История службы сторожевых кораблей типа «Ураган» на первый взгляд неприметна. Им не доводилось участвовать в классических морских сражениях, выхо*дить в лихие торпедные атаки, уничтожать вражеские надводные корабли или подводные лодки. Обошли их стороной и высокие награды — за исключением разве что тихоокеанской «Метели», удостоенной в 1945 году гвардейского звания. 18 сторожевиков «дивизиона плохой погоды» воевали на всех четырех флотах, но остались в тени своих более крупных собратьев. В исторической литературе и мемуарах они упоминаются нечасто — невольно складывается впечатление, будто «ураганы» реально в Великой Отечественной войне почти не участвовали и большую часть времени отстаивались в базах. Но в действительности все было совершенно не так. СКР типа «Ураган» стали настоящими «рабочими лошадками» флота, без устали выполнявшими тяжелую, полную опасностей работу. Они несли дозорную службу, охраняли конвои, обстреливали вражеские береговые позиции, отражали воздушные налеты...
Сторожевые корабли типа "Ураган", "Гром" и "Туча" проектов 2, 4 и 39
26 ноября 1926 года по докладу Реввоенсовета СССР (РВС) Совет Труда и Обороны (СТО) утвердил «Шестилетнюю программу военно-морского судостроения I и II очереди», которая предусматривала, наряду с подводными лодками и торпедными катерами, строительство 18 сторожевых судов: в 1927 — 1930 годах восьми единиц (шесть для Балтики и два для Черного моря), а в 1928 — 1932 годах — еще десяти.
Назначение сторожевых судов: охранение крупных боевых кораблей эскадры МСБМ (до конца 1929 года все три оставшихся в строю линкора типа «Се*вастополь» находились на Балтике) на переходе морем и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника; дозорная и разве*дочная служба; эскортирование подводных лодок; конвоирование транспортных судов; постановка минных заграждений. При необходимости их предполагалось использовать и как быстроходные тральщики. Установка на сторожевых кораблях торпедного вооружения повышала их боевую устойчивость при встрече, в условиях плохой видимости, с крупными кораблями противника.
В ноябре 1926 года разработку сторожевого судна поручили группе специалистов судостроительной технической конторы Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Руководил проектированием первого советского СКР заместитель заведующего подотделом специального (военного) судостроения В.А.Никитин. Энергетическая установка сторожевых судов разрабатывалась ме*ханической технической конторой верфи под руководством талантливого инженера А.В.Сперанского. Разработкой ГТЗА руководил Б.С.Фрумкин. Группу котельщиков возглавлял Э.Э.Папмель. Научным консультантом проекта энергоустановки являлся известный ученый-теплотехник профессор Л.К.Рамзин.
В спецификации судна содержались основные тактико-технические элементы (ТТЭ): водоизмещение на испытаниях — 400 т, длина между перпендикуля*рами 70, ширина — 7,1, осадка — 1,9 м, главные механизмы - быстроходные турбины с зубчатой передачей, максимальная скорость при нормальных запасах топлива и воды — 29 уз., два 102-мм орудия, три 40-мм автомата системы Виккерса, три крупнокалиберных пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, мины, глубинные бомбы, параваны, тралы (для проводки линкоров через минные заграждения противника).
Сторожевые суда первой серии заложили на Северной судостроительной верфи 13 августа 1927 года, а на николаевском заводе — 24 октября того же года. Ленинградцы, учитывая небольшую спусковую массу корпусов этих судов (180 т) и их длину, решили вести строительство на горизонтальных стапелях с боковым спуском на воду на четырех дорожках. Сооружение стапелей начали в конце 1927 года, в марте следующего года на первом из них завершили установку стапель-блоков. 15 мая 1928-го приступили к сборке корпусов первых трех сторожевиков, в первых числах июля — к клепке конструкций корпуса последнего шестого судна. В Николаеве корабли заложили на малых продольных стапелях, на которых строились «новики» так называемой «ушаковской» серии.
Коллектив Северной верфи намеревался предъявить головной «Ураган» к сдаче 1 августа 1929 года и ввести его в строй 1 октября. Однако из-за возникав*ших в процессе его строительства серьезных и часто неизбежных трудностей эти сроки оказались нереальными и были перенесены. На 1 апреля 1928 года техническая готовность «Урагана» составила всего 5%, к 1 октября ее удалось довести до 20%. В итоге первый сторожевой корабль вошёл в состав Военно-Морского Флота СССР лишь 12 сентября 1931 г.
В ходе испытаний «Ураган» показал достаточно хорошие мореходные качества. Скорость полного хода достигала 26 уз. При скорости 14 уз корабль имел дальность плавания до 1200 миль.
На «Урагане» была установлена паротурбинная энергетическая установка общей мощностью 6400 л.с. В ней впервые в отечественном кораблестроении были применены два турбозубчатых агрегата, каждый из которых включал в себя по две турбины (высокого и низкого давления) частотой вращения соответственно 8400 и 4200 об/мин. Кроме того, в состав энергетической установки входили (также впервые примененные) паровые водотрубные котлы треугольного типа, пароперегреватели (давление пара 21 кг/см2) и пароструйные эжекторы (отдельно на каждую ступень паровых турбин). Повышению живучести энергетической установки способствовало эшелонное расположение котлов и агрегатов. Главный паропровод, электрокабельные трассы (размещались побортно) и ряд вспомогательных механизмов дублировались.
Корабль был вооружен двумя 102-мм артиллерийскими орудиями, несколькими полуавтоматическими 45-мм орудиями (позже заменены тремя 37-мм зенитными автоматами), палубным трехтрубным торпедным аппаратом для стрельбы 450-мм торпедами, брал на борт глубинные бомбы. В поздних модификациях устанавливались два бомбомета типа БМБ-2. Для траления мин имелось два комплекта параван-тралов К-1. Была предусмотрена возможность транспортировки мин заграждения (до 30 больших корабельных мин КБ или до 48 мин М-26) и их постановки с борта корабля. Первоначально сторожевик имел шумопеленгаторную станцию «Посейдон», впоследствии добавили гидролокационную и радиолокационную станции.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ: