http://polskatimes.pl/opinie/wywiady...niem,id,t.html
Rosja mami ociepleniem
Rozmawia Anna Gwozdowska
Россия обольщает потеплением
Беседу вела Анна Гвоздовская
С Ежи Мареком Новаковским, историком, публицистом беседует Анна Гвоздовская.
Анна Гвоздовская: Большинство серьёзных проблем в польско-российских отношениях до сих пор не решены. Имеет ли смысл предстоящий визит премьера Путина, о котором мы вчера писали в «Польше»?
Ежи Марек Новаковский: Собственно говоря, это прекрасно, что трудные проблемы в наших отношениях не разрешены. Это может произойти только тогда, когда одна из сторон капитулирует. Северный газопровод, правда о Катыни, европейская политика по отношению к Украине и Белоруссии – всё это споры стратегического характера. Так что трудно ожидать, что скоро появится какое-то решение, удовлетворяющее обе стороны.
Анна Гвоздовская: Так зачем нам этот визит?
Ежи Марек Новаковский: Это всего лишь медиа-фетиш. Ведь русские в отношениях с Польшей играют охлаждением и потеплением отношений. Если сейчас как раз потепление, то это хорошо. Это облегчит нам управление восточной политикой Евросоюза. Визит Путина для нас ценен тем, что мы в очередной раз сможем показать партнёрам по Евросоюзу, что мы не русофобы и у нас с Россией нормальные отношения. Есть много мелких вопросов, которые надо решить, например, визовый режим с Калининградом, инвестиции, которые невозможно провести в Российской Федерации без защитного зонтика государства.
Анна Гвоздовская: Министр Радослав Сикорский говорил также о скором решении проблемы судоходства в Вислинском заливе.
Ежи Марек Новаковский: Вопрос только – зачем оно нам нужно. Порт в Эльблонге никогда не будет полноценным морским портом. Если же русские откроют судоходство, то при условии, что мы примем участие в углублении фарватера. А это как раз усилит порт в Калининграде, который конкурирует с Гданьском.
Анна Гвоздовская: Может быть, более тёплый тон русских по отношению к Польше – это какие-то русско-американские закулисные игры?
Ежи Марек Новаковский: Я думаю, дело, скорее, в том, чтобы реализовать проект Северного газопровода. Швеция и Финляндия уже высказались против газопровода. У них был великолепный аргумент – они говорили, что Россия в конфликте со многими европейскими государствами. Поэтому хорошие отношения с Польшей выбивают это оружие из рук противников газопровода. Впрочем, в области энергетики русские тоже от нас зависят. Польша положила лапу на транзит русской нефти. Если бы вдруг мы заявили, что у нас авария, то русские подавились бы своей нефтью.
Анна Гвоздовская: Какое же значение будет иметь визит Путина?
Ежи Марек Новаковский: В таких случаях я всегда припоминаю знаменитые слова Заглобы (персонаж «Трилогии» Сенкевича – прим. перев.): «Что случится, если поляки проиграют под Варшавой? Ничего не случится». Если премьер Путин не приедет, ничего не случится. Если приедет, то хорошо. Обмен визитами премьеров между Польшей и Россией должен быть нормальным явлением. Вот и всё. Если его нет, это плохо. Если есть, значит, мы ведём нормальный диалог. Но это не очевидно