Охотники за подводными лодками — боевые корабли, предназначенные для поиска и уничтожения подводных лодок противника, а также для охранения надводных кораблей и несения дозорной службы на противолодочных рубежах. Размеры и ходовые характеристики охотников за подводными лодками могли варьироваться в широких пределах, вооружением их служили глубинные бомбы. малокалиберные орудия.
Малые охотники за подводными лодками проектов МО-2 и МО-4
"Морские охотники" предназначались главным образом для поиска и уничтожения подводных лодок. При длине 26,9 м, ширине 4,2 м и осадке 1,5 м катера имели водоизмещение около 56 т. Скорость полного хода превышала 27 уз. В качестве главной механической установки служили три двигателя ГАМ-34 мощностью по 635 кВт. На экономической скорости около 17 уз катер мог пройти расстояние до 1200 миль. На палубе охотника были установлены две 45-миллиметровые пушки. Кроме того, имелись два 12,7-миллиметровых пулемета.
Уже в первый период войны выявилась потребность повысить живучесть катеров, усилить их корпус, состоявший из трехслойной деревянной обшивки. По предложению инженер-капитана 1-го ранга Б. Я. Красикова и старшего инженер-лейтенанта Ф. С. Шлемова, катера МО-4 стали частично бронировать. В частности, бронировали козырьки и отвесы ходовых мостиков, отсеки бензоцистерн. Перед 45-миллиметровым орудием установили броневые щитки. На баке ставили съемные щитки. В результате бронирования живучесть катеров повысилась, снизились потери личного состава от огневого воздействия. А для Балтийского флота были созданы специальные бронированные "малые охотники" (БМО), которые вписали немало славных страниц в боевую летопись флота.
Для обнаружения подводных лодок на " морском охотнике" имелась шумопеленгаторная или гидролокационная станция, а для уничтожения лодок - 24 малые глубинные бомбы. Атака обнаруженной лодки завершалась прицельным бомбометанием. При групповых атаках производилось серийное бомбометание для увеличения площади и вероятности поражения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Водоизмещение, т: стандартное .................................. 52,0
полное ........................................................................ 56,0
Размерения, м: длина ................................................. 26,9
ширина........................................................................ 4,2
средняя осадка при полном водоизмещении ............... 1,5
Энергетическая установка: 3 бензиновых мотора ГАМ-34БС, общая мощность 2550 л. с.
Максимальная скорость .............................................................. 27 узлов
Дальность плавания 17-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива ..... 1200 миль
Вооружение: 2 45-мм 21К; 2 12,7 ДШК; до 4 мин КБ-3; 2 рычажных бомбосбрасывателя (до 24 глубинных бомбы).
Экипаж: 21 человек.
Большие охотники за подводными лодками проектов 122а и 122-бис
Учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования средств противолодочной обороны, народным комиссаром Военно-Морского Флота было принято решение о создании нового класса боевых кораблей - больших охотников за подводными лодками. Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил нашего флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками. Строившиеся тогда в деревянном корпусе катера - малые охотники типа MO-IV - этим требованиям удовлетворить не могли.
Технический пр. 122 большого охотника за подводными лодками был разработан в 1938 г. конструкторским бюро Балтийского завода, дальнейшее проектирование корабля осуществлялось конструкторским бюро в г. Горьком (ЦКБ-51). Строительство корабля велось на заводе в г. Зеленодольске.
Первые два больших охотника за подводными лодками пр. 122 "Артиллерист" и "Минер" были построены в июле 1941 г., переведены по Волге в Баку и там, после проведения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.
В отличие от катеров - малых охотников типа MO-IV - эти корабли в стальном корпусе были значительно крупнее и имели водоизмещение свыше 200 т. Это позволило усилить состав оружия и вооружения, установить 76,2-мм орудие, два 37-мм орудия, три 12,7-мм пулемета, бомбосбрасыватели больших и малых глубинных бомб в количестве 20 и 40 штук соответственно. В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура "Тамир". Трех-вальная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9-Д Коломенского завода мощностью по 1100 л. с., позволила развивать скорость полного хода до 22 уз и обеспечить дальность плавания до 2000 миль.
Разработкой пр. 122 было положено начало становлению и дальнейшему развитию кораблей противолодочной борьбы, осуществлен переход к созданию специализированного класса более крупных противолодочных кораблей.
Большие охотники за подводными лодками пр. 122 в нескольких модификациях (пр. 122а, пр. 122 бис) строили большими сериями. Изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванное им некоторое увеличение главных размерений и формообразований корпуса. Вместо 76-мм орудия было установлено 85-мм, гидроакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабль оснащался радиолокационными станциями общего обнаружения.
Оценивая достоинства и недостатки больших охотников за подводными лодками проектов 122а и 122бис, следует иметь ввиду, что это были первые оте*чественные специализированные корабли противолодочной обороны III ранга. Скудное финансирование кораблестроения в 1930-х годах вынудило ВМФ и НКВД создавать их по «единому» (универсальному) проекту, объединив функции сторожевого корабля (в мирное время) с задачами охотника за подводными лодками (в военное). Это совмещение, в конечном итоге, привело как к суммированию плюсов, так и к наложению минусов проекта.
