Быстроходные, мелкосидящие бронированные катера, вооруженные артиллерией, начали создавать в 1919 г. Два опытных катера водоизмещением 45 т были заложены на Коломенском заводе по проекту, выполненному под руководством П. П. Шиловского. К марту 1922 г. их корпуса были доведены до 50-60 % готовности. Однако катера достроены не были. Вернулись к идее создания бронированных артиллерийских быстроходных катеров для речных и озерных флотилий в 30-е годы. 22 июня 1933 г. было выдано техническое задание на разработку проектов двух типов бронекатеров - двухорудийного для Амурской и одноорудийного для Днепровской военных флотилий. Первый тип бронекатера относится к числу больших, а второй - к числу малых бронекатеров. Проекты бронекатеров разрабатывались конструкторским бюро Речсудпроекта в Ленинграде под руководством главного конструктора Ю. Ю. Бенуа.

К особенностям речных бронекатеров следует отнести их малую осадку и наличие противоосколочной и противопульной броневой защиты. Броней защищали посты управления, машинное отделение, башни, посты радиосвязи, погреба боезапасов и др. Небольшая осадка обеспечивалась относительно большой полнотой корпуса катера, имевшего прямостенные борта с небольшим закруглением у скулы. Для размещения гребных винтов в плоском днище в корме имелись тоннели. Система набора корпуса была поперечной. Корпус был сварной, а броня - клепаной.

Для быстрой переброски катеров с одного театра военных действий на другой главные размерения корпуса не должны были превышать габариты, допускающие перевозку бронекатеров по железным дорогам СССР.

Бронекатера предназначались для использования на Амуре, Днепре, Дунае и их притоках. В ходе Великой Отечественной войны на многих реках и озерах нашей страны, оказавшихся в районе боевых действий, были сформированы речные и озерные флотилии или отряды боевых кораблей. В их состав, как правило, входили бронекатера, строительство которых, начатое до войны, продолжалось усиленными темпами в условиях военного времени. Катера совершенствовались вплоть до установки на них ракетного оружия.
Большими сериями до войны строились речные бронекатера пр. 1124 и 1125.

Бронекатера широко использовались в Великую Отечественную войну на реках и озерах нашей страны. Всего в войне участвовало 105 больших бронекатеров пр. 1124 (из них построено в военное время 73) и 203 малых Пp. 1125 (построено в военные годы 96).

Большие речные бронекатера проекта 1124



Задание на "амурский" бронекатер (получивший номер 1124) уточнялось, и 22 июня 1932 года Управление кораблестроения УВМС РККА выдало техническое задание "Ленречсудопроекту" под руководством главного конструктора Ю. Ю. Бенуа на разработку двухорудийного катера со следующими ТТЭ: длина 25,3; ширина 4,06; осадка 0,70; высота борта 1,9 м; водоизмещение 47,3 т; дальность плавания экономическим ходом (11 уз) -500 миль (926 км). Для уменьшения осадки корпусу придавалась большая полнота образований, обеспеченная прямостенными бортами с небольшими радиусами округлений у скул и плоским днищем с открытыми тоннелями гребных валов. Два 12-цилиндрояых V-образных реверсивных двигателя ГАМ-34, созданных на базе авиационного мотора АМ-34 конструкции А. А. Микулина, могли обеспечить скорость полного хода на стоячей воде по заданию 21,6 уз (40 км/ч). Для защиты жизненно важных частей (пост управления, машинное отделение, погреба боезапаса) предусматривалась 8-мм броня, позже в районе топливной цистерны ее толщину довели до 14 мм, палубы - 4, орудийных башен - 20, пулеметных 7-8 мм. Не броневую часть корпуса предусматривалось сваривать, броневую - клепать (в ходе Великой Отечественной войны уже полностью перешли на сварку). Конкретизировались и тип башни (от танка Т-28).

Плоскодонный корпус с поперечной системой набора подразделялся водонепроницаемыми переборками на десять отсеков, для внутреннего сообщения между которыми в переборках предусматривались люки. Конструкция его была смешанной: броневая часть выполнялась клепаной, небронированная - сварной. При этом все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор к броне приклепывался, а к обшивке вне цитадели -приваривался. Среднюю часть корпуса занимала бронированная цитадель, в которой размещались подбашенные отсеки, моторное отделение, топливные баки и радиорубка. В районе топливного отсека защита имела двойную толщину - два броневых листа склепывались между собой. Броневые листы служили также палубным настилом и бортовой обшивкой, опускаясь на 200 мм ниже ватерлинии. Таким образом, броня участвовала в обеспечении общей прочности корпуса.
Жилые помещения получили вынужденно уменьшенные габариты - высоту в свету всего 1,55 ми естественную вентиляцию. В то же время проектировщикам удалось оборудовать их водяным отоплением, а также снабдить другими элементарными удобствами, в том числе естественным освещением через иллюминаторы. Главный командный пункт размещался в бронированной рубке, оборудованной переговорными трубами и машинным телеграфом.

Рубка располагалась непосредственно над бензоцистерной емкостью 4 т. Для предотвращения взрыва паров бензина применялась оригинальная система заполнения бензобаков отработавшими газами катерных двигателей инженера Шатерникова. Система включала конденсатор, из которого газы поступали в разделенный на семь отсеков бензобака и далее в газоотводную трубу с подводным выхлопом (для снижения шумности).

Моторы типа ГАМ-34, аналогичные установленным на торпедных катерах типа Г-5, охлаждались по замкнутому циклу: забортная вода самотеком поступала в специальные водомасляные радиаторы охлаждения. Машинное отделение оборудовалось углекислотной станцией пожаротушения.

