http://wyborcza.pl/1,75248,6616399,N...Eurowizji.html

Robert Sankowski
Nadzieja dla Eurowizji

Роберт Санковский
Надежда для Евровидения


Субботний финал Конкурса Песни Евровидения в Москве был, кажется, наиболее политическим за всю 50-летнюю историю конкурса. Но вот парадокс – победа норвежца, родившегося в Белоруссии, вернула веру в смысл существования фестиваля.

О том, что Евровидение будет иметь особенное, не относящееся к музыке, значение, известно было ещё год назад, когда победил Дима Билан (следующий конкурс происходит в стране победителя). Триумф России на конкурсе, десятилетиями считавшемся синоним западной развлекательной индустрии, - в этом было что-то символическое. Для русских этот символ имел большое значение. Чтобы обеспечить себе победу, они прибегли к оружию самого крупного калибра – песню для Билана написал сам Тимбаланд, создатель, в частности, хитов Мадонны. После этого было ясно, что и московский финал должен продемонстрировать возможности современной России.

Это удалось. Выступлением танцоров в оригинальном водном балете с субботы восхищаются в интернете на форумах разных стран. Весь концерт произвёл неплохое впечатление смесью современного шоу с игрой стереотипными представлениями Европы о хозяевах мероприятия – в программе был и диалог с космической станцией «Мир» (так в тексте – прим. перев.), и инсценированные уличные сценки, из которых можно было узнать, ходят ли по улицам Москвы белые медведи и правит ли Россией КГБ.

Эта последняя шутка прозвучала довольно двусмысленно – не было никакого сомнения в том, что Россия использует Евровидение, чтобы показать нечто большее, нежели просто свою поп-культуру. Сам премьер Путин появился на репетиции перед концертом, чтобы за всем проследить своим хозяйским глазом. В мероприятии отражались различные лица современной России. В том числе и те, которые она хотела бы спрятать от Европы. Сначала по стране прокатилась дискуссия, может ли представлять Россию певица с Украины, а за несколько часов до финала на улицах Москвы милиция разгоняла демонстрацию российских геев. Добавим ещё российско-грузинский конфликт, который закончился снятием с конкурса из-за нарушения правил (в конкурсе не могут участвовать песни с политическим подтекстом) композиции «We Don't Wanna Put In» грузинской группы 3G.

Но ведь это только кажется, что политика на Евровидении – такая уж новость. В 60-е годы в результаты конкурса, согласно легенде, пытался вмешиваться испанский диктатор Франко, в 70-е – арабские телеканалы прерывали трансляцию, когда на сцене появлялся представитель Израиля, а несколько лет тому назад Украина послала на конкурс группу GreenJolly с гимном оранжевой революции «Разом нас багато».

Политической является и сама идея конкурса – швейцарец Марсель Безансон в 50-х годах придумал его, чтобы помочь ликвидировать разделённость в послевоенной Европе.

С течением времени эта идея стала пародией на самоё себя - от тех лет, когда побеждали Сэнди Шоу, Лулу или Абба, осталось лишь смутное воспоминание, фестиваль стал синонимом китча, а европейская солидарность проявляется на нём, главным образом, во время голосования в региональных балканских или скандинавских коалициях.

Несмотря на это, нынешний финал мог бы понравиться Безансону. Победитель Александр Рыбак – это своеобразный символ объединения Европы: родившийся в Белоруссии, он с четырёх лет живёт в Норвегии и с успехом представляет свою новую Родину. Вдобавок он выступил с неплохой песней, которая понравилась многим странам, как на Западе, так и на Востоке. Его «Fairytale» - это симпатичная песенка поп, запоминается почти так же легко, как хиты классической эпохи конкурса. На вершине оказались ещё – побеждая волну дешёвки – удачная поп-композиция «Is It True?» из Исландии, а также написанная самим Эндрю Ллойдом Уэббером «It's My Time».

Может быть, подействовали новые принципы голосования – с этого года половина голосов принадлежит зрителям (они посылают их при помощи SMS), а половина - профессиональному жюри. А может, европейская публика и в самом деле соскучилась по хорошей поп-музыке, а для Евровидения есть ещё надежда?
.