http://www.polskatimes.pl/fakty/1436...tml#material_1


Sonik: Unia musi przyblokować rosyjskie elektrownie atomowe
rozmawia Anita Czupryn

Соник: Евросоюз должен заблокировать российские атомные электростанции
Беседу ведёт Анита Чупрын


С Богуславом Соником, вице-председателем Комиссии Охраны Окружающей Среды, Общественного Здоровья и Безопасности Продовольствия Европейского Парламента беседует Анита Чупрын

Анита Чупрын: Прямо на границе с Польшей русские хотят построить атомную электростанцию. И это лишь начало больших проектов. Под Санкт-Петербургом должны быть построены десять дополнительных атомных блоков. Во вчерашней статье «Polska» указала на угрозы, которые несут эти российские проекты как нам, так и Европе. Может ли Евросоюз заблокировать это строительство?

Богуслав Соник: В Европейский Парламент ещё не поступила официальная информация об этом. Я сам узнал о русском атоме из вашей статьи. Основная вещь, которую мы можем сделать, это установить требования безопасности для строящихся в России электростанций. Как известно, в Евросоюзе очень строгие правила относительно безопасности. Сегодняшние современные ядерные реакторы в случае аварии сами себя тушат, в отличие от того, что было в Чернобыле, где температура в них росла вплоть до взрыва. Именно поэтому Болгария и Литва перед вступлением в Евросоюз должны были закрыть свои атомные объекты, как раз из-за устаревших технологий.

Анита Чупрын: Но Россия не входит в Евросоюз. Значит ли это, что она может строить, что хочет, без всякого контроля со стороны стран ЕС?

Богуслав Соник: Евросоюз должен начать политические переговоры с Россией на эту тему и даже попытаться подписать договор о сотрудничестве. Следовало бы также призвать к действиям Европейское Атомное Агентство со штаб-квартирой в Вене. Оно может непосредственно принудить русских использовать современные, безопасные технологии.

Анита Чупрын: Вы думаете, русские безропотно подчинятся?

Богуслав Соник: Ну, да, поскольку проблема российских электростанций и исходящих от них угроз важна не только для Польши, но также и для других европейских стран, не только приграничных. Поэтому политические переговоры должна взять на себя Европейская Комиссия. Именно так было, когда Россия заблокировала продажу польского мяса. Хотя блокирование таких объектов, наверняка, будет непростым.

Анита Чупрын: Как выглядит процедура в таких случаях? Должны ли мы создать коалицию с другими государствами, а может, Европейский Парламент мог бы принять специальную резолюцию, оказать сильное давление на Россию?

Богуслав Соник: Достаточно, чтобы 40 евродепутатов предложило эту тему лидерам политических групп Европейского парламента. Они решают, будет ли этот вопрос обсуждаться на сессии. Такая процедура занимает несколько месяцев. Резолюция, принятая парламентом, открывает поле деятельности для Европейского Совета, чтобы он мог предпринять необходимые шаги. Например, послать независимых экспертов, которые проверят российские технологии. Пустить экспертов может заставить Россию также Агентство Атомной Энергии. В конце концов, такие действия обоснованы, поскольку мы пережили катастрофу в Чернобыле. Это даёт основания требовать от России, чтобы она согласовывала с ЕС свои планы. Но лучше всего, чтобы председательство Евросоюза начало переговоры с Россией. Сейчас и в ближайшие полгода председательство в руках шведов, а, как мы знаем, они весьма чувствительны к такого типа проблемам, связанным с безопасностью.

Анита Чупрын: Угроза катастрофы в случае аварии на электростанции, которая строится под боком у Евросоюза без всякого контроля, - это одно. Другое - угроза нашим интересам. Ведь мы хотим вместе с литовцами построить свою атомную электростанцию.

Богуслав Соник: Вдобавок мы собираемся строить атомную электростанцию в Польше. Одна такая электростанция обеспечивает всего лишь 4% энергетических потребностей. В то время как Россия давно уже поговаривала, что хочет перейти на атомную энергию. Если они говорят о том, что хотят построить десять блоков, то их намерения ясны – они хотят экспортировать энергию. Это будет дешёвая энергия, и в то же время русские создадут ценовую конкуренцию для тех источников, которыми мы пользуемся.

Анита Чупрын: Но в таком случае выгодно ли нам строить электростанции в Польше и в Литве, если мы сможем покупать дешёвую энергию у русских?

Богуслав Соник: Это должно лишь стимулировать нас продолжать наши атомные проекты. Мы не можем допустить, чтобы русские диктовали нам цены. Поэтому я не думаю, что мы откажемся от строительства наших электростанций. Мы должны осознавать, что Россия будет важным игроком. Русские исходят из предположения, что нефть и газ всегда будут в цене. Значит, возможен и такой вариант, что дешёвый атом обеспечит энергией их население, а прибыль они будут продолжать получать от продажи газа и нефти. Мне самому интересно, как отреагирует Евросоюз. Германия недавно приняла закон о закрытии своих атомных электростанций. Но в таком случае, не вернутся ли они, однако, к их модернизации? Эта проблема становится больным политическим вопросом.

Анита Чупрын: И может создать новое движение в пользу атома в Европе?

Богуслав Соник: Вот уже три года, с тех пор, как Россия перекрыла вентили газа и нефти, энергетическая безопасность в Европе воспринимается необыкновенно серьёзно. В области энергии в последнее время происходит очень многое, и это позитивное явление. Германия хочет финансировать проект в Сахаре – строительство огромной солнечной электростанции. Это эксперимент, поскольку эта энергия ещё не прошла испытания, но, наверняка, она безопаснее атомной. До 2020 года использование возобновляемой энергии должно будет достичь у нас 20%. Можно ожидать, что Россия не захочет остаться позади.
http://inoforum.ru/forum/index.php?showtopic=5678