Первоначально на бронекатера пр. 1124 устанавливалось следующее вооружение: два 76,2-мм танковых орудия ПС-3 длиной 16,5 калибра и 7,62-мм пулемет М-1 в башне на рубке. Во время постройки кораблей пулеметные башни модернизировали, установив танковые пулеметы ДТ; для стрельбы по наземным и воздушным целям "прорубили" в каждой башенке по две пулеметные амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками, причем пулемет вставлялся в гнезда шаровой основы одной из этих амбразур (башни системы ПБК-5). В 1940 году установили пулеметы ДШК (12.5 мм) в башнях ДШКМ-2Б конструкции Лещинского. Угол обстрела носового орудия - до 300°, кормового - до 330° при возвышении обоих 30°, пулемета 360° при 75-85°.

Строительство советских бронекатеров (получивших проектный номер 1124) началось в 1933 году на заводе "Красный металлист" в Зеленодольске. В первых числах апреля 1937 года завод сдал Амурской флотилии 28 катеров проекта 1124.
Бронекатера предназначались для: разведки и огневой поддержки разведгрупп, конвоирования десанта, борьбы с переправами противника, патрульной службы, боя кораблями противника такого же класса, и имели следующие характеристики. Водоизмещение 41,7 т. Длина наибольшая (габаритная) 25,3 м; длина по ватерлинии 25 м; ширина с привальными брусьями 3,74 м; ширина по ватерлинии 3,6 м; осадка 0,75 м. Два двигателя ГАМ-34БП суммарной мощностью 1440 л.с (при 1770 об/мин) обеспечивали скорость хода 22 узла (при дальности плавания 520 км).



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

Водоизмещение, т: стандартное .................................. 41,7
Размерения, м: длина ................................................. 25,3
ширина........................................................................ 3,8
средняя осадка при полном водоизмещении ............... 0,75

Энергетическая установка: два реверсивных двигателя "ГАМ-34БП", общая мощность 1440 л. с.
Максимальная скорость .............................................. 22,0 узлов
Дальность плавания 12-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива ..... 2000 миль

Вооружение: 2 76-мм ПС-3; 2 12,7 ДШК.

Экипаж: 16 человек.

Малые речные бронекатера проекта 1125



Эти небольшие военные корабли вполне можно назвать речными танками. И дело не во внешнем сходстве, хотя некоторые бронекатера, оснащенные танковыми башнями, действительно напоминают своих сухопутных собратьев. Дело в совпадении боевых задач, возлагавшихся на ту и другую бронированную технику.

Для предохранения артиллерийской прислуги от осколков и ружейно-пулеметного огня проектировщики отказались от открытых артиллерийских систем и применили 76,2-мм горную пушку в башне танков Т-28 или Т-35, состоявших в то время на вооружении Красной Армии. Это сразу же решало проблему снабжения катеров боеприпасами - теперь стало возможным получать их на любых полевых армейских складах, поскольку в боевых условиях военные флотилии подчинялись армейскому командованию.

Правда, танковые башни не во всем удовлетворяли моряков. Ведь танковой пушке приходится в основном стрелять прямой наводкой, а корабельной и с закрытых позиций. Для корабельных условий крайне малым оказался угол возвышения танкового орудия - всего 26°. Последнее обстоятельство исключало и возможность ведения огня по самолетам противника, поэтому противовоздушную оборону БКА обеспечивали лишь пулеметы.

На катера, вступившие в строй в ходе войны, устанавливали как одиночные, так и спаренные пулеметы в башнях самых различных конфигураций. Для лучшего обзора сверху они, как правило, были открытыми или же оснащались большими откидными крышками.

Бронекатера имели малую осадку, чему способствовала большая полнота корпуса с прямостенными бортами и небольшими радиусами закруглений на скулах, а также плоское днище с открытыми туннелями гребных валов. У катеров последних серий винты и рули защищались шпорой.

Главный двигатель БКА - ГАМ-34Б с реверсивной муфтой был создан на базе авиационного мотора АМ-34. Для обеспечения катеров электроэнергией использовались генераторы с приводом от главного двигателя и аккумуляторы. На больших катерах дополнительно устанавливались трехкиловаттные генераторы с приводом от автомобильного (ЗиС-5) двигателя.

Передача от штурвала на руль - тросовая. В случае выхода ее из строя к выведенному на верхнюю палубу балеру руля прикреплялся румпель.

Навигационное оборудование бронекатеров было простейшим. Если БКА предназначался для действий на реках, в рубке, помимо штурвала и машинного телеграфа, устанавливали лишь шлюпочный компас. Если же катер действовал в районах, включавших озера, позади рубки устанавливали 127-мм компас на нактоузе. Связь с машинным отделением, радиорубкой и боевым отделением осуществлялась по переговорным трубам. Иллюминаторы в рубке прикрывались броневыми заслонками с узкими щелями.

У катера типа 1125 на ходу возникал дифферент на нос, и для его устранения спереди на скулах устанавливали волноотражатели. Позднее для уменьшения дифферента развал бортов в носовой части был увеличен.

Некоторые БКА оснащались реактивными установками типа «катюша», резко повышавшими их огневую мощь. Ракетное оружие к тому же оказывало на противника сильное деморализующее воздействие.



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

Водоизмещение, т: стандартное .................................. 29,3
Размерения, м: длина ................................................. 22,5
ширина........................................................................ 3,5
средняя осадка при полном водоизмещении ............... 0,6

Энергетическая установка: один реверсивный двигатель "ГАМ-34БП", общая мощность 850 л. с.
Максимальная скорость .............................................. 20,0 узлов
Дальность плавания 10-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива ..... 1000 миль

Вооружение: 1 76-мм ПС-3; 3 12,7 ДШК.

Экипаж: 10 человек
.