Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил. По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660—1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и малые/речные (до 100 тонн) тральщики.


Базовый тральщик типа "Трал"/"Фугас" проектов проектов 3, 53, 53у и 58



23 августа 1934 г. был спущен на воду базовый тральщик Т-401 «Трал» — первый противоминный корабль, спроектированный и построенный в СССР. Он стал головным в серии из 40 единиц и основой для последующих проектов. В годы Великой Отечественной войны именно базовые тральщики пр. 3, 53, 58 и 53У составляли основное ядро тральных сил на всех наших флотах.

Базовые тральщики предназначались для противоминной борьбы и проводки за тралами караванов. Тральщики ставили также минные заграждения, вели противолодочную борьбу, эвакуировали войска и гражданское население, участвовали в высадке десантов, эскортировали подводные лодки при выходе на боевую службу и возвращении в базы.

Для самообороны тральщики оснащались артиллерийским зенитным вооружением (100-мм, 45-мм и 37-мм пушками) и крупнокалиберными пулеметами. Первоначально базовые тральщики имели буксируемые тралы, предназначенные для уничтожения только якорных мин контактным способом. С появлением в ходе Великой Отечественной войны мин с неконтактными взрывателями вооружение противоминных кораблей было дополнено новыми тралами.

При полном водоизмещении 494 т, длине корпуса 62 м и осадке 2,2 м базовый тральщик «Трал» развивал скорость полного хода 19 уз. Оснащен был дизельной энергетической установкой мощностью 3000 л.с. Дальность плавания составляла 3000 миль (при скорости полного хода).

Достоинствами тральщиков проектов 3, 53. 53у и 58 можно считать их хорошую мореходность и относительно большую дальность плавания. Конструкция корпуса обеспечивала высокую живучесть: взрыв мины в трале на расстоянии 7 - 10 м от кормы не вызывал существенных повреждений. При авиационных налетах попадания авиабомб весом 100 - 150 кг или близкие разрывы бомб большего калибра, как правило, не приводили к гибели тральщика, несмотря на сильные повреждения конструкций корпуса, механизмов и систем. Многие тяжело поврежденные "фугасы" смогли вернуться в базу своим ходом. Тральщики этого типа оказались одними из немногих отечественных кораблей малого водоизмещения, приспособленных к выполнению различных задач на закрытых морских театрах.



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:



Малый тральщик типа "МТ-1" проект 253Л



Разработка малого тральщика началась в июле 1941 года на Большой земле. А в Ленинград документация на «морской катер-тральщик», так он официально назывался, была доставлена уже после начала блокады. По проекту за номером 253 тральщик имел водоизмещение 91,2 т при главных размерениях 31,78 X 5,08 X 1,29 м. Артиллерия рассчитывалась в первую очередь на борьбу с авиацией и мелкими кораблями противника. А с помощью достаточно мощного и разнообразного трального вооружения МТ должен был уничтожать все известные в то время типы мин в условиях мелководья.

Правда, проектировщики не учли специфических условий, в которых предстояло строить эти катера, условий блокадного Ленинграда: обводы корабля представляли собой лекальные кривые, что требовало сложных, так называемых «горячих» работ по гибке и выбивке стальных листов. Помимо чисто технологических трудностей, процессы эти были связаны с огромными расходами топлива и электроэнергии, ценность которых в условиях блокады приравнивалась к хлебу.

Металл на заводе имелся — довоенных запасов хватало не на один десяток кораблей. Однако проект нуждался в корректировке, причем неизбежные отступления от чертежей ни в коем случае не должны были снижать боевых качеств тральщика и особенно увеличивать его осадку. Чтобы этого не произошло, необходимо было в самом проекте предусмотреть запас водоизмещения.