По мнению моряков, корабли типа «Артиллерист» изначально являлись неудачными: уже на стадии конструкторских разработок проектировщики наделили их рядом недостатков, устранить которые в процессе строительства было невозможно, но в серию их все же запустили. Так, посредственная мореходность объяснялась теоретическим чертежом корпуса. В изначальном проекте 100-тонного сторожевого корабля-охотника предполагался деревянный корпус с упрощенными обводами исходя из технологии изготовления. Эти обводы перекочевали в более поздние проекты — 115, 122 и 122а. И только в проекте 122бис с уширенным корпусом и большим развалом шпангоутов в носовой части ужалось исключить этот недостаток: корабль даже в «лихую» погоду уверенно держался на волнении.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194
Бронированные малые охотники были сознаны в условиях блокадного Ленинграда. Эскизный проект был разработан КБ завода «Судомех» в августе 1942 года (главный конструктор А.Н.Тюшкевич). Рабочие чертежи были утверждены уже 24 сентября, головной катер был заложен на Адмиралтейских верфях в октябре, а 5 ноября он был спущен на воду.
Что же собой представлял головной БМО? Его длина 24, ширина по палубе 4,2, высота борта 2,2, осадка 1,26 м, водоизмещение около 55 т. Скорость при мощности двух главных двигателей типа "Паккард" по 1200 л. с.- 22 узла. Район плавания полным ходом - 330 миль, а под вспомогательным мотором типа "Континенталь" - 1300 миль. Вооружение состояло из одной автоматической пушки калибром 37 мм, одного 45-мм полуавтомата, двух спаренных пулеметов калибром 12,7 мм, установленных на тумбе и на турели, а также значительного запаса глубинных бомб, мин и дымовых шашек.
Ледовая обстановка в Финском заливе не позволила полностью испытать головной БМО в 1942 г. Корабль был сдан флоту весной 1943 г., едва Финский залив освободился ото льда.
В ходе постройки серийных кораблей возникали технологические осложнения, которые преодолевались общими усилиями рабочих и инженеров. В связи с трудной свариваемостью брони изменили технологию ее установки. Броню стали "навешивать" на трехмиллиметровый корпус корабля, закрепляя броневые 8-мм листы с помощью сварки. Для улучшения обитаемости в помещениях, где изоляция состояла из листов пробковой крошки, стали зашивать эти помещения фанерой. В августе 1943 г. под руководством Н. Н. Калиновского был разработан график ежедекадной сдачи по одному БМО, который успешно выполнялся. За самоотверженную работу по созданию БМО коллективу неоднократно присуждалось Красное знамя наркомата и ЦК профсоюза, а с декабря 1943 г. в течение пяти месяцев - знамя ГКО. В январе 1944 г. в кинотеатрах Ленинграда демонстрировался документальный кинофильм о поточной постройке БМО.
Переданные флоту БМО не порывали кровных связей с производством. Многие из кораблей возвращались на завод для устранения боевых повреждений и для текущих ремонтных работ. В ходе боевого использования БМО становились яснее положительные качества и недостатки конструкции. По мере накопления боевого опыта в проект БМО вносились изменения, которые не только улучшали боевые свойства, но и отчасти расширяли область боевого применения кораблей.
Если головной БМО представлял собой глиссирующий катер, носовая оконечность которого в движении приподнималась, что снижало сопротивление и позволяло получать скорость до 26 узлов (48 км/ч), то в дальнейшем эта скорость стала по ряду причин недостижимой: чтобы увеличить время эксплуатации весной и осенью, было осуществлено подкрепление носа катера с целью придания ему ледокольных качеств. Автором предложения был А. А. Курдюмов, выполнивший также прочностные расчеты.
Ледокольные качества БМО действительно улучшились. При участии в десантных операциях у Нарвы в феврале 1944 г. БМО отличались, высокой живучестью. Без повреждений преодолевали они ледяную корку толщиной 6-7 см. Был случай, когда БМО № 502 у Толбухина маяка выскочил на камни. После стаскивания на обшивке были обнаружены только незначительные вмятины.
В целом проект бронированного охотника, получивший номер 194, оказался очень удачным – всего было построено 66 единиц.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Водоизмещение, т: стандартное .................................. 52,6
Размерения, м: длина ................................................. 24,8
ширина........................................................................ 4,2
средняя осадка при полном водоизмещении ............... 1,26
Энергетическая установка: двух двигателей типа "Паккард", общая мощность 2400 л. с.
Максимальная скорость .............................................................. 22,0 узлов
Дальность плавания 12-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива ..... 1300 миль
Вооружение: 1 45-мм 21К; 1 37-мм 70К; 2 2х12,7 ДШК; 2 рычажных бомбосбрасывателя.
Экипаж: 16 человек