http://www.rp.pl/artykul/9133,313504...eniadze__.html

Paweł Jabłoński
Rosyjska ekspansja za niemieckie pieniądze

Павел Яблоньский
Российская экспансия за немецкие деньги


Предвыборный период никогда не бывает хорош для рациональной экономической деятельности, особенно, когда повсюду хозяйничает кризис.

Это было особенно заметно во время переговоров о спасении «Опеля». За неделю до выборов в европарламент и за несколько месяцев до инаугурации в Бундестаге величайшие политики мира: президент Барак Обама, премьер Владимир Путин и канцлер Ангела Меркель – сообща решили спасать «Опель». Были найдены предприятия, готовые представлять этот процесс, хотя в действительности заплатит, прежде всего, немецкий налогоплательщик.

В субботу утром было согласовано, какой кредит предоставит и какой кредит гарантирует «Опелю» немецкое правительство (около 6 миллиардов евро). Формальный спаситель концерна, то есть консорциум, руководимый российским государственным Сбербанком, должен инвестировать в предприятие всего 500-700 миллионов евро. А это означает, что второго по величине немецкого автопроизводителя оценили всего в 900-1300 миллионов евро. На нашей бирже присутствуют, по крайней мере, девять польских фирм, которые стоят больше.

Несмотря на столь низкую оценку, желающих спасти немецкую фирму было немного. Это тоже знак времени, свидетельствующий о том, что будущее автомобильной промышленность не блестящее. Но мы также получили и доказательство того, что в развитых стран сейчас банкротства крупных фильм невозможны.

Интересно, что в итоге спасителем «Опеля» оказался российский банк. Правительство Ангелы Меркель, видно, считает, что благодаря России немецкая экономика может развиваться. Германия, будучи большой страной, также не опасается, что вслед за российским капиталом придут политические требования.

С точки зрения России выкуп «Опеля» был шедевром. Благодаря кризису за небольшие деньги было куплено современное предприятие, автомобили которого имеют шанс покорить российский рынок. А вдобавок укрепились связи с экономикой и политикой главной страны ЕС. И совершило это государство, пребывающее в глубоком кризисе.

Для Польши это плохой расклад. Нам труднее станет убеждать Германию и Евросоюз, что российская политика экономической экспансии – особенно в области энергоносителей – может быть опасна для нашей суверенности. Хуже того, эта операция напоминает ещё и о нашей беспомощности. Польские фирмы, хотя и лучше переносят кризис, чем соседи, не способны использовать проблемы в соседних государствах и выкупить крупные заграничные фирмы.
.