Чтобы упростить конструкцию и приспособить ее к технологическим возможностям предприятия, коллектив конструкторского бюро, где были собраны практически все оставшиеся в Ленинграде инженеры, взялся за коренную переработку проекта. Необходимые коррективы удалось внести в самый короткий срок. Они свелись к увеличению водоизмещения корабля, замене криволинейных сложных обводов носа и кормы на близкие им по форме многогранные, образованные плоскими листами. Это, правда, потребовало переработки конструкции корпуса и его оборудования. По существу, получился новый проект, существенно отличавшийся от 253-го, и к основному индексу с чьей-то легкой руки стали приписывать литеру Л — «ленинградский». Постепенно это обозначение стали употреблять и в официальных документах. Вскоре эскизы получили одобрение у специалистов ВМФ, к изготовлению рабочих чертежей и выполнению заказа в цехах приступили практически одновременно. Когда наконец эскизный проект обрел свой окончательный вид и был послан на утверждение в Москву, первые тральщики уже находились на плаву и на них полным ходом шел монтаж оборудования и вооружения.

При рассмотрении проекта начальник кораблестроения адмирал Н. В. Исаченков предложил установить на баке тральщика еще одно орудие. Беглый расчет подтвердил возможность такой модернизации, хотя при этом корпус должен был получить заметный дифферент. Чтобы избежать его в последующих сериях, в проект внесли соответствующие изменения.

Головной «стотонник» заложили 16 июня 1942 года. а в первых числах ноября он вышел на испытания в район Шепелевского маяка. Государственную комиссию по проведению испытаний возглавлял вице-адмирал Ю. Ф. Ралль. Боевой проверке подверглись буквально все системы нового корабля. Так, во время пробного траления корабль попал под обстрел вражеской береговой батареи. И лишь благодаря хорошим ходовым и маневренным качествам, а также мастерству и мужеству экипажа тральщику удалось выйти из-под обстрела и продолжить испытания.

В том же месяце приемо-сдаточные испытания были успешно завершены и первый «стотонник» вошел в состав действующего флота. По отзывам моряков, 253-й обладал хорошими мореходными и огневыми свойствами, а вынужденно плоскостные — «блокадные» — обводы практически не повлияли на скорость. Конечно, выявились и некоторые недостатки, но их, по счастью, было нетрудно устранить.

Разработка и постройка тральщиков проходили в исключительно сложных условиях блокадного города и выполнялись ценой подлинного трудового героизма судостроителей. Так, во время сдачи МТ личный состав конструкторского бюро потерял около двух третей своего состава, остались лишь наиболее стойкие, мужественные и наиболее выносливые физически, которых не сломили выпавшие на их долю тягчайшие испытания — голод, холод, лишения, гибель близких.

Уже после прорыва блокады, в 1944 году, «Проект 253Л» с учетом опыта боевого использования модернизировали, и ему был присвоен индекс 253Л-П. Доработка предусматривала увеличение водоизмещения за счет удлинения корпуса и изменения носовых обводов. Повысили живучесть энергетической установки, а значит, и корабля в целом — этого удалось достичь за счет расположения двигателей в двух изолированных машинных отделениях, а не в одном, как раньше. Кроме того, одноствольные пулеметы заменили «спарками». На кораблях установили петлевой электромагнитный трал, тральную лебедку оснастили электродвигателем, увеличили боевую автономность, повысив запас топлива с 3,7 до 10,1 т.

В процессе выпуска катера постоянно модернизировались. На одни устанавливались так называемые цепные охранители, предохраняющие от подрыва на якорных минах, и гидроакустические станции, на другие — дополнительные дизель-генераторы для питания неконтактных тралов и прочие механизмы.



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

Водоизмещение, т: стандартное .................................. 130,7
полное ........................................................................ 143,3
Размерения, м: длина ................................................. 36,1
ширина........................................................................ 5,1
средняя осадка при полном водоизмещении ............... 1,3

Энергетическая установка: три дизеля «Супернор», общая мощность 4800 л. с.
Максимальная скорость .............................................................. 12,5 узлов
Дальность плавания 8,6-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива ..... 2500 миль

Вооружение: 2 45-мм 21К (или 2–37-мм 70К); 4–12,7 ДШК (или 2 х 2–12,7-мм Кольт).
Тралы: 1 — ОТШ-1; 1 — КАТ; 1 — ЭМТ; 1 — AT. ГАС «Тамир-10».

Экипаж: 21 человек
.