответствующее распоряжение было подписано в конце лета 1941 г., однако работы в этом направлении уже начались в Одессе, где к августу количество танков существенно уменьшилось, но зато имелось больше 100 единиц гусеничных тракторов.
Как таковой бронировки не проводилось – в осажденном городе просто не было необходимого количества броневой стали, поэтому на шасси трактора устанавливали угловатый сварной корпус, который собирался из листов судостроительной стали, обладавшие большим запасом прочности и способной выдерживать попадания пуль винтовочного калибра на расстоянии до 100 метров. Существовал также вариант корпуса из двухслойной котельной стали. Толщина стальных листов, по разным источникам, колебалась от 6-12 мм до 14-20 мм.
Компоновка импровизированного танка была чисто ”тракторной”. В передней части размещался моторно-трансмисионный отсек, за которым находилось боевое отделение. Водитель располагался в средней части и имел единственную смотровую щель для обзора вперед. За ним разместили боевое отделение: на крыше бронетрактора устанавливалась башня, снятая с подбитых или технически неисправных легких танков Т-26 образца 1931 г. (пожалуй, это был единственный бронированный элемент во всей конструкции). В ней размещался один 7,62-мм пулемет ДТ, а с правой стороны корпуса имелось место под установку второго ДТ. Впрочем, сохранились немецкие фотографии, на которых бронетрактор изображен с цилиндрической башней. По всей видимости, из-за нехватки танковых ”запчастей” на одесские машины устанавливались башни собственной конструкции.
Есть также сведения и о пушечной ”модификации”, на которой устанавливалось таковое 45-мм орудие 20К (также снимаемое с подбитых Т-26) либо горная 76,2-мм пушка, однако фотографий этих машин не сохранилось. То же касается варианта с 12,7-мм пулеметом ДШК.
Шасси и трансмиссия без изменений перешли от СТЗ-5. Ходовая часть бронетрактора состояла, применительно на один борт, из 4-х опорных катков, сблокированных в тележки по два, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.
Несмотря на то, что заводской доментации по одесским бронетракторам не сохранилось, сейчас без особого труда можно найти по ним чертежи (например, в журнале "ТанкоМастер").
Первый образец бронетрактора на шасси СТЗ-5 был построен уже 20 августа 1941 г. силами завода Октябрьской Революции при участии специалистов военно-морской базы, а в течении недели сдали ещё две машины с пушечным и пулеметным вооружением. По различным данным общая численность переоборудованных таким образом тракторов составляла 55, 60 или 60 единиц. Ясность в этот вопрос вносит "Отчет об обороне Одессы", составленный в 1943 году.
"В середине августа на заводах им. Январского восстания и им. Октябрьской революции было организовано оборудование танков и бронеавтомобилей из тракторов и грузовиков. На них устанавливали 45 мм пушку и два пулемета Максима. Танки покрывались броней из судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на броневиках броня доходила до 25 мм. Между броней и внутренней обшивкой прокладывались деревянные брусья. Броневики в бою оказались уязвимы с передней части, так как разбивались скаты колес. Пришлось с задней части сделать надежную защиту и водить броневики в бой задним ходом. Это дало положительный результат. В последующем колеса броневиков оборудовались грузолентой, обеспечившей им большую живучесть. К 14 сентября была изготовлена 31 машина, что позволило сформировать танковый батальон. 14 сентября началось бронирование еще 15 тракторов... "
Таким образом, к концу сентября было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5, причем некоторые машины впоследствии получили индивидуальные названия. Например, первый экземпляр нёс на борту надпись ”Смерть фашизму”, ещё два бронетрактора назвались "Черномор" и "Пролетарец". Что касается названий НИ и НИ-1 (”На испуг”), то они закрепились за этими машинами только после войны, а до этого по документам они проходили как ”танк-трактор” или ”бронированный трактор”.
