Grzegorz Ślubowski
Puste duchy Rosji

Гжегож Слюбовский
Бездушные привидения России



Столь бесцветных людей, стоящих у власти, в России давно уже не было. Такое впечатление могут произвести президент Дмитрий Медведев или глава православной Церкви Кирилл на тех, кто общался с ними. Россияне, как показывают все опросы, тоскуют по авторитету. Однако никто не обладает харизмой, которую излучал Борис Ельцин, когда он вёл людей на баррикады. Несмотря на то, что с момента изменения строя прошло почти 20 лет, пустота на месте советской идеологии ничем не заполнена.

--------------------------------------------------------------------------------

В России продолжается соперничество между православием и сторонниками западного пути развития, а также идеологией коммунистической реставрации. Кремль без особого успеха пытается произвести синтез трёх этих направлений, и на основании этого создать государственную идеологию. Элита власти, однако, всё чаще приходит к убеждению, что Россия должна возродиться благодаря Церкви. У неё должен быть свой путь развития, отличающийся от всего западного мира, подчёркивающий значение государства и общества, а не роль личности. Самого надёжного союзника власть приобрела в творческой интеллигенции.

Идеальным идеологом этого направления является знаменитый режиссёр Никита Михалков, потомок аристократического рода, который входил в элиту и во времена Советского Союза. Его отец был создателем как советского, так и российского гимнов. Михалков не раз подчёркивал, что своим духовным наставником считает философа Ивана Ильина – идеолога эмигрантских правых и «белой» России. Во многих фильмах, а выразительнее всего в «Сибирском цирюльнике», режиссёр идеализирует царскую Россию. Он показывает её как страну социальной справедливости. Но преемников давней власти он видит в нынешних правителях. Эти они, даже если им и случается ошибаться, представляют российские государственные интересы, кажется, говорит режиссёр в фильме «Государственные интересы» (нет у Михалкова такого фильма, что имел в виду автор, не знаю – прим. перев). В последнем своём фильме «12» Михалков показывает присяжных, которые должны решить судьбу чеченского подростка, обвинённого в убийстве русского офицера. Единственным, кто правильно оценивает ситуацию и в состоянии принять верное решение, является сам Никита Михалков, который играет бывшего офицера Федеральной Службы Безопасности. Потому что только люди, вышедшие из спецслужб, могут «спасти» Россию – утверждает автор.

Никита Михалков и сам пытается стать российским духовным наставником. «Вы тот, кто ведёт российскую интеллигенцию», - сказал Владимир Путин на дне рожденья режиссёра. Представители российской интеллигенции, особенно её либерального направления, считают Михалкова гениальным режиссёром, но в то же время циником, который на самом деле не верит ни в какие ценности, а лишь ведёт изощрённую игру в собственных интересах. Михалков особенно скомпрометировал себя в качестве председателя Российского Союза Кинематографистов. Его противники обвиняют его в том, что он продал здание Союза в центре Москвы. Большинство режиссёров и актёров вышли из Союза. Михалкова в творческой среде ненавидят, власть всё чаще пренебрегает им.

Не является духовным лидером России и бывший советский диссидент, наиболее известный защитник прав человека Сергей Ковалёв. Несомненно, это он продолжает традиции прозападной русской интеллигенции, критически настроенной по отношению к любым формам авторитаризма, так называемых западников. Ковалёв продолжает дело Александр Герцена, а в советские времена – Андрея Сахарова. Во время первой чеченской войны, будучи российским депутатом, в осаждённом Грозном он через громкоговоритель убеждал российских солдат, что они воюют за неправедное дело. Многие «патриоты» назвали его тогда предателем. С самого начала он также весьма критически относился к Владимиру Путину и его преемнику Дмитрию Медведеву. Он убеждал, что Россия, чтобы стать демократической страной, должна порвать со своим прошлым, осудить преступления сталинизма и забыть о державных амбициях. Для него и части прозападной интеллигенции самым важным было то, чтобы Россия стала, наконец, частью Запада. В начале 90-х годов казалось, что шансы на это есть. Сергей Ковалёв был депутатом, принимал участие в большой политике. Сегодня к его квартире в обычной пятиэтажке в центре Москвы, так называемой «хрущёвке», не идут толпы. Лишь время от времени приходят иностранные корреспонденты за комментарием наиболее известного диссидента.

Сергей Ковалёв, вдова Андрея Сахарова Елена Боннер или Валерия Новодворская, то есть прозападная часть интеллигенции, в России маргинализована и изолирована. Её представителям закрыт доступ к российским СМИ. Частично потому, что все они отождествляются с переменами в России начала 90-х годов, с так называемой российской демократией. Эта модель скомпрометирована в глазах большинства россиян. Для огромного большинства изменение государственного строя обозначало хаос, снижение уровня жизни и утрату национальной гордости. В этом смысле произошёл раскол между интеллигенцией, во всяком случае, её частью и российским народом. Ибо он всё ещё тоскует по советской социальной структуре, хотя и с элементами ярко выраженного национализма.

Согласно последним критериям духовным вождём русских должен был бы стать Эдуард Лимонов. Он не стал им, несмотря на то, что популярность его самого и его партии постоянно растёт. Лимонов, в советские времена бывший диссидентом, а позже эмигрировавший во Францию и Соединённые Штаты, прославился скандальным романом со смелыми эротическими сценами «Это я, Эдичка», в котором он критически описывает жизнь российских эмигрантов на Западе. После распада Советского Союза он вернулся в Россию и включился в политическую жизнь, основав Национал-Большевистскую Партию. Политическая элита его прокляла. Однако его партия, состоящая из людей молодых или очень молодых, стала наиболее энергичной, а часто и единственной оппозицией в путинской России. Вместе с Гарри Каспаровым Лимонов создал организацию Другая Россия – единственную альтернативу Кремлю. В то же время он не отрёкся от своего увлечения сталинизмом. Официально он не раз заявлял, что Украина и Белоруссия – это временные государства. Он также ведёт личную войну с Никитой Михалковым, которого обвиняет в цинизме и трусости.

Эдуард Лимонов стал вождём определённой части российской молодёжи, но его одобряет и большая часть антипутинской интеллигенции. Его сторонники повторяют, что перед лицом финансового кризиса и идеологического вакуума Лимонов является единственной альтернативой нынешней властной элите. Однако и ему, и прочим оппозиционерам, однако, далеко до великого государственного деятеля, которого всё ещё ожидают россияне. Для большей части общества «духовные вожди» остаются бездушными привидениями
.