http://wyborcza.pl/1,76842,6599840,P...do_Europy.html
Polska może pomóc Rosji zbliżyć się do Europy
Rozmawiał w Moskwie Wacław Radziwinowicz
Польша может помочь России приблизиться к Европе
В Москве беседу вёл Вацлав Радзивинович
- Россия уже не империя и никогда больше ею не будет. Она не может подходить к Польше с чувством превосходства, смешанного с комплексами, - говорит участник польско-российского Форума Гражданского Диалога, который сегодня состоится в Москве.
В Форуме, который сегодня собирается в Москве, примут участие известные творческие личности, журналисты, политологи и политики обеих стран. Это уже четвёртая такая встреча, которая должна служить сближению Польши и России. Руководят Форумом совместно российский заместитель министра иностранных дел Леонид Драчевский и польский режиссёр Кшиштоф Занусси. Российскую сторону будут представлять, в частности: Михаил Швыдкой, советник президента и бывший министр культуры; Александр Волошин, бывший руководитель кремлёвской администрации; Константин Косачёв, глава иностранной комиссии Думы. Из Польши будут, в частности: заместитель министра иностранных дел Анджей Кремер, бывший министр иностранных дел, а в данный момент глава польско-российской комиссии по трудным вопросам Адам Даниэль Ротфельд, депутат Павел Залевский и Адам Михник.
Вацлав Радзивинович: Зачем России нужен Форум Гражданского диалога именно с Польшей?
Владимир Познер: Мне кажется, что из всех стран Восточной Европы Польша для нас самая интересная и особенная. Это проистекает из нашей общей, очень трудной истории. Наши самые выдающиеся мыслители и поэты, такие, как Александр Пушкин или Герцен, о Польше говорили с пониманием и симпатией. И это вовсе не дежурный лозунг, потому что для русской интеллигенции Польша с давних пор была символом свободы. Психологически она для нас важнее даже Франции.
Вацлав Радзивинович: Вы говорите о прошлом…
Владимир Познер: … но очень недавнем. Если среднего россиянина спросить на улице про Леха Валенсу, он ответит, что это лидер «Солидарности». А если спросить его хотя бы про Вилли Брандта, он не будет знать, кто это. «Солидарность» - это для нас часть легенды о польской свободе. Сегодня русские смотрят на вашу страну, как на мост, соединяющий с Западом. Они понимают, что Польша может помочь в приближении нас к Европе, но может и помешать.
Вацлав Радзивинович: Однако, Вы не станете отрицать, что в последние годы Польша практически отсутствовала в российских СМИ.
Владимир Познер: Сейчас это изменяется к лучшему. Частично потому, что политику братьев Качиньских мы видели как в корне антироссийскую. Частично потому, что в 90-е годы наши лидеры как только могли подчёркивали, что с нами – великой сверхдержавой – равняться могут только Соединённые Штаты. И это они, а также несколько важнейших западных держав могут быть для нас интересными партнёрами.
Это ошибка, вредная иллюзия. Россия – уже не империя и никогда больше ею не будет. И она не может больше смотреть свысока на своих соседей. Не может подходить к Польше, как это было до сих пор, с особым чувством превосходства, смешанным с комплексами. В интересах нашей страны сближение с Польшей.
Вацлав Радзивинович: Но возможно ли это? Настоящего перелома в отношениях наших стран не будет, если мы не договоримся хотя бы по проблеме Катыни. А это сегодня кажется недостижимым.
Владимир Познер: Да, это очень трудно. Мы должны признать, что это было преступление, жертвой которого пали совершенно невинные люди. Мы должны рассекретить и опубликовать документы катынского расследования, которое 15 лет вела наша прокуратура. Позиция России в этом и многих других делах неправильна, и притом опирается на ложные предпосылки. Мы хотим обойти молчанием Катынь, потому что мы готовы до последнего защищать доброе имя империи. Мы всё никак не можем понять, что империи уже нет и не будет.
Вацлав Радзивинович: Польская сторона в отношениях с Россией тоже не без греха.
Владимир Познер: Извините, но для меня это не имеет значения. Я, например, считаю решение о строительстве элементов ПРО в Польше глупым и вредным. Но не об этом я хочу говорить в диалоге с поляками. Потому что меня касается позиция не Варшавы, а Москвы. Я должен ясно и чётко сказать, что у Польши есть причины обижаться на Россию, а у России на Польшу – нет. Это мы многократно были агрессорами по отношению к вам. И чтобы нормально разговаривать с соседями, мы должны осознать это и признаться в этом.
Вацлав Радзивинович: Вы добровольно вызвались участвовать в Форуме Гражданского Диалога.
Владимир Познер: Меня невозможно куда-нибудь призвать. Летом прошлого года мне позвонил Леонид Драчевский (бывший посол России в Варшаве, сегодня заместитель министра иностранных дел – прим. автора), который на форуме возглавляет российскую сторону, и попросил, чтобы я приехал в Варшаву. Я не эксперт по Польше, я не был в вашей стране с 1948 года. Но я неплохо знаю вашу литературу, нашу общую нелёгкую историю. Фамилия у меня тоже из Польши: ведь Познер – это значит «еврей из Познаня». И, кажется, мне есть что сказать в диалоге с поляками. Поэтому в сентябре я был на Форуме в Варшаве и также буду на нём в среду в Москве.
75-летний Владимир Познер – выдающийся телекомментатор. Это он в 80-е годы вёл исторические телемосты СССР – США. До осени 2008 года он на протяжении многих лет был руководителем Российской Телевизионной Академии.