О боевом применении импровизированных танков сведений сохранилось очень немного. Наиболее известной стала внезапная атака группы бронетракторов приданных пехотным частям 25-й Чапаевской дивизии, предпринятая 1 сентября 1941 года на позиции румынских войск у местечка Дальник. Успех, сопутствовавший здесь экипажам одесских ”танков”, был обусловлен не столько внешним видом самих машин (как об этом было принято писать в советской и частично, современно, литературе посвященной данной теме), сколько полным отсутствием у противника противотанковых средств. Танкистам в тот раз удалось заставить румын уйти со своих позиций, однако дальнейшее наступление было прекращено.
К середине сентября 1941 г. было закончено формирование 210-го армейского танкового батальона под командованием старшего лейтенанта Н. Юдина, на вооружение которого поступили как НИ, так и полноценные танки, общей численностью 35 единиц. Несколько проведенных атак, особенно в ночное время, действительно оказывали влияние на солдат противника, не ожидавшего появления каких-либо танков у защитников Одессы в сравнительно большом количестве. Самый большой успех в короткой боевой карьере бронетракторов пришел к ним в бою у хутора Дальницкого, когда группа НИ прорвалась в тыл противника, заняла артиллерийскую батарею и увезла в качестве трофеев 24 орудия. Даже если эти данные завышены, героизм советских танкистов, воевавших на этих машинах, ничуть не уменьшается.
Как и следовало ожидать, боевая эффективность бронетракторов оказалась очень ограниченной. Из-за применения тракторной базы и высоко расположенного центра тяжести одесские ”танки” обладали весьма ограниченной проходимостью и низкими ходовыми показателями. Преодоление косогоров и даже неглубоких рвов могло закончиться для экипажей НИ очень плачевно, а максимальная скорость бронетрактора составила всего 7 км\ч. Тем не менее, надо отдать должное советским командирам танковых подразделений. В бой против вражеских укреплений, насыщенных противотанковыми средствами бронетрактора, как правило, не бросались. Случаев столкновения с немецкими или румынскими танками тоже пока обнаружить не удалось. Немалую роль играло здесь и мастерство механиков-водителей, сумевших грамотно распорядится имевшейся материальной частью.
Сколько сохранилось бронетракторов к моменту оккупации Одессы сейчас сказать сложно, но по имеющимся данным их могло быть не менее 10. Использовать такие трофеи немцы явно не собирались, хотя румыны отремонтировали несколько ”танков” и отправили их в учебные подразделения. Часть машин, возможно, была ”разбронирована” и переделана в гусеничные тягачи.
После войны об одесских ”танках” вспомнили, только когда последний из них был уже разрезан как металлолом – по крайней мере есть утверждения, что эта частично разобранная машина находилась на свалке вторчермета до начала 1960-х гг. На сегодняшний день находящийся в Одессе в виде памятника импровизированный танк НИ является макетом, построенным к очередной годовщине Великой Отечественной войны.
Впрочем, бронировка тракторов проводилась не только в Одессе. На другом конце Советского Союза, в тогда ещё не осажденном Ленинграде, также строили танки-тракторы. Кто был инициатором и разработчиком проекта сказать невозможно, так как данные на этот счет не сохранились. Известно, что в качестве основы также использовалось шасси от СТЗ-5, на которое устанавливали коробчатый бронекорпус и башню, разработанные инженерами Ижорского завода. Возможно, вариантов было несколько, но на имеющейся фотографии изображена именно такая машина. Вооружение, по всей видимости, было чисто пулеметным.
Согласно отчету, переданному в штаб фронта, на 5 августа 1941 года в составе 2 стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения имелось: два Т-26, пять БА-10, два КВ-2 и пять "средних танков ИЗ". О том, как использовались эти машины данные отсутствуют, но к зиме 1941 г. об их присутствии больше не упоминалось.
ТТХ
БОЕВАЯ МАССА около 7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина общая, мм около 4000
Ширина, мм около 2000
Высота, мм около 2500
Клиренс, мм 280
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб и борт корпуса - 14-20 мм (неброневая сталь)
башня - 13 мм
ДВИГАТЕЛЬ 1МА, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 52-56 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая, с 6-скоростной КПП (5 передач вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения
СКОРОСТЬ 7 км\ч
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 0,80
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали
Бронетрактор ХТЗ-16
Разработчик: КБ ХТЗ и СТЗ
Год начала работ: 1941
Год выпуска первого прототипа: 1941
Бронетрактора выпускались серийно осенью 1941 г.
Большие потери в танках летом 1941 года вынудили командование Красной Армии принимать срочные меры. 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны N019 "Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов." В соответствии с ним серийное производство бронетракторов должны были развернуть два завода: Харьковский тракторный (ХТЗ) и Сталинградский тракторный (СТЗ). Предполагалось вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве самоходных орудий. Проект бронирования тракторов и всю документацию, необходимую для серийного производства поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Это КБ уже имело опыт подобных работ. В июле 1941 года оно выполнило проект установки 37 мм зенитной пушки на шасси трактора 1ТМВ. К новой работе были привлечены инженеры НАТИ Е.Г. Попов, А.В. Сапожников, В.Я. Слонимский, А.М. Черепин. На ХТЗ эту работу вела группа под руководством главного конструктора М.С. Сидельникова. Для контактов с ним бригада НАТИ несколько раз выезжала в Харьков. В первых числах августа в НАТИ построили четыре различных образца бронетракторов с 45 мм пушками на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственные) и СТЗ-5 (транспортный). После кратковременных сравнительных испытаний для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемет Дегтярева (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТ3-16.
Первоначальным планом предусматривалось изготовить в августе-сентябре 1941 года 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). Последний, в свою очередь, получал бронелисты (прокат) с Мариупольского завода им. Ильича в незначительных количествах, что задерживало выпуск бронетракторов. В результате, к моменту начала эвакуации НКМЗ - 9 октября 1941 года - завод отгрузил в Харьков только 100 комплектов брони для ХТЗ-16. Точной цифры выпущенных бронетракторов ХТЗ-16 автору обнаружить не удалось, но, по разным источникам число изготовленных машин колеблется в пределе от 50 до 60 штук, хотя возможно что их было несколько больше. Во всяком случае, достоверно известно, что производство ХТЗ-16 началось только в начале сентября, с 18 сентября началась эвакуация завода, а 20 октября немцы взяли Харьков. По отчету ХТЗ были оставлены не вывезенными при эвакуации "находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТ3-16, 809 штук, выпуск которых не мог быть произведен заводом из-за недопоставки от кооперированных предприятий ряда деталей и броневой стали." Объемы запланированного производства впечатляют! В наших архивах пока не удалось найти подробные данные о боевом использовании харьковских бронетракторов. Известно только, что построенные ХТЗ-16 использовались в боях в районе Харькова в октябре 1941 года, но были быстро потеряны. Не удалось пока найти никаких фотографий этих любопытных машин. Известны только несколько снимков ХТЗ-16, захваченных немцами.
Производство ХТЗ-16 шло не только в Харькове. 16 сентября 1941 года В.А. Малышев, нарком недавно образованного Наркомата танковой промышленности подписал приказ N8сс: "В целях скорейшего выпуска бронированного трактора ХТЗ-16 приказываю:
а. Немедленно отгрузить СТЗ 500 тракторов подготовленных к бронировке.
б. Немедленно отправить на завод N264 чертежи и технические условия на бронедетали.
в. Отгрузить СТЗ 500 комплектов вооружения (пушки, пулеметы, боеприпасы).
г. Обеспечить завод покупными изделиями.
Поставку корпусов для СТЗ начать не позднее 1 октября по следующему графику: первая пятидневка - 10 штук в сутки, вторая пятидневка - 15 штук в сутки, далее 20 и более..." Однако оба завода - N264 и СТЗ были сильно загружены производством танков и не могли производить бронетрактора в таком большом количестве. Тем не менее, судя по заводским отчетам, некоторое количество ХТЗ-16 в Сталинграде выпустили. Тем более, что в октябре из Харькова на СТЗ эвакуировали кое-какие заготовки по бронетракторам. Однако точной цифры произведенных ХТЗ-16 в заводских документах нет.
Информация по бронетракторам полностью взята с
http://www.aviarmor.net/